Вопрос 2 . Концертный и эстрадный номер. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2 . Концертный и эстрадный номер.



При постановке эстрадного номера важно соблюдать различие между эстрадным и концертным номером. Эстрадный номер отличается от концертного использованием в нём специфических выразительных средств эстрадного жанра, или их комплекса.

Эстрадный концерт может состоять не только из собственно эстрадных номеров. Эстрадный номер может существовать самостоятельно или в эстрадном концерте, но эстрадный концерт не обязательно состоит из одних только эстрадных номеров. В него могут входить номера филармонических жанров (концертные номера) – художественное чтение, сцена из драматического спектакля, исполнение классических музыкальных произведений (вокальное и инструментальное).

Короткие выступления в эстрадном концерте, не обладающие комплексом признаков эстрадного номера, являются концертными номерами.

Например, если скрипач просто исполняет «Чардаш», то это – концертный филармонический номер. Но если он во время исполнения начинает жонглировать скрипкой, а в конце номера она у него «взрывается» (старый цирковой трюк), то это уже — эстрадный номер. Концертный номер — это «Муки любви» Ф. Крейслера, в оригинале исполняемый на скрипке. Эстрадный номер — те же «Муки любви», исполняемые на пиле или художественным свистом.

Литературная эстрада имеет два ярко выраженных направления:

1. филармоническое, где мастера художественного слова, чтецы выступают с концертными номерами или программами;

2. эстрадное, где мастера речевого жанра, артисты – речевики выходят к публике с эстрадными номерами или программами.

Репертуар чтеца строится на основе самых различных литературных жанров (рассказ, повесть, фрагмент романа, стихотворение, поэма и т. д.). Литературная основа речевых жанров эстрады – материал, написанный специально для эстрады (монолог, фельетон, скетч и т. д.).

Также отличительной чертой является способ существования актёра, манера подачи материала, различный характер общения со зрительным залом. В эстрадном номере публика становится главным партнёром артиста.

Если номер не обладает ярко выраженными признаками эстрадного жанра, то это не эстрадный, а концертный номер.

 

 

Вопрос 3. Актёрское искусство и технология выразительных средств эстрадного жанра.

Существуют эстрадные жанры, основанные исключительно на актёрском искусстве. Это, в основном, речевые жанры – монолог, фельетон, миниатюра, скетч, пародия. И хотя они называются речевыми жанрами, артист в таком номере использует весь комплекс элементов актёрского мастерства — перевоплощается, действует, вступает в общение с партнёром, если он есть, и со зрительным залом и т. д. Кроме того, здесь, как правило, присутствует драматургическое построение, сюжет, предлагаемые обстоятельства.

Вместе с тем, на эстраде существует много жанров, основанных на проявлении какой – либо уникальной техники, на демонстрации трюков, когда сама по себе техника исполнения как такова, техническое мастерство из–за своей сложности является предметом искусства. В такого рода номерах может отсутствовать сюжетная линия, характеры персонажей. И хотя часто номер создаётся за счёт ассоциативных средств – музыки, костюма, света, — номер всегда исполняется от лица артиста в реальных обстоятельствах концерта, а не предлагаемых обстоятельствах, обусловленных сюжетом номера.

Для того, чтобы нашлось место актёрской игре, необходима драматургия номера. Только тогда возникает персонаж и можно назвать исполнителя актёром. Режиссёрский замысел и актёрская игра уводят номер из разряда технологичных и переводят его в разряд сюжетного эстрадного номера.

История и опыт современной эстрады говорят, что ведущей тенденцией является сочетание театральной драматургии номера и актёрского искусства с виртуозностью технического мастерства. Одной из главных задач режиссёра эстрадного номера является соединение специфической технологии выразительных средств конкретного жанра с актёрским искусством и с созданием драматургии эстрадного номера.

 

Вопрос 4. Определение понятия «эстрадный жанр».

Жанр определяет тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Он обобщает черты, свойственные определённым группам произведений искусства. Угол зрения автора на действительность, которая преломляется в художественном образе, и является жанром.

По аналогии с драматургией, эстрадные номера подразделяются на определённые группы по общности их эмоционального адресата: комедийный номер, лирический номер и т. д. Как и в любом виде режиссёрской деятельности, на эстраде нельзя создать произведение искусства вне жанра. В намеренно упрощённом смысле это можно определить следующим образом: на какой тип эмоциональной реакции публики рассчитан номер.

Другое значение понятия «жанр» на эстраде определяют выразительные средства, посредством которых создаётся художественный образ.

Таким образом, на эстраде сложилось неоднозначное понимание термина «жанр»:

1. объединение номеров по признаку выразительных средств, при помощи которых создаётся художественный образ (слово, пение, гимнастика, фокусы и т. д.);

2. объединение номеров по характеру их эмоционального воздействия на зрителя: комедийный, драматический, лирический и др. номера.

В практике эстрадного искусства под жанром подразумевают, прежде всего, объединение номеров по признаку общности выразительных средств, которыми пользуется актёр при создании номера. Выразительные средства эстрадного жанра являются как бы визитной карточкой номера.

Существуют следующие эстрадные жанры:

1. речевой (разговорный) жанр;

2. вокальный жанр;

3. оригинальный или эстрадно — цирковой жанр;

4. инструментальный музыкальный жанр;

5. танцевальный жанр.

Пять основных эстрадных жанров подразделяются, в свою очередь, на множество более узких подвидов и направлений.

 

Вопрос 5. Речевые жанры.

Речевые жанры — разновидность малых форм, в которых основным материалом и формой выражения темы и идеи является слово. К ним относятся:

Конферанс — искусство ведения концерта и импровизированного разговора или диалога со зрительным залом.

Монолог в образе — сольное выступление артиста, обращённое непосредственно к зрителю. Чаще произносится «от маски», поэтому наиболее верное определение жанра «эстрадный монолог в образе».

Фельетон — социально - публицистическое выступление, выражающее гражданскую позицию артиста, его отношение к тому или иному актуальному явлению.

Музыкальный фельетон — содержит в себе черты монолога и фельетона, но с активным использованием музыки в форме пения, игры на музыкальных инструментах, музыкального сопровождения. Разнообразен по эмоциональному воздействию.

Скетч — маленькая пьеска с небольшим использованием действующих лиц с известной схематичностью характеров персонажей, как в типажах, так и в моделях поведения.

Эстрадный диалог — место действия и предлагаемые обстоятельства, как правило, реально идущий концерт. Отличительной особенностью является насыщенность текста репризами.

Эстрадный бытовой рассказ — в качестве литературной основы использует произведения, не написанные специально для эстрады. От художественного чтения отличается прямым обращением в зрительный зал. Придуманная история рассказывается как случай, лично происшедший с исполнителем.

Миниатюра — небольшое юмористическое, сатирическое, пародийное, лирическое произведение для эстрады — от разыгранного монолога до диалога нескольких действующих лиц. В строгом смысле является не отдельным жанром, а формой существования самых разных эстрадных жанров.

Пародия — искусство перевоплощения в узнаваемых и популярных персонажей. Несмотря на частое использование в пародии комплекса выразительных средств (вокал, пластика), все пародии, за исключением синхро-буффонады, относят к речевому жанру. Различают следующие виды пародий: 1. портретные пародии (на какое-то конкретное лицо);

2. пародии на социально-общественные явления;

3. пародии на отдельные произведения искусства (на конкретную театральную постановку);

4. пародии на штампы отдельных видов искусства (оперные штампы).

Куплет — небольшое комическое, сатирическое, публицистическое стихотворение, положенное на какую-нибудь несложную мелодию. Всегда проходит сериями (несколько куплетов на одну тему). Исполняется соло или дуэтом.

Буриме — шуточная игра со зрительным залом, когда из зала задаются рифмы и темы, а артист мгновенно импровизирует стихи на заданную тему и рифмы.

Все разговорные жанры в обязательном порядке требуют от артиста владения актёрским мастерством. Поэтому все разговорные жанры относятся к игровым жанрам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.008 с.)