Становление православной хоровой культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Становление православной хоровой культуры.



Становление православной хоровой культуры.

История развития древнеславянского хорового пения не оставила нам источников, повествующих о музыкальной культуре славян к моменту принятия Христианства на Руси, ибо в то время не было еще системы записи музыки. Однако народная песня, передававшаяся от поколения к поколению в устной форме, свидетельствует о том, что древнеславянское певческое искусство находилось на достаточно высоком профессиональном уровне и было близко народу.

Песнетворчество славян обычно обходилось без какого-либо музыкального инструмента, однако иногда сопровождалось игрой на сопели, жалейке, волынке, гуслях, бубне, барабане, потребность в которых возникала на почве поиска средств художественной выразительности.

В процессе развития певческого искусства в народе постепенно складывалась своеобразная манера пения, в результате чего и определились вокальные принципы, взятые в дальнейшем за основу методики пения в церковных и светских хорах.

Исполнение характеризовалось бережным отношением к слову. Известно, что в народных песнях речевая и музыкальная стороны сливаются. Песню без слов народ не признает, а напев мелодии повторяют столько раз, сколько требуют слова песни.

Эмоциональная и выразительная подача слов, естественность звуковедения, умение владеть дыханием – вот что определяло принципы вокального народного исполнительства.

Особенно можно выделить протяженность народных песен, которая требовала льющейся вокальной непрерывности, цепного дыхания, распевности на одном слоге. Импровизируя мелодию, народные певцы «припевались» (прислушивались) друг к другу, подчиняясь единой манере пения. Они внутренним слухом охватывали целостное хоровое звучание, при необходимости переходили из одной партии в другую. Поскольку исполнение было без сопровождения, начинали петь в удобном примарном тоне. Певцы тяготели к слитности звучания, следили за ансамблем, строем.

Так постепенно складывались самобытные певческие традиции и тот исполнительский стиль, который стал основой церковной и светской школы хорового пения. На основе народного пения исторически развивалась высокая национальная профессиональная хоровая культура.

Православное же церковное пение отличалось скупостью музыкальных красок, простотой напевов. В музыке не было многоголосия. Христиане пели псалмы (гимн христианской религиозной поэзии), стихи'ры (от греч.-стих, небольшие музыкально-поэтические импровизации), гимны, восхваляющие Христа, Богородицу. Мелодика древнеславянского певческого искусства, как и народная песня, создавалась на музыкальной интерпретации (индивидуальная трактовка) текста. Весь муз.материал был заимствован из разных песнопений с определенным текстом.

Развиваясь одновременно, народная и культовая музыка естественно переплетались.

Певческое искусство Киевской Руси

Христианская религия, пришедшая в конце Х века, способствовала подъему культуры государства. После крещения в Византии, князь Владимир привез с собой из Херсонеса в Киев «Царский хор» и певцов-деместиков (т.е. регентов – учителей богослужебного пения). Приглашенные им певцы организовывали церковные хоры и первые певческие школы, поскольку церковное пение являлось неотъемлемой частью богослужения. Деместики (греческие мастера) обучали управлять хором во время богослужения, выполнять функции певца-солиста, а также учителя богослужебного пения. Таких певчих впоследствии стали называть «головщиками» (первый дьяк).

Вместе с песнопениями из греческой церкви пришла на Русь безлинейная (крюковая) – знаменная нотопись. В знаменной записи каждая интонация обозначалась особым знаком – крюком. Крюки (или знамя) не указывали точную высоту, длительность звука, а лишь ориентировали на повышение или понижение голоса, выделение отдельных слов и фраз, дыхания и цезур. Мелодия была близка речитативу, исполнялась нараспев в примарной зоне голоса на ровном удержании звука в спокойном движении (псалмодическое пение).

Культовая музыка была исключительно вокальной (пели только мужчины). Вокализировали на различные гласные – в основном а – е. Интонационное строение было мелодическим. Основной звукоряд охватывал середину диапазона. Эта система называлась знаменнымраспевом. Знаменное пение роднилось с народной песней 1) ладовой основой; 2) приемами распева; 3) его ритмической организацией. Отличалось принципом композиции – народная песня строилась на основе равномерной строфичности, допускающей вариативность напева, но не нарушая повторности. А в церковных песнопениях текст членился на неравномерные строки, что не допускало повторности в музыке. Вместо повторения в напеве прибегали к вариативной разработке. В основе лада знаменного пения была система восмигласия (от церковнославянского – осмогласие), основывающуюся не на квинтово-квартовых ладах византийской музыки, а на диатонических ладах народной музыки.

Помимо знаменной существовала кондакарная нотация (кондакарное пение получило название от наименования праздничных церковных песнопений – конда’ков). Ей соответствовал особый стиль, связанный со сложным мелизматическим пением (широко использовались украшения). Это исполнение требовало от дирижеров-деместиков хейроно’мии – это старинный способ управления хором при помощи системы условных движений пальцев и рук хормейстера, указывающих темп, метр, ритм, направление мелодии, оттенки. Хейрономия предшествовала современной мануальной технике.

Певческое искусство Московской Руси

16 век – единение Руси. При Иване Грозном была создана Московская певческая школа, первый профессиональный хор (вторая половина 15 в.) – хор государевых певчих дьяков. Правил им сам Иван Грозный. Он сочинял тексты песнопений и перекладывал их на музыку. Хор певчих дьяков состоял из 27 человек и делился на 6 групп – 5 станиц и шестую – «бесстаничных» (ученики). Позднее вместо пятой и шестой станицы создали две станицы «малых певчих дьяков». В результате хор подразделялся на станицы старших и младших. Во главе этих станиц ставился наиболее опытный певчий. Каждая станица – это маленький ансамбль. Известны выдающиеся имена воспитанников моск.певч.школы – братья Роговы – Василий и Савва, Федор Христианин.

Основные древнерусские распевы:

1. Путевой распев – от слова путь, которым назывался ведущий хоровой голос, исполняющий основную мелодию произведения. Подчинен системе восмигласия.

2. Демественный распев – основан Василием Роговым, распространен в середине 16в. в Новгороде. Не отличался от знаменного со стороны приемов изложения (был прием построчного изложения мотива), но свободен от системы восмигласия. Содержит круг новых интонаций, сложнее ритмически, отличается красочностью, мелодичностью.

3. В конце 16 – нач. 17 вв. русская православная церковь обогатилась новыми 8и гласными распевами – киевским, болгарским, греческим, которые привлекали свежестью интонации, близостью к народной песне.

Зарождение многоголосия

В 16 веке также, как в народной песне, в церковном пении имело уже место импровизация. Появляются примеры 2х и 3х голосного пения. Распространено строчное 3х голосное пение – голоса, за незначительным исключением, движутся параллельными терциями и трезвучиями. Мелодия помещается в средний голос и называется cantusfirmus (путь). Верхний голос – вершник, нижний – нижник. Они исполняли мелодию, сохраняя ее высотный и ритмический контур почти в точности (так назыв. ленточное многоголосие). Так же голоса образовывали подголоски около выдержанных нот мелодии. Партии голосов писались над текстом в виде нескольких строк – отсюда название – строчное письмо.

Также был распространен жанр – кант ( от cantus – песня, пение) – церковная или светская песня для 3х голосного ансамбля или хора. Была распространена в 16-18 вв. в Украине.

Поэтика религиозного канта происходит от литературной поэзии, а не от народной песни. Типовыми кантами, например, есть колядки. В Почаевской Лавре был издан в 1790 году сборник духовных кантов «Богогласник». Светские канты были патриотического, любовно-лирического содержания. Существовали шуточные, сатирические, торжественно-славильные, моральные канты. Кант повлиял на развитие одного из хоровых жанров – партесный (многоголосный) концерт.

В конце 16 в. в церковную службу проникает новый стиль, основанный на гармоническом принципе – партесное пение (т.е пение по партиям). Было принесено из Украины, где сложилось под влиянием польского католического пения (в отличие от польского было строго акапельным). Свое теоретическое воплощение партесное пение нашло в трактате Николая Павловича Дилецкого «Муссикийская грамматика».

Наивысшего расцвета достигает в жанре партесного концерта (количество голосов от 8-и доходило до 24, 28 голосов). Его основные черты:

1. 4-х голосный склад письма с ясной функцией каждого голоса. Мелодия в Теноре, Бас – гармоническая опора, Альт и Дискант – двигались в терцию или сексту (изменен таким образом состав хора).

2. Для каждого голоса писалась отдельная партия или «партес» – отсюда и название.

3. Строго акапельный.

4. Изложение гармоническое, но есть элементарные полифонические приемы, не идущие дальше простейших форм имитации.

5. Основу изложения составляет сопоставление tutti хора с сольными эпизодами.

6. Со стороны формы – одночастные циклические произведения, состоящие из нескольких разделов, контрастирующих по материалу и приемам изложения.

7. Основной размер 4/4, но происходит освоение метрической организации через внедрение быстрых двудольных метров и трехдольности.

8. Мелодика освобождается от связи со знаменным распевом, появляется линейная нотация. Связь с кантом проявляется лишь в эпизодах. В поздний период под его влиянием намечается переход к «камерным» формам концерта.

9. Ярко обозначилась светская тенденция в хоровом мышлении.

10. С партесного концерта начинается подчинение всей системе выразительности через слово и содержание, в нем доминируют сферы музыкального и театрального искусства.

11. Благодаря народной песне и канту партесный концерт развивается как национальное явление.

Композиторы, работающие в жанре партесного концерта – Василий Титов, Николай Дилецкий, Герман Левицкий, Иван Домарацкий и др.

Партесный концерт имелбольшоезначение для дальнейшегоразвитияхоровой музики в целом, направленной на массовогослушателя. Он просуществовал до конца 18 века. Егоместозанимаетхоровой концерт как жанр, которыйотходит от религиознойзависимости в светскуюмузыку.Нужнообратитьвнимание, что 16-18 векаохватываютэпохутрехстилей в искусстве– ренессанса, барокко и рококо.

Вопросы по теме 1:

1.Раскрыть отличие и единство народного и церковного пения? 2.Кто такие певцы-деместики? 3. Какие существовали нотации в Киевской Руси? 4. Раскрыть суть знаменного распева. 5. Что такое хейрономия? 5. Хор государевых певчих дьяков. 6. Назвать древнерусские распевы. 7. Зарождение строчного 3-хголосного пения. Кант. 8. Черты партесного концерта.


Хоровое творчество.

Читать о Чеснокове (УСОВА)

Стр. 93-97, петь № 102, 103.

Становление православной хоровой культуры.

История развития древнеславянского хорового пения не оставила нам источников, повествующих о музыкальной культуре славян к моменту принятия Христианства на Руси, ибо в то время не было еще системы записи музыки. Однако народная песня, передававшаяся от поколения к поколению в устной форме, свидетельствует о том, что древнеславянское певческое искусство находилось на достаточно высоком профессиональном уровне и было близко народу.

Песнетворчество славян обычно обходилось без какого-либо музыкального инструмента, однако иногда сопровождалось игрой на сопели, жалейке, волынке, гуслях, бубне, барабане, потребность в которых возникала на почве поиска средств художественной выразительности.

В процессе развития певческого искусства в народе постепенно складывалась своеобразная манера пения, в результате чего и определились вокальные принципы, взятые в дальнейшем за основу методики пения в церковных и светских хорах.

Исполнение характеризовалось бережным отношением к слову. Известно, что в народных песнях речевая и музыкальная стороны сливаются. Песню без слов народ не признает, а напев мелодии повторяют столько раз, сколько требуют слова песни.

Эмоциональная и выразительная подача слов, естественность звуковедения, умение владеть дыханием – вот что определяло принципы вокального народного исполнительства.

Особенно можно выделить протяженность народных песен, которая требовала льющейся вокальной непрерывности, цепного дыхания, распевности на одном слоге. Импровизируя мелодию, народные певцы «припевались» (прислушивались) друг к другу, подчиняясь единой манере пения. Они внутренним слухом охватывали целостное хоровое звучание, при необходимости переходили из одной партии в другую. Поскольку исполнение было без сопровождения, начинали петь в удобном примарном тоне. Певцы тяготели к слитности звучания, следили за ансамблем, строем.

Так постепенно складывались самобытные певческие традиции и тот исполнительский стиль, который стал основой церковной и светской школы хорового пения. На основе народного пения исторически развивалась высокая национальная профессиональная хоровая культура.

Православное же церковное пение отличалось скупостью музыкальных красок, простотой напевов. В музыке не было многоголосия. Христиане пели псалмы (гимн христианской религиозной поэзии), стихи'ры (от греч.-стих, небольшие музыкально-поэтические импровизации), гимны, восхваляющие Христа, Богородицу. Мелодика древнеславянского певческого искусства, как и народная песня, создавалась на музыкальной интерпретации (индивидуальная трактовка) текста. Весь муз.материал был заимствован из разных песнопений с определенным текстом.

Развиваясь одновременно, народная и культовая музыка естественно переплетались.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1096; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.11.178 (0.018 с.)