Лекция «Здания концертных залов». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция «Здания концертных залов».



Концерт – это один из наиболее распространенных видов зрелища, который имеет сложную технологию, рассчитанную на непосредственный контакт артиста со зрителем, проводится в различных по величине аудиториях. Концертные программы, как правило, не связаны общим сюжетом и формируются из отдельных номеров с преобладанием музыкальной основы. Концертное представление по характеру близко к цирковому или театрализованному, но отличается от них тем, что процессы подготовки и реализации программ отделены друг от друга в пространстве и времени и предполагают наличие стационаров и широкой сети гастрольных площадок – концертных залов.

Концерты подразделяются следующим образом:

- по природе исполнения – вокальные, инструментальные, пластические, речевые;

- по жанру – филармонические, эстрадные, литературные, хореографические и сборные (смешанные);

- по социальному назначению – обычные, праздничные, благотворительные;

- по содержанию – тематические и нетематические;

- по составу зрителей – детские и взрослые;

- по времени – утренние, дневные, вечерние или концертные марафоны (идут сутки).

Формирование архитектурного пространства концертных зрелищ в основном определяют два параметра: жанр концерта (см. выше) и сценография, т.е. набор применяемых приемов организации зрелища. По этим параметрам вся совокупность концертов может быть разделена на семь видов: 1.Большие филармонические; 2.Малые филармонические; 3.Эстрадные; 4.Хореографические; 5.Народных ансамблей; 6.Литературные; 7.Сборные (смешанные).

При проектировании концертных залов помимо специфических требований, предъявляемых к организации зрелищного пространства отдельными видами концертов, следует учитывать также их общие свойства: преобладание музыкальной основы; ведущая роль инструментального состава исполнителей (кроме хореографии и литературных); ограниченное использование декораций (поэтому для концертов используются эстрады и сцены-эстрады); демократичность зрелища, т.е. максимальная приближенность выступающих артистов и зрителей друг к другу; быстрая и ритмичная смена номеров; использование световых эффектов, а также кино-, видеоэкранов.

К общей характеристике концертов следует отнести: ненужность резервных складов, использование для репетиций, в основном, игровой площадки. Концертным хореографическим коллективам, помимо прочего, требуются репетиционные залы. Для крупных концертных коллективов необходимы большие артистические уборные, используемые для дополнительной распевки хора, настройки инструментов, разминки танцовщиков и балерин. Хореографические коллективы имеют в своем составе швей и сапожников, поэтому у обслуживающих помещениях следует предусматривать место (зоны) для ремонта обуви и костюмов. Также необходимы специальные складские помещения для временного хранения костюмов и прочего реквизита и багажа.

Разные виды концертов имеют и разную привлекательность для зрителя (масштабность зрелища), характеризуемую посещаемостью или единовременным числом посетителей. По этому критерию концертные программы делятся на следующие группы: Крупнейшие – свыше 3000 зрителей; Крупные – 1201-3000 зрителей; Средние – 601-1200 зрителей; Малые – до 600 зрителей; Камерные – менее 200 зрителей.

Первоначально концертному зрелищу был свойственен соревновательный характер. В процессе эволюции из соревнования отдельных музыкантов концерт превратился в разнохарактерный вид представления. Со временем концертные зрелища пополнились программами с исполнителями другой природы (речевыми, пластическими), других жанров (эстрадного, литературного), стали использовать постановочные средства. В состав современной концертной программы входят, как сольные выступления и выступления сложившихся коллективов, относящиеся к самостоятельному виду искусства (выступление оркестра, хоровые капеллы, народные хоры, хореографические и вокально-инструментальные ансамбли и т.д.), так и номера из смежных видов сценических искусств (театрального, циркового и др.).

Концертные залы не имеют таких давних исторических традиций своей архитектуры как театры. В Европе раньше концерты организовывались в дворцовых залах – иногда в залах ратуш, а в христианских (католических и протестантских) храмах осуществлялось музыкальное сопровождение религиозной службы под орган. В православных храмах России исполнялась в основном хоровая музыка.

Хотя между концертами и театральными представлениями имеется разница, по характеру процессов здания концертных залов в определенной степени наиболее близки театральным. Поэтому в первых концертных залах эстрада отделялась от зала порталом.

Первыми концертными площадками в России и в Москве служили залы театров, учебных заведений, салоны покровителей искусства (зал МГУ, салон княгини З.А Волконской, Театральный зал Дворца графов Шереметевых в Останкино и др.).

Первым крупным концертным залом в Москве стал главный зал Благородного дворянского собрания (Колонный зал Дома союзов) – замечательное детище арх. М.Ф. Казакова (1790-е гг.). Большое количество деревянных конструкций (колонны тоже из дерева!) и форма потолка создали благоприятные условия для хорошей акустики. К тому же зал был универсальным – кроме музыкальных концертов (на полу устанавливались кресла) там проводились балы, приемы, заседания и др. После разных реконструкций Колонный зал теперь вмещает 1380 кресел и используется Московской Государственной Филармонией как один из лучших концертных залов Москвы.

Только в 1898 г. на месте усадьбы княгини Е. Дашковой, а потом графа М. Воронцова во флигеле нового здания (арх. В. Загорский) открылись классы и Малый концертный зал, в 1901 г. Большой концертный зал (на 1700 мест) Московской Государственной Консерватории (созданной в 1866 г. Н. Рубинштейном). Великолепная естественная акустика Большого зала обеспечивалась за счет пустотелых керамических емкостей, вмонтированных в свод потолка. Вот уже 150 лет с этим высшим образовательным комплексом, одним из главных центров музыкальной жизни не только Москвы, но и государства связаны имена лучших композиторов, дирижеров, музыкантов и певцов России, а также всего мирового исполнительского искусства. Здесь уже много лет регулярно проводится Московский Международный Музыкальный Конкурс имени П.И. Чайковского – мероприятие мирового уровня, позволяющее выявить, оценить и дать путевку в творческую жизнь самым талантливым исполнителям музыкального и оперного искусства из самых разных стран.

В 1983 г. к Консерватории отошло расположенное рядом здание бывшего Синодального училища церковного пения (дом Колычевых), где вскоре был открыт Рахманиновский зал, также отличающийся великолепной естественной акустикой.

В 1938 г., на площади В. Маяковского (с 1991 г. – Триумфальная площадь) был закрыт недостроенный ГосТИМ - Государственныйо театр им. В.Э. Мейерхольда (1874-1940 гг.) с необычно-интересным зрительным залом-амфитеатром и сценой-эстрадой (арх. С.В. Вахтангов и М.Г. Бархин). В октябре 1940 г. уже по проекту арх. Д. Чечулина были завершены перепрофилирование, переделка и отделка этого здания театра под Концертный зал, который потом был передан Московской Государственной Филармонии как основная концертная площадка столицы, носящая с тех пор имя великого русского композитора П.И. Чайковского. Довольно просторное внутреннее пространство зрительного зала рассчитано на 1565 мест и состоит из небольшого партера, вместительного 3-х ярусного амфитеатра и 2-х ярусов узких балконов. В 1959 г. в зале был установлен орган чешской фирмы «Ригер-Клосс».

Большая эстрада этого демократичного зала позволяет проводить в нем симфонические, органные, камерные и хоровые концерты, выступления профессиональных балетных и народных танцевальных коллективов, творческие вечера известных музыкальных исполнителей, чтецов и артистов, как из нашей страны, так и со всего мира. В просторном фойе довольно часто организуются тематические выставки.

Повествуя о концертных залах Москвы, следует упомянуть Большой, Малый залы и Музыкальную гостиную комплекса зданий Российской Академии Музыки им. Гнесиных (основана в 1944 г., арх. А. Тишин и др., 1947 г.). Единое пространство Большого зала с эстрадой, партером и амфитеатром с балюстрадой отличается особой демократичностью архитектурного решения и отличной акустикой, что создает прекрасную обстановку при исполнении особенно камерной музыки.

Следует упомянуть и про возведенный напротив Новоспасского монастыря в 2002 г. Московский Международный Дом Музыки, входящий в комплекс зданий Российского Культурного Центра «Красные холмы» (арх. Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов, С. Гнедовский и др., 1995-2010 гг.). В Доме музыки несколько залов – главный Светлановский на 1734 места, названный по фамилии известного отечественного дирижера Е.Ф. Светланова, где установлен самый большой в России орган, Камерный на 573 места и Театрально-концертный на 530 мест.

Хотя разработчики здания Московского Международного Дома Музыки, наверное, и уделяли внимание естественной акустике при проектировании концертных залов, она, к большому сожалению, оказалась не на высоте профессиональных требований. В результате, после нескольких лет безуспешных попыток что-либо здесь поправить, авторам пришлось прибегнуть к помощи электроники, что значительно снижает не только качество звучания и восприятия, но и подвергает сомнению само предназначение этого весьма крупного и в чем-то даже уникального многопрофильного здания для организации и проведения музыкальных мероприятий.

Кроме указанных, в Москве существуют и концертные залы в различных объектах культуры: Большой и Малый залы ЦДРА, зал Дома ученых, Бетховенский зал в Большом театре, Белый зал ГМИИ им. А.С. Пушкина, большой зал Музея им. М. Глинки, Белый зал ЦДА, Зал ЦДРИ, а также помещения в дворцах-музеях и усадебных комплексах: Останкино, Кусково, театр Гонзаго в Архангельском и др.

Интересно, что концертных залов в Москве даже сейчас, в начале XXI века, в десятки раз меньше чем театров. Это сильно сдерживает распространение и пропаганду музыкального и другого исполнительского искусства не только в столице, но и в России.

Современное здание для демонстрации концертных программ должно включать основной концертный и дополнительный блоки. Основной концертный блок состоит из демонстрационной площадки и зоны зрительских мест (зрелищного пространства), а также сопутствующих групп помещений обслуживающих зрителей, демонстрационную площадку и коллективы артистов. Дополнительный блок состоит из помещений, выполняющих сервисные функции, необходимые для нормальной эксплуатации здания.

При определении состава и параметров всех помещений концертных залов следует учитывать режим их функционирования, выявлять помещения большую часть времени недоиспользующиеся, перераспределять функциональные нагрузки, оптимизировать количество и площади помещений всего комплекса концертного здания.

Для любого концертного зала независимо от его жанра, композиционным и функциональным ядром является зрелищное пространство. Оно состоит из двух функциональных зон: зрительного зала и игровой площадки. Это наиболее ответственная, технологически оснащенная и дорогостоящая часть концертного зала.

В зрелищном пространстве происходят процессы демонстрации и восприятия концертной программы, предъявляющие к нему жесткие функциональные требования, где важнейшими являются: сценографические; акустические; зрительного восприятия.

Вне зависимости от композиционного решения зрительный зал и игровая площадка – единый функциональный комплекс, представляющий собою одно пространство (эстрада в зале), либо разделенное визуально на два смежных пространства (сцена и зал). Возможен и промежуточный вариант (сцена-эстрада).

Эстрада – это пространство для концертов, не допускающее быстрой смены попланных подвесных декораций. При этом эстрады делятся на два типа: А – без занавесов; Б – с занавесом в первом (антрактный занавес) и последнем (задники) планах.

Сцена – это пространство, допускающее проведение театрализованных концертных выступлений с быстрой сменой попланных декораций в нетрансформируемом виде.

Сцена-эстрада – это пространство, допускающее быструю смену попланных подвесных декораций в трансформируемом виде.

В свою очередь все здание концертного зала (залов) состоит из двух функционально-пространственных комплексов – зрительного и демонстрационного.

Зрительный комплекс - сам зрительный зал и помещения обслуживающие зрителей: вестибюль, гардероб, фойе, кулуары, буфеты, туалеты и др. При этом зрительный комплекс больше демонстрационного и составляет 60-70% от общей кубатуры здания.

Демонстрационный комплекс -помимо эстрады или сцены включает помещения для подготовки и осуществления того или иного концертного выступления: артистические комнаты, помещения «накопления» выступающих, туалеты, склады для инструментов, декораций, мебели, одежды, помещения технического персонала, администрации и др.

Все крупные концертные залы второй половины XX начала XXI вв. решены единым пространством с эстрадой, максимально охваченной зрительной зоной. Усилившаяся конкуренция за зрителя (особенно с телевидением) определяет необходимость использования двух серьезных преимуществ концертных залов: предоставление условий для общения зрителей с «живыми» звуками, артистами, а также возможность для публичного выражения эмоций. За рубежом, где конкуренция острее, акустика концертных залов настраивается на каждую программу, а сами залы не превышают вместимость в 3000 мест (предел для залов с естественной акустикой).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.021 с.)