Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа двадцать девятая. Итак, репетицияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Итак, мы с вами подошли к завершающему этапу работы над концертом. Режиссеру практически уже ясно, что надо делать и к а к. Он знает, какие у него номера и исполнители, порядок их выступления, каким будет оформление, как будет решено сценическое пространство (что и где будет стоять) - в его руках планировка сцены, решение, где, когда и какая будет звучать музыка, в какие моменты действия возникнут изображения на теневом экране-заднике (кинокадры и слайды), где, когда и какие будут звучать шумы, какой будет свет и т.д. И все это не в его мысленном представлении - все зафиксировано на бумаге, на полях сценария в режиссерском постановочном экземпляре, в партитуре концерта. Все обговорено, уточнено с помощниками, с постановочной группой, каждый из них знает, что ему и с кем надо делать... Остается только приступить к репетициям, к воплощению задуманного, к нахождению в конкретном действии замысла, к соединению всех элементов концерта в единое целое. Словом, приступить к тому этапу режиссерской работы, во время которого рождается неповторимость концерта. Итак, режиссер приступает к репетициям. С чего начать? В какой последовательности? Чего добиваться на каждой? Как лучше ее провести? Эти и еще множество подобных вопросов обычно возникают у режиссера перед началом репетиций. И на все это он обязан найти для себя практический ответ. Что касается последовательности проведения репетиций театрализованного тематического концерта, то она примерно такая же, как и при работе над любым сценическим произведением. Будем придерживаться ее и мы. Репетиционная работа режиссера нашего концерта строится в следующем порядке. Работа с ведущим (в нашем случае - с Бардами и Звонарями) над текстом, песнями. Работа над сводными номерами (танцевальными, хоровыми); если в сценарии задумано, то работа над созданием хореографических и пантомимических связок. Работа над внесением в номера нужных для концерта корректур. Работа с ведущим обычно поручается второму режиссеру (режиссеру-ассистенту) либо руководителю коллектива, участникам которого поручены эти роли. Все остальные репетиции проводятся музыкальным руководителем, балетмейстером, режиссером пантомимы и руководителями занятых в концерте коллективов. Цели, содержание и задачи этих репетиций режиссер заранее обговаривает с теми, кто их проводит. Тогда же: репетируется введение в номера всех необходимых игровых действенных моментов, связанных с режиссерским замыслом концерта; сведение номеров в эпизоды (в основном введение связок); введение в эпизоды фоновой музыки, шумов, теневых изображений (кино и слайдпроекций) и других постановочных элементов концерта; сведение эпизодов в последовательно развивающееся действие концерта. Все эти репетиции проводятся самим режиссером-постановщиком. На репетициях режиссер окончательно определяет и устанавливает мизансцены, порядок выходов и уходов исполнителей (кто за кем и куда выходит и уходит), особое внимание обращая на связки между номерами, на переходы от номера к номеру, отрабатывая их до тех пор, пока не добьется слаженности и точности их исполнения. Многие режиссеры прежде, чем приступить к репетициям, предварительно намечают для себя схему мизансцен и переходов исполнителей. Но, как подчеркивает один из выдающихся советских режиссеров А. Д. Попов, «... нельзя лепить мизансцены из пассивной актерской массы. Необходимо иметь разбуженного к действию, целесообразно действующего актера». А это означает, что режиссер концерта, несмотря на предварительную наметку передвижений исполнителей во время репетиций, не должен механически разводить актеров по заранее намеченным местам (пресловутая разводка - наиболее ремесленный, в самом плохом смысле этого слова, подход к нахождению мизансцен), а обязан проверить, уточнить, развить и окончательно установить все переходы, все мизансцены вместе с исполнителями. Не требовать от актеров-исполнителей формального подчинения придуманному за столом дома, а, объяснив причину того или другого передвижения по сцене, добиваться от исполнителей осознанного действия, внутреннего оправдания перехода, мизансцены. И уж, конечно, не отвергать, отстаивая «честь мундира», предложенные исполнителями более интересные решения. Репетиция - творческий процесс не только для исполнителей, но и для самого режиссера. Следя за тем, что происходит на сцене, как действуют участники концерта, режиссер все время не только проверяет правильность поведения исполнителей, но и мысленно соотносит получающееся с задуманным, ищет наиболее выразительные краски, приспособления, мизансцены и т.д. Именно это творческое, «разогретое» режиссерское состояние создает ту благоприятную почву, на которой во время репетиций рождаются более яркие решения, чем те, которые были найдены на первых этапах создания режиссерско-постановочного плана концерта. В режиссерском творчестве это закономерно. И если во время репетиций рождается что-то новое, неожиданное, что влечет за собой уточнение режиссерского замысла, или найденное требует его частичного изменения, то не следует отказываться от него. Я уже говорил, что режиссерский замысел не догма, и в процессе репетиций он может не только уточняться, но и в каких-то деталях изменяться. Важно только, чтобы эти изменения не меняли общей концепции постановки. Само собой разумеется, что к каждой репетиции и режиссер, и постановочная группа должны готовиться: знать, что они будут делать, чего добиваться от участников, исполнителей сегодня, здесь, сейчас. Успех репетиций зависит еще и от того, в какой обстановке она протекает. Каждая репетиция должна быть желанной для ее участников и проходить в подлинно творческой атмосфере, которая во многом зависит от режиссера, от того, в каком настроении он приходит и проводит репетицию. Не стоит раздражаться, если не все сразу у исполнителей и у других участников репетиции получается. Режиссер должен быть сдержанным, уметь владеть собой, быть чутким и внимательным товарищем, искусным дипломатом и заботливым наставником. Но все это не означает снисходительности к проступкам. Режиссер должен быть настойчивым, если нужно, суровым, но всегда справедливым. Не дергать исполнителей, не останавливать репетицию без нужды. Но и ни в коем случае не «прогонять» (проходить без остановки все подряд) без надобности номера или эпизоды. Каждому прогону номера, эпизода должен предшествовать тщательный разбор ошибок, недостатков, обнаруженных в предыдущем действии, чтобы при повторе каждый точно знал стоящую перед ним цель. Бесконечные повторы под реплики режиссера: «Ну, что же вы?» «Давайте же!», когда исполнитель не знает, что «давать», - утомляют, раздражают актеров. Такая метода репетиций просто бессмысленна, пустая трата драгоценного времени. Любой номер, любой эпизод поначалу следует репетировать по частям. И только добившись желаемого результата, закрепив его, идти дальше. Весьма полезно начинать новую репетицию с повтора пройденного.
Заметки на полях. Массовые сцены, в театрализованных концертах и о сводных коллективах Несколько слов о массовых сценах в тематическом театрализованном концерте, ибо среди некоторых режиссеров бытует мнение, что, практически, разницы в работе режиссера над массовой сценой, что в театрализованном тематическом концерте, что в массовом представлении, нет. Позволю себе с этим мнением не согласиться. Если разобраться, то ничего общего, кроме того, что и там и тут режиссер имеет дело со значительным количеством участников. Так, в отличие от массовых представлений, где народные сцены создаются, как правило, специальными исполнителями, в театрализованном концерте - это сами исполнители номеров, сумма которых создает образ народа. Участники концерта, объединенные единой целью, создают такой строй концерта, в котором каждый номер любого жанра приобретает для зрителя характер и качества действующего лица. Вот почему мы вправе говорить, что театрализованный тематический концерт - это непрерывно развивающееся своеобразное массовое действо, имеющее свой целью суммой всех номеров создать образ народа. Кстати, эту же цель преследует режиссер, когда участников одного номера включает в действие другого (как вспомогательный элемент, как живой действующий фон, например, как зрителей). Собственно, в театрализованном тематическом концерте исполнители номеров практически выполняют две функции: они и действующие лица, они же и участники массовых сцен. Кстати, в театрализованных тематических концертах для масштабности действия режиссура, как правило, создавала так называемые «сводные коллективы». Большим мастером их создания был И.М. Туманов. Например, в одном театрализованном концерте он создал сводный ансамбль скрипачей (руководитель Л. Коган), в котором на сцену вышли 250 скрипачей, собранных из всех тогдашних республик, входивших в состав СССР. Или, в другом его театрализованном концерте перед зрителями предстал огромный танцевальный ансамбль, объединивший танцоров всех закавказских республик. Можно вспомнить и сводный симфонический оркестр учащихся младших классов всех музыкальных школ Москвы и Ленинграда с солистами - народными артистами СССР. В таких концертах можно было увидеть самые различные сводные коллективы танцоров, музыкантов, хоров', выступления которых чередовались с различными номерами, и которые обычно в том или другом качестве принимали участие в финалах театрализованных тематических концертов. Правда, к сожалению, такие массовые финалы вскоре превратились в штамп, в непременный их атрибут. Не требует доказательств, что сила эмоционального воздействия массовых сцен на зрителей зависит от того, насколько эмоциональное содержание массовой сцены им понятно и близко. И хотя любые сравнения весьма относительны, мне представляется, что эмоциональное звучание массовой сцены в чем-то сродни слаженному и взволнованному звучанию многоголосного хора, исполняющего героическую ораторию. Конечно, постановка массовой сцены - это «высший пилотаж» в режиссуре тематического театрализованного концерта, массового представления. Не случайно и В.Э. Мейерхольд, и Н.П. Охлопков, и многие другие выдающиеся режиссеры XX века считали массовые сцены «пробным камнем» для режиссера. Но, пожалуй, наиболее точно о том, что такое для режиссера постановка массовой сцены определил Алексей Дмитриевич Попов: «Постановка народной сцены, - писал он, - по трудоемкости, по тому, какого опыта и культуры она требует от режиссера, всегда считалась и считается экзаменом на полную зрелость режиссерского мастерства».
Монтировочная репетиция Монтировочная репетиция - репетиция особая, и весьма важная Цель ее - отработка всего, что связано с оформлением и технической стороной концерта. В назначенный по плану-графику срок, к которому должны быть подготовлены все элементы оформления (станки, задники и т.д.), режиссер вместе с художником и всеми техническими службами проводит репетицию, на которой окончательно определяется декорационное и световое решение концерта. Такая репетиция называется монтировочной. Руководит этой репетицией художник концерта. Режиссеру не следует вмешиваться в его действия. Если режиссера что-то не удовлетворяет или у него возникают какие-либо предложения, пожелания, лучше всего сказать об этом самому художнику. На сцене, в соответствии с эскизом или макетом художника, устанавливаются все элементы оформления, разрабатываются способы и средства для быстрой их смены, уточняется размещение отдельных элементов оформления, проверяется техническая часть, предназначенная для получения сценических эффектов. Львиная доля времени монтировочной репетиции уходит на установку и подгонку (монтировку - отсюда ее название) оформления: подвеску одежды сцены (кулис, падуг, занавесей, задников и тех деталей, которые по ходу действия концерта будут опускаться и подниматься). Затем около всех установленных на полу сцены деталей оформления -станков, ступеней и других предметов - ставятся «марки» (отметки). Делается это для того, чтобы в дальнейшем быстро и точно устанавливать их на места, найденные на монтировочной репетиции. На этой репетиции также отрабатываются перемены, связанные с перестановкой по ходу концерта деталей оформления. Особое внимание надо обратить на так называемые «чистые перемены» (перемены оформления при открытом занавесе или в темноте). После монтировочной проводится первая световая репетиция. По существу, прикидочная, предварительная. Окончательно свет устанавливается во время сводных репетиций в присутствии на сцене исполнителей. На монтировочную репетицию исполнители, как правило, не вызываются, кроме тех, кто непосредственно связан с переменой элементов оформления, например, слуги просцениума. Во время прикидки света репетируются и световые переходы при демонстрации теней (кинокадров, слайдов, диапозитивов). Правда, в последнее время некоторые режиссеры и художники стали злоупотреблять темнотой на сцене, прибегая ко всяким фокусам с прожекторами, пистолетами, стробоскопами и другой световой аппаратурой, забывая при этом, что светом нужно пользоваться осторожно, скупо, только там, где это действительно необходимо. Вообще же праздничным концертам противопоказана темнота. Далее проводится репетиция пролога и финала, в которых помимо исполнителей, должны быть заняты все необходимые службы. Репетиция пролога и финала не случайно назначается после монтировочной и перед сводной. Во-первых, проводить ее следует в реальных сценических условиях. Во-вторых, как я уже говорил, сначала финал, а затем пролог.
Сводная репетиция На сводной репетиции режиссер впервые собирает все номера и эпизоды концерта подряд, вводя в них музыку, свет, кино и т.п. Именно на ней проверяются все связки между номерами, эпизодами, правильность их чередования, развитие сквозного действия, словом, все содержание и все компоненты концерта. Поэтому сводную репетицию рекомендуется проводить после отдельных репетиций с кино, диапозитивами, слайдами, элементами теневого экрана, фонограммой, радиоаппаратурой, сложным светом и другой техникой. Делается это для того, чтобы потом на сводной репетиции как можно меньше времени тратить на технику, а главное внимание уделять исполнителям. Сводная репетиция - долгая, с постоянными остановками для уточнения и поправок. Вот где режиссеру особенно понадобятся хладнокровие и выдержка. Недаром профессионалы называют первую сводную репетицию «адовой». Обычно, поначалу все не ладится, «скрипит», вроде бы даже разваливается, ведь впервые все обеспечивающие концерт службы работают вместе. Все ко всем и ко всему «притираются». За одну репетицию практически невозможно пройти весь концерт. Как правило, первая сводная репетиция длится минимум втрое дольше концерта. Если концерт будет идти полтора часа, то сводная репетиция - четыре с лишним часа. Конечно, можно репетировать и такое количество часов. Но делать этого не стоит, потому что плодотворно можно репетировать три, три с половиной часа. Затем участники репетиции утомляются, и их творческая отдача становится мизерной. Если у режиссера есть время, целесообразнее проходить весь концерт за две репетиции - за два дня или за один день - утром и вечером. На первой - собрать первую половину концерта, на второй - вторую. Если в концерте есть пролог и финал, целесообразно эти части концерта, в которых обычно участвует большинство коллективов и исполнителей, репетировать подряд. Причем начинать с финала, а уж потом репетировать пролог. В принципе для репетиций пролога и финала надо отводить специальную репетицию - перед первой сводной. Если в основе построения (мизансцен) пролога и финала лежит цветовая гамма костюмов их участников, а такое бывает довольно часто, то эти репетиции целесообразно проводить в костюмах. Для того чтобы сводная репетиция была плодотворной, ее нужно хорошо продумать и заранее организовать. Прежде всего, следует, насколько это возможно, определить, когда на репетиции понадобится тот или другой номер, исполнитель, и вызвать их к этому времени. Нет ничего хуже без дела слоняющихся по фойе, коридорам, залу участников концерта. Они устают раньше времени, расхолаживаются сами и расхолаживают тех, кто репетирует. И не надо держать без нужды тех, кто больше не понадобится. Такая организация не только заставит режиссера укладываться во время, отведенное для репетиции того или другого эпизода, но и сбережет силы исполнителей. «Правило для всякой репетиции,— подчеркивал К. С. Станиславский,- это экономия рабочего времени актеров и всего технического персонала». Умение вести репетицию без потери времени, в творческой обстановке - одно из важнейших качеств режиссерской профессии. Итак, вы, режиссер, прошли весь концерт от начала до конца. Соединили номера в эпизоды, состыковали переходы от эпизода к эпизоду, ввели ведущих, окончательно уточнили световую и звуковую партитуры, все монтажные переходы, ввели всю технику, выверили все оформление, реквизит - соединили и проверили все компоненты концерта в действии. То есть впервые собрали весь концерт. Но сам концерт еще не родился. Происходит это на прогонных репетициях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.7 (0.011 с.) |