Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 6. Вокально – эстрадные и танцевальный жанры.

Поиск

Вокально - эстрадные жанры — соединение в одном номере музыки, слова, пения и актёрского искусства. Все элементы этого синтеза равным образом важны. Слабые вокальные данные нередко восполняются способностями к глубокому актёрскому «проживанию» материала.

Выделяют такие поджанры как:

1. песня на эстраде;

2. вокально-инструментальная группа.

Эстрадная песня на современной эстраде ведущий и самый широко распространённый жанр; притом, что главным выразительным средством жанра является вокал, эстрадное пение включает в себя и такие важные компоненты, как слово, актёрское мастерство и пластику эстрадного артиста – вокалиста. Таким образом, современная эстрадная песня создаётся комплексом выразительных средств. Баланс использования составных частей этого комплекса зависит от индивидуальности исполнителя, характера музыкально-текстовой основы песни, её поджанровой разновидности (лирическая, гражданско - патриотическая, баллада, шуточная песня и др.). В эстрадном пении существуют поджанры — народное пение, романс, цыганское пение и др. Манера их исполнения отличается от чисто фольклорной или филармонической, как правило, они звучат в эстрадной обработке с соответствующей аранжировкой; в отдельный жанр выделилась авторская песня, где ведущее значение имеет текст, а не музыкальная основа.

Эстрадное пение включает в себя все без исключения музыкальные стили: классику, ретро, джаз, рок и т. д. Некоторые виды эстрадной песни могут исполняться в форме сюжетного (театрализованного) номера.

Вокально – эстрадная группа — по существу, как жанр является разновидностью эстрадного пения, но обладает рядом особенностей: исполнители одновременно выступают и как певцы, и как музыканты – инструменталисты, и часто как авторы музыки и текста исполняемого репертуара. Как правило, вокально - инструментальная группа придерживается какого – то определённого музыкального стиля и очень часто стремится создать свой собственный стиль, который является как бы визитной карточкой группы. В своих выступлениях активно использует балет, пантомиму, звуковые, световые и пиротехнические эффекты.

Танец на эстраде — это короткий номер, который проявляется в разновидностях жанров собственно хореографического искусства: классический, народный, историко – бытовой, характерный, бальный, модерн, джаз – танец, степ и т. д.

В эстрадном танце часто используется арсенал выразительных средств других жанров эстрады, особенно акробатики и пантомимы, поэтому эстрадный танец часто стремится ввести в структуру номера трюк. Нередко эстрадный танец выстраивается в форме сюжетной сценки.

 

 

Вопрос 7. Оригинальные или эстрадно — цирковые жанры.

обобщенное наименование номеров, которые при всех отличительных особенностях каждого из них характеризуются единым выразительным средством — трюком. В лучших номерах оригинального жанра виртуозная техника владения трюками используется в единстве с пластикой, пением, танцем, словом, музыкой. Номера оригинального жанра построены на яркой индивидуальности исполнителя, сложном трюке и соединяют в себе момент сенсационности со зрелищностью и развлекательностью.

К оригинальным жанрам относятся:

Пантомима — искусство сценического действия, которое находит исключительное выражение в движении человеческого тела, в пластике без слов. Пантомима очень разнообразна: от классической философской пантомимы до клоунады и буффонады. Существует специальный пластический язык пантомимы: шаг на месте, клетка, ходьба против ветра и т. д. В пантомимическом номере часто используется приём игры с воображаемым предметом или партнёром.

Клоунада — по преимуществу цирковой жанр, который, однако, исторически всегда существовал на эстраде. В основе клоунады — шутовское представление, которое исполняет клоун или группа клоунов, использующие для создания образа маску. Внутри клоунады существуют следующие специализации: клоуны – акробаты, клоуны – мимы, клоуны – музыкальные эксцентрики, клоуны – дрессировщики, клоуны – жонглёры и т. д.

Музыкальная клоунада (эксцентрика) — разновидность клоунады, которую часто выделяют в отдельный жанр. Данный жанр одинаково распространён как в цирке, так и на эстраде. В его основе — необычное, неожиданное, трюковое исполнение музыкальных произведений. Выделяют несколько приёмов:

1. исполнение различных мелодий на «нестандартных» инструментах (дровах, бутылках, бокалах с водой, пилах и т. д.);

2. игра на музыкальном инструменте необычным способом (например, лежа на крышке рояля);

3. игра на нескольких музыкальных инструментах одновременно и др.

Куклы на эстраде — один из самых популярных жанров на эстраде. Обладает всеми признаками и разновидностями кукольного театра (пальцевая кукла, кукла – перчатка, тростевая кукла, кукла – марионетка, ростовая кукла и др.), но выступления строятся в форме эстрадных номеров.

Тантамореска — на ширме высотой по плечи закрепляются куклы с маленькими руками и ногами. Один актёр просовывает голову в отверстие и управляет руками куклы, другой — ногами. Создаётся комическое сочетание короткого условного кукольного тела и живого лица актёра. Тантамореска объединяется с другими эстрадными жанрами, чаще с речевыми (сатирический монолог, пародия, куплет). Иногда используется комический танец.

Синхро – буффонада — по внешним признакам похожа на пародию. Но если в пародии артист пародирует весь комплекс выразительных средств пародируемого — речь, пение, пластику, то в синхро – буффонаде пародируется исключительно пластическое поведение персонажа. Речь или пение в синхро – буффонаде принадлежит оригиналу пародии и чаще всего записаны на фонограмму, под которую и выступает синхро – буффонист.

Акробатика — цирковой и эстрадно – цирковой жанр. Существуют следующие виды акробатики:

1. партерная акробатика — от слова parterre, т. е. на земле. Подразделяется на прыжковую, силовую, пластическую акробатику;

2. вольтажная акробатика — основана на перебрасывании и подбрасывании верхнего исполнителя нижним. Бывает парной и групповой.

3. воздушная акробатика — элементы и трюки исполняются на снарядах, подвешенных к колосникам (на сценической площадке) или к куполу (в цирке). Данный вид акробатики по преимуществу цирковой жанр, но встречается и на эстраде, особенно в специально оборудованных мюзик – холлах.

Гимнастика — подразделяется на партерную гимнастику (элементы исполняются на снарядах, закреплённых на планшете сцены или манеже) и воздушную гимнастику (номера исполняются на снарядах и аппаратах, подвешенных к куполу или колосникам).

Жонглирование — жанр, основанный на ловкости и умении подбрасывать и ловить одновременно несколько одинаковых или разных предметов. Различают следующие виды жонглирования:

1. соло – жонглирование, где реквизитом служат палочки, мячи, шарики, шары, булавы;

2. групповое жонглирование — основано как на приёмах соло – жонглирования, так и на приёмах перекидки предметов;

3. антипод — жонглирование ногами. Антиподисты выступают лёжа на специальной подушке — подставке (тринке). В этом виде жонглирования применяется не только подбрасывание предметов, но и различные их вращения.

Дрессура (дрессировка) — жанр, основанный на подчинении животных воле человека или использовании их инстинктивного поведения и условных рефлексов для создания такого впечатления. Отдельные разделы дрессировки — дрессировка хищных и домашних животных, иногда выделяют дрессировку мелких животных. На эстраде этот жанр представлен достаточно широко, но в отличие от цирка на эстраде отсутствует работа с хищниками и не представлена дрессура больших групп животных. Номера с дрессировкой часто делают сюжетными, что позволяет создавать впечатление диалога артиста с животным.

Эквилибр — основой мастерства исполнения в этом жанре является удержание равновесия. Подразделяется на два вида: партерную и воздушную.

Фокусы — в основе этого жанра создание иллюзии появления, перемещения, исчезновения предметов, животных и людей. В номерах артистам чаще всего помогают ассистенты, которые выполняют функции не только непосредственных помощников, но и призваны отвлекать внимание зрителей в нужный момент. Жанр подразделяется на два вида — манипуляцию и иллюзию:

1. манипуляция основана исключительно на виртуозной технике пальцев, ловкости и координации рук. В качестве реквизита используются небольшие предметы — карты, шарики, монеты, платки и т. д. Во время выступлений манипулятор пользуется специальными отвлекающими движениями, которые называются пассами;

2. иллюзия основана на использовании специальной аппаратуры, которая позволяет артисту вводить зрителя в заблуждение (ширмы, короба, зеркала и др.). Выступления иллюзионистов из-за большого количества участников, аппаратуры и реквизита, чаще всего проходят не в форме номера, а в виде аттракциона, занимающего целое отделение концерта.

Вентрология (чревовещание) — жанр основан на умении говорить без помощи артикуляции губ, что создаёт впечатление, будто слова произносит не один человек, а несколько. Чаще вентрологи выступают с куклой, с которой артист ведёт диалог, при этом кукла «говорит» при помощи вентровещания, а артист — своим голосом.

Имитация (или звукоподражание) — имитация звуков, при помощи которых создаются звуковые картинки. Часто номера этого жанра исполняются в форме «человек - оркестр», когда артист подражает голосам и тембрам различных инструментов оркестра.

Художественный свист — искусство исполнения мелодии с помощью свиста. Часто создаёт необычную и оригинальную мелодическую трактовку музыкального произведения. В качестве музыкальной основы используются произведения короткой музыкальной формы, фрагменты больших форм или попурри. Обязательным условием является популярность и узнаваемость музыки как современной, так и классической.

 

 

Вопрос. Инструментальный жанр.

Сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство выделено в отдельный эстрадный жанр, так как отличается рядом особенностей от филармонического инструментального исполнительства:

1. подбор исполняемого репертуара по преимуществу составляют эстрадные обработки небольших популярных классических произведений, сюиты и фрагменты из оперетт и мюзиклов, сюиты из музыки к фильмам, попурри на темы популярных песен и танцевальных мелодий и др;

2. необычный, по сравнению с филармоническим, состав инструментов оркестра или ансамбля. В сольном исполнительстве часто используются необычные и редкие инструменты (гусли, рожки, флейты Пана, концертино, ксилофоны и др.). Чаще всего исполняемые произведения подбираются таким образом (особенно в сольном инструментальном исполнительстве), чтобы музыкант мог продемонстрировать виртуозную технику владения инструментом.

Особое место в инструментальном исполнительстве занимает джаз (джаз - оркестр).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.47.177 (0.01 с.)