Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа четвертая. Об эстрадном концертеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Концерт (от лат. - состязаюсь) - публичное выступление артистов по определенной специально составленной программе. Сегодня буквально нет в жизни общества какого-либо значительного события, даты, которые бы не отмечались каким-нибудь концертом. Но что понимать под понятием «концерт»? Я не случайно задаю этот вопрос. К сожалению, из-за неверного понимания сущности его организации, создания и проведения, нередко концертом чаще всего называют литературно-музыкальную композицию. И вообще, концерт -это любое выступление артиста или определенная форма бытия сценического искусства? Так вот, концерт - это особая законченная сценическая форма, в основе которой - номер, свои законы построения, свои художественные принципы и свои «условия игры». Но и это еще не все. Несмотря на существование множества самых различных концертов, каждый из них по форме и содержанию имеет свои особенности.
Виды и формы эстрадных концертов
Открыв «Театральную энциклопедию», читаем: «Концерты бывают самых различных видов: музыкальный (симфонический, камерный, фортепианный, скрипичный и др.), литературный (художественное чтение), смешанный (музыкальные номера, художественное чтение, сцены из спектаклей, балетов и др.), эстрадный (легкая вокальная и инструментальная музыка, юмористические рассказы, пародии, цирковые номера и др.)». Не оспариваю данное определение видов концерта. И все же на практике, а точнее в обиходе, концерты чаще всего делятся на два основных вида: филармонические и эстрадные. Причем, как первые, так и вторые весьма разнообразны по своей сути и форме. Сегодня из всего значительного числа проводимых в стране концертов, наиболее распространены концерты эстрадные. Как вы понимаете, о них я и веду речь.
Дивертисментный (сборный) концерт Наиболее распространенной, если не сказать основной, традиционной формой эстрадного концерта является сборный, или, иначе говоря, дивертисментный концерт, программа которого состоит из совокупности номеров самых различных жанров (пение, музыка, танцы, сценки, пародии и т.д.). Но даже сборный, дивертисментный концерт не есть механическое сложение, сумма различных номеров. Это качественно новое целостное, самостоятельное произведение эстрадного искусства. В последние годы на афишах эстрадных концертов слово «сборный» стало вытесняться такими названиями как «варьете», «кабаре», а чаще всего - «шоу». В основе любого из них лежит набор номеров различных жанров, как и в сборном концерте, но все же каждый из них имеет свои особенности, знать которые эстрадный режиссер обязан. Так же, как и особенности весьма популярных в 60-е и 70-е годы XX века «праздничных театрализованных концертов». К сожалению, сегодня эстрадные концерты нередко весьма невысокого качества. И происходит это чаще всего из-за неверного понимания сущности эстрадного концерта и вообще существа эстрадного искусства и творческих и организационных особенностей этого вида искусства. Термин «дивертисментный» приобрел служебную роль. Обычно употребляется в искусствознании. На практике о таких концертах говорят «сборный».
Варьете Если говорить о «варьете» как об определенной форме эстрадного концерта, то в последние годы чаще всего под этим зазывным иностранным словом, красующимся на самых различных афишах, скрывается тот же сборный, дивертисментный концерт, состоящий из выступлений певцов, танцоров, музыкантов, пародистов, жонглеров, фокусников и т.д. Правда, создатели такого концерта стараются включить в его программу хотя бы одно выступление того или другого популярного исполнителя. Ныне под словом «варьете» подразумевается постоянное эстрадное действо (эстрадная программа), составленное из номеров разнообразных жанров, модных групп и шоу-балета, ориентированных на развлечение, которое имеет место быть в том или другом ночном клубе или ресторане. Поэтому в таких программах преобладают номера оригинальных жанров. И, конечно, такое действо, не говоря уж об весьма эффектных костюмах исполнителей, красочно оформлено. Собственно, в данном случае мы имеем дело с «кабаре», кабаретной программой. Кстати, сегодня между понятиями «варьете» и «кабаре» грани практически стерлись.
Кабаре Кабаре (фр. - кабачок). По своей сути это тоже сборная дивертисментная, иногда с элементами театрализации, эстрадная программа, идущая на эстрадных подмостках, расположенных в зале кафе или ресторана, основная цель которой развлекать сидящую за столиками публику. В России начало этой форме эстрадного концерта положили кабаре «Летучая мышь» в Москве, а в Петербурге «Кривое зеркало», посетителями которых был весьма ограниченный круг лиц: художники, артисты, литераторы. То есть оба эти кабаре в то время были нечто вроде элитных клубов. В начале XX века кабаретные программы состояли из различных песенок, сольных танцев, сатирических номеров и т.п. Но главную роль в них играл конферансье, ведущий непринужденный (часто вызывающий ответную реакцию публики, что очень важно в кабаретной программе!), разговор с сидящими за столиками. Нередко конферансье, спускаясь со сцены, проводил с ними самые различные игры. И сегодня режиссеру, ставя действительно кабаретную программу (а такие попытки есть), следует помнить, что эти программы должны отличаться атмосферой раскованности, импровизационное, легкой ироничности, своеобразной интимностью обстановки. Вот почему режиссеру, осуществляющему постановку кабаре, нужно заботиться не только о содержании и ее характере, но и стремиться создать в зале то, что можно назвать «кабаретным уютом». В конце 80-х годов XX века в жизни нашей эстрады появились программы, так называемых «политических кабаре». В них большую часть программы занимают острые по своему содержанию политические номера. Так, например, в 1992 году в Москве с успехом шла эстрадная программа под названием «Кабаре двойников» (автор и постановщик А.Д.СИЛИН). В ней наряду с двойниками популярных эстрадных актеров действовали и двойники известных политических деятелей недавнего прошлого и настоящего.
Шоу Шоу (англ. - 1. показывать, 2. спектакль). Весьма распространенный вид эстрадного развлекательного представления-зрелища, с обязательным участием ходя бы одной эстрадной «звезды». Шоу — это яркая, эмоционально насыщенная эстрадная программа, основанная на внешних эффектных зрелищных номерах и аттракционах, соединенных в единое целое неожиданными переходами и связками, построенная на стремительном сценическом действии, близком ло своему характеру к мюзик-холльному, с тем же изяществом хореографических номеров, с той же мюзик-холльной красочностью и пышностью. С ошеломляющей динамикой темпа, позволяющей насытить шоу программу большим количеством разнообразных номеров. При всем этом, чем разнообразнее приемы подачи включенных в программу номеров, тем ярче сценическая форма шоу. Уже в начале 70-х годов XX века в эстрадном искусстве явно наметилось тяготение к более сложным, чем сборные концерты, зрелищным формам. Не только к таким, как шоу, но и к обозрениям (ревю) и мюзик-холльным программам, представлениям.
Обозрение (фр. - Ревю) Обозрение — такая форма эстрадного эффектного действа-зрелища, в котором отдельные номера связаны сюжетным ходом, что позволяет все время «менять» место действия. Чаще всего сюжетный ход обозрения строится на возникшей для героя (героев) необходимости совершать различные «путешествия» или «искать» кого-то или что-то и т.п. В этом случае каждый номер воспринимается зрителем не как изолированное произведение, а как яркий эпизод, действие в общей композиции концерта. Иначе говоря, обозрение — эстрадное представление на задуманную и выраженную через сюжетный ход тему, составленное из объединенных в эпизоды разных номеров. Сценические повороты сюжетного хода позволяют, меняя место действия, «обозреть» события как бы с разных точек зрения. Этой форме эстрадного искусства свойственны стремительный темп, неожиданность поворотов сюжетного хода, музыкальная насыщенность. В то же время для обозрения очень важны соотношения частей и целого, номера и сюжета. Тут следует оговориться: обозрение, смонтированное из отдельных номеров, как правило, подготовленных независимо от создаваемого представления (существующих или существовавших самостоятельно, до включения их в программу обозрения), таит в себе опасность для режиссера-постановщика, которую не так-то легко преодолеть. Ведь сюжетный ход обозрения подразумевает подчинение себе отобранного для него номера, а у него есть своя логика, своя драматургия. Ведь он сам - завершенное произведение, которое может сопротивляться подчинению. Естественно, что в этом случае все зависит от творческой выдумки режиссера, от логики «входа» и «выхода» из номера, от его «подачи» и т.д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.45.223 (0.008 с.) |