Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конферансье как режиссер концерта

Поиск

обычно конферансье ведет концерт в русле заранее установ­'11 'III\ОЙ режиссером (или редактором) последовательности номе­1" '1\. Но довольно часто случаются разные нестыковки, иногда 'I,I,!(C артисты опаздывают. И здесь конферансье выступает как, 11< Iсобразный дежурный режиссер программы, который должен 1I"())lшданную перестановку номеров сделать незаметной для 'l'llтеля, провести это так, чтобы сохранить целостное впечатле-

1111(' от концерта'.

Конферансье должен вести свое выступление в контексте об-

111.,j'(цели концерта, а цели эти изменчивы. Наиболее ясно это 1IIIJllIO на примере так называемых тематических, юбилейных кон­III'pTOB. Юбилей артиста, организации - одно, юбилейная дата в II'ТОРИИ страны - другое; тематический концерт по случаю Дня 1"I()отника сельского хозяйства и тематический концерт, посвя­III,"IIНЫЙ ДНЮ снятия блокады Ленинграда в Великой Отечествен­IlIlii войне, - очень различны. Нельзя столь разные концерты ве­, 111 В одинаковой манере: разная мера юмора, подбор реприз, тон.

Конферансье обязан реагировать на всякие неожиданности 11 казусы, происходящие во время концерта. ОН должен обыграть, нучайное падение микрофона, не вовремя закрытый или откры­11,lii занавес, оговорку артиста и так далее. Артисты-конферан­, 1." буквально расцветают, когда случается что-нибудь подобное.

)I'OT сиюминутный отклик на казусную ситуацию позволяет в 11. I.IIIIOЙ мере проявиться таланту импровизатора. И зритель очень 1111 I()ит и ценит такие моменты.

«Провокация» зала

Опытные конферансье довольно часто прибегают даже к IIриему провокации, чтобы создать неординарную ситуацию и I,ЛССНУТЬ «неожиданной~ репризой. Конечно, речь в этом случае IIj\CT не о подлинной импровизации, а об импровизации сделан­II()Й, подготовленной; это своего рода домашняя заготовка. Од­11;11(0, если эта заготовка сделана умело, если в ней присутствует /I,I'Йствительный элемент провокации зрительного зала, то неважно, что ответ конферансье на реакцию публики, созданную им са­мим, своей же провокацией, - заранее заготовлен. Важно другое:

Заготовленный ответ должен производить впечатление импрови­зации.

Режиссер может помочь конферансье подготовить такую провока­цию и через нее перестроить настроение зрительного зала для вос­ приятия контрастного номера.

На УН Всесоюзном конкурсе артистов эстрады победителем в жанре конферанса стал Е. Альпер, тогда студент кафедры эстрады ЛГИТМик. На втором туре конкурса, по традиции, каждому прошед­шему в этот этап соревнования конферансье дается блок из пяти­шести номеров, который он должен провести, про конферировать. Последовательность номеров жестко установлена, перестановка но­меров недопустима. И рядом оказались два совершенно контрастных номера: вслед за выступлением певицы шел номер острого полити­ческого содержания. Перед молодым конферансье встала задача со­чинить не только интересную <\подводку» К этому номеру, но самое главное - перенастроить восприятие зрителя с одного жанра на дру­гой, с одной темы на другую. И ночью перед вторым туром была под­готовлена реприза, которая как раз строилась на приеме провокации.

Надо заметить, что политсатира как жанр к середине 80-х го­дов прошлого столетия себя изжила. От политсатирических разоб­лачений оставалось лишь ощущение невыносимой фальши.

Вместе с тем, инерция политического мышления еще существо­вала, еще появлялись в газетах разоблачительные скандалы «из жиз­ни Запада». На этом противоречии и была построена провокация.

Как раз в это время сын премьер-министра Великобритании М. Тетчер был уличен в каких-то неблаговидных финансовых ма­хинациях. Тема была на слуху.

Конферансье подошел к микрофону и коротко выразил сожа­ление по поводу того, что жанр политсатиры исчезает. «А между тем, - обратил он внимание публики, - посмотрите, что происхо­дит в Англии...» И дальше шло четверостишие:

Маргарет Тетчер в кругах высшей знати Железною леди слывет, но, кстати, Знают все нации, знают народы,

В этой семейке - не без урода.

Банальность, пошлость, <\нафталинность» этого стишка была очевидна. у нормального зрителя она не могла вызвать ничего, кроме чувства стыда за молодого артиста.

 

и вот молодой конферансье произносит этот стишок. В зале повисает угнетающая тишина, зрителя в буквальном смысле берет оторопь: как мог молодой современный человек, который так хо­роню выступил на первом туре, проявивший там и высокий вкус, и чувство юмора, и способность к импровизации, - как он мог опу­ститься до такого! Справедливости ради надо отметить, что в зале раздался один смешок, который повис в воздухе...

Конферансье держит паузу. Тишина становится гнетущей.

И тогда он говорит: <\Конечно, сегодня другие времена, и полити­ческая сатира на эстраде должна быть другой. И если мы касаемся серьезных тем, то выражать их должны языком достойным. Так, как это делает артист...» (и далее он объявлял номер).

Раздались аплодисменты. Никто в зале не догадался, что его обманули этим «сатирическим» стишком. Но зритель оценил, как конферансье подчеркнул важность темы следующего номера, как перенастроил зал от ощущения развлекательности предыдущего номера к серьезности темы следующего.

Когда Е. Альпер вел заключительный концерт конкурса, мно­гие артисты подходили к нему (а это были иИ. Отиева, и Е. Шиф­рин) и просили объявить их также хорошо, как он сделал это на втором туре...

В этой репризе конферансье провокация зрительного зала!lомогла артисту создать ощущение импровизационности.

Режиссер должен понимать, что использование приема провока­I\ИИ всегда связано с большим риском. Надо так рассчитать прово­l(;lЦИЮ, чтобы реакция зала могла быть единственно возможной и ож идаемой.

Этот при мер позволяет нам коснуться еще одной важной I'('МЫ искусства конферанса. Речь пойдет о сочетании подготов­III'IШЫХ заранее текстов, реприз, провокаций и собственно имп­I)()визации. Здесь роль режиссера весьма существенна.

Заготовка и импровизация

В конферансе очень важно соблюдение меры в соотношении 11 редварительной заготовки и импровизации. «Природное остро­умие, обаяние, находчивость - качества, необходимые для насто­',111 (его конферансье. К сожалению, они часто подменяются 1,1

траде заученными остротами, пошловатыми анекдотами, не свя­занными с программой интермедиями, текстами, лишенными и тени живой импровизации» 7.

Конечно, всякий конферансье имеет обширные ~домашние заготовки». И импровизация состоит еще и в том, что из своего обширного «багажа» он произнесет в тот или иной момент свое­го выступления. В строгом смысле, может показаться, что это не импровизация как таковая. Можно назвать это умением вовре­мя и к месту использовать заготовку, отталкиваясь от обстоя­тельств идущего концерта.

Нужно не только оценить неожиданное происшествие, вопрос из зала, непредвиденную реакцию публики, - но и мгновенно найти в собственном арсенале заготовок ту единственно в данный момент необходимую реплику, афористичную фразу, репризу. Для этого нужна хорошая внутренняя реакция, никакая пауза для поиска в воспоминаниях необходимой репризы недопустима.

Для этого нужны специфические способности, отличная па­мять, но в большей степени - опыт. Никакая домашняя заготов­ка не спасет растерявшегося артиста. «Структура конферанса, ­пишет Н. Мороз, - складывается всегда индивидуально. Рас­смотрим лишь один вариант. Есть целый ряд так называемых "внутренних" тем, которые возникают по ходу концерта. Вот некоторые из них: удобство или неудобство места и времени концерта, погода, умение людей смеяться, умение людей апло­дировать, внешний вид актера, отношение человека к песне, к танцу, разговор о вежливости, разговор об эстраде. Кроме того, что любая тема интересна зрителю, она дает возможность про­явить свои актерские I<ачества, продемонстрировать умение им­провизировать, что является вершиной актерского мастерства. Любая такая тема органически вплетается в ведение концерта1>8.

Безусловно, предварительная подготовка материала выступ­ления является мощным подспорьем. Здесь можно сослаться на мнение Цицерона, который говорил, что, хотя часто и полезно говорить без приготовления, важнее другое - как можно боль­ше писать. Это вырабатывает способность даже без подготовки говорить как по писаному9. Великий оратор древности обращал эти слова к ученикам, занимавшимся риторикой. Думается, их в полной мере можно отнести и к современному конферансу.

в только что приведенном высказывании хотелось бы выделить следующее:

Подготовительная работа конферансье не только позволяет в нуж­ный момент использовать заготовку, но и помогает выработать н авык импровизационного выступления.

Даже исполнение заранее заготовленной репризы требует импровизации, так как необходимо подвести к ней публику и IIЫЙТИ затем в дальнейшее ведение концерта. А заготовить такое

/(ома невозможно.

Вступительный фельетон

Установление контакта со зрителями конферансье начинает со всту­пительного слова. В искусстве эстрадЫ эта часть концерта опре­деляется как вступительный фельетон (иногда - вступительный м онолог, что не так точно).

~OгpOMHoe значение я придаю вступлению, - писал конфе­рансье О. милявский. - Здесь есть возможность поднять акту­:I.l[ьные темы, сегоДНЯ, сейчас волнующие зрителей.

Во вступлении четко проявится позиция актера, она долж­lIа быть взволнованной и активной. Я отдаю предпочтение тем артистам, которые ведут концерт атакующе, влияют на него, а не находятся "при концерте", когда концерт идет сам по себе, а кон­ферансье сам по себе»10.

Вступление - очень важный и ответственный момент. При­,[см не только для конферансье, но и для остальных участников Ilредставления. ОТ того, насколько точно конферансье определит, «акая публика собрал ась в зале, ее настроение, от того, насколь­1<0 он сразу же установит контакт, - зависит успех выступления [IC только самого конферансье, но успех всех остальных номеров.

 

Вообще в установлении контакта со зрителями в начале кон церта нельзя забывать о таком элементе общения, как ком пли мент. В обиходе мы привыкли, что комплимент - это похваль· ные слова даме. Но в психологии общения комплимент это со­знательное преувеличение тех или иных достоинств человека. Н этом смысле комплимент - могучее средство налаживания доб рожелательного контакта. Ведь давно известно, что люди не любят, когда их поучают, указывают им на их ошибки, когда им говорят правду. Больше всего люди любят, когда им говорят приятные вещи, то есть комплименты.

Поэтому во вступительном фельетоне никогда не лишним будет похвалить зрителей (надо только, чтобы похвала была коп кретной - красивая прическа, элегантная одежда, приятная улыбка и т. д.). Нужно учитывать, что наиболее эффективный, с точки зрения установления доверительного контакта, и наибо­лее эффектный - комплимент на фоне антикомплимента само· му себе: всегда приятно, когда тебя не только похвалили, но еЩI' и поставили тебя выше собеседника. Такое ироничное сравнени<' себя и зрителя в его пользу сразу вносит атмосферу непосред­ственности. Этим приемом весьма успешно пользуется, к приме­ру, современный петербургский конферансье, артист театра «Буфф!> М. Смирнов, на нем он построил вступительный фельетон во время ведения заключительного тура Открытого Российского конкурса артистов эстрады «Антре-96», где стал победителем н жанре конферанса. Люди вообще очень ценят в собеседнике са· моиронию. И конферансье должен учитывать эти элементы пси­хологии общения.

Во вступительном фельетоне обыгрывается и обосновывается тема концерта (если она есть). Чаще всего это к месту не во время сбор­ного концерта, а когда конферансье ведет театрализованный кон­церт, обозрение, ревю. Эстрадное искусство лаконично в вырази­тельных средствах, в том числе в использовании декораций, кото­рые могли бы погрузить зрителя в предлагаемые обстоятельства, обозначить место действия: путешествие на пароходе, поезде, по странам и континентам и т. д.; эстрадныЙ отель, Павловский вок­зал, наш двор и т. д. Именно во вступительном фельетоне при по-

мощи текста конферансье задает предлагаемые обстоятельства, место действия, тему концерта.

Сложность здесь в том, что это вступление не должно быть растянуто. Сказать надо о многом - и быстро, лаконично.

Если идет эстрадное обозрение (ревю) с установленным ('I(1!ОЗНЫМ сюжетом, то, естественно, текст вступления пишется IIBTOpOM. Однако и в таком авторском вступлении конферансье о()нзан импровизировать, откликаться на реакции и всего зала, 11 отдельных зрителей.

Конечно, если концерт посвящен какой-либо знаменатель­110/\ дате, юбилею, профессиональному празднику, то во вступи­1'('JlI,HOM слове должно звучать соответствующее поздравление.

Но прежде всего во вступительном фельетоне должно зву­'111'1'1> приветствие. К сожалению, чаще всего это ограничивается (1iIIIaЛЬНОЙ фразой: «Добрый вечер, дорогие друзья!~. Хотя сама 1111 себе она не так уж плоха, однако в последнее время стала IIIТ:tМПОМ.

ВО время вступительного фельетона конферансье должен Уlllщеть лица зрителей хотя бы в первых рядах, чтобы вступить в конкретное общение с конкретными людьми. Для молодых 11РТI-IСТОВ это наиболее сложный момент, так как появляется сра­Iy IIСС!<ОЛЬКО объектов внимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.172 (0.009 с.)