Повторение изученного в начальных классах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повторение изученного в начальных классах



Урок 4. Состав слова

Знать: морфема — значимая часть слова (в отличие от слога), передающая определенные языковые значения.

Формирование умений: находить морфемы в слове, доказывая, что это значимая его часть; отличать слова с одинаковыми по звучанию корнями от однокоренных; учитывать при подборе однокоренных слов значение корня слова.

 

I. Запись на доске слова повредит и разбор его по составу.

Учитель напоминает учащимся порядок разбора слова по составу: он начинается с определения принадлежности слова к части речи; затем выясняется значение слова (повредит — причинит вред). После этого выделяется окончание и указывается, что оно обозначает (это закрепляет представление школьников о связи структурного состава слова с его морфологическими признаками).

Образец ответа учащегося, к которому необходимо стремиться уже в V классе.

Повредит — глагол, обозначает действие — причинит вред. Окончание -ит указывает на то, что этот глагол II спряжения стоит в будущем времени, 3-м лице, единственном числе. Такое же окончание в глаголах висит, сгорит, закричит и пр. Приставка по - — неизменяемая на письме. Такая же приставка в словах поговорить, побелить, поворот и др. Корень -вред-. Этот же корень в словах вредный, вредить и т. д.

Такой порядок разбора слова по составу не противоречит разбору, предлагаемому в учебнике. Как показывает практика, он помогает школьникам яснее осознавать морфему как значимую часть слова, отличающуюся от слога или любой произвольно отсекаемой части слова, выявлять значения морфем, обогащает слова запас школьников.

II. Упр. 16 (устно). Учащиеся выписывают слово удивился, выделяют его корень.

III. Запись в «Словарь корней».

-див- (-дивл-): диво (сущ.), дивный (прил.), удивление (сущ.), удивительный (прил.), удивиться (гл.), удивительно (нар.).

(Внимание учащихся обращается на то, что во всех записанных словах обязательным является выделение корня и указание на принадлежность слова к части речи.)

Указываем на чередование вл // в. С некоторыми из записанных в словарь слов устно составляются предложения.

Вопросы классу:

— Как называются слова с одним и тем же корнем?

— Что надо учитывать при подборе однокоренных слов?

— Являются ли однокоренными слова горе, гора?

IV. Запись под диктовку.

По ходу записи учащиеся должны выделить корень в глаголах[4] объяснить графически выбор в нем безударной гласной: одной чертой подчеркнуть ту гласную, которую надо проверить, двумя ту, которой она проверяется. Кроме того, в глаголах выделяются приставки, в прилагательных — окончания; в словах брюшка, тропинка — суффиксы.

О б р а з е ц:

 

Мы разглядели в высокой траве светлячка. Конец его брюшка светился холодным огоньком. В теплые летние дни вдоль тропинок появлялось много светлячков. Вечерами тропинка украшалась зелеными фонариками огоньками.

(По И. Соколову-Микитову.)

 

Домашнее задание: § 5, упр. 20, 21; запомнить написание слов из «Словаря корней».

Урок 5. Орфограмма

Знать: что такое орфограмма.

Формирование умения находить орфограммы в различных морфемах.

 

I. Запись на доске слов дом — дома́. В корне слова дом буква о стоит под ударением, поэтому в написании гласной в корне этого слова нет выбора букв. В корне же слова дома́ есть выбор букв (а или о), потому что гласная корня стоит в безударном положении. То есть в корне данного слова есть буква, написание которой определяется правилом. Такие буквы называются о р ф о г р а м- м а м и.

Итак, в слове дом в корне нет орфограммы, в слове дома — орфограмма в корне — буква о (проверочное слово — дом).

Запись на доске: орфограмма (греч.), орфос — правильный, грамма — письмо.

II. Чтение материала § 6 на с. 11-13.

— Что такое орфограмма?

— Как вы понимаете выражения «орфограмма в корне», «орфограмма в окончании»?

Учитель дает образец графического обозначения (объяснения) орфограммы: указывается часть речи, затем выделяется часть слова, в которой есть орфограмма. Одной чертой подчеркивается та буква, написание которой следует проверить, двумя — та, которой определяется ее выбор.

Запись образцов обозначения (объяснения) орфограмм в различных морфемах:

III. Запись слов — по два примера — с орфограммой в корне и окончании.

IV. На доске записаны слова удивить, скрип, глядеть, загадать, жалеть, загадка, жалко, скрипучий, стрелка, взгляд. Учащиеся должны вначале прочитать только те, в корнях которых нет орфограммы, затем те, в корнях которых она есть. (Упражнение направлено на отработку умения «видеть» орфограмму в слове, то есть «видеть» те места, где можно допустить ошибку в написании слова.)

Затем слова, в которых нет орфограмм в корне, стираются с доски. Оставшиеся слова учащиеся записывают и графически объясняют выбор гласной в корне.

При подборе однокоренных слов желательно использовать два способа:

1) изменение формы слова; 2) подбор однокоренного проверочного слова. Запись лучше делать в два столбика.

Делается вывод о том, что безударная гласная в корне может быть проверена:

1) изменением формы слова; 2) подбором однокоренного проверочного слова.

 

V. Упр. 25, 26 (частично).

 

VI. Объяснительный диктант (при записи предложений безударные гласные в корнях выделенных слов объясняются графически).

 

Я возвращался к себе в деревню. Тропинка проходила по просеке в сосновом лесу. Все вокруг было покрыто пахучими травами. На поляне около опушки я разглядел синие цветы. Полянки с ними были похожи на малюсенькие озера с синей водой. Я сорвал цветок. Когда я встряхнул его, в нем прогромыхали созревшие семена.

(По К. Паустовскому)

Домашнее задание: § 6, упр. 27; повторить слова, записанные в «Словарь трудных слов».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.232 (0.006 с.)