Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способы театрализации концертной программыСодержание книги Поиск на нашем сайте
Театрализованные формы «middle culture» подразделяются следующим образом: массовое и / или юмористическое шоу, хэппенинг и перформанс. Важной особенностью этих форм является визуализация музыкального процесса. Музыканты используют широкий спектр сценических действий, вызывающих у публики определенные впечатления и ассоциации на слуховом и зрительном уровнях одновременно. Интересным примером массового шоу «middle culture» явился концерт на открытом воздухе скрипача Д. Гаррета в сопровождении симфонического оркестра, в рамках тура в поддержку своего нового альбома «Rock Symphonies», состоявшегося 8 июня 2010 г. в Берлине, на площадке «Kindl Buhne Wuhlheide».[51] Концертная программа выступления включала в себя классические произведения (Вивальди, Грига, Альбениса, Римского-Корсакова и пр.), киномузыки («Pirates Of The Caribbean» Theme, «Mission Impossible» Theme) и кавер-версий популярной музыки (Queen, Metallica, ACDC, The Beatles, The Pretenders и др.). По громкости звука, насыщенности иллюминации, расположению сценической площадки, наличию ансамбля ударных инструментов выступление соответствовало рок-концерту. При таком преподнесении значение исполнительского замысла становится очевидным. Это - типичный пример популяризации академического жанра, стремления к расширению воспринимающей её аудитории. Весьма востребованным является формат юмористического шоу. В номерах многих исполнителей «middle culture» реализуются типичные признаки «бурлеска», выявленные Б. Дземидоком, М. Бонфельдом, Д. Присяжнюком. В их числе: эффект «снижения», приближения возвышенного к обыденному;[52] эффект «обманутого ожидания», основанный на парадоксальном повороте, создающем совершенно непредвиденную ранее ситуацию;[53] броский, грубоватый, прямолинейный метод подачи материала; остроумные находки, включенные в исполнение.[54] Так, знаменитый «Канон» Н. Паганини, олицетворяющий небесную красоту и чистоту, в исполнении струнного квартета «PAGAGNINI» обычно становится юмористическим представлением с пантомимой и танцами самих музыкантов. Смехом сопровождаются шоу-вечера Д. Кея с Нью-Йоркским филармоническим оркестром: артист изображает неугомонного чудаковатого дирижера. Юмористическое шоу пианиста Р. Джу и скрипача А. Игудесмана под названием «Маленький музыкальный кошмар», основанное на смешение концертного академического и неакадемического репертуара, выражает иронию по отношению к трудностям исполнительского искусства, к самой традиции филармонических концертов. Некоторые концертные формы опираются на принципы хэппенинга и перформанса, возникших в русле авангарда. Многие особенности указанных музыкальных практик в толковании исполнителей «middle culture» претерпели изменения. Изначально альтернативные формы были предназначены для малочисленного круга слушателей, ещё более узкого, чем элитарный, и казались уж вовсе непостижимыми для массового потребителя, привыкшего к искусству развлекательному, понятному, не тревожащему интеллект. Основным качеством для восприятия нового искусства являлось не принадлежность к определенному классу (элита или массы), а нестандартное мышление, богатое воображение, способное переступить через грань общепринятого, осевшего в сознании большинства понимания искусства. По своему принципу развертывания и идейному содержанию новые формы концертных представлений, так называемые «арт-практики»[55], отгородились, с одной стороны, от академической традиции, с другой - от массовой, образовав собственную стилистику, образ мысли, творчества и восприятия. В исполнительской «middle culture» хэппенинг подразумевает, прежде всего, включение зрителя в процесс исполнения, и, конечно же, наличие концепта, при котором это «включение» будет осуществляться. Ярким примером является эксперимент Б. Макферрина, представившего хэппенинговую версию «Ave Maria» Баха-Гуно. Музыкант включил многотысячную аудиторию, собравшуюся на «Marketplace» в Лейпциге[56], в процесс исполнения произведения: он имитировал голосом инструментальное сопровождение, дирижировал, а мелодию пели зрители.[57] В данном выступлении воплотилась идея объединения искусства элитарного и массового, профессионального и любительского; осуществилась цель хэппенинга - раскрепостить и задействовать публику, не заботясь об отточенности исполнения. Перформанс, как и хэппенинг, заменил понятие «произведение» на импровизационное действие, не предполагающее законченности и оформленности.[58] Главное отличие этих жанров в том, что перформанс заранее планируется, прописывается и не привлекает в процессе создания зрителей. Для перформансов характерны театральность, зрелищность, вовлечение немузыкальных предметов, элементов повседневности, неожиданности и провокации. На этих основаниях В. Спиваков устроил розыгрыш во время 25-тилетнего юбилея «Виртуозов Москвы»[59], придумав роль для актера Е. Миронова, который под видом обычного зрителя начал с места выкрикивать реплики, выражающие недовольство тем, что происходит на сцене. Кульминацией события стал момент, когда маэстро достал пистолет, прицелился и выстрелил в недовольного зрителя. Созданная В. Спиваковым провокация выглядела вполне реалистично, создав на время атмосферу сильного эмоционального напряжения и недоумения, не типичную для академической концертной обстановки. Эпатажное поведение «недовольного слушателя» и «вооруженного дирижера» не вмещается в рамки традиционного слушательского и исполнительского этикета. В торжественное мероприятие, посвященное представителям музыкальной элиты, проникли элементы триллера.[60] Известно, впрочем, также применение в концертной деятельности разнообразных шоу-элементов. Из многочисленных, проходящих по всему миру проектов приведём светомузыкальные феерии Ж. М. Жарра, свето-пиротехническое шоу Г. Хофа с участием группы «Scorpions», Т. Андерса и Президентского оркестра[61] (Концерт ко Дню города Москвы, 2003), концерты к 300-летию Санкт-Петербурга, использование фейерверка на сцене «Виртуозами Москвы»[62]. Эта традиция более характерна для массовых мероприятий. При такой подаче, безусловно, усиливается праздничный настрой, ощущение особой значимости и торжественности. ГЛАВА III. CASE STUDY: ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА АРТИСТОВ ТРЕТЬЕГО ПЛАСТА И «ЭСТРАДЫ» НА АКАДЕМИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ Проанализировав популярную музыку с точки зрения систематизации стилей и жанров В. Конен по теории «пластов» и определения серединной музыки «middle culture», а также применив систематизацию концертной практики Ю. Верёвкиной на неакадемические концерты России и Европы, в третьей части исследования мы переходим к статистическому анализу концертной практики академической сцены России и Европы за последние четыре года. Для анализа современной репертуарной ситуации концертных площадок в нашей работе было проведено два исследования. Первое из них заключается в обзоре, анализе и сравнение концертных площадок двух выбранных городов Санкт-Петербурга (Россия) и Лондона (Великобритания). Цель второго исследования состоит также в обзоре, анализе и сравнении, но уже основных образцов академических сцен – филармоний трёх европейских городов: Кёльна (Германия), Лондона (Великобритания) и Вены (Австрия), а также трёх российских городов Санкт-Петербурга, Перми и Москвы.
В ходе исследования нами были проанализированы 17 академических концертных залов, и несколько десятков тысяч концертов. В дополнение к числовым данным, в каждом обзоре прилагается справочная информация об этих залах и анализируется текущая ситуация их репертуара. Более подробные числовые данные представлены во Втором томе исследования с приложениями. Также в приложениях даны описания и комментарии творчества артистов, и жанров, в которых они работают. Артистов, в данном исследовании, мы бы не хотели размежёвывать по признаку «академичности», и под термином «артист популярной музыки» мы подразумеваем, как исполнителей и музыкантов академической музыки, так и поп/рок/джаз исполнителей, и деятелей эстрады. Также в примечаниях даны характеристики некоторых фестивалях, про которые ведётся речь в нижеследующей части исследования.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.46.87 (0.007 с.) |