Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Духовныйхоровой концертклассицистского типа (М. Березовський, Д. Бортнянский)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ХК возник в Венеции на рубежеХVІ – ХVІІ вв. Хоровой концерт прошел в своемразвитиинескольковажныхэтапов: барокковий концерт ІІ-ой пол. ХVІІ – нач. ХVІІІ вв., классический концерт ІІ-ой пол. ХVІІІ – нач. ХІХ вв., позднеромантический на границе ХІХ – ХХ вв., современный концерт конца ХХ – нач. ХХІ вв. Хоровой концерт в том виде, в которомсформировалсявоІІ-ой пол.XVIIIвека, былсвязан с придворнойжизнью, различнымипразднествами.ХК – жанр полуфункциональный: это и кульминационнаячастьЛитургии, и украшениегосударственнойцеремонии, и жанр светскогомузицирования. Обновленный концерт навсегдаосталсяносителем духовного и светского. Светскость в том, что он вышел за рамки церкви, исполнителями стали не толькоцерковныепевчие, а и люди изнарода. Нодуховный текст и церковькакосновноеместо звучання остались неизменными. Основныечертыклассического ХК: 1. В нем остаються черты партесного концертного стиля барокко (от итальянского – причудливый,характерно сочетание величия и пышности, динамической эмоциональности) – сопоставлениеэпизодовхора и группголосов. 2. Еслипартесный концерт с егоинструментальнымивиртуознымипассажамипереходятиз одного голоса в другой (как в западноевропейскоймузыке), то в ХК встречаютсячертыоперности, канта, псалмов, народнойпесни. 3. В отличие от партесного концерта, расширявшегосюжетно-текстовуюлинию, ХК замкнулся на духовнойлирике. 4. Форма – контрастноесопоставление 3х или 4х частех, в последнемкак правило преобладаютприемыполифоническогоразвития. 5. Определяющая роль тематизма. 6. В трактовке хорового состава применяетсяоркестровый принцип, которыйпроявляется в звучаниитембровголосов. 7. Характерно – а) цикличность, б) единствомузыкальной драматурги, в) диалогичность – направлена на слушательский тип восприятия (как в храме), г)техническаясложность и виртуозность хорових партий, требующаяпрофессионализмаисполнителей. 8. Хоровой концерт– большой, крупномасштабный по форме и богатый своими выразительными возможностями жанр, в котором композиторы стремились выйти за рамки канонизированного искусства. Поэтому из традиционных текстов отбирались те, в который отражались непосредственно человеческие чувства и переживания. ВоІІ-ойпол.XVIII в. проводились наборыодаренныхмальчиков для обучения и пополненияПридворнойпевческойкапеллы в Петербурге. В Глуховесуществоваласпециальнаяпевческая школа.Онаимелабольшоезначение для воспитаниякадров и заложила основу для развитияукраинской и российскойнациональнойкультуры, на почвекоторойвзрослиД.Бортнянський, М.Березовський (родились в Глухове), А.Ведель. Историюклассицистского ХК екатерининской эпохи можно условно разделить на три этапа. Первый из них (60-70е годы) представлен творчеством М.Березовского. Второй этап (конец 70-х -80-е годы) – ранние хоровые концерты Д.Бортнянского. Третий этап (XVIII в.90-е годы) – кульминация хорового творчества Д.Бортнянского, который создал целую школу ХК и расцвет творчества А.Веделя. Три крупнейших автора концертов избрали свои пути: Ведель до предела развил фольклорно-церковнораспевную линию, Бортнянский утвердил сложное полифоническое хоровое письмо, Березовский открыл эстетику высокой музыки европейской традиции XVIII в. Максим СазонтовичБерезовский (1745-1777) 1. Именноегосчитают родоначальником нового по формеконцерта в отечественноймузыке. До негоэта форма не выходила за рамки одночастности и одноплановости в эмоциональномотношении. 2. Березовский одним изпервых ввелциклическую структуру. 3. Его духовнаямузыка по звучаниюприближается к светской. Винтонацияхслышныбытовыенапевы, видныэлементысонатнойформы, сквозноепроведение тем, умелоеотображениемузыкойсодержаниеслова. 4. Композитор отходит от канонического партесного принципапреобладаниямузыки над текстом, ибольшое вниманиеуделяет слову иглубокомуегосодержанию. 4-хголосный ХК «Не отвержи мене вовремя старости» СЛУШАТЬ – это вершина творчестваБерезовского. Сочетает в себе российскийнародно-песенный тематизм с западноевропейскойимитационнойполифонией, драматургическое начало с техническойбаррочнойконцертнойформой. Представляетсобой цикл из 4-х контрастныйчастей. I часть «Не отвержи мене во время старости, внегдаоскудевати крепости моей, не остави мене» (Адажио)-передает мольбу к Всевышнему; во ІІ части – «Яко решаврази мои мне и стрегущии душу мою…»дается картина преследований старца (Аллегро); III– молитва «Боже мой не удалися от мене. Боже мой в помощь мою вонми» (Адажио); финал – «Да постыдятся и исчезнут оклеветающии душу мою»(Модерато) – протестпротивнесправедливости – кульминация. ІІ и IV ч. написаны в формеразвернутойхоровой фуги. Дмитрий Степанович Бортнянский (1751 – 1825). 1. Егохоровая музика основана на народныхпесенно-танцевальныхинтонациях, по содержаниювышла за рамки духовной музики. 2. В егокомпозиторскомстилесоединились итальянскаятехника письма и отечественнаямузыкальная культура – киевскийраспев, лаврскоепение, кантовоемногоголосие, русская и украинскаяпесенность, бытовой романс. 3. У Бортнянского, как и у Березовского, текст ХК представляет собой свободную комбинацию строф из псалмов Давида. Музыка же приспосабливала к себе текст с помощью любого необходимого количества повторений отдельных строк или слов. 4. Выбор текста ХК связан с его многочастной цикличностью. Части контрастируют между собой по характеру, ладу, тональности, метру. На примере ХК № 6 «Слава во вышних Богу»СЛУШАТЬ можемувидетьприем, когдаодни и те же словесныефразы трактуються музыкальнопо-разному, и меняются в зависимости от сменытемы. 4 части (Аллегретто, Ленто, Анданте, Аллегретто). ХК № 15 «Приидите, воспоимлюдие» СЛУШАТЬ состоитизтрехчастей. ТоржественноеАллегро, лирическое и задумчивоеАдажио, котороепереходит в третьюзаключительнуючасть – Аллегретто, близкуюмужественным образам первой. Вопросы по теме 2: 1. Основныечерты ХК. 2. Сравнительная характеристика ХК и партесного концерта. 3. Единство и отличие хорового творчестваБортнянского, Березовского. Хори а cappellaМ. Глінки, О. Даргомижського, М. Римського-Корсакова. Романсова лірика в хорах Ц. Кюї (ХІХ в). МихаилИванович Глинка (1804 – 1856) – основоположник русскойклассической музыки. Создатель правдивого реалистического искусства. Глинка – зачинатель нового исторического периода. Претворил в своем творчестве важнейшие достижения русской композиторской школы ХVIII-ХIХ веков, а также древнерусского хорового искусства. Органично преломил принципы классицизма (Л.Бетховен, В.А.Моцарт, К.Вебер, Итальянская опера начала Х1Х века). Огромная роль композитора в развитии всех основных жанров русской музыки – опера, симфонические произведения, фортепианные пьесы, романсы, камерные ансамбли. Новаторство Глинки в глубоком понимании народности, выходит за пределы чисто бытового изображения народной жизни. Отобразил характер, мировоззрение, «образа мыслей и чувствований народа» (Пушкин). У него был особый подход к народному творчеству, крестьянской песне, а также к древним ладам. В его творчестве хоровые произведения занимают видное место. Глубокая народность, реализм, яркая образность, оптимизм, доступность и пластичность художественных образов, совершенство формы – основные черты его творчества. 2 года Глинка руководил Придворной певческой капеллой, (руков.которой Д.Бортнянскийболее 30 лет). Средиего призведений выделяются: юношеская кантата «Пролог», женскиехоры («ПрощальныепеснивоспитанницЕкатерининского и Смольного институтов»), духовныесочиненияacappella, «Полонез» для хора и оркестра, «Патриотическая песня» («Москва», была гимном России) для хора без сопровождения с характерными чертами народной песенности – широкая распевность, переменность лада, простой гармонический язык. Представляют интерес многие вокальные произведения Глинки, переложенные для хора, например, М. Балакиревым: «Венецианская ночь», «Колыбельная», Вик. Калинниковым «Рыцарский романс», А. Егоровым «Попутная песня», «Ночной смотр», П. Богдановым «Ты, соловушка, умолкни», «Не щебечи, соловейку», «Жаворонок» и др. «Венецианская ночь» написана в 1832 г. На слова А. Козлова. Текст рисует картины роскошной ночи, и передает чувство восхищения и радости от созерцания красоты природы. Глинка воплощает в легкой грациозной баркароле, в куплетной форме. Каждый куплет написан в 2-хчастной безрепризной форме. Следует отметить использование Балакиревым низких басов-октавистов. (Слушаем). 1. Что характерно для хорового творчество М.Глинки?Сколько хоров без сопровождения у М.И.Глинки? Александр Сергеевич Даргомыжский (1813-1869). Написал цикл из 12-ти трехголосных хоров на слова русских поэтов. Назвал его «Петербургские серенады» (позднее к циклу был присоединен еще хор «Вянет, вянет лето красно» на стихи Пушкина). Все хоры акапельные,различныепо составу: мужские (тенора, баритоны, басы), неполные смешанные (А, Т, Бас) или (С, Т, Бас). Серенады разнообразны по содержанию «Где наша роза?» (Пушкин), «Приди ко мне» (А.Кольцов), «На севере диком» (М.Лермонтов) (Слушаем), «Буря мглою небо кроет» (Пушкин) – лирические. Жизнерадостные «Что смолкнул веселия глас», «Пью за здравие Мери» (Пушкин), «Из страны, страны далекой» (Н.Языков) – написана в стиле народной песни и использована в хоре крестьян оперы «Русалка». В жанре баркаролы написан хор «По волнам спокойным» (автор неизв.), драматической баллады – «Ворон к ворону летит» (Пушкин), сатиры – «В полночь леший» (неизв. автор), «Говорят, есть страна» (А. Тимофеев). В «Петербургских серенадах»: 1. Оригинальность композиторского мышления. Эти хоры отличает доступность, выразительный мелодический и гармонический язык (смелые модуляции, сопоставления), удобная тесситура, вокальность каждой партии, разнообразие фактуры, богатая метрическая структура. 2. Обновление типа камерного хорового искусства. 3. Возрождение черт кантового стиля, преобладание в пьесах простой, куплетной формы. 4. Несложность мелодической и гармонической фактуры, использование характерных элементов, присущих кантовой музыке – фанфарность мелодии, разнообразное использование голосов неполного смешанного состава. 5. Особое отношение композитора к поэтическому слову. 6. Психологическая углубленность, индивидуализация образов. 7. Тонкая «инструментовка» хоровой фактуры, развитие тематического материала хоровыми партиями, применение имитаций. 8. Этот цикл сыграл значительную роль в дальнейшем становлении жанра самостоятельных хоровых произведений, получивших развитие в творчестве русских композиторов: Ц.Кюи, П.Чайковского, В.Калинникова, П.Чеснокова. Назвать хоровые произведения, которые написал А.Даргомыжский? Что характерно для хорового письма композитора в «Петербургских серенадах»?
НиколайАндреевичРимский–Корсаков (1844-1908). Его хоры без сопровождения отличает яркость художественных образов, разнообразие средств изложения, широкое использование полифонических приемов. Хоровое письмо стало основой стилистики хорового творчества многих русских композиторов. В них воплощены 1. подлинно-национальные черты народно-песенного стиля, 2. разнообразие средств изложения вплоть до использования сложных полифонических приемов, 3. новые колористические звучания на основе соединения тембров разных хоровых групп. С творчеством Р.-К. в хоровуюлитературувошликрупномасштабныепроизведения: кантаты «Свитезянка», «Песнь о вещемОлеге», кантата-прелюдия «Из Гомера» – этомонументальныеэпическиесочинения для хора, солистов и оркестра. Для хоровacappella характерны большой объем тесситуры, сложность гармонии, интонационные трудности. Композитор полностью выявляет исполнительские возможности женских и мужских голосов. Для женского хора – «Тучки небесные» и «Ночевала тучка золотая» (Лермонтов), «Последняя туча рассеянной бури» (Пушкин); для мужского – «Вакхическая песня», «Ворон к ворону летит» (Пушкин), «Крестьянская пирушка», «Дайте бокалы» (А. Кольцов). Эти хоры трудны для исполнения, в них применены контрапункты (сочетание 2-х или более мелодич.голосов), тема передается из одной партии в другую. Одновременное звучание мелодий с разным текстом и ритмическим рисунком создает сложную хоровую ткань. Однако голосоведение отличалось логикой, мелодичностью и изяществом. Смешанные хоры написаны Р.-К. в сложных крупных формах – «Старая песня» (Кольцов) – хоровые полифонические вариации, «Владыко дней моих» (Пушкин) – двойная фуга для 8-иголосного хора, «На севере диком» – сложная 2-х частная форма в полифоническом изложении, «Месяц плывет» (Лермонтов) – сложная 3-ч. форма с фугато в середине. Также Р-К. создает обработки народных песен «Пятнадцатьрусских народных песен для хора». Одна из задач, которую ставил Р-К. в обработках – создание самобытного хорового многоголосия на основе гармонизации мелодий, полифонических приемов, подчеркивание стилистики народного пения, своеобразие колористических звучаний. Помимо сборника создана Р-К. еще одна песня «Татарский полон» СЛУШАЕМ (1876г.) – свободная обработка для смеш.хора, названная композитором вариациями на русскую тему. Сложная 3-х частная форма, сделана на основе вариационного развития музыкального материала, тема проводится без изменения 15 раз у различных голосов хора, изложена в миксолидийском ладу. Что характерно для хорового стиля Н.Римского-Корсакова? Цезарь Антонович Кюи (1835-1918) был мастером хоровой миниатюры. Большинство хоров – миниатюры лирического, созерцательного характера. Среди них два сборника: «Семь хориков» на сл. И. Белоусова для женского хора («Весеннее утро», «Всюду снег», «Затихают песни», «Гроза», «В лесу», «Задремали волны»СЛУШАЕМ, «Ласточка». Отличаются прозрачностью фактуры, тонкостью нюансировки, умеренностью тесситур, мастерским использованием тембровых возможностей голосов, несут в себе глубокое содержание и являются образцами изобразительности в хоровой музыке. То же можно сказать и о «Семь вокальных квартетов» на сл. Ф. Сологуба («Воды», «Ризой бледно-голубой», «Сокрытая красота», «Я ждал», «Васильки на полях», «Зой» (эхо), «Неурожай»), которые можно исполнять и смеш.хором. Более крупные произведения Кюи – «Уснуло все» (сл.Д.Ратгауза), «Засветилась вдали» (сл. И.Сурикова) – написаны в романсовом стиле, и отличаются выразительнай мелодией, красочным гармоническим языком, развитым голосоведением (часто использует divisi), разнообразной фактурой. Все хоры требуют большой исполнительской вокально-хоровой тонкости.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.1.58 (0.008 с.) |