![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4 Выявление природы комического в эстрадном номереСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Почему именно комическому в эстрадном номере посвяще11;1 целая глава? Конечно же, потому что на эстраде веселый, ироничный, сатирический номер встречается гораздо чаще, чем дра~1;lтический, грустный. Умение искать и выявлять комизм для режиссера эстрадного номе ра - важное профессиональное качество. Причины приоритета комического на эстраде Эстрада всегда была связана с праздником. А на празднике человек ищет развлечений. В этом смысле развлечение - средство спасения от монотонIЮСТИ труда. Причины поиска развлечений очень разнообразны 110 своей природе. Рабочий хочет оторваться от тяжелой физи'IССКОЙ работы, деревенский житель к этому может добавить желание раздвинутЬ однообразие жизненного пространства, ра(jотник музея или артист - от привычных культурных ценностсЙ. Общее здесь то, что развлечение - это отрыв от обыденности. Может быть, поэтому появившиеся в последнее время и расIIpocTpaHeHHbIe среди молодежи жаргонные выражения «тащить(:я~ И %оттянуться~ В основе своей содержат все тот же глагол %тащить~: имеется в виду вытащить себя из привычной борозды, то ссть - развлечься. Там, где развлечение, - всегда радость. Там, где радость, всегда смех. Поэтому, когда мы говорим, что эстраде присуща праздничность, то должны И продолжить - развлекательность, чувство радости и удовлетворения, смех. Это связано еще и с тем, что эстрада - искусство очень демократичное, народное. А как справедливо заметил Г. Козинцев: «Народная мудрость никогда не выражалась в искусстве благочестивыми проповедями, чинными поучениями. Она всегда возникала в шутке»'. Именно поэтому эстрадное искусство в очень большой мере - это искусство смешного. Конечно, бывают эстрадные номера и патетического, и философского, и патриотического содержания, но даже эти темы в эстрадном номере чаще всего (бывают и исключения) решаются через нахождение в номере природы юмора, природы смешного. «Смех, - писал Р. Юренев, - может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и просто сердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный. Можно еще и увеличить этот перечень: веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый CMex!~2
Режиссер эстрады должен уметь заставить зрителя смеяться. И это не ограничивает, не суживает рамки режиссерского творчества. Думается, в этом смысле искусство эстрады предъявляет более жесткие требования к режиссеру номера. Вообще, режиссеры, которые умеют ставить комедии, «делать смешно~, очень ценятся. Комическое возникает в результате специфического осмысления действительности. Клоун - это не приделанный нос, нелепый костюм, ужимки, ненатуральный грим и т. п., клоун - это прежде всего необычный инеординарный, необыденный взгляд на мир. I~ этом необычном взгляде есть несколько постоянных фактов: вы всегда замечаете в происходящем какое-либо несоответствует, во-вторых, вы что-то воспринимаете преувеличенно (слов11'1 сквозь увеличительное стекло), в третьих, - здесь всегда при- \,,'твует какое-то намеренное искажение действительности. I Та этом, кстати, основан знаменитый аттракцион «комната, "Н'ц», или «комната кривых зеркал~. Предмет изображения (вы "'111) вроде бы остается похожим, но, оттого что в зеркальном, 1 I 1'; 1 жении что-то преувеличивается или преуменьшается, что-то 11' 1,;lжается, что-то смещает те или иные части, - возникает смех. Если режиссер эстрадного номера не может быть таким зерI,III()M, которое искажает, смещает, преувеличивает, преуменьша, 1, ему на эстраде делать нечего. Комическая метафора в номере \Чаще всего артист заставляет публику смеяться, когда поI "I,IBaeT несоответствие желаемого и действительного, когда на- путает явление, причину и следствие. Именно здесь возIIIII,;IIOT специфические приемы эксцентрики, буффонады, гро1 "1\;1, пародии. Именно все эти приемы позволяют артисту и 1"1'llccepy «говорить~ в номере языком метафор. ,<Метафора~ - дословно в переводе с греческого означает 1I('РСllесение~. Человек как бы смотрит на окружающий мир 'I"IH':I себя и очеловечивает его, наделяя новыми, непривычны',111, Ilсожиданными свойствами. В эстрадном номере в качестве метафоры часто используется пе,"'lIесение свойств одного предмета или явления на другой. Но осществляется это не механически. Такое перенесение обязательно!\"",lется на основании какого-то общего для обоих предметов (яв""IIИЙ) признака.
Такое, неожиданно найденное режиссером сходство позволяет использовать предметы, с которыми работает артист, не по 1I,\III;tчению. Например, однажды известный советский клоун К. Мусин, выйIЩ на манеж, обнаружил, что он забыл пистолет, необходимый ему по ходу репризы. И он схватил первое, что попалось под руку, - плотIIИЦКИЙ угольник (измерительный плотницкий инструмент из двух планок, скрепленных под углом 90 градусов; по форме может напоминать пистолет) - и сыграл антре с ним, вместо натурального пистолета. У спех был такой, что клоун закрепил этот прием, и во всех последующих выступлениям в этой репризе выходил с угольником. В чем здесь секрет смешного? В том, что возникло явное несоответствие между видом предмета и способом его применения. Если же мы обратимся к жанру музыкальной эксцентрики, то увидим, что здесь прием использования предметов не по назначению используется очень часто. Музыкальные эксцентрики играют на пиле, на бокалах, наполненных водой, на дровах и т. П., то есть - используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов. Буффонада Буффонада основывается не на приеме перемещения свойств, а на приеме преувеличения. Вот пример: артист сидит на стуле и играет на гармошке. Звучит очень веселая, удалая музыка, а артист все время плачет и рыдает. Но, когда он, закончив играть и плакать, встает со стула для поклона, оказывается, что на сиденье лежала огромная и острая канцелярская кнопка, естественно, острием вверх. Использование этой огромных размеров канцелярской кнопки является буффонным преувеличением. На приеме преувеличения строится и карикатура. «Искусство карикатуриста в том и состоит, чтобы схватить эту, порой неуловимую особенность, и сделать ее видимой для всех увеличением ее размеров!>З. Для эстрады аналогия с карикатурой важна, так как и там, и там берется какая-то одна частность, одна деталь, которая преувеличивается и тем самым обращает на себя особое внимание. Гротеск Крайнюю, высшую степень преувеличения представляет собой гротеск. В гротеске преувеличение достигает таких размеров, что полностью выходит за рамки реальности. Однако гротеск не всегда и не обязательно смешон. ОН коi\IIl'ICH тогда, когда заслоняет духовное начало и обнажает недо, I;II'I(И. НО он делается страшен, когда это духовное начало в '1"I(()BeKe уничтожается. Поэтому так могут ужасать комические 11 I.,()ражения сумасшедших. Есть живописное полотно (предпо'1,II:tСМЫЙ автор Шевченко), где изображена кадриль в сумасшедIIH'M доме. Картина выразительна, полна смешных деталей, но It II,I'ЛОМ производит страшное впечатление. Вообще, так называемый «юмор сумасшедшего дома!> на эс'1 Щ(С существует, потому что формально в нем присутствует при111;11(нарушения логики поступков. Однако к такому %IOмору» 11 'I/lO относиться С большой осторожностью, ибо при внешних 111'II:тaKax смешного он может вызывать отталкивающие чувства. 1'/' жиссеру лучше этих тем избегать, так как в русской менталь111 Н'ТИ основное чувство, которое проявляется к убогому, - не lI,н'мешка, а сострадание. Пожалуй, есть только один способ, 11 >lла возможно использование такого юмора, - это когда драf",1ТУРГИЯ номера строится таким образом, что ненормален не '11111>1(0 больной, но и сам врач. Очень деликатно в этом смысле 1"'IIICHa, например, такого рода миниатюра «У невропатолога!> в IНllOлнении В. Винокура. Здесь однозначно читается не зубо, I.;I.III>CTBO над немощным, а веселое притворство двух артистов, 1III'OpbIe откровенно играют тупоголовых.
Прием преувеличения, намеренного несоответствия отдель111,1 х 'Iастей нередко используется в пародИИ. Пародист часто вы1"/ljleT какой-то штрих в поведении пародируемого: характерный '(III:tваемый жест, походку, голосовую интонацию, деталь костю1\1,1 I!ЛИ прически, присущие только ему обороты речи и т. д. Этот III,I/\сленный характерный штрих преувеличивается и автомати'I'ТI(И вступает в несоответствие с другими деталями поведения, 11I1'тюма, грима - всего комплекса выразительных средств. При этом надо помнить: осмеяние в пародиИ может вызвать Iн'уважительное отношение к пародисту, если он просто пере"р;щшвает, копирует манеру. И наоборот, когда в пародии про'IIIШIСТСЯ уважение к объекту пародии, - смех сразу же возвы111:11"[ смеющегося над осмеиваемым...
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 569; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.220 (0.012 с.) |