Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4 Выявление природы комического в эстрадном номереСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Почему именно комическому в эстрадном номере посвяще11;1 целая глава? Конечно же, потому что на эстраде веселый, ироничный, сатирический номер встречается гораздо чаще, чем дра~1;lтический, грустный. Умение искать и выявлять комизм для режиссера эстрадного номе ра - важное профессиональное качество. Причины приоритета комического на эстраде Эстрада всегда была связана с праздником. А на празднике человек ищет развлечений. В этом смысле развлечение - средство спасения от монотонIЮСТИ труда. Причины поиска развлечений очень разнообразны 110 своей природе. Рабочий хочет оторваться от тяжелой физи'IССКОЙ работы, деревенский житель к этому может добавить желание раздвинутЬ однообразие жизненного пространства, ра(jотник музея или артист - от привычных культурных ценностсЙ. Общее здесь то, что развлечение - это отрыв от обыденности. Может быть, поэтому появившиеся в последнее время и расIIpocTpaHeHHbIe среди молодежи жаргонные выражения «тащить(:я~ И %оттянуться~ В основе своей содержат все тот же глагол %тащить~: имеется в виду вытащить себя из привычной борозды, то ссть - развлечься. Там, где развлечение, - всегда радость. Там, где радость, всегда смех. Поэтому, когда мы говорим, что эстраде присуща праздничность, то должны И продолжить - развлекательность, чувство радости и удовлетворения, смех. Это связано еще и с тем, что эстрада - искусство очень демократичное, народное. А как справедливо заметил Г. Козинцев: «Народная мудрость никогда не выражалась в искусстве благочестивыми проповедями, чинными поучениями. Она всегда возникала в шутке»'. Именно поэтому эстрадное искусство в очень большой мере - это искусство смешного. Конечно, бывают эстрадные номера и патетического, и философского, и патриотического содержания, но даже эти темы в эстрадном номере чаще всего (бывают и исключения) решаются через нахождение в номере природы юмора, природы смешного. «Смех, - писал Р. Юренев, - может быть радостный и грустный, добрый и гневный, умный и глупый, гордый и задушевный, снисходительный и заискивающий, презрительный и испуганный, оскорбительный и ободряющий, наглый и робкий, дружественный и враждебный, иронический и просто сердечный, саркастический и наивный, ласковый и грубый, многозначительный и беспричинный, торжествующий и оправдательный, бесстыдный и смущенный. Можно еще и увеличить этот перечень: веселый, печальный, нервный, истерический, издевательский, физиологический, животный. Может быть даже унылый CMex!~2 Режиссер эстрады должен уметь заставить зрителя смеяться. И это не ограничивает, не суживает рамки режиссерского творчества. Думается, в этом смысле искусство эстрады предъявляет более жесткие требования к режиссеру номера. Вообще, режиссеры, которые умеют ставить комедии, «делать смешно~, очень ценятся. Комическое возникает в результате специфического осмысления действительности. Клоун - это не приделанный нос, нелепый костюм, ужимки, ненатуральный грим и т. п., клоун - это прежде всего необычный инеординарный, необыденный взгляд на мир. I~ этом необычном взгляде есть несколько постоянных фактов: вы всегда замечаете в происходящем какое-либо несоответствует, во-вторых, вы что-то воспринимаете преувеличенно (слов11'1 сквозь увеличительное стекло), в третьих, - здесь всегда при- \,,'твует какое-то намеренное искажение действительности. I Та этом, кстати, основан знаменитый аттракцион «комната, "Н'ц», или «комната кривых зеркал~. Предмет изображения (вы "'111) вроде бы остается похожим, но, оттого что в зеркальном, 1 I 1'; 1 жении что-то преувеличивается или преуменьшается, что-то 11' 1,;lжается, что-то смещает те или иные части, - возникает смех. Если режиссер эстрадного номера не может быть таким зерI,III()M, которое искажает, смещает, преувеличивает, преуменьша, 1, ему на эстраде делать нечего. Комическая метафора в номере \Чаще всего артист заставляет публику смеяться, когда поI "I,IBaeT несоответствие желаемого и действительного, когда на- путает явление, причину и следствие. Именно здесь возIIIII,;IIOT специфические приемы эксцентрики, буффонады, гро1 "1\;1, пародии. Именно все эти приемы позволяют артисту и 1"1'llccepy «говорить~ в номере языком метафор. ,<Метафора~ - дословно в переводе с греческого означает 1I('РСllесение~. Человек как бы смотрит на окружающий мир 'I"IH':I себя и очеловечивает его, наделяя новыми, непривычны',111, Ilсожиданными свойствами. В эстрадном номере в качестве метафоры часто используется пе,"'lIесение свойств одного предмета или явления на другой. Но осществляется это не механически. Такое перенесение обязательно!\"",lется на основании какого-то общего для обоих предметов (яв""IIИЙ) признака. Такое, неожиданно найденное режиссером сходство позволяет использовать предметы, с которыми работает артист, не по 1I,\III;tчению. Например, однажды известный советский клоун К. Мусин, выйIЩ на манеж, обнаружил, что он забыл пистолет, необходимый ему по ходу репризы. И он схватил первое, что попалось под руку, - плотIIИЦКИЙ угольник (измерительный плотницкий инструмент из двух планок, скрепленных под углом 90 градусов; по форме может напоминать пистолет) - и сыграл антре с ним, вместо натурального пистолета. У спех был такой, что клоун закрепил этот прием, и во всех последующих выступлениям в этой репризе выходил с угольником. В чем здесь секрет смешного? В том, что возникло явное несоответствие между видом предмета и способом его применения. Если же мы обратимся к жанру музыкальной эксцентрики, то увидим, что здесь прием использования предметов не по назначению используется очень часто. Музыкальные эксцентрики играют на пиле, на бокалах, наполненных водой, на дровах и т. П., то есть - используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов. Буффонада Буффонада основывается не на приеме перемещения свойств, а на приеме преувеличения. Вот пример: артист сидит на стуле и играет на гармошке. Звучит очень веселая, удалая музыка, а артист все время плачет и рыдает. Но, когда он, закончив играть и плакать, встает со стула для поклона, оказывается, что на сиденье лежала огромная и острая канцелярская кнопка, естественно, острием вверх. Использование этой огромных размеров канцелярской кнопки является буффонным преувеличением. На приеме преувеличения строится и карикатура. «Искусство карикатуриста в том и состоит, чтобы схватить эту, порой неуловимую особенность, и сделать ее видимой для всех увеличением ее размеров!>З. Для эстрады аналогия с карикатурой важна, так как и там, и там берется какая-то одна частность, одна деталь, которая преувеличивается и тем самым обращает на себя особое внимание. Гротеск Крайнюю, высшую степень преувеличения представляет собой гротеск. В гротеске преувеличение достигает таких размеров, что полностью выходит за рамки реальности. Однако гротеск не всегда и не обязательно смешон. ОН коi\IIl'ICH тогда, когда заслоняет духовное начало и обнажает недо, I;II'I(И. НО он делается страшен, когда это духовное начало в '1"I(()BeKe уничтожается. Поэтому так могут ужасать комические 11 I.,()ражения сумасшедших. Есть живописное полотно (предпо'1,II:tСМЫЙ автор Шевченко), где изображена кадриль в сумасшедIIH'M доме. Картина выразительна, полна смешных деталей, но It II,I'ЛОМ производит страшное впечатление. Вообще, так называемый «юмор сумасшедшего дома!> на эс'1 Щ(С существует, потому что формально в нем присутствует при111;11(нарушения логики поступков. Однако к такому %IOмору» 11 'I/lO относиться С большой осторожностью, ибо при внешних 111'II:тaKax смешного он может вызывать отталкивающие чувства. 1'/' жиссеру лучше этих тем избегать, так как в русской менталь111 Н'ТИ основное чувство, которое проявляется к убогому, - не lI,н'мешка, а сострадание. Пожалуй, есть только один способ, 11 >lла возможно использование такого юмора, - это когда драf",1ТУРГИЯ номера строится таким образом, что ненормален не '11111>1(0 больной, но и сам врач. Очень деликатно в этом смысле 1"'IIICHa, например, такого рода миниатюра «У невропатолога!> в IНllOлнении В. Винокура. Здесь однозначно читается не зубо, I.;I.III>CTBO над немощным, а веселое притворство двух артистов, 1III'OpbIe откровенно играют тупоголовых. Прием преувеличения, намеренного несоответствия отдель111,1 х 'Iастей нередко используется в пародИИ. Пародист часто вы1"/ljleT какой-то штрих в поведении пародируемого: характерный '(III:tваемый жест, походку, голосовую интонацию, деталь костю1\1,1 I!ЛИ прически, присущие только ему обороты речи и т. д. Этот III,I/\сленный характерный штрих преувеличивается и автомати'I'ТI(И вступает в несоответствие с другими деталями поведения, 11I1'тюма, грима - всего комплекса выразительных средств. При этом надо помнить: осмеяние в пародиИ может вызвать Iн'уважительное отношение к пародисту, если он просто пере"р;щшвает, копирует манеру. И наоборот, когда в пародии про'IIIШIСТСЯ уважение к объекту пародии, - смех сразу же возвы111:11"[ смеющегося над осмеиваемым...
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 557; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.100 (0.009 с.) |