Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заметки на полях. Работа с художником-сценографомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Работа с художником - это, по сути, начало реализации режиссером своего художественного замысла, выраженного сценарием концерта. Но это не означает, что встреча с художником может состояться лишь после того, как будет создан сценарий. Для первого разговора художнику достаточно знания режиссерского замысла, его образного режиссерского видения. Конечно, всю свою работу по поиску зримого образа концерта художник будет вести, имея на руках сценарий. Но такая предварительная встреча, когда режиссер рассказывает о своих наметках, высказывает свои пожелания, дает возможность установить творческий контакт, создает благоприятные условия для совместной успешной работы, и является для художника необходимым толчком к работе его фантазии в нужном направлении, в поиске собственного образа концерта, его концепции. Ведя разговор с художником, режиссер не должен навязывать ему свое образно-зримое решение. Такая настойчивость свяжет художника по рукам, скует его фантазию, превратит его из художника-творца в художника-исполнителя. А это, в свою очередь, обеднит замысел режиссера. Главная цель - увлечь художника своей режиссерской идеей, своими мыслями о концерте. Создать сценографию концерта, его зримый образ - задача не из легких. Помимо того, что этот образ должен точно выражать его идею, тему, содержание, художнику необходимо найти такую организацию сценического пространства, такое решение площадки сцены и оформления, которые не мешали бы ходу концерта, а давали бы возможность: во-первых, удобно работать коллективам и исполнителям самых различных жанров (хору, танцевальному коллективу, оркестру и т.д.), требующим порой взаимоисключающих сценических условий; во-вторых, проводить быструю смену номеров. Особенно при открытом занавесе; в-третьих, наиболее выразительно и эффектно разместить в прологе и особенно в финале всех участников; в-четвертых, хорошо видеть происходящее на сцене всем зрителям, а не только сидящим в партере. И, наконец, поскольку характер оформления диктует режиссеру построение мизансцен, строить мизансцены не только по плоскости сцены (по горизонтали), а и в глубину и по вертикали. Такое построение возможно лишь в случае, если на сцене будет создана система различных игровых площадок на разных уровнях от пола (станков, лестниц, переходов и т.д.) и предусмотрено наличие так называемых опорных точек то есть определенным образом поставленных элементов декорации (стойки, перила, забор, мебель, ступени и т.п.). Конечно, поиск зрительного образного решения концерта художник ведет, отталкиваясь от идеи, темы, замысла, конкретного содержания сценария, технических особенностей и возможностей самой сцены и от собственного понимания существа события, которому посвящен концерт. Совместная работа постановщика и художника не прекращается после утверждения эскизов оформления. Она идет и в процессе репетиций, когда обсуждаются возникшие предложения, уточняются детали каждого эпизода, костюмы, мизансцены, свет и другие элементы художественного (сценографического) решения концерта и его сценической атмосферы.
О роли детали в оформлении Нет нужды доказывать, что принцип оформления театрализованного тематического концерта диктуется его спецификой. Поэтому в оформлении таких концертов отдается предпочтение детали. Современный сценический язык режиссера и художника (даже в спектаклях) избегает построения на сцене подробных декораций, громоздкого оформления, а для обозначения места действия и создания верной сценической атмосферы использует деталь. Такой подход заставляет и режиссера, и художника быть изобретательными, а их творчество делает оригинальным и неповторимым. Деталь, дополненная фантазией зрителя, в состоянии передать место действия и выразить атмосферу происходящих на сцене событий гораздо полнее, чем самая подробная декорация. Сегодня стоящий на сцене противотанковый еж и обрывки колючей проволоки около него могут сказать зрителю гораздо больше, чем выстроенные на сцене окопы и блиндажи; одна березка, сделанная просто и выразительно, может сказать больше, чем выгороженная на сцене березовая роща. Естественно, что в этом случае огромное значение имеют зоркость глаза режиссера и художника, их общее стремление через деталь раскрыть мысль и идею номера, эпизода, концерта, а не просто обозначить место действия. Отбор деталей оформления диктуется теми же «условиями игры», свойственными данной форме сценического искусства. От детали требуется лаконичность и выразительность. Такое же отношение у режиссера и художника должно быть к костюму и реквизиту в театрализованном тематическом концерте. Как правило, при постановке театрализованных концертов ни у постановщика, ни у художника нет возможности сшить для многочисленных участников специальные костюмы. Большей частью нет на это времени, а еще чаще - финансовых возможностей, да в этом и нет нужды. Каждый коллектив имеет свои костюмы. Можно говорить о создании костюмов для ведущих, когда это необходимо. Чаще всего приходится сталкиваться с проблемой костюмов в массовых сценах, в которых заняты участники разных коллективов, когда их сценические костюмы создают ненужную пестроту. Но и в этом случае режиссера и художника может выручить деталь. Общая деталь костюма: головной убор (пилотка, каска, фуражка, косынка), накидка, плащ-палатка, фартук, гимнастерка и т.п. Да и для ведущих, действующих в образах определенных персонажей, не всегда требуется полностью специальный костюм. Кубанки с красной лентой и перепоясанного солдатским ремнем пиджака достаточно, чтобы зритель понял - перед ним партизан; тельняшки - для матросов; повязанной на голове красной косынки - для комсомолки 30-х годов; белого халата - для врача, ученого; патронташа и ружья - для охотника, белого школьного передника - для выпускницы школы и т.д. Как и в любом сценическом искусстве, так и в театрализованном тематическом концерте сценический костюм используется достаточно традиционно и не требует каких-то особых приемов. Дело режиссера и художника при постановке пролога и финала, при их мизансценировании учитывать цветовую гамму костюмов исполнителей и не устраивать на сцене цветную «окрошку».
Свет К числу выразительных средств художника (и, конечно, режиссера) относится и свет. В театрализованных тематических концертах свет как одно из выразительных средств играет важную роль. Казалось бы, режиссеру и художнику хорошо известно значение сценического света в театрализованных тематических концертах. К сожалению, многие режиссеры и художники при постановке театрализованных концертов злоупотребляют различными световыми эффектами -пистолетами, стробоскопами, ПРК, темнотой, думая, что тем самым они создают особо выразительную сценическую атмосферу. Конечно, свет и различные его эффекты играют немаловажную роль. Но он, как и все другие элементы (оформление, музыка, шумы и т.д.), ее составляющие, тоже должен служить выявлению содержания номера, эпизода, концерта и помогать зрителю воспринимать мысль, идею концерта. Каждое изменение света, каждая его переброска, каждый световой эффект должны работать с определенной целью, нести в себе определенный смысл, понятный зрителю. Яркий пример бессмысленного использования световых и других эффектов - программы многих современных вокально-инструментальных ансамблей, где мелькание цветных фонарей, милицейских мигалок, отраженных зеркалами, клубы дыма, возникающие, как правило, без смысла, забивают содержание и смысл исполняемой песни. Сказанное совсем не означает, что нужно отказываться от световых эффектов и других постановочных приемов. Только не ради самого эффекта, не трюка ради. Я за режиссерскую фантазию, за любой эффект, трюк — в этом природа сценического искусства, но за такие, которые помогают режиссеру неожиданно раскрыть содержание номера, эпизода. В руках опытного режиссера и художника свет, помимо создания атмосферы, может подчеркнуть действие. Сценический свет часто используется для переноса внимания зрителей с одного места действия на другое. Свет поможет сделать нужный режиссеру акцент. Выхваченная из темноты узким лучом прожектора фигура исполнителя как бы приближается к зрителям, показывается как бы крупным планом. Светом можно рисовать картины утра, вечера, ночи, восхода и захода солнца, создавать настроение, состояние радости, тревоги и т.д. Интересно, что иногда некоторые режиссеры используют и такое свойство цветного света, как способность вызывать существующие в сознании зрителей устойчивые ассоциации, связанные с цветом. Так, красный цвет воспринимается, как цвет тревоги, войны, пожара; желтый — как цвет солнца, мира, счастья; синий — ночи, космоса, тайны и т.д. Ряд укрепленных по всей рампе, обращенных к зрителям автомобильных фар и прожекторов может создать «световой занавес». Многое можно сделать светом на сцене, только при этом всегда нужно помнить: праздничная атмосфера концерта создается прежде всего яркой, радостной, заливающей всю сцену гаммой света, а не калейдоскопом спецэффектов и темнотой. Играть светом нужно осторожно, скупо, только там, где это действительно необходимо. Остается добавить: изобразительные возможности света во многом зависят от фактуры поверхности декораций, ткани костюмов. Художник концерта должен это учитывать, когда решает вопрос отбора материала для создания декорации. Процесс поиска художником сценографического решения концерта завершается созданием его эскиза (макета), который обсуждается с режиссером. Если возникает необходимость, режиссер вносит поправки, предложения, которые фиксируются в эскизе (макете). Окончательный его вариант, удовлетворяющий художника и режиссера, выносится ими на обсуждение и утверждение руководством Дома культуры, клуба. После чего эскиз с разработанными художником рабочими чертежами с указанием особенностей изготовления (фактуры, красок и т.д.) отдается в производство. Одновременно, согласно плану-графику выпуска концерта, обговариваются сроки изготовления декораций, деталей оформления костюмов, реквизита и т.д. Художник и директор концерта следят за их изготовлением. Но сдачей эскизов в производство работа режиссера с художником не заканчивается. Она идет и на репетициях, когда совместно уточняются детали каждого номера, эпизода, мизансцены - костюмы, реквизит, свет и т.д. Вплоть до премьеры.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.236 (0.013 с.) |