Лекция «Здания кинотеатров». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция «Здания кинотеатров».



Кинотеатры – относительно молодой вид специфического культурно-зрелищного здания возникшего на технической основе кинематографии и особого вида искусства - киноискусства. В 1895 г. братья Люмьер организовали в подвале «Гранд-кафе» в Париже первые публичные демонстрации кинофильмов на экране. Спустя десятилетия после своего изобретения, кинематограф стал самым массовым искусством и «завоевал» миллионы поклонников по всему свету.

К основным этапам развития кинематографа, кинотехники и киноискусства в настоящее время относятся следующие виды кино:

- немое, существующее с момента изобретения кинематографа (1895 г.);

- звуковое, получившее почти повсеместное распространение (1927-1929 гг.);

- цветное, являющееся дальнейшим развитием звукового кино (1933-1936 гг.);

- стереокино, создающее объемное (стереоскопическое) изображение (1935-1941 гг.);

- широкоэкранное (1952 г.);

- панорамное (1953 г.);

- широкоформатное со стереофоническим звуком (1955 г.);

- 3-D кино, делающее кинопоказ виртуально-реальным (1990-2000-е гг.).

Кинотеатр в настоящее время – здание или помещение, оборудованное для демонстрирования кинофильмов при помощи различных видов и способов кинотехники. Здание (помещение) кинотеатра обычно состоит из зрительного зала с киноэкраном, киноаппаратной с кинопроекционными аппаратами, фойе с буфетом для зрителей, кассового вестибюля и подсобных помещений.

В зрительном зале кинотеатра следует обеспечивать хорошую видимость изображения кинофильма на экране, хорошие акустические условия, вентиляцию и меры по безопасности пребывания и быстрой эвакуации зрителей.

Зрительный зал может быть прямоугольной, трапециевидной, полукруглой формы. Длина зала не должна превышать 45 м – для кинотеатра круглогодичного действия и 60 м – для кинотеатра сезонного действия.

Для повышения доходности (повышения сборов от кинопоказа) иногда сооружались кинотеатры с залами до 6000 мест, где удаленность зрителя от экрана достигала 75 м.

За рубежом (в США) довольно распространены «автомобильные» кинотеатры на 500 – 1500 и более автомобилей с удаленностью зрителей-водителей от экрана шириной 20-40 м почти на 200 метров.

Здания кинотеатров подразделяются на: круглогодичные (закрытые) и сезонные (открытые). Они обычно бывают:

- однозальными и многозальными;

- отдельно стоящими и встроенными в общественные или жилые здания;

- специализированными (художественных фильмов, кинохроники, повторных фильмов, мультфильмов и др.) и универсальными (кинопоказ-концерт-собрание).

Кинозалы часто включаются в состав общественных, торговых, развлекательных комплексов, центров в качестве неотъемлемой, дополнительной услуги и т.д.

За 120 лет в мире возникла огромная сеть кинотеатров, демонстрирующих немые, звуковые, цветные, широкоэкранные, панорамные, широкоформатные, стереоскопические и 3-D фильмы, делающие кинопоказ уже виртуально-реальным. При этом совершенствование технических средств кинематографии постоянно продолжается.

В России и в Москве кинотеатры (электротеатры) появились в начале XX в., а первый киносеанс состоялся 26 мая 1896 г. в саду «Эрмитаж». В 1906 г. на втором этаже гостиницы «Метрополь» был открыт первый в Москве небольшой двухзальный кинотеатр «Театр Модерн», бывший в советское время доступным для всех граждан.

В начале XX века одним из самых посещаемых был кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (А. Ханжонков, арх. Н. Благовещенский, 1909 г., перестроен арх. Ф. Шехтелем в 1912-13 гг.). В настоящее время этот легендарный, старейший и крупнейший в свое время в Москве кинотеатр масштабно реконструируется и реставрируется для того, чтобы в ближайшие годы распахнуть свои подлинные, исторические интерьеры современным кинозрителям.

Чуть позже, на Сретенке - одной из самых оживленных, не только торговых, но и, если так можно выразиться, культурных улиц Москвы появились первые кинотеатры: «Гранд Электро» (1913 г.) и «Уран» (1914 г.).

Кинотеатр «Колизей» на Чистопрудном бульваре (арх. Р. Клейн, 1914 г.) был построен в духе «неоклассицизма». Даже спустя десятилетия здание производило на зрителей и простых прохожих впечатление не только своими стильными интерьерами, но обликом главного фасада, неоднократно запечатленного в отечественных кинофильмах.

Кинотеатр «Форум» на Садовой-Сухаревской улице (арх. Ф. Кольбе, 1914 г.) тоже был создан в стиле «неоклассицизма» и имел в центре главного фасада изящную колоннаду с античным барельефом. Великолепно выполненные интерьеры фойе с лепными потолками и мраморными колоннами были украшены хрустальными люстрами.

Потом в большом количестве стали появляться и другие, часто встроенные в жилые дома, кинотеатры, получившие уже в послереволюционное время свои громкие названия: «Аврора», «Спартак», «Прогресс», «Центральный» и др.

После Октябрьской революции 1917 г. и разрухи гражданской войны отечественное кинопроизводство и кинопоказ пришлось создавать заново. Наряду с возрождением уже существовавших в столице отдельных и встроенных в жилые дома кинотеатров открывались и новые: в зданиях рабочих клубов или отдельно стоящие среди жилой застройки, иногда во временных, деревянных или других конструкциях.

Ярким примером новых веяний и направлений в архитектуре зданий культурно-зрелищных учреждений явилось гигантское и необычно-авангардное по тем временам здание кинотеатра «Ударник» в составе жилого квартала-комплекса ВЦИК на ул. Серафимовича (арх. Б. Иофан, 1928-1931 гг.). Помимо уникального по акустике круглого фойе с буфетом и новшеств кинопоказа, в зрительном зале на 1,5 тыс. мест была предусмотрена еще и раздвигающаяся крыша, которая, правда, давно уже не используется. В настоящее время кинотеатр закрыт на реконструкцию и не работает.

В 1930-е годы в СССР проводились эксперименты с различными формами кинопоказа имевшие, по мере своего освоения и внедрения в жизнь, определенный успех у зрителей. Так, в самом центре столицы, на площади Революции, в здании у торца гостиницы «Москва» проводились демонстрации стереоскопических фильмов в очень небольшом по вместимости кинотеатре «Стереокино».

При демонстрации стереофильмов создавался объемный, стереоскопический эффект. Общим для всех систем стереокино являлась съемка с разных точек зрения не менее 2-х изображений одного и того же объекта и потом раздельное рассматривание их каждым глазом зрителя с использованием специальных очков или без их применения.

К началу ВОВ 1941-1945 гг. было построено несколько крупных двух-, трех- и четырехзальных кинотеатров в духе представительной, сталинской архитектуры, подобных кинотеатру «Родина» на Семеновской площади (арх. В. Калмыков, 1935-1938 г.) и ряд других не таких крупных, в основном на рабочих окраинах столицы.

С конца 1940-х и до конца 1950-х гг. был реализован очередной этап активного строительства новых, встроенных в жилые здания и отдельных зданий кинотеатров. Даже некоторые «сталинские» высотки обзавелись встроенными кинотеатрами: «Иллюзион» на Котельнической набережной и «Баррикады» на площади Восстания.

С начала 1950-х гг. в центре и на рабочих окраинах в быстром темпе строились трехзальные кинотеатры по образцовым проектам арх. И.В. Жолтовского в стиле сталинского ампира: «Буревестник» на Коровьем валу, «Слава» на шоссе Энтузиастов в начале 1-й Владимирской улицы, «Победа» на Абельмановской заставе и др.

Функционально-планировочное решение этих образцовых кинотеатров состояло в том, что на первом этаже размещалось два зрительных зала (на 400 зрительских мест каждый) с общим просторным двухсветным вестибюлем-фойе, освещаемым дневным светом через высокие витражи в торцах. На третьем этаже, над вестибюлем-фойе, располагался третий зал на 100-150 зрительских мест. В нем перед основными сеансами демонстрировалась кинохроника и мультипликационные фильмы. Буфет располагался в подвальном помещении под вестибюлем-фойе.

Со второй половины 1950-х гг. на Садовом кольце на первых этажах новых, только что построенных многоэтажных жилых домов стали появляться небольшие встроенные однозальные кинотеатры: «Звезда» недалеко от Курского вокзала, «Встреча» в пешеходной доступности от Красных ворот и др. Эти кинотеатры сразу стали пользоваться большим успехом у населения из окружающих жилых кварталов.

В конце 1950-х гг. на Цветном бульваре в здании бывшего и частично разрушенного во время ВОВ 1941-1945 гг. цирка братьев Никитиных появился первый в стране, панорамный кинотеатр «Мир» на 1450 зрительских мест (арх. В. Бутузов и др., 1958 г.), произведший на зрителей ошеломляющее впечатление своим огромным киноэкраном. Ведь такой способ съемки и показа кинофильмов на больших и сверхбольших специальных вогнутых, цилиндрических экранах со стереофоническим звучанием, приближал восприятие зрителем киноизображения к условиям реального видения.

В 1960-1970-е гг. приобретает массовый характер строительство крупных широкоформатных кинотеатров по всему СССР и конечно в столице - Москве. В центре Москвы на Пушкинской площади появился широкоформатный кинотеатр «Россия» с тремя кинозалами. Амфитеатр главного зрительного зала рассчитан на 1450 мест (арх. Ю. Шевердяев и др., 1961 г.). Здание кинотеатра с мощным навесным козырьком над высоким стеклянным витражом главного фасада выделяется крупным масштабом, созвучным масштабу известной столичной площади. По широкой лестнице, перекинутой через городской проезд, зрители попадают в центральное фойе, сплошное остекление которого визуально связывает интерьер с окружающим городским пространством, а также с фонтаном и зеленью сквера у памятника А.С. Пушкину.

После ввода в эксплуатацию этот кинотеатр на долгие годы стал постоянным местом не только премьерного показа новых художественных кинофильмов, конкурсного показа лучших отечественных кинопроизведений разных жанров, но и главной площадкой для ежегодного проведения ММКФ.

В конце 1960-х гг. на Новом Арбате появилось крупное здание двухзального кинотеатра «Октябрь» (арх. М.В. Посохин и др., 1969 г.) с большим киноконцертным залом на 3,0 тыс. мест. Конечно, такой большой зрительный зал обеспечивал не только показ любых кинофильмов на своем широкоформатном экране, но и был пригоден для проведения эстрадных концертов, важных форумов, заседаний и многолюдных собраний.

На первом этаже этого знакового для столицы кинотеатра, в небольшом зале стереокино постоянно демонстрировались интересные стереоскопические фильмы как отечественного, так и зарубежного производства, пользовавшиеся спросом у зрителей.

Тогда же, на перекрестке Васильевской и 2-й Брестской улиц, недалеко от Триумфальной площади, был построен «Центральный Дом кинематографистов» (арх. Е. Стамо, 1968 г.), творческий клуб деятелей киноискусства столицы и Союза кинематографистов России и место встреч зрителей со знаменитыми кинорежиссерами и известными артистами отечественного и зарубежного кино.

В это же время в стилобате огромной гостиницы «Россия» на Москворецкой набережной у самого Кремля были построены крупный киноконцертный зал на 3000 мест и двухзальный кинотеатр «Зарядье» на 1500 мест (арх. Д. Чечулин, 1962-1969 гг.), обслуживавшие не только постояльцев гостиницы, но москвичей и гостей столицы, оказавшихся на набережной рядом с Красной площадью или посетивших ГУМ.

В 1970-е гг. последовала волна строительства в Москве кинотеатров средней вместимости, теперь уже в районах массовой жилой застройки, где остро не хватало зданий культурно-зрелищных учреждений. Таким образом, целый ряд типовых и повторно применяемых однозальных и двухзальных кинотеатров был построен в 5-9-этажных жилых районах на периферии нашего города: «Первомайский», «София», «Урал», «Енисей» в Измайлово; «Владивосток» и «Березка» в районах Перово и Новогиреево; «Саяны» и «Киргизия» в районе Ивановское и др.

Однако с начала 1990-х гг. и по сей день, из-за реформирования государственного устройства, а также постоянных экономических и финансовых кризисов проектирование и строительство новых кинотеатров в Москве приостановилось не только в центре, но и даже в ее новых жилых, так называемых «спальных» районах. При этом одни, относительно недавно построенные здания кинотеатров большой вместимости в центре, а средней и малой вместимости на окраинах города из-за кризисов потеряли большинство своих зрителей и поэтому стали неизбежно разоряться, приходить в упадок и, в конце-концов, подвергаться реновации.

Остальные здания кинотеатров как-то успели довольно быстро перепрофилироваться в другие, более востребованные горожанами и прибыльные для владельцев объекты недвижимости: культурно-развлекательные или культурно-досуговые комплексы.

У жителей отдаленных районов, и так лишенных благ городской цивилизации, с культурным досугом стало бы совсем худо, если бы «спасение» не нашлось в практически бесплатном просмотре в любое время дня и ночи большого количества зарубежных кинофильмов в домашних условиях по телевизору, на разных каналах или в записи.

Локальные попытки возродить наш кинематограф за счет использования существующих зданий кинотеатров после их реконструкции, а также путем возведения новых, оснащенных по последнему слову техники, мультиплексных кинотеатров в составе торгово-развлекательных центров пока не принесли всеми ожидаемых результатов в виде увеличения посещаемости зрителей и прибыли.

Лекция «Здания цирков».

Цирк (от лат. circus - круг) – круглое или овальное в плане зрелищное здание с ареной или манежем в центре, перекрытое сферическим куполом и предназначенное для проведения различных состязаний и представлений с участием разного рода цирковых артистов, домашних и диких животных, птиц и хищных зверей. В древних государствах: на Крите, в Микенах, Греции – существовали различные спортивные игры, носившие зрелищный характер и организуемые в специально выстроенных амфитеатрах. Так, например, на Крите и в Микенах очень популярна была игра человека с быком: схватив за рога бегущего ему навстречу быка, акробат делал через его спину кульбит.

В Древнем Риме в цирках и амфитеатрах в виде открытых арен с трибунами организовывались массовые представления, проводились соревнования боевых колесниц, бои гладиаторов, травля преступников дикими хищными зверями. Здесь же выступали жонглеры, канатоходцы, острословы и другие артисты. Подобные цирки существовали также в Византии, Древней Армении и других государствах.

Наиболее известно здание «Колизея» (от лат. colosseus – громадный) - амфитеатра Флавиев в Риме – памятника древне-римской архитектуры (75-80 гг. н. э.). Это огромное, даже по сегодняшним меркам, сооружение служило для гладиаторских боев и других зрелищ и вмещало около 50 тыс. зрителей. Наружная отделка «Колизея» была выполнена из туфа с укреплением несущих конструкций галерей бетоном и кирпичом. На величественном фасаде было три яруса аркад. В летнее время «Колизей» имел даже временное тентовое покрытие над зрительскими трибунами по всему периметру.

Практически все I-е тысячелетие и средние века цирковое искусство, как и другие виды искусства, пребывало в жесточайшей ситуации запретов и гонений, насаждаемых католической церковью и инквизицией.

XVI-XVII вв. в Европе стали расцветом циркового искусства, связанным со школами верховой езды. В этих школах проводились показы образцов выездки лошадей, вольтижировки (вид акробатических упражнений на лошади) и дрессуры. Некоторые берейторы (учителя верховой езды и объездчики лошадей), переезжая из города в город, демонстрировали свое искусство, выстраивая для этой цели специальные манежи.

С XVIII в. в Испании появился новый вид циркового искусства – коррида или смертельная игра вооруженного шпагой человека (матадора, тореадора) с диким, разъяренным быком на открытой арене с трибунами для зрителей. Этот своеобразный вид циркового искусства существует в некоторых испано-говорящих странах до сих пор.

В 1772 г. Ф. Астлей создал в Лондоне на базе школы верховой езды первый стационарный цирк, а в 1782 г. построил для представлений специальное здание, имевшее все признаки современного цирка – манеж, расположенные по кругу и поднимающиеся амфитеатром места для зрителей, куполообразную крышу.

В 1791 г. был открыт цирк Франкони в Париже. Начали создаваться цирки и в других городах Европы. По началу, они назывались амфитеатрами, конными театрами. В 1806 г., когда правительство Наполеона I установило, что театрами могут именоваться только коллективы, ставящие драматические, оперные и балетные спектакли, Франкони назвал свое предприятие цирком («Олимпийским»). Это название получило всеобщее признание и стало повсеместно использоваться как определяющее этот вид зрелищного представления и здания. Программы цирка состояли из отдельных номеров и включали также большие, чаще всего батальные пантомимы с верховой ездой и вольтижировкой.

Только с XIX века начал формироваться современный цирк, как особый тип здания для представлений этого вида зрелищного искусства. Вначале в состав представлений кроме жанров, присущих цирковому искусству, входила и пантомима. Объединение в зрительном пространстве зала двух демонстрационных площадок, манежа (арены) для циркового представления и глубинной сцены для показа пантомимы послужило основанием для появления сложного типа зрелищного учреждения – цирка-театра. Это были залы, в которых значительную часть партера занимал цирковой манеж.

К середине XIX в. пантомима потеряла значение ведущего жанра и действие ее перенеслось на манеж. Таким образом, отпала необходимость в театральной сцене. Здание цирка освободилось от композиционного конфликта между сценой с характерной направленностью внимания зрителей в одну сторону и манежем, окруженным зрителями со всех сторон. На этом же этапе развития в репертуар цирка вошла воздушная гимнастика, которой потребовалось свое более просторное и довольно высокое жизненное пространство в виде полусферического перекрытия крыши.

Так сложился совершенно новый типологический вид и пространственное решение этого культурно-зрелищного здания - цирк, специфику которого, в отличие от других культурно-зрелищных зданий, стал определять зрительный зал в виде крутого амфитеатра круглой или многоугольной формы с манежем в центре под полусферическим куполом. Зрелищное подкупольное пространство имело разные приспособления для подвески гимнастических снарядов и устройств. Таким образом, самый главный, отличительный объем здания цирка (круглый в плане зрительный зал с манежем в центре) создавался вокруг вертикальной оси купольного перекрытия.

В России и в Москве на протяжении всего XVII века в ремесленных слободах проживали скоморохи, в выступлениях которых появились зачатки циркового зрелища. Такие представления проводились на открытом воздухе в праздничные дни, на народных гуляниях, ярмарках и состояли, как правило, из отдельных гимнастических, акробатических номеров и дрессуры домашних и диких животных, а также птиц.

В XVIII - начале XIX вв. в Москве уже выступали иностранные цирковые артисты: наездники, дрессировщики разных животных, эквилибристы, акробаты, фокусники и др. Первый полустационарный цирк был выстроен в 1764 г. английским берейтором Я. Бейтсом в Москве, возле Красного пруда, за нынешним Казанским вокзалом. В начале XIX в. в Нескучном саду был построен летний цирк с брезентовым покрытием – прообраз цирка-шапито.

В 1822 г. в Санкт-Петербурге первое специальное здание для цирковых представлений было выстроено И. Габитом. Здесь же в 1849 г. в специальном здании открылся императорский цирк П. Кюзана, а при императорском театральном училище создали специальное цирковое отделение.

В 1847 г. в Москве Л. Сулье построил цирк на Лубянской площади, а в 1853 г. В. Новосильцев открыл специальное стационарное здание цирка на улице Петровка (на месте нынешнего ЦУМа). Все перечисленные специальные здания цирков были деревянными.

В 1868 г. в Москве первое каменное здание цирка построил К. Гинне на улице Воздвиженка, в 1880 г. А. Саламонский открыл капитальное здание цирка на Цветном бульваре, в 1886 г. братья А., Д. и П. Никитины уже давали представления в здании цирка на Цветном бульваре (на месте нынешнего кинотеатра «Мир»), а в 1911 г. А. Никитин открыл еще один свой новый цирк на Б. Садовой улице.

Впоследствии подобные капитальные здания цирков получили распространение и в других крупных городах России. В них выступали лучшие русские и иностранные цирковые артисты, шли постановки-феерии на исторические и современные сюжеты, представления дрессировщиков диких и домашних животных, водяные пантомимы и др.

В 1919 г. после национализации частных цирков были образованы 1-й Госцирк (бывший цирк А. Саламонского на Цветном бульваре) и 2-й Госцирк (1919-25 гг.; бывший цирк А. Никитина на Б. Садовой улице, сейчас здесь Театр сатиры). Другие здания цирков в Москве в первые, самые трудные годы Советской власти были разграблены, пришли в запустение, либо сгорели и по ветхости пошли под снос. При этом крупное капитальное здание цирка братьев Никитиных на Цветном бульваре было тоже закрыто и долгие годы приходило в забвение, в том числе и потому, что в него во время ВОВ 1941-1945 гг. попала фашистская авиабомба, нанесшая большие разрушения.

В советское время в Москве долгое время действовал только один Государственный Московский цирк на Цветном бульваре – ведущий цирк страны (с 1997 г. им. Ю. Никулина). В 1985-1989 гг. здание было перестроено с сохранением и реставрацией главного фасада по проекту арх. В. Д. Красильникова и его соавторов.

В результате сложной, на затесненном участке, реконструкции, осуществленной в сотрудничестве с финской фирмой, здание цирка обрело новый фасад, задуманный как обрамление ранее существовавшего. Интерьеры зрительного зала просты, нейтральны и не отвлекают внимание зрителя от представления, разворачивающегося на манеже.

В 1971 году в Москве появился Большой Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского. Здание цирка было построено по проекту авторского коллектива архитекторов под руководством Я.Б. Белопольского. Это крупнейший в мире стационарный цирк, рассчитанный на 3300 зрительских мест. Он имеет несколько быстро сменяющихся манежей – универсальный конный, иллюзионный, для водяных пантомим и феерий и др., а также современные системы радио-, кино-, звуко-, свето- и др. устройств. В соседнем корпусе содержатся различные цирковые животные и хищные звери.

Здание, расположенное около парковой зоны МГУ на Воробьевых горах, доминирует в окружающем пространстве и является его локальным центром. Типичная для зданий цирков структура сооружена из металла и стекла: прозрачный цилиндр наружных ограждающих конструкций, почти целиком состоящий из стекла, позволяет, не выходя из фойе здания любоваться пейзажами застройки юго-запада Москвы. Интерьеры вестибюля и фойе украшены зеркалами, создающими радостную и праздничную атмосферу.

В то же советское время на территории СССР были выстроены новые здания цирков (вместимостью до 1500-3000 мест) во многих городах: Казани, Иваново, Саратове, Сочи, Ижевске, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Владивостоке и др., а также в столицах союзных республик: Минске (Белоруссия), Ереване (Армения), Тбилиси (Грузия), Бишкеке (Киргизия) и др.

К настоящему времени в странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, а также других континентов (Азии, Африки, Австралии) существуют и работают в основном передвижные цирки-шапито. Стационарные цирки пока еще существуют в Париже, Брюсселе и некоторых других городах Европы. Большое развитие цирковое искусство получило в бывших странах народной демократии. Стационарные цирки были созданы в ГДР, Болгарии, Румынии, Венгрии, МНР и др. Здесь же работают и передвижные цирки со своими труппами артистов.

Архитектурно-пространственная композиция современного здания цирка имеет два ярко выраженных типа построения:

- двухчастное решение с четким делением на основной объем зрелищной части и примыкающий к нему с противоположной от главного входа стороны блок производственных и вспомогательных помещений;

- решение единым компактным объемом зрелищной части, производственных и вспомогательных помещений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1369; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 204.236.220.47 (0.032 с.)