Урок 46. Обобщающие слова при однородных членах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 46. Обобщающие слова при однородных членах



Знать: что такое обобщающие слова, какова их роль в речи.

Уметь: находить обобщающие слова, ставить знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах.

 

I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся составляют схемы предложений.

 

1. Ласточка выпила воды в рассказала Дюймовочке свою историю. 2. Лебеди испустили какой-то странный крик, взмахнули большими крыльями и полетели с холодных лугов в теплые края.

 

II. Опрос.

1. Связный рассказ об однородных членах предложения.

2. В это время ряд учащихся работают по карточкам.

 

К а р т о ч к а № 1

 

Списать, расставляя знаки препинания, составляя схемы предложений.

 

1. Подул легкий ветерок с тихим шорохом проб..жал по всему саду и вскоре затих. 2. Прил..тели птицы и наполнили лес своим пением. 3. Склонились ветви деревьев спрятали молодые гри..ки. 4. Девочка сняла серебряные башмачки см..хнула с них дорожную пыль и спрятала в сумку.

(А. Волков.)

 

К а р т о ч к а № 2

 

Списать предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркнуть одно родные члены, составить схемы предложений.

 

1. В городском парке росли лилии розы тюльпаны. 2. Дюймовочка нагнулась над птицей раздвинула перышки и поцеловала ее прямо в закрытые глазки. 3. Рыбки столпились у стебля и живо перегрызли его своими зубами.

 

III. Объяснительный диктант.

 

Книга — наш советчик и друг. Из книг, журналов, брошюр мы узнаем много интересного о жизни на Земле. Над созданием книг трудятся писатели, художники, печатники. Труд их сложен, но важен и почетен. Ты помни об этом, береги книги!

 

IV. Объяснение нового материала (с. 80 учебника).

 

V. Закрепление материала.

1. Упр. 201 (устно).

2. Запишите предложения, проанализируйте их, составьте схемы.

 

Хорошие книги любят все: взрослые, старики, дети. Умная книга научит тебя многому: доброте, честности, справедливости. Старайся читать разные книги: сказки, фантастику, приключенческую литературу.

 

3. Схематический диктант (учащиеся, не записывая предложений, составляют их схемы).

 

1. В саду у сторожа росли цветы: гвоздика, лилии, тюльпаны. 2. В зоопарке живут разные звери: тигры, львы, слоны, обезьяны. 3. Конь вышел, вытянул голову и заржал. (К. Паустовский.) 4. Звезды тускнеют и тают в синем небе. (Д. Зуев.) 5. Охотник не пошел в лес, а свернул к озеру. 6. Звонко, тонко журчит в ручье волна. (А. Блок.) 7. Лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладили клювами. 8. Ручная ворона сидела на воротах и хлопала крыльями.

Домашнее задание: § 40; упр. 202.

 

Урок 47. Обращение

Знать: определение понятия; об использовании обращения в речи.

Уметь: находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращением; использовать обращения как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения с обращением.

 

I. Объяснение нового материала.

Наблюдения на с. 81. (При анализе материала обратить внимание учащихся на то, что местоимения ты, вы на письме запятыми не выделяются.)

Учащимся можно предложить рифмованное правило об обращении.

 

ОБРАЩЕНИЕ


Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звездам или птицам

Можно смело обратиться.

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.


(А. Косоговский.)

 

II. Закрепление материала.

1. Упр. 207 (устно).

2. Запись под диктовку предложений, разбор их по членам. (Выполнение работы не займет много времени, если предложения будут спроецированы с помощью графопроектора на доску. После их разбора накладывается слайд со знаками препинания.)

 

1. Я вам, друзья, открою тайны здешних мест. 2. Братцы, что он про меня сочиняет? 3. Цветик, становись на бочку и читай свои стихи. 4. Вы нас очень напугали своим воздушным шаром. 5. Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь.

(Н. Носов.)

 

Выполняя задание, учащиеся должны закрепить знания о знаках препинания при обращении, о том, что обращение не является членом предложения, а местоимения ты, вы на письме запятыми не выделяются. В последнем предложении после ты стоит запятая, так как дальше идет обращение.

3. Упр. 209 (устно).

4. Беседа с классом.

Учитель сообщает школьникам, что часто по обращении можно понять, каков тот человек, который обращается, и тот, к кому обращаются. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство. Очень часто обращение раскрывает героя произведения. Предлагается вспомнить те отрывки из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, где встречаются обращения.

— В каких случаях и как царица обращается к зеркальцу? Как характеризуют царицу эти разные обращения: свет мой зеркальце и мерзкое стекло?

— С какими словами обращается царевна? Елисей? Как это характеризует их? (Бабушка, братцы вы мои родные; свет наш Солнышко.)

Запись в «Словарь трудных слов».

Здравствуйте, пожалуйста, до свидания, спасибо, благодарю, извините.

— Как назвать того, к кому ты обращаешься? Мама, папа, бабушка, дедушка — это привычные обращения. Взрослых знакомых и незнакомых людей мы называем по имени и отчеству. Но сколько вокруг нас незнакомых!

Составьте предложения, с которыми вы обратитесь к продавцу, врачу, прохожему. Постарайтесь использовать записанные выше «слова вежливости».

5. С л о в о у ч и т е л я.

Представьте себе, что, уходя в школу, вы забыли предупредить родителей, что после уроков у вас будет сбор. Чтобы родители не волновались, оставьте им записку о причине вашей возможной задержки. Составьте и запишите такую записку. Не забудьте про «вежливые слова».

 

Домашнее задание: § 41; (по выбору учащихся) упр. 213; найти в других сказках А. С. Пушкина примеры с обращениями. Ответить на вопрос: кто и при каких обстоятельствах какие формы обращения выбирает? Как это характеризует говорящего?

 

Урок 48. Обращение

(продолжение темы)

 

I. Проверка домашнего задания.

II. На доске написаны или спроецированы с помощью графопроектора предложения.

Прочитайте в каждой паре сначала побудительные, затем повествовательные предложения. Укажите, чем они отличаются по структуре и по произношению. Назовите грамматические основы данных предложений.

 

1. Люди Земли борются за охрану окружающей среды.—— Люди Земли, боритесь за охрану окружающей среды.

2. Ребята охраняют зеленые насаждения.— Ребята, охраняйте зеленые насаждения.

III. Упр. 212.

Учащиеся делают вывод о роли имени существительного в предложении и заполняют таблицу.

Т а б л и ц а 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-04-27; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.186.92 (0.01 с.)