Певческое искусство Киевской Руси



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Певческое искусство Киевской Руси



Христианская религия, пришедшая в конце Х века, способствовала подъему культуры государства. После крещения в Византии, князь Владимир привез с собой из Херсонеса в Киев «Царский хор» и певцов-деместиков (т.е. регентов – учителей богослужебного пения). Приглашенные им певцы организовывали церковные хоры и первые певческие школы, поскольку церковное пение являлось неотъемлемой частью богослужения. Деместики (греческие мастера) обучали управлять хором во время богослужения, выполнять функции певца-солиста, а также учителя богослужебного пения. Таких певчих впоследствии стали называть «головщиками» (первый дьяк).

Вместе с песнопениями из греческой церкви пришла на Русь безлинейная (крюковая) – знаменная нотопись. В знаменной записи каждая интонация обозначалась особым знаком – крюком. Крюки (или знамя) не указывали точную высоту, длительность звука, а лишь ориентировали на повышение или понижение голоса, выделение отдельных слов и фраз, дыхания и цезур. Мелодия была близка речитативу, исполнялась нараспев в примарной зоне голоса на ровном удержании звука в спокойном движении (псалмодическое пение).

Культовая музыка была исключительно вокальной (пели только мужчины). Вокализировали на различные гласные – в основном а – е. Интонационное строение было мелодическим. Основной звукоряд охватывал середину диапазона. Эта система называлась знаменнымраспевом. Знаменное пение роднилось с народной песней 1) ладовой основой; 2) приемами распева; 3) его ритмической организацией. Отличалось принципом композиции – народная песня строилась на основе равномерной строфичности, допускающей вариативность напева, но не нарушая повторности. А в церковных песнопениях текст членился на неравномерные строки, что не допускало повторности в музыке. Вместо повторения в напеве прибегали к вариативной разработке. В основе лада знаменного пения была система восмигласия (от церковнославянского – осмогласие), основывающуюся не на квинтово-квартовых ладах византийской музыки, а на диатонических ладах народной музыки.

Помимо знаменной существовала кондакарная нотация (кондакарное пение получило название от наименования праздничных церковных песнопений – конда’ков). Ей соответствовал особый стиль, связанный со сложным мелизматическим пением (широко использовались украшения). Это исполнение требовало от дирижеров-деместиковхейроно’мии– это старинный способ управления хором при помощи системы условных движений пальцев и рук хормейстера, указывающих темп, метр, ритм, направление мелодии, оттенки. Хейрономия предшествовала современной мануальной технике.

Певческое искусство Московской Руси

16 век – единение Руси. При Иване Грозном была создана Московская певческая школа, первый профессиональный хор (вторая половина 15 в.) – хор государевых певчих дьяков. Правил им сам Иван Грозный. Он сочинял тексты песнопений и перекладывал их на музыку. Хор певчих дьяков состоял из 27 человек и делился на 6 групп – 5 станиц и шестую – «бесстаничных» (ученики). Позднее вместо пятой и шестой станицы создали две станицы «малых певчих дьяков». В результате хор подразделялся на станицы старших и младших. Во главе этих станиц ставился наиболее опытный певчий. Каждая станица – это маленький ансамбль. Известны выдающиеся имена воспитанников моск.певч.школы – братья Роговы – Василий и Савва, Федор Христианин.

Основные древнерусские распевы:

1. Путевой распев – от слова путь, которым назывался ведущий хоровой голос, исполняющий основную мелодию произведения. Подчинен системе восмигласия.

2. Демественный распев – основан Василием Роговым, распространен в середине 16в. в Новгороде. Не отличался от знаменного со стороны приемов изложения (был прием построчного изложения мотива), но свободен от системы восмигласия. Содержит круг новых интонаций, сложнее ритмически, отличается красочностью, мелодичностью.

3. В конце 16 – нач. 17 вв. русская православная церковь обогатилась новыми 8и гласными распевами – киевским, болгарским, греческим, которые привлекали свежестью интонации, близостью к народной песне.

Зарождение многоголосия

В 16 веке также, как в народной песне, в церковном пении имело уже место импровизация. Появляются примеры 2х и 3х голосного пения. Распространено строчное 3х голосное пение – голоса, за незначительным исключением, движутся параллельными терциями и трезвучиями. Мелодия помещается в средний голос и называется cantusfirmus (путь). Верхний голос – вершник, нижний – нижник. Они исполняли мелодию, сохраняя ее высотный и ритмический контур почти в точности (так назыв. ленточное многоголосие) . Так же голоса образовывали подголоски около выдержанных нот мелодии. Партии голосов писались над текстом в виде нескольких строк – отсюда название – строчное письмо.

Также был распространен жанр – кант (от cantus – песня, пение) – церковная или светская песня для 3х голосного ансамбля или хора. Была распространена в 16-18 вв. в Украине.

Поэтика религиозного канта происходит от литературной поэзии, а не от народной песни. Типовыми кантами, например, есть колядки. В Почаевской Лавре был издан в 1790 году сборник духовных кантов «Богогласник». Светские канты были патриотического, любовно-лирического содержания. Существовали шуточные, сатирические, торжественно-славильные, моральные канты. Кант повлиял на развитие одного из хоровых жанров – партесный (многоголосный) концерт.

В конце 16 в. в церковную службу проникает новый стиль, основанный на гармоническом принципе – партесное пение (т.е пение по партиям). Было принесено из Украины, где сложилось под влиянием польского католического пения (в отличие от польского было строго акапельным). Свое теоретическое воплощение партесное пение нашло в трактате Николая Павловича Дилецкого «Муссикийская грамматика».

Наивысшего расцвета достигает в жанре партесного концерта(количество голосов от 8-и доходило до 24, 28 голосов). Его основные черты:

1. 4-х голосный склад письма с ясной функцией каждого голоса. Мелодия в Теноре, Бас – гармоническая опора, Альт и Дискант – двигались в терцию или сексту (изменен таким образом состав хора).

2. Для каждого голоса писалась отдельная партия или «партес» – отсюда и название.

3. Строго акапельный.

4. Изложение гармоническое, но есть элементарные полифонические приемы, не идущие дальше простейших форм имитации.

5. Основу изложения составляет сопоставление tutti хора с сольными эпизодами.

6. Со стороны формы – одночастные циклические произведения, состоящие из нескольких разделов, контрастирующих по материалу и приемам изложения.

7. Основной размер 4/4, но происходит освоение метрической организации через внедрение быстрых двудольных метров и трехдольности.

8. Мелодика освобождается от связи со знаменным распевом, появляется линейная нотация. Связь с кантом проявляется лишь в эпизодах. В поздний период под его влиянием намечается переход к «камерным» формам концерта.

9. Ярко обозначилась светская тенденция в хоровом мышлении.

10. С партесного концерта начинается подчинение всей системе выразительности через слово и содержание, в нем доминируют сферы музыкального и театрального искусства.

11. Благодаря народной песне и канту партесный концерт развивается как национальное явление.

Композиторы, работающие в жанре партесного концерта – Василий Титов, Николай Дилецкий, Герман Левицкий, Иван Домарацкий и др.

Партесный концерт имелбольшоезначение для дальнейшегоразвитияхоровой музики в целом, направленной на массовогослушателя. Он просуществовал до конца 18 века. Егоместозанимаетхоровой концерт как жанр, которыйотходит от религиознойзависимости в светскуюмузыку.Нужнообратитьвнимание, что 16-18 векаохватываютэпохутрехстилей в искусстве– ренессанса, барокко и рококо.

Вопросы по теме 1:

1.Раскрыть отличие и единство народного и церковного пения? 2.Кто такие певцы-деместики? 3. Какие существовали нотации в Киевской Руси? 4. Раскрыть суть знаменного распева. 5. Что такое хейрономия? 5. Хор государевых певчих дьяков. 6. Назвать древнерусские распевы. 7. Зарождение строчного 3-хголосного пения. Кант. 8. Черты партесного концерта.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.234.223.227 (0.008 с.)