Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Музыкальный фельетон-мозаикаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Одной из форм музыкального фельетона является фельетон мозаика. Здесь значение музыки гораздо большее, чем в «классическом» музыкальном фельетоне, где музыка по большей час ти используется фрагментарно. По существу, такой тип эстрадного фельетона — музыкальная мозаика, попурри из известных мелодий. Иногда они поются на оригинальный текст. В этом случае автор должен проявить большую изобретательность и так подогнать друг к другу музыкально-текстовые цитаты, чтобы они были связаны логически (впрямую или контрастно) и «работали» на раскрытие темы фельетона-мозаики. В других случаях на темы известных мелодий пишется новый текст, но он должен быть похожим на оригинал, чтобы зритель мог сравнивать подлинник и исполняемый текст. От этого сравнения часто возникает сильный сатирический эффект. Чаще всего в музыкальном фельетоне-мозаике музыка звучит постоянно, от начала и до конца номера. Иногда в построении музыкального фельетона применяется такой драматургический прием, как использование музыкального инструмента, с помощью которого такой фельетон исполняется. Чаще всего это происходит, когда артист не пользуется услугами концертмейстера или фонограммы, а сам играет музыкальные фрагменты фельетона. В таких фельетонах музыкальный инструмент становится как бы героем произведения, с помощью которого фельетонист ведет рассказ о том или ином событии, эпохе и т. д. Такой прием органично оправдывает использование музыки в фельетоне, он всегда тепло встречается публикой. Кроме того, публика всегда оценит умение исполнителя не только профессионально разговаривать с эстрады, но и профессиональное владение музыкальным инструментом. Так, например, тема одного из музыкальных фельетонов I*. 'Горикова о Великой Отечественной войне раскрывается через Гитару, которая прошла с бойцом всю войну. Героем знаменитого фельетона А. Менакера «Слово имеет товарищ „Беккер"» был рояль, его история, история его владельцев в эпоху революционных перемен... «Фельетон Флита начинался так: Был городок в тени каштанов, Была усадьба-особняк, Где шпоры пылких капитанов Вгоняли девушек в столбняк... В усадьбе той, в углу гостиной, Стоял задумчивый рояль. Работа с Соловьевым (В. Н. Соловьев — мастер А. Менакера в театральном институте, который был режиссером описываемого музыкального фельетона. — И. Б.) была настоящей эстрадной школой. По ходу дела я постигал необходимость быть экономным и в актерских средствах, и в бутафории. Видел, что предмет на эстраде может и должен быть многоликим. Помимо рояля в номере „действовали" только стул да подсвечник со свечой, который я выносил при выходе и ставил на рояль. Этого было вполне достаточно. Так, например, когда раздавался выстрел, которым убивали полковника Гелиотропова, то я не падал — на эстраде это невозможно, — я только как бы невольным взмахом руки гасил свечу, а конвульсивным движением ноги ронял стул. Этим достигалось нужное впечатление. Таких по-эстрадному решенных мизансцен в моем номере было немало... В заключительной части говорилось о победившей революции: Товарищ Беккер, — и это было, — Уходили люди в горы, во тьму. Твоя спина от ударов ныла, Но звучали струны в пороховом дыму. Мы взяли врагов своих крепко за «чубрики». Ты новые руки в работу вдень. Ведь ты заслуженной вещью республики Входишь в сегодняшний день. Тут я садился к роялю и играл начало Первого фортепианного концерта Чайковского. Потом вставал, легко, одним движением разворачивал рояль клавиатурой к публике (специально заранее так ставил ролики на его ножках) и завершал фельетон: Рояль досказал последнюю строчку. Крышка захлопнулась (опуская крышку). Рассказ окончен. Конечно, на сегодняшний взгляд, в фельетоне была наивность, даже, можно сказать, примитивность. Но не надо забывать, что он был создан в 1932 году, а тогда это было свежо и по содержанию и по форме»5.
Инсценированный фельетон Теперь обратимся к инсценированному игровому эстрадному фельетону. Публицистический фельетон, пожалуй, принадлежит к тому единственному эстрадному жанру, в котором к игровой (сюжетной) театрализации прибегают очень редко. Причина того кроется в самой специфике жанра, который требует, чтобы на эстраду выходил человек (не персонаж и не эстрадная маска), который от собственного лица разговаривает с людьми, сидящими в зале. Разыгрывание фельетона может заслонить личностную позицию артиста и тем самым снизить, нивелировать публицистическую остроту фельетона. Однако из этого правила есть исключения, и в истории эстрады существуют удачные примеры инсценирования публицистического фельетона. Значит, дело здесь в том, сможет ли режиссер найти удачный и яркий прием, ход, решение, которое сделает театрализацию публицистического фельетона не только органичной, оправданной, но и усилит его художественную выразительность. К классическим примерам такого рода можно отнести публицистические фельетоны известного в свое время конферансье В. Гущинского. Его фельетоны называли даже фельетонами-аттракционами из-за обилия реквизита и наличия трюков. Во-первых, он выступал в образе рабочего, рубахи-парня, то есть прибегал к созданию характера. Во-вторых, он использовал в своих фельетонах театральный костюм и реквизит, строил свои фельетоны на сюжетно-драматургической основе. К числу таких фельетонов принадлежит знаменитый фельетон, написанный самим В. Гущинским, — «Трактор». «В номере „Трактор" артист мастерски обыгрывал в сатирическом тексте все детали конструкции. А конструкция была сложной: большие задние колеса представляли портреты в золоченых овальных рамах, переднее маленькое сделано из сита. Ручкой мотора служила мясорубка, радиатор изображало цинковое корыто, а под ним, как поршни мотора, ходили взад-вперед четыре шапокляка. Вместо фар — керосинки, вместо руля Гущинский держал в руках круг колбасы. Такая невероятная по подбору вещей конструкция помогала изобретательному артисту в „Тракторе" осмеять реакционность обывателя, который с опаской принимал любое новшество технического прогресса, нарушающее для него привычный ветхий уют. Эксцентрическая форма подачи номера оправдывалась самыми реальными обоснованиями, связанными с повседневной жизнью. Также были всегда обоснованы все цирковые трюки артиста, к которым он прибегал во время спектакля, будь то воздушные полеты, танец, невероятно смешное сражение с рухнувшей на него дачей, светящиеся глаза, уши, сердце, клоунские потоки слез из глаз калеки, добивающегося от зрителей сочувствия к своей участи»6. Можно привести и более современный пример — театрализованный музыкальный фельетон С. Давыдовой «Урок пения» (автор А. Мерлин, режиссер И. Штокбант); с этим фельетоном она стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Артистка выходила на эстраду в образе учительницы пения. Роль учеников исполнял как бы зрительный зал. То есть возникал один из самых важных приемов театрализации — предлагаемые обстоятельства. Учительница садилась за рояль, начинала урок пения, и в этом уроке присутствовало сюжетное построение. При этом она все время сбивалась с собственно урока пения на разговор о личных проблемах, о житейских неурядицах, о современной школе, о системе образования, о молодом поколении... И в этом было удивительное сочетание лиричности и публицистичности, выраженное классическими средствами театрализованного публицистического музыкального фельетона.
Основные положения для конспектирования: - эстрадный фельетон как литературный жанр сохраняет черты и приемы фельетона газетного, но создается автором специально для исполнения с эстрады; - ведущим отличительным признаком эстрадного фельетона яв ляется публицистичность; в этом состоит разница между эстрад ным фельетоном и эстрадным монологом в образе (в маске); - эстрадному фельетону всегда придается форма высказывания личной позиции исполнителя по поводу того или иного яв ления; - существуют следующие формы эстрадного фельетона: публицистический, вступительный, музыкальный, музыкальный фельетон-мозаика, инсценированный; - важным отличительным признаком эстрадного фельетона является придание ему формы разговорной речи; к частному приему построения эстрадного фельетона относится облечение его в форму рассказа о конкретном бытовом случае; - эстрадный фельетон допускает использование в нем нескольких тем, что выражается в приеме переклички тем; - музыкальный фельетон, несмотря на значительную роль музыки, относится к речевым жанрам, так как слово в нем первостепенно по отношению к музыкальному материалу; - роль музыки в фельетоне-мозаике гораздо существеннее, так как в нем ведущим приемом является контрастное сопоставление музыкальных тем, что усиливает значение музыкальной драматургии номера; - музыкальный фельетон всегда выигрывает, если музыкальные фрагменты исполняет артист, а не концертмейстер (или фонограмма); - инсценированный фельетон, как правило, содержит сюжетное начало, что позволяет исполнителю выступать в определенном образе (маске).
ГЛАВА 8
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 800; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.30 (0.01 с.) |