Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Серединная культура или «middle culture»Содержание книги Поиск на нашем сайте
С 1970-х годов в музыкальной культуре начала активно выделяться тенденция интеграции музыкальных стилей и жанров различных «пластов» музыки (по В.Конен), что послужило рождению новых «смешанных» стилей и жанров музыки. Их количественное нарастание позволяет нам говорить о формировании и ещё одного пласта - «middle culture», демонстрирующего мощную тенденцию, влияющую на всех участников, формирующих современную музыкальную культуру: организаторов, исполнителей и, прежде всего, - слушателей. Метафорическое определение «middle culture», а также его синоним «серединная культура» стали сегодня научными терминами и активно употребляются в музыковедческих работах А. Цукера, В. Сырова, И. Барсовой, Н. Поспелова, диссертационных исследованиях и монографических работах Д. Журковой, Ю. Верёвкиной и Г. Власовой конца 1990-х - начала 2010-х годов.[34] Приведём, на наш взгляд, наиболее удачное определение В. Сырова. Как уже уточнялось во введении, ученый называет «middle culture» новой интегральной культурой, «где стирается барьер между элитарным и массовым, где интеллектуализм классической традиции объединяется с горячими потоками «низких» жанров, позволяя человеку вновь обрести целостность и полноту бытия». [35] Усложнение музыкального языка в творчестве композиторов «третьего пласта», с одной стороны, и желание сделать академическую музыку общедоступной- с другой, привело к возникновению «гибридов» двух или более стилей: Классика/Рок/поп-музыка, Классика/Джаз, Рок/поп-музыка/Джаз, Классика/Рок/поп-музыка/Джаз и др. Так, можно говорить о взаимодействии противоположных стилей и жанров в творчестве целого ряда артистов поп-музыки, джаза, рока, а также классических музыкантов, таких как Б. Макферрин, Ж. Люсьер и В. Мэй, «Кронос-квартет» и группа «Амадеус», В. Маркос, К. Ганс и М. Дэвис, А. Нетребко, Дж. Мориссон и ансамбли «Swingle Singers», «PAGAGNINI», «MozART GROUP», оркестр Дж.Кея и многих других. Большинство сочинений, исполняемых названными музыкантами, относится к элитарной, академической сфере, в то время как способы преподнесения, атмосфера и обстановка концерта, манера поведения артистов на сцене говорит о принадлежности их творчества к популярной музыке. Для того чтобы определить особенности интеграции и взаимодействия академического и неакадемического стиля (элитарной и массовой музыки), отметим их определяющие черты. Так, по мнению А. Цукера, академическая музыка «в основе своей монофункциональна», то есть «имеет автономно-художественное назначение», массовая же - «многофункциональна», реализует себя как стиль жизни, как социальная позиция, как способ солидаризации, выполняет прикладные функции. При этом художественное назначение в ней может не играть определяющей роли.[36] Одним словом, важнейшие различия между академической и неакадемической музыкой заложены в формах реализации концертной ситуации, а также типах отношений внутри вышеупомянутой триады «автор-исполнитель-слушатель». Интеграция же стилей приводит к «оживлению академического концертного ритуала»[37] и общедоступности музыки. Под влиянием массовой культуры происходят серьёзные изменения как в академических, так и жанрах популярной музыки. Так, по мнению Ю. Верёвкиной, «одна из важнейших тенденций «middle culture» и, шире, современного исполнительства в целом - стремление к расширению и расшатыванию стабильных для академической традиции форм бытования музыки. Музыка, изначально предназначенная для исполнения в специализированных концертных залах, отличающихся особой акустикой, оформлением, выходит в иную - нехудожественную среду».[38] Другая важная закономерность серединной культуры связана с изменением устоявшихся взаимоотношений между композитором, исполнителем, слушателем. Развитие «гибридных» жанров приводит к уменьшению роли автора, значительному увеличению статуса исполнителя - за ним устанавливается право творить произведение заново, и активному слушательскому участию. Ярким примером новой концертной ситуации служат выступления Б. Макферрина. Музыкант свободно интерпретирует авторский текст - исполняет голосом сложные инструментальные партии любого диапазона, вовлекает в процесс исполнения зрителей. Так, благодаря диалогу академической и массовой музыки, в концертной практике «middle culture» рождаются новые формы коммуникации не только исполнителя и слушателя, но и слушателя с автором. Вопрос взаимоотношений между композитором, исполнителем и слушателем ещё не раз будет затрагиваться в нашем исследовании, как и вопрос о существующих тенденциях развития музыкальной современной культуры. Как подчёркивалось выше, основоположным для нас является вопрос – Как видоизменяется академическая сцена в условиях современного бытования и интеграции жанров? Для ответа на этот вопрос нами была приведена систематизация стилей и жанров В.Конен по теории «пластов» и введено определение серединной музыки «middle culture». Именно стили, жанры и направления «middle culture» и «третьего пласта» музыки, а также концертные формы их исполнения на академической сцене являются «ядром» решения поставленной нами задачи.
Стили, жанры и направления «middle culture» и третьего пласта музыки Как уже многократно указывалось выше, в XX веке произошло отчетливое размежевание музыкальной культуры на «академическую» и «популярную». Этому способствовала тенденция к усложнению музыкального языка, получившая развитие в творчестве композиторов «второго пласта» и достигшая апогея в период модернизма. В то же самое время усиливается влияние жанров «третьего пласта» в силу их развлекательного характера. Так, генезис направления «middle culture» представляется целесообразным рассматривать в контексте постмодернизма. Концептуальной особенностью постмодернизма в искусстве явилось неприятие разделения на «элитарное» и «массовое» искусства и возникновение идеи их диффузии. Практика последних десятилетий демонстрирует тенденцию к усилению обменных процессов в сфере музыкальной стилистики между оперно-симфонической традицией и рок-музыкой. В качестве примеров можно привести весь огромный набор музыкальных произведений, направлений и даже ряд эстетических концепций (которые выше уже цитировались - как, например, идеи «новой простоты» Прокофьева), которые воплощали попытку преодолеть изолированность двух разобщённых музыкальных миров, представленные на всём протяжении ХХ века и в нынешнем столетии. Данные примеры включают увлечение популярной музыкой и джазом у целой галереи классиков музыки ХХ века, инъекции популярной музыки, массовых песен, рок и поп стилистики в полотна и партитуры «серьёзных» композиторов, и, наконец, музыкальный постмодернизм, активно подразумевающий использование композиционных методов полистилистики, фьюжен, кроссовера. Данной проблеме посвящены многие главы Оксфордской истории музыки Р. Тарускина - К. Гиббса, этой проблеме посвящён значительный объём трудов отечественных и западно-европейских исследователей.[39] ГЛАВА II. КОНЦЕРТНЫЕ ФОРМЫ «MIDDLE CULTURE» И ТРЕТЬЕГО ПЛАСТА МУЗЫКИ НА АКАДЕМИЧЕСКОЙ СЦЕНЕ
Современные условия существования академической музыки в ситуации постмодернизма и неумолимое развитие жанров «серединной культуры» повлекли за собой изменение функций, и как следствие видов концертной деятельности, находящейся на стыке между академическим и неакадемическим искусством. Сосредоточимся, однако, на некоторых современных способах составления концертных программ на академических сценах, и критерии «академичности» сцены, как таковой. Для рассмотрения этого аспекта, нам представляется необходимым, уточнить понятия концертной и бытовой формы представления музыки. Понятие «бытовая» форма, по утверждению К. Зенкина, обретает содержание лишь при существовании ситуации концерта «в специально предназначенных для этого залах».[40] А. Сохор, подразделяя музыку на «преподносимую» и «бытовую» (обиходную), исходит из условий исполнения и восприятия. В первом случае обстановка предполагает отделение слушателей друг от друга концертной эстрадой или театральной рампой; во втором - исполнение слито с восприятием.[41] Вопреки обозначенным выше сентенциям о смерти классической музыки, сей пессимизм не столь сильно затрагивает феноменологию и практику концерта - что видно как по различным суждениям и рефлексиям критиков, так и по самой концертной практике. Так, несмотря на лавинообразное развитие различных альтернативных пространств и свободного обмена музыкой (посредством того же Интернета), концерт сегодня отчётливо показывает свою жизнеспособность и даже своеобразный универсализм, стремление к расширению своего пространства. Например, по мнению Е. Дукова, концерт стал формой существования вообще любого явления окружающей действительности[42]. Он может иметь вид непосредственного акустического контакта исполнителей и аудитории, но может и мистифицировать его, например, при выступлении под фонограмму. Он может быть аудиовизуальным, рассчитанным одновременно на зрительное и слуховое восприятие, и исключительно аудиальным, адресованным только слуху, как «концерт диска». Сегодня концертом называют самые далекие от традиционного понимания явления. Например, автошоу с виртуозными трюками водителей-асов, выступление изобретателей и т. д.[43] «Серединная» культура ломает стереотипные представления о формах бытования классического наследия. Музыка, предназначенная для исполнения в академических условиях, зачастую переносится в совершенно неожиданные места и преподносится самыми непривычными способами.
Систематика концертных форм «middle culture» - малоизученная музыковедческая проблема. В связи с разнообразием форм концертного представления неакадемической музыки, и концертных программ сочетающих в себе и популярную, и неакадемическую, и академическую музыку, наметившихся в конце 1990-х - начале 2010-х годов находящихся в развитии до сих пор, можно говорить об общей тенденции индивидуализации концерта. Источником индивидуализации могут стать любые новации в области преподнесения музыки или составления программы концерта. Так, если ранее академический концерт представлял собой некую схематизированную, по крайней мере, предсказуемую структуру, то в условиях «middle culture» концерт зависит от гораздо большего числа индивидуально избираемых характеристик со стороны слушателя, исполнителя и организатора. В своём исследовании мы воспользовались систематикой, выдвинутой в работе Ю. Верёвкиной.[44] Согласно данной концепции автора, систематика концертных форм учитывает следующие факторы: 1) внешний облик исполнителя; 2) место проведения концерта; 3) принцип построения концертной программы; 4) состав исполнителей; 5) способы театрализации музыкального выступления. Разумеется, что в каждом конкретном случае разные признаки смешиваются между собой. В нашем исследовании мы постарались рассмотреть каждый фактор более детально и на примерах выяснить про существующие практики тех или иных форм. Так, исполнители концертных программ абонемента «Концерты во фраках и в джинсах» Санкт-Петербургской Академической Филармонии им. Шостаковича акцентируют внимание слушателей не только на «серединном» репертуаре концерта, но и на собственном облике формата «middle». Что как нельзя лучше отражает возможность многочисленных разновидностей концертных форм, рождающихся на основе комбинирования потенциальных изменений, отражённых в предложенной классификации. Рассмотрим подробнее типы концертов, обращая внимание на те изменения, которые привносит каждая из выделенных форм в традиционный концертный ритуал.
Внешний облик исполнителей В аспекте внешнего облика исполнителя можно выделить две подгруппы концертов: с неакадемической манерой поведения артиста и неакадемическим внешним видом музыкантов. В первом случае исполнители (среди них А. Нетребко, Э. Шротт, Б. Макферрин) «примеряют» раскованный стиль звезд массовой культуры, демонстрируя заигрывание с публикой, стремление установить прямой контакт с залом, вызвать непосредственную реакцию. В таких условиях в исполняемое академическое произведение закладывается игровое начало. Значение имеет не только слышимое, но и происходящее на сцене. Так, А. Нетребко во время исполнения арии Джудитты из одноименной оперетты Легара бросала в зал цветы, предварительно поцеловав их[45], а Э. Шротт, исполняя арию Дулькамаре из оперы «Любовный напиток»,[46] ходил по сцене с бутылкой водки, которую потом отправил в зрительный зал. Подобная манера поведения артистов создает раскрепощенную обстановку и приближает зрителя к музыкальному процессу. Теряется присущая для академической традиции дистанция между происходящим на сцене и зрительским залом. Во втором случае внешний вид исполнителя, противоречащий традиционному строгому облику, может не только оживить музыкальный ритуал, но и стать частью содержания произведения. Например, флейтист Дж. Стивин, обычно исполняя Менуэт и Скерцо И. С. Баха из оркестровой сюиты №2, выходя на сцену в кепке и цветастой бабочке, настраивает зрителя на переход к джазовым импровизациям. В Венском Штраус-оркестре под руководством П. Гута при исполнении Вальса «На прекрасном голубом Дунае» женщины надевают пышные красные, синие платья и выглядят, словно дамы на светском балу. Музыканты из «MozART GROPE» меняют костюмы, исходя из задуманного сюжета и стиля переложения (ковбои, фермеры, рэперы и пр.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 682; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.136.223 (0.01 с.) |