Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция «Здания концертных залов».Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Концерт – это один из наиболее распространенных видов зрелища, который имеет сложную технологию, рассчитанную на непосредственный контакт артиста со зрителем, проводится в различных по величине аудиториях. Концертные программы, как правило, не связаны общим сюжетом и формируются из отдельных номеров с преобладанием музыкальной основы. Концертное представление по характеру близко к цирковому или театрализованному, но отличается от них тем, что процессы подготовки и реализации программ отделены друг от друга в пространстве и времени и предполагают наличие стационаров и широкой сети гастрольных площадок – концертных залов. Концерты подразделяются следующим образом: - по природе исполнения – вокальные, инструментальные, пластические, речевые; - по жанру – филармонические, эстрадные, литературные, хореографические и сборные (смешанные); - по социальному назначению – обычные, праздничные, благотворительные; - по содержанию – тематические и нетематические; - по составу зрителей – детские и взрослые; - по времени – утренние, дневные, вечерние или концертные марафоны (идут сутки). Формирование архитектурного пространства концертных зрелищ в основном определяют два параметра: жанр концерта (см. выше) и сценография, т.е. набор применяемых приемов организации зрелища. По этим параметрам вся совокупность концертов может быть разделена на семь видов: 1.Большие филармонические; 2.Малые филармонические; 3.Эстрадные; 4.Хореографические; 5.Народных ансамблей; 6.Литературные; 7.Сборные (смешанные). При проектировании концертных залов помимо специфических требований, предъявляемых к организации зрелищного пространства отдельными видами концертов, следует учитывать также их общие свойства: преобладание музыкальной основы; ведущая роль инструментального состава исполнителей (кроме хореографии и литературных); ограниченное использование декораций (поэтому для концертов используются эстрады и сцены-эстрады); демократичность зрелища, т.е. максимальная приближенность выступающих артистов и зрителей друг к другу; быстрая и ритмичная смена номеров; использование световых эффектов, а также кино-, видеоэкранов. К общей характеристике концертов следует отнести: ненужность резервных складов, использование для репетиций, в основном, игровой площадки. Концертным хореографическим коллективам, помимо прочего, требуются репетиционные залы. Для крупных концертных коллективов необходимы большие артистические уборные, используемые для дополнительной распевки хора, настройки инструментов, разминки танцовщиков и балерин. Хореографические коллективы имеют в своем составе швей и сапожников, поэтому у обслуживающих помещениях следует предусматривать место (зоны) для ремонта обуви и костюмов. Также необходимы специальные складские помещения для временного хранения костюмов и прочего реквизита и багажа.
Разные виды концертов имеют и разную привлекательность для зрителя (масштабность зрелища), характеризуемую посещаемостью или единовременным числом посетителей. По этому критерию концертные программы делятся на следующие группы: Крупнейшие – свыше 3000 зрителей; Крупные – 1201-3000 зрителей; Средние – 601-1200 зрителей; Малые – до 600 зрителей; Камерные – менее 200 зрителей. Первоначально концертному зрелищу был свойственен соревновательный характер. В процессе эволюции из соревнования отдельных музыкантов концерт превратился в разнохарактерный вид представления. Со временем концертные зрелища пополнились программами с исполнителями другой природы (речевыми, пластическими), других жанров (эстрадного, литературного), стали использовать постановочные средства. В состав современной концертной программы входят, как сольные выступления и выступления сложившихся коллективов, относящиеся к самостоятельному виду искусства (выступление оркестра, хоровые капеллы, народные хоры, хореографические и вокально-инструментальные ансамбли и т.д.), так и номера из смежных видов сценических искусств (театрального, циркового и др.). Концертные залы не имеют таких давних исторических традиций своей архитектуры как театры. В Европе раньше концерты организовывались в дворцовых залах – иногда в залах ратуш, а в христианских (католических и протестантских) храмах осуществлялось музыкальное сопровождение религиозной службы под орган. В православных храмах России исполнялась в основном хоровая музыка. Хотя между концертами и театральными представлениями имеется разница, по характеру процессов здания концертных залов в определенной степени наиболее близки театральным. Поэтому в первых концертных залах эстрада отделялась от зала порталом.
Первыми концертными площадками в России и в Москве служили залы театров, учебных заведений, салоны покровителей искусства (зал МГУ, салон княгини З.А Волконской, Театральный зал Дворца графов Шереметевых в Останкино и др.). Первым крупным концертным залом в Москве стал главный зал Благородного дворянского собрания (Колонный зал Дома союзов) – замечательное детище арх. М.Ф. Казакова (1790-е гг.). Большое количество деревянных конструкций (колонны тоже из дерева!) и форма потолка создали благоприятные условия для хорошей акустики. К тому же зал был универсальным – кроме музыкальных концертов (на полу устанавливались кресла) там проводились балы, приемы, заседания и др. После разных реконструкций Колонный зал теперь вмещает 1380 кресел и используется Московской Государственной Филармонией как один из лучших концертных залов Москвы. Только в 1898 г. на месте усадьбы княгини Е. Дашковой, а потом графа М. Воронцова во флигеле нового здания (арх. В. Загорский) открылись классы и Малый концертный зал, в 1901 г. Большой концертный зал (на 1700 мест) Московской Государственной Консерватории (созданной в 1866 г. Н. Рубинштейном). Великолепная естественная акустика Большого зала обеспечивалась за счет пустотелых керамических емкостей, вмонтированных в свод потолка. Вот уже 150 лет с этим высшим образовательным комплексом, одним из главных центров музыкальной жизни не только Москвы, но и государства связаны имена лучших композиторов, дирижеров, музыкантов и певцов России, а также всего мирового исполнительского искусства. Здесь уже много лет регулярно проводится Московский Международный Музыкальный Конкурс имени П.И. Чайковского – мероприятие мирового уровня, позволяющее выявить, оценить и дать путевку в творческую жизнь самым талантливым исполнителям музыкального и оперного искусства из самых разных стран. В 1983 г. к Консерватории отошло расположенное рядом здание бывшего Синодального училища церковного пения (дом Колычевых), где вскоре был открыт Рахманиновский зал, также отличающийся великолепной естественной акустикой. В 1938 г., на площади В. Маяковского (с 1991 г. – Триумфальная площадь) был закрыт недостроенный ГосТИМ - Государственныйо театр им. В.Э. Мейерхольда (1874-1940 гг.) с необычно-интересным зрительным залом-амфитеатром и сценой-эстрадой (арх. С.В. Вахтангов и М.Г. Бархин). В октябре 1940 г. уже по проекту арх. Д. Чечулина были завершены перепрофилирование, переделка и отделка этого здания театра под Концертный зал, который потом был передан Московской Государственной Филармонии как основная концертная площадка столицы, носящая с тех пор имя великого русского композитора П.И. Чайковского. Довольно просторное внутреннее пространство зрительного зала рассчитано на 1565 мест и состоит из небольшого партера, вместительного 3-х ярусного амфитеатра и 2-х ярусов узких балконов. В 1959 г. в зале был установлен орган чешской фирмы «Ригер-Клосс». Большая эстрада этого демократичного зала позволяет проводить в нем симфонические, органные, камерные и хоровые концерты, выступления профессиональных балетных и народных танцевальных коллективов, творческие вечера известных музыкальных исполнителей, чтецов и артистов, как из нашей страны, так и со всего мира. В просторном фойе довольно часто организуются тематические выставки.
Повествуя о концертных залах Москвы, следует упомянуть Большой, Малый залы и Музыкальную гостиную комплекса зданий Российской Академии Музыки им. Гнесиных (основана в 1944 г., арх. А. Тишин и др., 1947 г.). Единое пространство Большого зала с эстрадой, партером и амфитеатром с балюстрадой отличается особой демократичностью архитектурного решения и отличной акустикой, что создает прекрасную обстановку при исполнении особенно камерной музыки. Следует упомянуть и про возведенный напротив Новоспасского монастыря в 2002 г. Московский Международный Дом Музыки, входящий в комплекс зданий Российского Культурного Центра «Красные холмы» (арх. Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов, С. Гнедовский и др., 1995-2010 гг.). В Доме музыки несколько залов – главный Светлановский на 1734 места, названный по фамилии известного отечественного дирижера Е.Ф. Светланова, где установлен самый большой в России орган, Камерный на 573 места и Театрально-концертный на 530 мест. Хотя разработчики здания Московского Международного Дома Музыки, наверное, и уделяли внимание естественной акустике при проектировании концертных залов, она, к большому сожалению, оказалась не на высоте профессиональных требований. В результате, после нескольких лет безуспешных попыток что-либо здесь поправить, авторам пришлось прибегнуть к помощи электроники, что значительно снижает не только качество звучания и восприятия, но и подвергает сомнению само предназначение этого весьма крупного и в чем-то даже уникального многопрофильного здания для организации и проведения музыкальных мероприятий. Кроме указанных, в Москве существуют и концертные залы в различных объектах культуры: Большой и Малый залы ЦДРА, зал Дома ученых, Бетховенский зал в Большом театре, Белый зал ГМИИ им. А.С. Пушкина, большой зал Музея им. М. Глинки, Белый зал ЦДА, Зал ЦДРИ, а также помещения в дворцах-музеях и усадебных комплексах: Останкино, Кусково, театр Гонзаго в Архангельском и др. Интересно, что концертных залов в Москве даже сейчас, в начале XXI века, в десятки раз меньше чем театров. Это сильно сдерживает распространение и пропаганду музыкального и другого исполнительского искусства не только в столице, но и в России. Современное здание для демонстрации концертных программ должно включать основной концертный и дополнительный блоки. Основной концертный блок состоит из демонстрационной площадки и зоны зрительских мест (зрелищного пространства), а также сопутствующих групп помещений обслуживающих зрителей, демонстрационную площадку и коллективы артистов. Дополнительный блок состоит из помещений, выполняющих сервисные функции, необходимые для нормальной эксплуатации здания.
При определении состава и параметров всех помещений концертных залов следует учитывать режим их функционирования, выявлять помещения большую часть времени недоиспользующиеся, перераспределять функциональные нагрузки, оптимизировать количество и площади помещений всего комплекса концертного здания. Для любого концертного зала независимо от его жанра, композиционным и функциональным ядром является зрелищное пространство. Оно состоит из двух функциональных зон: зрительного зала и игровой площадки. Это наиболее ответственная, технологически оснащенная и дорогостоящая часть концертного зала. В зрелищном пространстве происходят процессы демонстрации и восприятия концертной программы, предъявляющие к нему жесткие функциональные требования, где важнейшими являются: сценографические; акустические; зрительного восприятия. Вне зависимости от композиционного решения зрительный зал и игровая площадка – единый функциональный комплекс, представляющий собою одно пространство (эстрада в зале), либо разделенное визуально на два смежных пространства (сцена и зал). Возможен и промежуточный вариант (сцена-эстрада). Эстрада – это пространство для концертов, не допускающее быстрой смены попланных подвесных декораций. При этом эстрады делятся на два типа: А – без занавесов; Б – с занавесом в первом (антрактный занавес) и последнем (задники) планах. Сцена – это пространство, допускающее проведение театрализованных концертных выступлений с быстрой сменой попланных декораций в нетрансформируемом виде. Сцена-эстрада – это пространство, допускающее быструю смену попланных подвесных декораций в трансформируемом виде. В свою очередь все здание концертного зала (залов) состоит из двух функционально-пространственных комплексов – зрительного и демонстрационного. Зрительный комплекс - сам зрительный зал и помещения обслуживающие зрителей: вестибюль, гардероб, фойе, кулуары, буфеты, туалеты и др. При этом зрительный комплекс больше демонстрационного и составляет 60-70% от общей кубатуры здания. Демонстрационный комплекс -помимо эстрады или сцены включает помещения для подготовки и осуществления того или иного концертного выступления: артистические комнаты, помещения «накопления» выступающих, туалеты, склады для инструментов, декораций, мебели, одежды, помещения технического персонала, администрации и др. Все крупные концертные залы второй половины XX начала XXI вв. решены единым пространством с эстрадой, максимально охваченной зрительной зоной. Усилившаяся конкуренция за зрителя (особенно с телевидением) определяет необходимость использования двух серьезных преимуществ концертных залов: предоставление условий для общения зрителей с «живыми» звуками, артистами, а также возможность для публичного выражения эмоций. За рубежом, где конкуренция острее, акустика концертных залов настраивается на каждую программу, а сами залы не превышают вместимость в 3000 мест (предел для залов с естественной акустикой).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.108 (0.013 с.) |