Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа двадцать первая. Выразительные средстваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Театрализованный тематический концерт еще на уровне создания замысла требует от режиссера нахождения соответствующих теме и «условиям игры» художественных приемов, соответствующих средств выразительности, создающих только для данного концерта свой образный строй. Но это не означает, что образный строй создается в результате только последовательных логических умозаключений режиссера. Не менее, а может быть более важную роль играет эмоциональная, чувственная природа творчества режиссера, осуществляющего его постановку.
Заметки на полях. О «выразительных средствах» Сколько я ни пытался найти какие-либо объяснения, что это словосочетание обозначает, кроме слова «краски», я других объяснений не нашел. В то же время я великолепно понимаю содержание этого выражения. Да, это «краски», которыми пользуется режиссер, чтобы создать и образно выразить содержание, идею и тему художественного произведения. И все же слово «краски» - это аналогия. Для меня выразительные средства - это образные приемы, средства, суммой которых режиссер создает то или другое целостное художественное сценическое произведение. Подчеркну: я говорю о режиссерских выразительных средствах, ибо каждый вид искусства имеет свои выразительные и изобразительные средства для создания художественного образа. Ведь, как известно, «художественное творчество, отражающее те или другие явления, в то же время выражает мысли и фантазию человека с помощью различных выразительных и изобразительных средств» (Э.Вершковский). Палитра выразительных средств, которыми пользуется режиссер-постановщик театрализованного тематического концерта, достаточно специфична. Здесь и действие, движение, слово, паузы, здесь и мизансцена, музыка, ритм, свет, и другие действенные приемы. В то же время, чем свободнее себя чувствует режиссер в своем творчестве от так называемых «беспроигрышных», не раз проверенных приемов, чем раскрепощеннее он в выборе нестандартных выразительных средств, тем самобытнее получается создаваемый им театрализованный тематический концерт. Но хочу предупредить - свобода творчества не есть безудержное богатство фантазии ради ее демонстрации, а добровольное и сознательное ограничение себя.
Прежде, чем разобраться в особенностях выразительных средств театрализованных тематических концертов, считаю необходимым подчеркнуть еще два важных обстоятельства. Первое. В сущностной природе театрализованного тематического концерта лежит сценическое действие. Поэтому основы учения К. С. Станиславского не только применимы к театрализованным концертам, но без них режиссеру-постановщику просто не обойтись. Второе. Отбор тех или других выразительных средств, тех или других приемов, их комбинация определяется не только содержанием, темой, идеей, сверхзадачей, жанром театрализованного тематического концерта, но в первую очередь, режиссерским образным видением будущего сценического произведения, то есть режиссерским образным замыслом. Причем, образное видение всегда очень индивидуально. Само собой разумеется, что перевод сценария театрализованного концерта в сценическое действие невозможен без использования традиционных, присущих традиционному театру, выразительных средств, таких, как сценическое действие, мизансцена, темпоритм, сценическая атмосфера и другие. Но и они имеют свои особенности, поскольку используются в определенном виде сценического искусства.
Сценическое действие Конечно, как и в театральном искусстве, так и в театрализованном концерте сценическое действие является важнейшим его элементом, важнейшим выразительным средством. Сценическое действие в театрализованном концерте есть зримое развитие драматургической ситуации во времени и пространстве, то есть ее движение к развязке. Оно всегда связано с содержанием, с сюжетным ходом, с развитием событий. Говоря по-другому, под действием подразумевается развитие событий с их многократными и резкими изменениями в положении действующих лиц. Именно завязка есть начало развития сценического действия, которое завершается развязкой. Через сценическое действие раскрывается содержание и смысл происходящих на сцене событий. Раскрывается оно с помощью всех средств театральной выразительности творчества режиссера, игры актеров, сценографии, света, шумов, мизансцен, темпоритма, сценической атмосферы. Режиссер, стремясь выразить содержание сценария языком сценического действия, неизбежно интерпретирует его. А это означает, что он, по сути, создает новое художественное произведение - театрализованный тематический концерт, обладающий возможностью глубоко и всесторонне воздействовать на зрителя, его эмоции и сознание.
Вспомните, что мы читаем на второй странице любой пьесы, любого сценария? — «Действующие лица», действия которых, выражаются сплавом психофизического и словесного действий. Действуя так или иначе, человек всегда стремится добиться какой-либо цели. Вот почему действие актера, исполнителя всегда должно быть «подлинным, продуктивным и целесообразным». Причем, внешнее действие персонажа (персонажей) всегда вызвано внутренним действием. Более того, они неразрывны: одно невозможно без другого.
Мизансцена Мизансцена - одно из важнейших средств режиссера для образного выявления содержания концерта (номера, эпизода) и в то же время существенный компонент идейно-художественного образного решения его режиссерского замысла. В буквальном переводе «мизансцена» - это «расположение на сцене», размещение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и окружающей вещественной средой в тот или иной момент концерта, спектакля. Естественно, говоря это, я имею в виду не статичное расположение действующих лиц, но и их перемещение в сценическом пространстве. Ведь мизансцена - это не статичная группировка исполнителей, а все время изменяющееся в пространстве внешнее выражение существа происходящего на сцене. Это внешнее сочетание движений, поз, расположения артистов не может быть случайным. Оно должно выражать внутренние отношения между действующими лицами, сущность происходящего в данный момент события. Только в этом случае мизансцена будет выразительна, будет нести в себе определенный смысл, а значит и понятна зрителям. Ведь через цепь возникающих перед его взором масштабных мизансцен зритель театрализованного концерта следит за развитием сюжета и режиссерской мысли. Отсюда нетрудно догадаться, что мизансцена не возникает сама по себе. Она зримый для зрителей результат поиска режиссером-постановщиком пластического выражения сквозного действия концерта. Последний диктует стилистику и пластический характер мизансцен. Ну, а если представить себе совокупность пластического решения мизансцен, то мы сможем увидеть не менее важное для восприятия театрализованного концерта - их сочетание, чередование не только раскрывает содержание представления, но и его определенную пластическую форму. Собственно, совокупность мизансцен - это образная пластическая форма концерта. Вот почему мы с вами вправе сделать вывод, что поиск и построение мизансцен впрямую зависит от «...способности режиссера мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия выраженными пластически...» (А.Попов). При поиске мизансцены режиссер должен отобрать ту, которая может волновать зрителя не только выразительностью, но и содержанием. Она не должна быть стандартной, заимствованной у кого-то, тем более сценическим штампом определенного события или эпохи. Найденная мизансцена одновременно должна не только выражать мысль режиссера и быть психологически оправдана исполнителями, не только верно характеризовать поведение определенной группы исполнителей, действующих в определенных исторических обстоятельствах, но и графически точно, четко сменяя друг друга, возникая естественно, органично, быть каждый раз идейно-художественным фокусом того или другого момента, действия и отвечать стилю и жанру концерта.
Каждый новый день приносит в сознание зрителя новое восприятие прошедших событий, новую их оценку. Поэтому создать мизансцену, которая выражает сегодняшнее понимание прошлого события, режиссер может только в том случае, если он изучит и поймет эпоху и быт времени, связанные с этим событием, проникнется им, воспримет с позиций сегодняшнего дня, с позиций исторической правды. Да, мизансцена должна отвечать стилю и жанру концерта, выражать мысль режиссера, быть психологически оправданной исполнителями и возникать естественно, органично. Но прежде всего она должна характеризовать поведение определенной группы исполнителей, которые являются частью поколения, действующего в определенных исторических обстоятельствах. Как ни грустно об этом говорить, но часто приходится сталкиваться с формальным подходом режиссера к поиску и нахождению мизансцен концерта. Вот откуда в театрализованных праздничных концертах такое обилие всевозможных перестроений, не оправданных ни мыслью, ни содержанием эпизода и всего концерта. А ведь именно в театрализованном тематическом концерте мизансцена выражает его эмоциональный и поэтический строй. Режиссер, стремясь к наибольшей выразительности, строя мизансцены по законам многофигурной композиции, располагая исполнителей по нескольким планам не только по горизонтали, но и по вертикали, подобен художнику-живописцу или, вернее, скульптору. Правда, в отличие от того и другого, он находится в более выгодном положении. Уподобляясь скульптору, он лепит свою композицию в пространстве и одновременно, что скульптору недоступно, во времени, в движении. Мизансцена в сценическом искусстве - это не застывшее мгновение, а своеобразный образный язык человеческих движений, это динамически развивающаяся, разворачивающаяся во времени пластическая композиция, воплощающая в театрализованном концерте его действенную линию. А это, естественно, требует тщательной разработки движений. Причем, рождается такая композиция не из красивых положений или поз исполнителей, а из режиссерского смыслового решения данного момента действия.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-20; просмотров: 1077; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.123.46 (0.01 с.) |