Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хоровое творчество С. Танеева.

Поиск

Петр Ильич Чайковский (1840-1893).

На протяжении всей жизни композитор неоднократно обращался к жанру самостоятельных произв. для хора. По окончании Петербургской консерватории (1865) он представил в качестве дипломной работы кантату «К радости» на текст оды Ф. Шиллера. В 1872 г. написал кантату «На открытие Политехнической выставки в Москве» (второе название «В память двухсотой годовщины со дня рождения Петра І) на текст Я. Полонского. В 1883г. живя в Париже, Чайковский получает заказ написать кантату по случаю коронации Александра ІІІ. Так за 2 недели появилась кантата «Москва» на текст А. Майкова. Первыми исполнителями были хор и оркестр Большого театра. Содержанием кантаты явились исторические эпизоды, связанные c возникновением Москвы, объединением вокруг нее мелких княжеств, стремлением освободиться от монголо-татарского ига, героизм и мужество русского народа. Стихи Майкова оказались патриотическими – это были нерифмованные строки, состоящие из неравного количества слогов «С мала ключика студеная потекла река. С невелика зачиналася каменна Москва». Они напоминали былинный эпос, древние сказания. Чайковский стилизовал и мелодику в народном духе.

Кантата «Москва» имеет приподнято торжественный тон, стилизованный русский былинный характер музыки и текста. Для муз.языка характерно выразительность тематизма, удобство хоровых партий.

В кантате 6 частей: 1. Хор «С мала ключика», 2. Ариозо (соло меццо-сопрано «То не звездочка засветилася»), 3. Хор «Час ударил жданный», 4. Монолог и хор (соло баритона «Уж как из лесу, лесу темного»), 5. Ариозо (соло меццо-сопрано «Мне ли, господи»), 6. Финал – соло баритона «По Руси пошел стук и гром большой», хор с солистами «Так живи вовек»).

1 часть «С мала ключика» – начинается оркестровым вступлением, торжественным и величественно спокойным. Тема хора напоминает лирические протяжные песни. Хор написан в сложной форме – сочетание трехчастности с кодой и элементами рондо. Ср.часть разработочного характера. Представлены мужской и женский хоры в 4-хголосном изложении. Переменный лад (ля мажор – фа диез минор), поступенное движение мелодии, внутрислоговые распевы обусловили русский характер этой части (слушаем).

3 часть «Час ударил жданный» написана в стиле торжественных русских кантов. Музыка светлая, радостная, ликующая. Народ празднует избавление земли от врагов. Форма 2-хчастная повторенная с заключением. Тональность ре мажор. (слушаем).

Финал «Так живи вовек» - сначала поет хор, затем вступают солисты, сочетаясь с мощными аккордами хора и оркестра. Усложняется хоровая фактура. (Если в предыдущих частях преобладал гомофонно-гармонический склад письма с элементами подголосочности), то здесь встречаются развитые полифонические приемы. Завершается кантата торжественным славлением народа и русской земли (слушаем). ПЕТЬ УСОВА № 84, 85, 86.

Хоровые произведения без сопровождения играют большую роль в огромном наследии композитора. Для них характерно:

1. значительность содержания произведений,

2. яркий индивидуальный характер каждого из них, теплота и непосредственность чувств,

3. близость хоров к крестьянской или городской народной песне,

4. в хоровом письме преобладание гомофонно-гармонического стиля,

5. глубокое знание композитором специфики хорового звучания, мелодическая напевность голосов, удобство и простота голосоведения хоровых партий.

Чайковским создано 9 акапельных хоров на слова русских поэтов. «На сон грядущий», «Вечер», «Ночевала тучка золотая», «Блажен, кто улыбается», «Привет А. Г. Рубинштейну», «Соловушко», «Не кукушечка во сыром бору» - читать, анализировать С.Попов вып.2 стр.137-147, петь № 182, 186, 194, «Что смолкнул веселия глас», «Без поры да без времени». Хоры разнообразны по составу, содержанию, масштабу, приемам хорового письма.

«Соловушко» ( на собственный текст) – глубоко национальное произведение как по идее (любовь к Родине), так и по СМВ, которые берут начало из народно-песенного творчества. Первая тема – «Улетал соловушко далеко» (соло тенора) - написана в стиле крестьянской песни с внутрислоговыми распевами, переменным размером, диатонической мелодией (нат. си минор), ферматными остановками в конце фраз. Ответ хора (вторая тема) – легкий, прозрачный, но активный. Выдержан в аккордовой фактуре, гарм. минор. Присутствует связь с первой темой на остановках в конце фраз – имеют выразительное и смысловое значение. Средняя часть («И спасибо вам») – разработочного плана. Передает прощальный привет людям. Начинается с имитационного проведения темы сначала у женщин, затем у мужчин, потом сохраняется гомофонно-гармоническая фактура. Мажорный лад придает светлую окраску, а divisi во всех голосах – мощности. Высокая тесситура и насыщенная динамика в кульминации. Реприза – зеркальная. Хору свойственны смены темпов (слушаем).

«Ночевала тучка золотая» (М. Лермонтов) – небольшой хор выделяется глубиной мысли, сосредоточенностью, монолитностью. Музыкальный образ нашел свое выражение в строгой мелодической линии, одинаковом ритме во всех голосах, в хоральном складе несложной гармонии без признаков полифонии, ограниченном диапазоне, удобная тесситура, выразительная динамика с плавными нюансовыми переходами. Разнообразно использованы паузы – как недосказанность. Тональность фа минор, отклонения в параллельный мажор, применение ІІІ и VІ ст. (слушаем).

Огромна роль духовных сочинений Чайковского в становлении нового церковного музыкального стиля.

Литургия Святого Иоанна Златоустого – это целостный богослужебный цикл (в первом издании - Литургия святого Иоанна Златоуста) – цикл песнопений для смешанного хора (в оригинале подразумевается хор, составленный из мужчин и мальчиков), соч. 41 – До мажор. Литургия задумывалась не как концертное произведение, а именно как часть церковной службы. Состоит из 15 частей: На церковнославянском языке. Впервые исполнена предположительно в мае 1879 в Киеве, в Университетской церкви.

В Литургии композитор не претендовал на принципиально новые решения. Однако, как признавал сам, музыка получилась слишком «европейской». «Хочется сохранить в неприкосновенности древние церковные напевы, а между тем, будучи построены на гаммах совершенно особого свойства, они плохо поддаются новейшей гармонизации. Зато если удастся выйти победителем из всех затруднений, я буду гордиться, что первый из современных русских музыкантов потрудился для восстановления первобытного характера и строя нашей церковной музыки».

«Всенощное бдение» соч.52, сочинено в 1881 г. В отличие от Литургии, все песнопения Всенощной являются переложениями, т.е. гармонизациями традиционных распевов – греческого, знаменного, киевского. Композитор придерживался строгого стиля гармонии, хотя ощутимо влияние русских форм многоголосия. Исполнено впервые в Москве в 1882 г. В зале Промышленной выставки. Пел Чудовский хор под управлением П.Сахарова.

Песнопения, вошедшие в тетрадь «Девять духовно-музыкальных сочинений» написаны в 1884-1885 гг. – Достойно есть, Херувимские 1, 2, 3, Тебе поем, Отче наш, Да исправится, Блажени, Ныне Силы Небесныя.

«Легенда» - авторская обработка песни из цикла «Шестнадцать песен для детей» для голоса с фортепиано.

В чем жанровое разнообразие хоров Чайковского?

 


Наиболее ярким представителем эпохи романтизма является Сергей Иванович Танеев (1856 – 1915) – педагог и ученый. Для творчества С.Танеев характерно:

глубокая содержательность,

этическая возвышенность,

жизнеутверждающий характер,

развитие им национальных основ русского искусства, прочная связь композиторского творчества с народной музыкальной культурой,

опора на традиции Глинки и Чайковского, на наследие зарубежной музыкальной классики (Бах, Моцарт, Бетховен),

стремление к воплощению в музыке стройных нравственно-философских концепций, монументальность форм, законченность и ясность его произведений.

Емупринадлежит главная заслуга в поднятии хорового жанра до уровня самостоятельного вида музыкального искусства. Особенностью хорового стиля Танеева является свободное сочетание гармонических и полифонических приемов. Свободный переход от одной фактуры к другой базируется на интенсивной мелодизации голосов в гармоническом изложении и на ясной гармонической основе полифонического склада. Характерная черта хорового стиля Танеева – стремление к максимально полному раскрытию выразительных возможностей вокальной полифонии. Помимо классической полифонии (имитационной, контрастной), Танеев вводит принцип подголосочности, то есть придает ей национальный колорит. Также для него характерна картинность, живописность образов, выраженные полифоническими средствами.

Танеев оставил богатое наследие в различных жанрах хоровой литературы: кантатно-ораториальном – «Памятник» на сл.Пушкина (1880), «Иоанн Дамаскин» на слова А.Толстого из одноименной поэмы (1884), «По прочтении псалма» сл.А.Хомякова (1914), оперно-хоровом – опера-трилогия «Орестея» на текст античной трагедии Эсхила, хоров без сопровождения.

Кантата «Иоанн Дамаскин» – одна из вершин монументального вокально-симфонического духовного композиторского мастерства, новаторская особенность которого, – в обращении Танеева к композиции экспрессивно-полифонического типа. Кантата предвосхитила процессы музыкального мышления нового ХХ столетия. Ладовый, тембровый, фактурный контрасты составляют драматургическую основу кантаты. Соотношение оркестрового и хорового звучания. Роль тематизма и влияние его на форму кантаты. С созданием «Иоанна Дамаскина» в русской музыке появился лирико-философский тип кантаты.

Кантата повествует о судьбе византийского богослова, философа И.Д., поэта и певца церковных гимнов. Танеев взял для кантаты отрывок из поэмы – часть тропаря (тропарь – молитвенное песнопение в честь какого-либо праздника или святого). В ней ставится вечный философский вопрос жизни и смерти, так же наиболее полно выявились черты хорового творчества Танеева – лиризм и углубленно философская трактовка темы.

В кантате 3 части. Все произведение обрамляется вступлением и заключением на теме церковного песнопения «Со святыми упокой». В начале ее исполняет оркестр, в конце 3 части поет хор a cappella со словами «Прими усопшего раба в твои небесные селенья».ЧИТАТЬ Усова стр.76-78, ПЕТЬ № 90, 91, 92.

1 часть – певучая, выразительная, человечная, близкая романсам тема «Иду в неведомый мне путь» (в сложнейшей полифонической форме).

2 часть – хорал a cappella – несет тепло и любовь «Но вечным сном пока я сплю».

3 часть мощная 4-хголосная фуга, написанная в духе Баха и Генделя «В тот день, когда труба вострубит мира преставленье». (Слушаем).

Особую значимость и многогранность имеют хоры без сопровождения С.Танеева. Композитор предназаначал свои сочинения для определенных хоровых коллективов. На многих партитурах есть посвящения: «Синодальному хору», «Русскому хоровому обществу», «Хору императорской оперы в Петербурге», «Хору московских Пречистенских курсов для рабочих», «Хоровому обществу чешских учителей".

Первые хоры без сопровождения Танеев создавал как пьесы малых форм, им характерна простота формы, изложение в гомофонно-гармонический складе – «Вечерняя песня», «Венеция ночью», «Рим ночью», «Тихой ночью», «Адели» и др.

Но постепенно композитор меняет свое отношение к хору, рассматривая его как большой коллектив, исполняющий крупные формы. Значительно сложные по форме и музыкальной выразительности хоровые произведения написаны на стихи Ф.Тютчева, А.Хомякова, Я.Полонского. Для них характерно: насыщенность гармонии, полифоничность мастерства, монументальность формы, знание вокальных возможностей голосов – совершенство голосоведения – самостоятельность исполнительского организма с неограниченными возможностями художественной выразительности, решение композитором в хорах целого драматического действия с контрастными частями, пейзажность живописных развернутых картин, использование двойных хоров – «По горам две хмурых тучей», «В дни, когда над сонным морем». Пятиголосный хор с тройной фугой в середине – «Прометей» - вершина композиторского мастерства. Пятиголосные хоры «На корабле», «Развалину башни, жилище орла».

Танеев владеет глубоким знанием возможностей хоровых голосов, у него высокая требовательность к певческим коллективам, исполняющим его произведения. В партитурах много его ремарок по темпам, нюансировке, фразировке, голосоведению, характеру исполнения

Вершина творчества – цикл «Шестнадцать хоров для мужских голосов» на слова Бальмонта и сборник из «Двенадцати хоров a cappella» на сл.Я.Полонского для смешанных голосов, посвященный хору московских Пречистенских курсов для рабочих. Большинство хоров – живописные развернутые картины, как бы целые драматические действия с контрастными частями. Все они трудны для исполнения – «Вечер», «Посмотри, какая мгла», Развалину башни, жилище орла, На могиле, Звезды, Из вечности музыка вдруг раздалась, Молитва и др.

«Вечер» – композитор с акварельной точностью воплотил в звуках картину тихого южного вечера. Тональность си бемоль мажор способствует умиротворению. Написан в 3-хчастной форме с зеркальной репризой. Переменный размер 6/8 и 9/8 придает музыке баркарольность, синкопы вносят трепетность в звучание хора. (Слушаем) ЧИТАЕМ Попова стр.152-164, поем № 196, 197, 206.

«Посмотри, какая мгла» -тонкая пейзажная зарисовка. Си минор придает оттенок грусти, имитации – характер мерцания, зыбкости, штрих non legato, 3-хчастная форма, 4-хголосный хор, имеет черты сонатности. (Слушаем) (капелла Юрлова).

Назвать характерные черты хорового стиля Танеева (вокальный полифонизм, полифонич. монументализм, картинность, живописность образов, принцип подголосочности). В каких жанрах писал произведения?




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2019; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.57.57 (0.011 с.)