Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа третья. Эстрадные жанры и режиссураСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Жанр (фр. - род, вид, образ действий, манер) - исторически сложившаяся совокупность специфических свойств произведения (в эстраде - номера), его содержания и формы, подразумевающие способы отбора художественных приемов и диктующие определенные правила игры. Когда я говорю о необходимости знания режиссером особенностей эстрадных жанров, я имею в виду не столько знание их отличий в литературоведческом понимании (что тоже весьма важно для режиссера), сколько те особенности, которые влияют на конкретное содержание режиссерской работы с исполнителем (исполнителями) над номером того или иного жанра. (О жанрах и видах театрализованного тематического концерта мы будем говорить отдельно). Установить перечень всех разновидностей жанров эстрады практически невозможно. Жизнь, да и сами артисты постоянно вносят что-то свое собственное, что-то безвозвратно уходит (например, ушли в прошлое «чтецы-декламаторы»), другое, переплавленное творческой индивидуальностью крупного художника, обретает новые, неожиданные качества, (например, Р. Зеленая или С. Образцов создали новые разновидности эстрадных жанров). Вы уже знаете, что одна из главных специфических особенностей эстрадного искусства заключается в том, что оно оперирует самыми различными жанрами. Чем богаче и разнообразнее концерт по жанрам, тем он ярче и интереснее. Арсенал жанров, которыми пользуется эстрада, так же широк и разнообразен, как мир сценического искусства. Хотя само понятие «жанр» не охватывает всех оттенков того или другого произведения. И тут я солидарен с Е.Д. Уваровой, которая пишет: «Дать название жанру трудно - так негибки, топорны наши искусствоведческие определения». И все же все обилие используемых эстрадой жанров обычно делят на четыре группы: разговорную, музыкальную, хореографическую и оригинальную. К номерам разговорного жанра относятся: конферанс, реприза, каламбур, интермедия, миниатюра, скетч, эстрадный фельетон, эстрадный монолог, музыкальный фельетон, музыкальная мозаика, куплеты, частушки, мелодекламация, пародии и др. К музыкальному: песня (разные ее модификации: народная, эстрадная, бардовская, жанровая), городской и цыганский романсы, баллады, оркестровые номера, инструментальные миниатюры и т.д. К хореографическому: танец (народный, характерный, эстрадный и др.), пантомима. К оригинальному: жонглирование, фокусы, вентрология (чревовещание), звукоподражание, игра на таких «инструментах», как пила, стиральная доска, бутылки, поленница дров и т.п., куклы, акробатика и другие цирковые и спортивные номера. В отличие от театрального режиссера, имеющего дело с весьма ограниченным кругом драматургических жанров, для эстрадного режиссера даже само название жанра (скажем, «разговорный» или «музыкальный») является лишь обозначением определенной, весьма разнообразной по своим особенностям группы «поджанров». Нет нужды доказывать, что для успешной работы с исполнителем над осуществлением эстрадного номера того или другого жанра, режиссеру необходимо досконально знать специфические особенности каждого из них. Вот почему, несмотря на их обилие, я считаю нужным, хотя бы коротко, остановиться на разговорном и вокальном жанрах. В какой-то мере раскрыть присущие им отличия, которые не всегда лежат на поверхности, но без учета которых (так же, как и «условий игры» на эстраде) невозможно создать полноценный эстрадный номер. Рассмотрим некоторые из них, наиболее распространенные на эстрадных подмостках.
Разговорные жанры «В многоярусном здании эстрадного искусства, сооруженном из разных жанров, несущей конструкцией всегда было слово». (О.Кузнецов) Я не случайно эту беседу начинаю со слова о слове. Именно слово в первую очередь давало и дает возможность эстраде быть злободневным, острым, страстным искусством, в котором, пожалуй, полнее, чем в других эстрадных жанрах, выражаются элементы юмора, сатиры, публицистики. Эстрадные фельетоны, монологи, рассказы, куплеты живут только как звучащее слово и только в исполнении данного артиста. Работу режиссера прежде всего определяет то, что артист для раскрытия смысла номера, темы, идеи, содержания, произнося текст, имеет в своем распоряжении почти единственное средство - звучащее слово: тембр голоса, интонацию, ритм речи и, конечно, мимику, позу, редко -жест, которые артист вовлекает в жизнь исполняемого номера. Ведь в разговорном жанре слово становится только тогда действенным, когда исполнитель умеет правдоподобно передавать живую речь того или другого персонажа. Сказанное когда-то К.С.Станиславским, что речь на сцене должна быть естественной и звучной, действительно и для эстрады, иначе благие намерения режиссера и исполнителя останутся только намерениями. В этом, как показывает практика, в первую очередь, сложность работы режиссера над номерами разговорного жанра. К сожалению, и об этом нельзя не сказать,- сегодня разговорные номера и в частности, конферанс, который для меня является одним из важнейших составляющих эстрадный концерт, как и удивительная, украшающая эстрадные концерты профессия конферансье, если вообще не ушли с эстрадных подмостков, то по количеству и по качеству во многом уступают музыкальным вокальным номерам. Тому много причин. Долгие годы в искусстве и литературе, особенно на эстраде, все было идеологизировано, все подчинялось директивам и распоряжениям. Ни о какой свободе мысли, свободе слова, свободе собственного мнения, без которых немыслима эстрада и прежде всего разговорные жанры, и в частности, конферанс, не могло быть и речи. Это было просто небезопасно, ибо «не приветствовалось» власть предержащими. К тому же, немалую роль сыграло отсутствие сегодня сборных концертов. Несмотря на это я все же считаю необходимым сказать несколько слов о сущности номеров разговорного жанра, «условия игры» которых влияют на их режиссуру.
Конферанс В различных справочниках можно прочесть, что конферансье - это «артист эстрады, объявляющий номера и выступающий перед публикой в промежутках между номерами эстрадного концерта... Поведение конферансье на сцене и текст его реплик носят обычно комедийный характер. Конферансье комментирует отдельные номера, в какой-то степени объединяет эстрадную программу, стремится придать ей злободневный характер». Казалось бы, что в этой довольно обширной цитате о конферансье сказано все. И все же... Разве задача конферансье заключается только в сообщении зрителю, кто и с чем выступает? При нынешней-то технике это с успехом можно делать и по радио. Прием, который, к сожалению, довольно часто используется в концертах, хотя, с моей точки зрения, значительно обкрадывает его. Разговор с залом - главное в искусстве конферанса. Такова природа этого жанра. Прямое общение с публикой, его, если можно так сказать, качество, свидетельство профессионального уровня конферансье. Никакая программка в руках зрителя не заменит его живую речь. Дело не только в содержании и характере его шуток, сообщениях об очередном номере, а в интонации, жесте, поведении, направленных на то, чтобы «продать» номер подороже, которые не заменит никакое печатное слово, никакая роскошно изданная программка. Именно от конферансье зависит возникновение душевной, непринужденной обстановки, без которой не может существовать эстрадный концерт. В объявлениях конферансье есть и другая цель. Он должен еще до выхода артиста на сцену подготовить аудиторию к восприятию номера, помочь ей лучше понять и оценить исполнение, создать в зале благожелательный настрой к нему, добиться, чтобы каждый номер имел свой успех. И не просто «подать» номер, а максимально ярко и одинаково выгодно преподнести, как прославленного артиста, так и дебютанта, и установить со зрителями контакт. И все же главная задача конферансье - связывать в одно целое самые различные и разнохарактерные по жанру номера, из которых обычно верстается эстрадный концерт. Он должен, как писал один из самых знающих особенности эстрадного искусства Н.П. Смирнов-Сокольский, уметь «объединить самые разнородные элементы программы, превратить ее в нечто целое, в связанное между собой эстрадное представление». Причем, и это очень важно, речь идет не о примитивной связи по принципу: для каждого номера своя острота, а о связях других, внутренних, ассоциативных. Профессия конферансье - профессия очень сложная и поэтому подлинных конферансье, владеющих своей уникальной профессией, всегда были единицы. Сложность ее в том, что он, по сути, является режиссером-импровизатором. Именно конферансье по ходу концерта организует его систему, решает массу неожиданно возникающих проблем, не говоря уже о том, что ему «необходимо затушевать слабые места в программе, выделить сильные, приспособить весь арсенал своих острот в помощь именно данному номеру, данной программе». В отличие от драматического актера или оперного певца, исполняющего какую-либо роль, партию, написанную драматургом, композитором, либреттистом, сценаристом, конферансье сочиняет свою роль сам. Причем, сочиняет ее каждый раз заново на каждом концерте. Конечно, слово «сочиняет» нельзя понимать буквально - сидит и пишет. Скорее его можно понимать как «импровизирует», корректирует, опираясь на домашние заготовки. Все, что произносит конферансье, воспринимается публикой, как собственные мысли, мнения, слова актера, рожденные здесь, сейчас, в данную минуту, в лексике и манере разговора, свойственной только ему. Эстрадная аудитория не отделяет самого конферансье, его личные качества от произносимого им текста. Как только публика чувствует, что актер произносит выученный чужой текст, она сразу отворачивается от него. Конферансье должен размышлять на сцене, а не «читать» заученно, он должен делиться со зрителями своими мыслями. Для актера, избравшего профессию конферансье, очень важно найти свою манеру ведения концерта. Если хотите - свой неповторимый сценический образ. Все, что он будет произносить и делать по ходу конферанса, должно быть исполнено в найденной манере поведения. Но это может произойти только в том случае, если все тексты, их словарный состав, лексика и построение фраз будут соответствовать ей. Режиссер в работе с конферансье должен помочь актеру выявить и развить лучшие стороны его дарования. Всеми имеющимися у него средствами помочь актеру найти и наиболее полно выявить свое неповторимо-индивидуальное творческое лицо. Помочь ему выявить свое ощущение жизни, свой склад мышления. В поисках своей манеры ведения конферанса, режиссеру следует исходить в первую очередь из индивидуальных особенностей актера, и лишь тогда образ, найденный исполнителем, будет интересным, своеобразным. Конечно, сказанным не исчерпываются все особенности этой, повторяю, к сожалению исчезнувшей с эстрадных подмостков профессии.
Парный конферанс Особенность парного конферанса заключается, во-первых, в том, что выступают актеры от лица раз и навсегда установившихся образов, как бы нося постоянную маску. У Тимошенко - это был «симпатичный весельчак, балагур и острослов, у Мирова — рассеянный неудачник, маловер или начальственная тупица». Во-вторых, в том, что его исполнители антиподы во всем. Если один сангвиник, то другой - флегматик, если один - оптимист, то другой - пессимист, если один верит в Бога, то другой - в черта. Словом, они как «белый» и «рыжий» клоуны. При этом необходимо запомнить, что эти определенные отношения устанавливались раз и навсегда. Практически у персонажей парного конферанса никогда ни в чем нет согласия. Именно противоположность и столкновение характеров, мировоззрений, отношений к порученному делу и т.д. составляют суть конфликта в парном конферансе. И это уже само по себе дает повод к всевозможным недоразумениям, своеобразным сценкам - интермедиям, возникающим как бы по ходу концерта. Скажем, один из конферансье из-за боязни взять на себя ответственность за очередной номер всяческими способами старается уклониться от объявления номеров; или, наоборот, считая что партнер плохо объявляет номера, каждый раз «учит» его. Режиссеру и исполнителям необходимо помнить, что актерский дуэт на эстраде - это не просто два одновременно работающих на сцене артиста, а единый творческий организм, живущий по особым законам эстрадного номера. Это положение относится к дуэтам в любом эстрадном жанре. Содержание и темы разыгрываемых в парном конферансе интермедий, как правило, связаны с «сиюминутной» злобой дня, что является хлебом насущным конферанса. Но о чем бы ни шел в интермедиях разговор, его драматургия подразумевает обязательный выход на объявление номера программы.
Эстрадный монолог Прежде всего хочу обратить ваше внимание на то, что эстрадный монолог (монолог в образе) - это своеобразная комедийная или сатирическая сценка, «разыгранная» одним актером от лица какого-либо персонажа (например, монолог А.Райкина «В греческом зале», большинство монологов, исполняемых Е.Петросяном, или давние монологи Г. Хазанова в образе ученика кулинарного техникума). Обычно эстрадные монологи, которые сегодня принято называть «монологи в образах», делятся на сатирические и юмористические. Работая над сатирическим «монологом в образе», режиссер и исполнитель исходят из того, что персонаж разоблачается как бы нечаянно, собственными действиями, поступками, которые и выявляют для зрителя его подлинную сущность и которые в восприятии зрителя приводят героя «монолога в образе» в конце концов к крушению. Чтобы понять сказанное, достаточно вспомнить, как строится любой сатирический монолог М. Жванецкого, М. Задорнова или В. Коклюшкина. В сатирическом монологе комический эффект очень часто складывается из-за несоответствия внешнего поведения конечному результату. В юмористическом монологе основной характер содержания - добродушное подтрунивание над той ситуацией, в которую попал персонаж. В отличие от сатирического монолога, монолог юмористический ставит своей целью не обличать зло, а добродушно посмеяться над персонажем, обладающим легко исправимым недостатком. Обычно у героя «монолога в образе» поступки нелепы, желания и мысли убоги и т.д. Смех в зале при исполнении монолога возникает, прежде всего, из-за несоответствия претензий персонажа фактическим его возможностям как человека, переоценки своих запросов, претензий на исключительность и т.д. Часто персонажи таких монологов выходят на сцену из зала, чтобы возразить конферансье или навести в концерте необходимый, с его точки зрения, порядок. Таким приемом часто пользовалась Мария Владимировна Миронова. Режиссерское решение «монолога в образе» весьма разнообразно. То это лишь манера речи, то точно найденная деталь костюма, то это игровой реквизит, то все перечисленное вместе (как это делал А.И. Райкин), то исполнитель выходит на сцену уже в образе персонажа, то трансформация артиста в персонаж монолога происходит на глазах у зрителей. Так как эстрадный монолог скоротечен и для глубокой психологической характеристики у артиста практически нет мало-мальски значительного сценического времени, то для создания образа персонажа требуется, прежде всего, найти и выразить главную черту его характера. Вот почему одна из основных задач режиссера и актера, работающих над воплощением «монолога в образе», наделить действующее лицо наиболее острой характерностью, выражающей, прежде всего, основную черту характера персонажа, и тем самым создать яркий, запоминающийся сценический образ. Важнейшую роль при этом играет найденный актером внешний вид персонажа (в том числе и костюм), и мимика, и интонация, и «постав» головы, и походка, и, конечно, жестикуляция. Кстати, на характер последней влияют профессия персонажа, образование, его национальность, природа темперамента, привычки и т.д. Словом, все те элементы, из которых складывается внешняя и внутренняя характерность.
Бытовой устный рассказ Что касается бытового устного рассказа, то он по многим своим параметрам и предъявляемым требованиям весьма близок «монологу в образе». Например, номера Михаила Евдокимова. Хотя М. Евдокимов выступает с исполнением сочиненных им рассказов «от собственного лица», но это «собственное лицо» весьма отлично от его обыденного, да и характер сценического поведения отличается от поведения актера в быту. Простодушный, наивный, порою не очень сообразительный персонаж его рассказов, как правило, попадает в какую-либо взятую из жизни нелепую историю, которую автор, по его собственным словам, не придумывает, а сочиняет «в соавторстве с прототипами героев. Все персонажи - реально существующие люди, которых я хорошо знаю». Каждая деталь, как правило, точно отобрана в соответствии с характером персонажа. Существенной стороной устного бытового рассказа является то, что он может и не представлять самостоятельной ценности как литературное произведение. Он живет лишь на эстраде, причем, в исполнении определенного артиста, который придает ему особую доходчивость, сценическую выразительность и законченность. Особенности устного бытового рассказа заключаются не только в том, что в их основе лежат остро подмеченные автором характеры и случаи из жизни, но и в том, что его автор-исполнитель свободно оперирует как временем, так и пространством. И вот, что еще очень важно: исполняемые М. Евдокимовым рассказы - не есть пародия на персонажи, их населяющие, а соответствие образу их мышления, поведения и одновременно в подтексте выражение иронического отношения автора к персонажам своего рассказа. Существует мнение, что форма устного рассказа весьма ограничивает темы, сводя их обычно к забавным бытовым приключениям. Я же полагаю, что в форме устного рассказа можно выразить любую тему, но только в форме и манере, которая свойственна этому жанру.
Интермедия Интермедия (лат. - находящийся посредине) - небольшая комическая сценка или музыкальная пьеса шутливого содержания, которую обычно исполняют между действиями драматического представления, а в эстрадном - между номерами по ходу концерта. Как правило, в интермедии действуют два (очень редко три) человека. У каждого из них своя линия поведения, своя сценическая задача, требующая активного соучастия в действии. В своей работе над интермедией эстрадный режиссер исходит из того, что каждая интермедия несет в себе непременное зерно конфликта. Именно конфликт организует все действие: его возникновение, развитие и разрешение составляет содержание интермедии. Как и в парном конферансе, конфликты в интермедиях обычно происходят из-за разных точек зрения актеров. Любой факт, событие, явление могут стать для них причиной конфликта. Но об этом я уже говорил. Обычно для интермедии выбирается конфликт, который не носит непримиримого характера. Например, «Разговор по телефону»: один из партнеров хорошо слышит то, что ему слышать приятно, и сразу же «глохнет», когда ему приходится выслушивать критику в свой адрес. В работе с исполнителями интермедии режиссер прежде всего должен заботиться о создании у актеров таких характеров и так разработать игровые взаимоотношения, чтобы зритель мог поверить в то, что между ними не только может, но и каждый раз неизбежно возникает конфликт и чем занимательнее, тем лучше.
Миниатюра В отличие от интермедии миниатюра - это очень короткая, состоящая всего из нескольких реплик, построенная на точном сюжете микропьеса, мысль которой выражена в одном действии, вернее - происшествии. Скорее всего, именно поэтому еще не так давно миниатюры имели широкое хождение на эстрадных подмостках и особенно в так называемых СТЭМах (Студенческих театрах эстрады и миниатюр). В основе миниатюры чаще всего лежит анекдот, то есть рассказ о смешном происшествии, остром необычном положении с неожиданным концом (поворотом). Конец миниатюры не может быть подсказан зрителем, хотя и вытекает из всего предыдущего действия. Наиболее ярко этот вид разговорного жанра проявился в номерах, которые долгие годы держались, как прием в разных программах Ленинградского театра Миниатюр под руководством А.И. Райкина. Как правило, концовка миниатюры парадоксальна. Например, Начальник тюрьмы. Как мог сбежать арестант из тринадцатой камеры? Надзиратель. У него был ключ, сэр. Начальник тюрьмы. Он его у тебя украл? Надзиратель. Он его не украл, сэр. Он честно выиграл ключ в карты.
Или: О н а. У тебя симпатичный пес. А умный? О н. Еще какой! Однажды я упал и сломал ногу. Так пес помог мне добраться до дому, а потом помчался за врачом. Она. Это просто невероятно, это чудо! О н. Ну, не совсем так. Этот идиот привел ветеринара. В миниатюре режиссер и актеры должны заботиться не только о точности взаимоотношений действующих лиц, но и уделять особое внимание нахождению выразительного, броского отыгрывания ее неожиданного конца. Огромное значение в актерском и режиссерском решении миниатюры имеет ее темпоритм, ведь действие в миниатюре развивается сверхстремительно. На эстраде, как и в жизни, область остроумия, комизма, достигаемая средствами языка, весьма богата и разнообразна. Здесь и анекдот, и каламбур, и шутка, и реприза, которые обычно вкрапливаются в текст конферанса, фельетона, сценки, миниатюры и других разговорных жанров.
Пародия Как сатирическое произведение пародии существуют во всех видах литературы и искусства. Подлинная пародия представляет собой средство раскрытия внутренней несостоятельности того, что пародируется. Вот почему пародия - одно из сильнейших средств общественной сатиры. Сегодня пародия, хотя и стоит несколько особняком в разговорных жанрах, один из самых распространенных жанров на эстраде. Имена артистов этого разговорного жанра широко известны публике. Пародия (в буквальном переводе с греческого означает «наизнанку») - комический или сатирический номер, высмеивающий какое-либо явление действительности или произведение искусства. Действительно, артист, выступающий с пародиями, как бы выворачивает наизнанку первоначальный смысл пародируемого литературного произведения, романса, песни, танца и т.п. В одном случае, для того, чтобы высмеять, скажем, псевдопоэтов и их манеру чтения стихов, в другом, «роковые страсти» псевдоцыганского романса, в третьем, надрывно чувствительную, слезливо-мещанскую манеру исполнения песни, в четвертом, театральные или эстрадные штампы. То есть, истинная пародия - это художественное произведение, представляющее собой комическое или сатирического переосмысление какого-либо явления искусства или быта. Обычно пародия высмеивает недостатки, прибегая к приему их «сгущения», доведения до нелепости. Часто для создания пародии используются характерные отличия внешней формы пародируемого произведения или явления. Иногда содержанием пародии становится и сама внешняя форма произведения, когда в нее вкладывают несоответствующее содержание. Пародия имеет успех у зрителей только тогда, когда им хорошо известно, включая частности, пародируемое явление или пародируемый предмет. Может покажется парадоксальным, но пародия на того или иного политического деятеля, артиста, ученого - это своего рода признак их популярности. Неизвестного публике человека или непопулярного артиста не пародируют. Можно сказать, что пародирование известного артиста - «знак качества» его творчества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 795; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.209.178 (0.012 с.) |