Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Определение понятия «эстрадный жанр»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По аналогии с драматургией, эстрадные номера подразделяются на определенные группы по общности их эмоционального I 1|)(ч.а: комедийный номер, лирический номер и т.д. Как и в лю-| и 1.\| виде режиссерской деятельности, на эстраде нельзя создать произведение искусства вне жанра. В намеренно упрощенном ■ мысле это можно определить так: на какой тип эмоциональной реакции публики рассчитан номер. Другое значение понятия «жанр» на эстраде определяют выразительные средства, посредством которых создается художественный образ. На первый взгляд, это второе значение кажется формальным. Однако оно неразрывно связано с первым. Например, пантомима сама по себе считается эстрадным жанром. Про артиста пантомимы говорят, что он работает в жанре пантомимы. Но в то же время пантомимический номер может |ц.1ть решен и как драма, и как фарс... Таким образом, на эстраде сложилось неоднозначное понимание термина «жанр»: объединение номеров по признаку выразительных средств, при помощи которых создается художественный образ (слово, пение, танец, гимнастика, фокусы и т. д.); объединение номеров по характеру их эмоционального воздействия на зрителя: комедийный, драматический, лирический и др. номера. П практике эстрадного искусства под жанром подразумевают прежде всего объединение номеров по признаку общности выразительных средств. Этим термин «жанр» на эстраде отличается от общеэстетического, это утвердившаяся трактовка его на эстраде, которая оснащена традицией. Принадлежность к тому или иному эстрадному жанру зависит, прежде всего, от выразительных средств, которыми пользуется актер при создании номера. Выразительные средства эстрадного жанра являются как бы визитной карточкой номера. Но в любом из жанров можно выделить и его подвиды. На эстраде каждый жанр сам по себе достаточно многогранен, и часто это зависит не только от исторически сложившихся канонов, но и от индивидуальности исполнителя. Иногда яркая творческая индивидуальность артиста способна раздвинуть традиционные рамки жанра. «Эстрадное искусство объединяет разнообразные жанровые разновидности, - писал Евг. Кузнецов, - общность которых заключается в легкой приспособляемости к различным условиям публичной демонстрации, в кратковременности действия, в концентрированности его художественных выразительных средств»3. Существуют следующие эстрадные жанры: - речевой (разговорный) жанр; - вокальный жанр; - оригинальный и эстрадно-цирковой жанры; - инструментальный музыкальный жанр; - танцевальный жанр. Так сложилось, что названия этих жанров употребляют в единственном числе. Хотя правильнее для речевого и оригинального - множественное число, потому что каждый из них подразделяется на множество более узких направлений. В номере любого жанра присутствует элемент актерской игры. В одних ее место более весомо. Это речевые жанры, в которых искусство эстрадного артиста наиболее тесно соприкасается с искусством актера драматического театра. В инструментальных музыкальных жанрах ведущее место, естественно, занимает музыка. Но вне актерского мастерства ни один номер любого жанра на эстраде существовать не может. Уже приводился пример, что даже выступление дирижера или классического музыканта-инструменталиста может нести в себе игровой элемент. Но обращаться к нему нужно с осторожностью и только тогда, когда это позволяют сделать сам жанр и, главное, индивидуальность исполнителя. Если блистательный музыкант во время исполнения музыки начинает что-то неумело играть актерски (вот где правильнее было бызать «начинает изображать, - это вызывает только раздражение и в результате губит прекрасный музыкальный номер. Актерское мастерство исполнителя номера не должно затушевывать выразительные средства жанра, а естественным образом сливаться с ними, образуя органичный синтез актерского искусства и технологии выразительных средств определенного эстрадного жанра. «Синтетический» эстрадный номер Нужно заметить, что в эстрадном номере возможно использование комплекса выразительных средств, что позволяет говорить о синтетичности номера. Например, в музыкальном фельетоне актер может говорить, петь, играть на музыкальных инструментах, пользоваться пластическими трюками и элементами пантомимы. Оригинальный (эстрадно-цирковой) жанр соединяется с речевым, вокальным с танцевальным и т. д. Как бы блистательно ни танцевали, к примеру, Л. Вайкуле и В. Леонтьев, - они работают в вокально-эстрадном жанре, а не в танцевальном. Сколько бы ни добавлял в свои номepa элементов оригинального жанра А. Райкин, - он apтист речевого жанра (А. Райкин пользовался, например, приемами фокусников, доставая шарики изо рта; он довольно часто, особенно в раннем периоде творчества, прибегал к пантомиме; он такжепел). Или наоборот: в вокально-инструментальной гpаницe можно увидеть, что исполнители поют, играют на музыкальных инструментах, танцуют, делают акробатические элементыI' r10 простое 1',llOжение выразительных средств разных жанров совсем не обязательно делает номер выразительнее, а чаще всего просто уничтожает его. Если в постановочной работе режиссер четко не разделяет главное и второстепенные выразительные средства, это ведет к рыхлости формы. Нельзя также забывать о сложившихся тради циях художественного восприятия зрителей. Номер, в котором используется разнообразный арсенал выразительных средств, нужно определять как эстрадный номер конкретного жанра с использованием вспомогательных выразительных средств. Так, думается, надо трактовать понятие «синтетический эстрадный номер». Пять основных эстрадных жанров подразделяются, в свою очередь, на множество подвидов. Рассмотрим характеристику эстрадных жанров подробнее. Речевые жанры «Каковы же специфические признаки этих жанров эстрадного искусства? На мой взгляд, - писал В. Ардов, - К ним относятся те разновидности малых форм, в которых основным материалом и формой выражения темы, идеи является слово; слово, организованное в драматическую форму, иногда связанное с музыкой, танцами, различными элементами зрелища (кино и волшебный фонарь, фокусы, акробатика, клоунские трюки и многое другое); слово, украшенное разнообразными аксессуарами и вещественным оформлением; слово, выраженное в живой человеческой речи, непосредственно или при помощи механической записи, или изображенное графически~4. КОНФЕРАНС - искусство ведения концерта и импровизированного разговора или диалога со зрительным залом. Различают сольный и парный конферанс. Встречается инсценированный конферанс. В своем репертуаре конферансье обязательно имеет собственный номер, чаще всего речевого жанра. МОНОЛОГ В ОБРАЗЕ - сольное выступление артиста, обращенное непосредственно к зрителю. Чаще произносится «ОТ маски~, поэтому наиболее верное определение жанра - «эстрадный монолог в образе. Чаще всего носит юмористический или сатирический характер. ФЕЛЬЕТОН - социально-публицистическое выступление, выражающее гражданскую позицию артиста, его отношение к тому или иному актуальному явлению. Чаще всего произносится не в образе, а от лица артиста. От монолога отличается большей общественной звучностью, масштабом затрагиваемых тем. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕЛЬЕТОН - содержит в себе черты и монолога, и фельетона, но с активным использованием музыки в форме пения, игры на музыкальных инструментах, музыкального сопровождения. Очень разнообразен по эмоциональному воздействию - от лирического до гневно-публицистического. в музыкальном фельетоне музыка является не только приложе11 нем к тексту, а имеет драматургически определяющий характер. СКЕТЧ - маленькая пьеска с небольшим количеством действующих лиц, чаще всего сатирического направления, с известной схематичностью характеров персонажей, как в типажах, так 11 в моделях поведения. СЦЕНКА - от скетча отличается отсутствием сюжета. Чаще всего в ней обозначается место действия и задаются условные п редлагаемые обстоятельства. ЭСТРАДНЫЙ ДИАЛОГ - еще более условен, чем сценка. Мес'то действия и предлагаемые обстоятельства, как правило, реально идущий концерт. Отличительной особенностью являет('Я насыщенность текста репризами. ЭСТРАДНЫЙ БЫТОВОЙ РАССКАЗ - в качестве литературной оCHOBbI использует произведения, не написанные специально для:)страды. От художественного чтения отличается тем, что артисты всегда обращаются напрямую в зрительный зал от собственнOrO лица, рассказывая историю, придуманную писателем как случай, происшедший лично с исполнителем. МИНИАТЮРА - небольшое юмористическое, сатирическое, пародийное, лирическое произведение для эстрады - от разыгранного монолога до диалога нескольких действующих лиц. В строгом смысле является не отдельным жанром, а формой суIllествования самых разных эстрадных жанров. Как разнообразlIая эстрадная форма составляет основу репертуара театра миниатюр. ПАРОДИЯ - искусство перевоплощения в узнаваемых и популярных персонажей от политических лидеров до эстрадных звезд. Несмотря на частое использование в пародии комплекса выразительных средств (вокала, пластики), а не только слова и актерского мастерства, все пародии на эстраде относятся к речевому жанру (за исключением синхро-буффонады). Различают пародии портретные (на какое-то конкретное лицо) и пародии на социально-общественные явления (чаще всего такая пародия приобретает сатирический характер), на отдельные произведения искусства (например, на конкретную театральную постановку), на штампы отдельных видов искусства (например, пародия на оперные штампы). КУПЛЕТ - небольшое комическое, сатирическое, публицистическое стихотворение (буквально несколько строк, короткая строфа), положенное на какую-нибудь несложную мелодию. Всегда проходит сериями (несколько куплетов на одну тему) и содержит рефрен (повторяющиеся строки). Как правило, исполняется соло или дуэтом. БУРИМЕ - шуточная игра со зрительным залом, когда из публики задаются рифмы и темы, а артист мгновенно импровизирует стихи на тему в точном соответствии с заданными рифмами. Все разговорные жанры в обязательном порядке требуют от исполнителя владения актерским мастерством. Это происходит даже в тех случаях, когда актер не разговаривает, а поет и двигается (как в некоторых видах пародии). Поэтому все без исключения разговорные жанры относятся 1< игровым эстрадным жанрам. Если собственно актерское искусство или отдельные его элементы, такие, как действие в предлагаемых обстоятельствах, создание характера и др., присутствуют В некоторых разновидностях и других жанров, то и их можно отнести к игровым. В принципе это зависит только от способности исполнителя и фантазии режиссера. Вокально-эстрадные жанры «Образуя более сложный, по сравнению с предыдущими, отмечает С. Клитин, -вокальный род концертного творчества соединил четыре компонента - музыку, слово, пение и актерское искусство. Все элементы этого синтеза равным образом важны... Слабые вокальные данные нередко восполняются способностями к глубокому актерскому "проживанию" материала~5. ПЕСНЯ НА ЭСТРАДЕ - на современной эстраде ведущий и самый широко распространенный жанр; при том, что главным выразительным средством жанра является вокал, эстрадное пеlIие включает в себя и такие важные компоненты, как слово, актерское мастерство и пластику эстрадного артиста-вокалиста; таким образом, современная эстрадная песня создается комплексом выразительных средств; баланс использования составных 'taстей этого комплекса зависит от индивидуальности исполнителя, от характера музыкально-текстовой основы песни, от ее пOджанровой разновидности (лирическая песня, гражданственнo-патриотическая песня, баллада, шуточная песня, игровая песIШ); в эстрадном пении существуют поджанры - народное пение, романс, цыганское пение и др.; манера их исполнения отличается от чисто фольклорной или филармонической, как правило, ОIlИ звучат в эстрадных обработках с соответствующей аранжировкой; в отдельный поджанр выделилась авторская песня, где ведущее значение имеет текст, а не музыкальная основа, и которая, как правило, исполняется самими авторами. Отличительной особенностью современного эстрадного пеIIИЯ является так называемое «микрофонное пение~, которое требует от исполнителя особых, отличных от филармонического, приемов звукоизвлечения; сегодня наиболее распространенным 111Iляется сольное эстрадное пение, однако оно существует и в исполнении небольшими вокальными ансамблями; эстрадное пение включает в себя все без исключения музыкальные стили: Классику, ретро, джаз, рок и т. д.; некоторые виды эстрадной пес1111 могут исполняться В форме сюжетного (театрализованного),Эстрадного номера: «Песня - вокальная (вокально-инструментальная) миниатюра, - пишет А. Петров, - получившая широкое распространение в концертной практике. На эстраде нередкO решается как сценическая "игровая" миниатюра с помощью пластики, костюма, света, мизансцен ("театр песни"); большое значение приобретает личность, особенности таланта и мастер,'ЛЩ исполнителя, который в ряде случаев становится "соавтором" композитора~6. ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА - по существу, 'liilllP является разновидностью эстрадного пения, но обладает рядом особенностей: исполнители одновременно выступают и как певцы, и как музыканты-инструменталисты, и часто как авторы музыки и текста исполняемого репертуара; как правило, вокально-инструментальная группа придерживается какого-то определенного музыкального стиля и очень часто стремится создать собственный стиль, который является как бы визитной карточкой группы; в своих выступлениях вокально- инструментальные группы активно используют балет, пантомиму, звуковые, световые и пиротехнические эффекты; известны примеры (редкие), когда в этом жанре возникают театрализованные эстрадные номера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.192.141 (0.013 с.) |