Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Нllри добром смехе маленькие недостатки тех, кого мы любим, I cколько оттеняют положительные и привлекательные стороны их. 1, IIи эти недостатки есть, мы их охотно прощаем. При злом смехеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
недостатки, иногда даже мнимые, преувеличиваются, раздуваются и тем дают пищу злым, недобрым чувствам и недоброжелатель ству. Такой смех не вызывает сочувствия»4. В связи С тем, что очень часто персонаж как бы окарикатуривается, в буффонаде большое значение приобретают внешние средства выразительности: неоправданно большой нос или уши, огромный парик, длиннющие (на ходулях) ноги и т. д. Вместе с тем, в использовании приемов буффонады артиста всегда подстерегает опасность кривляния, наигрыша. Вообще грань между буффонностью и наигрышем очень тонка. Спасение здесь только в одном: буффонная внешность должна отвечать внутреннему содержанию, должна быть оправдана. По сути, режиссер должен найти логическое обоснование тех или иных алогичных поступков или ситуаций. Пусть не покажется парадоксальным, но лучшая буффонада всегда подсказана жизнью. И автор, и режиссер, заметив какое-то жизненное явление, в своем произведении выражают собственный взгляд на него, но основа-то - жизненная! Очень точно по этому поводу заметил Михаил Жванецкий: ~Я не пишу юмор - я пишу жизны>5. Подмена логики алогизмом Еще одним инструментом смешного является сопоставление логики и алогизма. В жизни алогизм, наверное, самый встречающийся вид комизма. Неумение (или нежелание) связывать следствия и причины очень распространено. И наблюдательность режиссера здесь главный инструмент работы над комическим номером. Уметь заметить алогизм, быть настроенным на его поиск - вот одно из важнейших профессиональных качеств режиссера эстрады. Нарушение логики чаще всего проявляется в следующем (по классификации польского эстетика Б. Дземидока6): - Исполнение работы, явно бесцельной или ненужноЙ. Пьяный герой Чарли Чаплина в фильме «Час до полуночи» не в состоянии найти ключ от дверей. Тогда он с большим трудом влезает в окно. Затем, обнаружив ключ у себя в кармане, он с не мень- 111111'.1 трудом возвращается на улицу и входит в дом через дверь. 1: ',IСI<такле клоун-мим театра «Лицедеи» «Доктор Пирогофф» 1!1.II\IlЫЙ герой (Л. Лейкин) постоянно записывал в маленькую 1IIIIжечку свои впечатления, описывал события и поступки дру111\ 11ерсонажей: явная бесцельность этой «работы» стала выраl' '11 нем алогичного поведения персонажа. - Выбор неподходящего средства для достижения цели, Тот 1" l[аплин в «Бродяге!> поливает деревья из детской леечки, а в il:шке ростовщика» вскрывает будильник, как консервную банку. 1",рис Вяткин выходил на арену со своей маленькой собачкой 1\1:llIюней, ведя ее на коротком и толстом корабельном канате, что, I I:i:iy вызывало радостный смех у зрителей. Толстый канат - со(l"рlпенно непригодное средство для вождения маленькой собач1 11, Контраст средства и цели вызывает смех. - Усложнение явно простой задачи. Клоун, вместо того, что1 11.1 1 LOдодвинуть стул К роялю, с большим трудом пододвигает ро1111. К стулу (Грок). - Неловкость, беспомощность или отсутствие элементарных, IlOсобностей, необходимых для выполнения действия. В фильме I'раф» герой Чарли Чаплина, придя в гости, набрасывается на <llрОМНЫЙ кусок арбуза без вилки и ножа. Через некоторое врег\!" есть арбуз становится неудобно, потому что лицо все глубже i'\оДИТ в мякоть, а острые концы корки лезут в уши. Тогда он обIIH:II,rвaeT голову салфеткой, словно у него болят уши, вместо того, '1lобы разрезать кусок на части. Л. Лейкин в клоунаде ~:llилиII'!'> очень неумело пытался что-нибудь распилить пилой-ножовноЙ, практически на этом приеме строился номер; а за счет 0'1', ун:твия элементарных способностей сделать то, чего хотел клоYII, возникал комический эффект. - Недоразумение. Создание серии недоразумений - один из IlpllCMOB режиссера в постановке комического номера. Недора'умсния могут возникать, оттого что кто-то ослышался, оговорll.l!СЯ, был не в курсе событий или мотивов поведения; кто-то, 'ШIaтельно был введен в заблуждение, кто-то СЛИШI~ОМ высоко,,) мнения о себе, кто-то принимал на свой счет лесть и компли~H'llТЫ, предназначенные для другого и т. д. И т. п. Все эти коми'Н'ские недоразумения возникают по двум причинам: либо как IН':lультат неожиданного стечения обстоятельств, либо как итог "тступления от традиционных представлений. В обоих случаях это - отклонение от нормы, алогизм. На приеме недоразумения построена, например, миниатюра М. Жванецкого «А вас?» (<<Доцент тупой»). - Ошибка в умозаключениях и неверные ассоциации. Примером могут служить рассуждения судьи и почтмейстера из «Ревизора», которые пытаются объяснить факт приезда чиновника из Петербурга подготовкой войны с Турцией. На этом приеме построен знаменитый монолог М. Жванецкого «В Греческом зале». - Логическая неразбериха и хаотичность высказываний. Это отсутствие логической связи между предложениями и частями предложений, неожиданные вставки и повторы темы, странности в конструкции фразы, неверное употребление слов. Пример миниатюра М. Жванецкого «Собрание на ликеро-водочном заводе». - Абсурдистский диалог. Он характеризуется отсутствием связи между репликами собеседников. В качестве примера можно привести рассказ А. Чехова «Злоумышленник», где две различные «логики» представляют крестьянин Денис Григорьев и следователь. Более «эстрадный» пример - миниатюра М. Жванецкого «Дурочка». - Нелепые, на первый взгляд, высказывания. Сюда, во-первых, относятся многие категории анекдотов. Из таких нелепостей возникает парадокс, - то есть мысль, на первый взгляд, абсурдная, но, как потом выясняется, в известной мере справедливая. По этому принципу строятся многие эстрадные репризы. Дамби из «Веера леди Уиндермайер» говорит: «В нашей жизни возможны только две трагедии. Одна - это когда не получаешь то, что хочешь, другая - когда получаешь. Вторая хуже, это поистине трагедия!». Реалистичность и фантасмагория Нужно обратить внимание еще на один прием достижения смехового эффекта. Вернее, это даже больше, чем прием. Это скорее метод, так как он по силе своей гораздо масштабнее. Речь идет о том, что реалистическая подробность и точность деталей, их натурализм противопоставляются полной нелепости предлагаемых обстоятельств и происходящих событий. Ilрием противопоставления реалистической подробности и нелеI '. Н ги предлагаемых обстоятельств, как никакой другой, позволяI нелать смех глубоким и философичным. Смех становится худо.н." твенно-образным явлением, он перестает быть только психо'1',1Iиологической реакцией человека. Гоголевский смех - очень часто именно такого рода. «Нос ваш совершенно таков, как был». - При этом квартальный полез в карман и вытащил оттуда завернутый в бумажку нос. - «Так, он!» - закричал Ковалев: «точно он! Откушайте сеI'ОДНЯ со мной чашечку чаю»7. R этом примере из повести Н. Гоголя «Нос» нелогичность, 11<,J\l1зненность, неправдоподобность самой ситуации соседству" '1 (' полной реальностью всех деталей. Становится не просто, Г'I"IIШО - возникает фантасмагория. Комическая маска II.I)ЮЮЙ частью работы режиссера над комическим номером явля" l' \1 поиск комического характера персонажа и его облика, что в «""ОМ на эстраде называют маской. в создании комической маски тоже используется прием пре\'I\('/Iичения. Причем преувеличивается какая-то одна, наиболее, \'щ(~ственная для создания образа деталь или качество характе1',1 Можно сказать, что актер эстрады при создании комическо1" характера впрямую должен играть «зерно роли». I Iримером могут служить гоголевские комические персонаl' 11. Манилов - воплощение инфантильной мечтательности, Соj',II,('ВИЧ - грубости, Плюшкин - скупости. В этой связи часто прибегают к приему, когда человеку при'I,IIII'I'СЯ черты животного. Сопоставление человека с животным '! 1I;I:тании, В фамилии, в манере поведения - чаще всего вызы11,\('1' смех. Но только при известных условиях. Есть животные, II;IJI,УЖНОСТЬ которых напоминает о некоторых отрицательных I<a'11"Tl!aX людей, - свинья, ворона, медведь и т. п. Но уподобле11111' животным, которым не приписываются отрицательные качества, - орлу, соколу, соловью - смеха не Вызывает. Следовательно, прибегая к такому приему, режиссер должен помнить, что сопоставление с животным комично только тогда, когда оно должно вскрыть какие-то недостатки, негативные черты характера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.91.173 (0.007 с.) |