Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Певческое искусство Киевской РусиСодержание книги Поиск на нашем сайте
Христианская религия, пришедшая в конце Х века, способствовала подъему культуры государства. После крещения в Византии, князь Владимир привез с собой из Херсонеса в Киев «Царский хор» и певцов-деместиков (т.е. регентов – учителей богослужебного пения). Приглашенные им певцы организовывали церковные хоры и первые певческие школы, поскольку церковное пение являлось неотъемлемой частью богослужения. Деместики (греческие мастера) обучали управлять хором во время богослужения, выполнять функции певца-солиста, а также учителя богослужебного пения. Таких певчих впоследствии стали называть «головщиками» (первый дьяк). Вместе с песнопениями из греческой церкви пришла на Русь безлинейная (крюковая) – знаменная нотопись. В знаменной записи каждая интонация обозначалась особым знаком – крюком. Крюки (или знамя) не указывали точную высоту, длительность звука, а лишь ориентировали на повышение или понижение голоса, выделение отдельных слов и фраз, дыхания и цезур. Мелодия была близка речитативу, исполнялась нараспев в примарной зоне голоса на ровном удержании звука в спокойном движении (псалмодическое пение). Культовая музыка была исключительно вокальной (пели только мужчины). Вокализировали на различные гласные – в основном а – е. Интонационное строение было мелодическим. Основной звукоряд охватывал середину диапазона. Эта система называлась знаменнымраспевом. Знаменное пение роднилось с народной песней 1) ладовой основой; 2) приемами распева; 3) его ритмической организацией. Отличалось принципом композиции – народная песня строилась на основе равномерной строфичности, допускающей вариативность напева, но не нарушая повторности. А в церковных песнопениях текст членился на неравномерные строки, что не допускало повторности в музыке. Вместо повторения в напеве прибегали к вариативной разработке. В основе лада знаменного пения была система восмигласия (от церковнославянского – осмогласие), основывающуюся не на квинтово-квартовых ладах византийской музыки, а на диатонических ладах народной музыки. Помимо знаменной существовала кондакарная нотация (кондакарное пение получило название от наименования праздничных церковных песнопений – конда’ков). Ей соответствовал особый стиль, связанный со сложным мелизматическим пением (широко использовались украшения). Это исполнение требовало от дирижеров-деместиков хейроно’мии – это старинный способ управления хором при помощи системы условных движений пальцев и рук хормейстера, указывающих темп, метр, ритм, направление мелодии, оттенки. Хейрономия предшествовала современной мануальной технике. Певческое искусство Московской Руси 16 век – единение Руси. При Иване Грозном была создана Московская певческая школа, первый профессиональный хор (вторая половина 15 в.) – хор государевых певчих дьяков. Правил им сам Иван Грозный. Он сочинял тексты песнопений и перекладывал их на музыку. Хор певчих дьяков состоял из 27 человек и делился на 6 групп – 5 станиц и шестую – «бесстаничных» (ученики). Позднее вместо пятой и шестой станицы создали две станицы «малых певчих дьяков». В результате хор подразделялся на станицы старших и младших. Во главе этих станиц ставился наиболее опытный певчий. Каждая станица – это маленький ансамбль. Известны выдающиеся имена воспитанников моск.певч.школы – братья Роговы – Василий и Савва, Федор Христианин. Основные древнерусские распевы: 1. Путевой распев – от слова путь, которым назывался ведущий хоровой голос, исполняющий основную мелодию произведения. Подчинен системе восмигласия. 2. Демественный распев – основан Василием Роговым, распространен в середине 16в. в Новгороде. Не отличался от знаменного со стороны приемов изложения (был прием построчного изложения мотива), но свободен от системы восмигласия. Содержит круг новых интонаций, сложнее ритмически, отличается красочностью, мелодичностью. 3. В конце 16 – нач. 17 вв. русская православная церковь обогатилась новыми 8и гласными распевами – киевским, болгарским, греческим, которые привлекали свежестью интонации, близостью к народной песне. Зарождение многоголосия В 16 веке также, как в народной песне, в церковном пении имело уже место импровизация. Появляются примеры 2х и 3х голосного пения. Распространено строчное 3х голосное пение – голоса, за незначительным исключением, движутся параллельными терциями и трезвучиями. Мелодия помещается в средний голос и называется cantusfirmus (путь). Верхний голос – вершник, нижний – нижник. Они исполняли мелодию, сохраняя ее высотный и ритмический контур почти в точности (так назыв. ленточное многоголосие). Так же голоса образовывали подголоски около выдержанных нот мелодии. Партии голосов писались над текстом в виде нескольких строк – отсюда название – строчное письмо. Также был распространен жанр – кант ( от cantus – песня, пение) – церковная или светская песня для 3х голосного ансамбля или хора. Была распространена в 16-18 вв. в Украине. Поэтика религиозного канта происходит от литературной поэзии, а не от народной песни. Типовыми кантами, например, есть колядки. В Почаевской Лавре был издан в 1790 году сборник духовных кантов «Богогласник». Светские канты были патриотического, любовно-лирического содержания. Существовали шуточные, сатирические, торжественно-славильные, моральные канты. Кант повлиял на развитие одного из хоровых жанров – партесный (многоголосный) концерт. В конце 16 в. в церковную службу проникает новый стиль, основанный на гармоническом принципе – партесное пение (т.е пение по партиям). Было принесено из Украины, где сложилось под влиянием польского католического пения (в отличие от польского было строго акапельным). Свое теоретическое воплощение партесное пение нашло в трактате Николая Павловича Дилецкого «Муссикийская грамматика». Наивысшего расцвета достигает в жанре партесного концерта (количество голосов от 8-и доходило до 24, 28 голосов). Его основные черты: 1. 4-х голосный склад письма с ясной функцией каждого голоса. Мелодия в Теноре, Бас – гармоническая опора, Альт и Дискант – двигались в терцию или сексту (изменен таким образом состав хора). 2. Для каждого голоса писалась отдельная партия или «партес» – отсюда и название. 3. Строго акапельный. 4. Изложение гармоническое, но есть элементарные полифонические приемы, не идущие дальше простейших форм имитации. 5. Основу изложения составляет сопоставление tutti хора с сольными эпизодами. 6. Со стороны формы – одночастные циклические произведения, состоящие из нескольких разделов, контрастирующих по материалу и приемам изложения. 7. Основной размер 4/4, но происходит освоение метрической организации через внедрение быстрых двудольных метров и трехдольности. 8. Мелодика освобождается от связи со знаменным распевом, появляется линейная нотация. Связь с кантом проявляется лишь в эпизодах. В поздний период под его влиянием намечается переход к «камерным» формам концерта. 9. Ярко обозначилась светская тенденция в хоровом мышлении. 10. С партесного концерта начинается подчинение всей системе выразительности через слово и содержание, в нем доминируют сферы музыкального и театрального искусства. 11. Благодаря народной песне и канту партесный концерт развивается как национальное явление. Композиторы, работающие в жанре партесного концерта – Василий Титов, Николай Дилецкий, Герман Левицкий, Иван Домарацкий и др. Партесный концерт имелбольшоезначение для дальнейшегоразвитияхоровой музики в целом, направленной на массовогослушателя. Он просуществовал до конца 18 века. Егоместозанимаетхоровой концерт как жанр, которыйотходит от религиознойзависимости в светскуюмузыку.Нужнообратитьвнимание, что 16-18 векаохватываютэпохутрехстилей в искусстве– ренессанса, барокко и рококо. Вопросы по теме 1: 1.Раскрыть отличие и единство народного и церковного пения? 2.Кто такие певцы-деместики? 3. Какие существовали нотации в Киевской Руси? 4. Раскрыть суть знаменного распева. 5. Что такое хейрономия? 5. Хор государевых певчих дьяков. 6. Назвать древнерусские распевы. 7. Зарождение строчного 3-хголосного пения. Кант. 8. Черты партесного концерта.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1056; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.3.230 (0.007 с.) |