Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средство общения (коммуникации)

Поиск

Тесты к лекциям

 

Тест к лекции № 1

 

I. Понятие «язык» включает несколько из перечисленных признаков:

Средство общения (коммуникации)

Система знаков и способов их соединения

словарный запас (лексика)

Средство выражения мыслей, чувств людей

система выразительно-изобразительных средств

 

II. То, на что указывает знак языка называется: означаемое … (им. пад.)

 

III. Составляющая знака: звукокомплекс или написанное слово, называющее что-либо: означающее … (им. пад.)

 

IV. Знаками языка могут быть:

1. слова

2. словосочетания

3. морфемы

4. смыслы

5. фонемы

6. текст

 

V. Систему знаков языка образуют:

1. естественные знаки

2. слова (лексика)

3. свойства, которые есть только у целого (функции)

4. нормы словоупотребления

5. связи между словами

 

VI. Первичным самостоятельным знаком в языке является: слово (им. пад.)

 

VII. Один из несамостоятельных знаков языка: морфема (им. пад.)

 

VIII. Составными знаками языка являются:

1. жесты и мимика

2. текст

3. фонема

4. слово

5. предложение

6. словосочетание

 

IX. Означаемым могут быть:

1. слово

2. предмет

3. искусственные знаки

4. представление

5. явление

6. понятие

 

X. Реализуемые в конкретной ситуации общения возможности языка называются: (им. пад.) речь

 

XI. Все возможные отношения знаков в языке изучает наука: (им. пад.) языкознание

 

XII. Функции языка:

1. эвристическая

2. социальная

3. культурная

4. конвенциональная

5. номинативная (назывная)

XIII. Значимые телодвижения – жестикуляция

 

XIV. Значимые движения мышц лица – … мимика

 

XV. Национальный язык включает:

1. социальные диалекты

2. искусственные языки

3. говоры

4. культурные традиции народа

5. просторечие

6. литературный язык

 

XVI. Часть национального языка, имеющая особые признаки на всех уровнях языковой системы, – это … диалект

 

XVII. Главная особенность литературного языка – письменно закрепленные … нормы

 

XVIII. Признаки литературного языка:

1. наличие устной и письменной форм

2. наличие функциональных стилей

3. наличие социальных диалектов

4. нормативность и вариативность норм

5. обработанность

 

XIX. Отношения литературного языка с национальным языком могут быть:

1. ЛЯ противостоит ненормативности других форм НЯ

2. ЛЯ находится за пределами НЯ

3. ЛЯ часть НЯ

4. ЛЯ подпитывается просторечием и диалектами

5. ЛЯ подавляет развитие НЯ

 

Тест к лекции № 2

 

I. Понятие «культура речи» включает следующие из перечисленных составляющих:

1. соблюдение этических требований к общению

2. владение всеми формами национального языка

3. умение выбрать языковые средства в соответствии с ситуацией общения

4. владение нормами литературного языка

5. знание лингвистики (языкознания)

II. Понятие «нормы языка» включает:

1. книжную и разговорную разновидности языка

2. сформированные культурой формы речевого общения

3. исторически сложившиеся правила использования РЛЯ

4. образцовое употребление всех форм языка

III. Нормы бывают следующих видов:

1. содержательные

2. стилистические

3. морфологические

4. конвенциональные

5. произносительные

6. лексические (словоупотребление)

IV. Соблюдение норм обеспечивает следующие качества речи:

1. чистоту речи

2. точность

3. выразительность

4. Индивидуальность

5. Содержательность

6. Логичность

 

V. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает:

1. соблюдение норм РЛЯ

2. идеальную речь

3. коммуникативную целесообразность речи

4. вариативность норм

5. умение общаться с помощью жаргона и просторечия

 

VI. Факторы, влияющие на появление вариантов нормы:

1. точность словоупотребления

2. влияние на РЛЯ просторечия, жаргонов

Разнообразие коммуникативных ситуаций

Стремление к выразительности и эмоциональности речи

Историческая изменчивость языка

 

VII. Нормы бывают:

1. коммуникативные

2. диалектные

3. не строго обязательные

4. строго обязательные

5. вариантные

VIII. Совокупность правил хорошего тона, устанавливающих нормы поведения и общения людей: … этикет

 

IX. Речевой этикет – это:

1. система речевых формул общения

2. ситуации общения

3. нормы деловой речи

4. правила речевого поведения

5. речевые формулы приветствия

 

X. Определение культуры речи включает:

1. культуру употребления всех форм национального языка

2. умение использовать средства языка в различных ситуациях общения

3. владение нормами устного и письменного ЛЯ

4. знание истории языка

5. соблюдение этических требований к речевому поведению

 

XI. Найдите соответствия:

1 лексические 5А правила сочетания слов и предложений
2 морфологические 2Б соблюдение круга грамматических значений, закрепленных за морфемой
3 произносительные 1В употребление слов в соответствии с их значением и контекстом использования
4 стилистические 3Г единообразие звукового оформления слов и словосочетаний
5 синтаксические 4Д использование выразительных средств языка в соответствии с жанром и манерой речи

 

XII. Точность речи предполагает:

1. неразличение синонимов по значению

2. использование паронимов

3. умение подбирать синонимы в соответствии с их значением

4. произвольный выбор значений для слов-заимствований

5. использование только тех значений слов, что соответствуют контексту

 

XIII. Чистота речи предполагает:

1. запрет на грубые слова

2. использование всего богатства национального языка

3. соблюдение произносительных норм

4. отсутствие слов и выражений, не являющихся литературными

 

XIV. Выразительность речи предполагает:

1. построение речи в соответствии с правилами логики

2. уместное использование бранных слов и выражений

3. использование фразеологизмов

Использование пословиц и афоризмов

Сравнения, гипербола в речи

 

XV. Эмоциональность речи достигается средствами:

1. междометиями

2. вводными словами и предложениями

3. строгим соблюдением стилистических норм

4. интонированием

5. соблюдением правил этикета

 

XVI. Разновидности одной языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме, – это … варианты

 

XVII. Найдите соответствия:

1. Образцовый вариант языка, используемый в СМИ, науке, учебных заведениях 3А просторечие
2. Одна из форм национального языка, используемая на определенных территориях 1Б литературный язык
3. Речь малообразованных слоев города, имеющая неправильный и грубый характер 2В диалект
4. Одна из форм национального языка, используемая представителями некоторых социальных групп 4Г жаргон

 

 

Тест к лекции № 3

 

I. Связи языка и культуры в целом находят выражение в:

1. язык передает культуру личности

2. тесном взаимодействии

3. язык связывает разные слои культуры

4. противостоянии

5. речевом этикете

 

II. Существование современного русского литературного языка (СРЛЯ) характеризуется:

1. увеличением числа заимствований

2. расширением сферы спонтанного общения

3. стабильностью и строгим соблюдением норм

4. нарастанием хаотических процессов

5. влиянием других форм национального языка

6. размыванием этических норм употребления языка

 

III. Появление вариантов норм в СРЛЯ обусловлено:

1. активизацией случайных связей в языке

2. влиянием жаргонов, просторечия

3. поисками новых средств выражения и образности

4. недовольством общества нормированностью литературного языка

5. ослаблением цензуры и автоцензуры

6. возрастанием разнообразия коммуникативных ситуаций

IV. Языковая культура личности современного человека характеризуется:

1. глубоким знанием лингвистики

2. нередким небрежением речевым этикетом

3. хорошим владением нормами литературного языка

4. ощущением языка как единства в многообразии

5. владение вариантами языковых норм

6. страхом утратить «настоящий язык», сформированный культурными традициями

 

V. Гибкая языковая форма, способная удерживать и выражать определенное направление мысли – … дискурс

 

VI. Понятие «функциональный стиль» включает:

1. единство выразительных средств в искусстве

2. выражении культурных форм мышления

3. манера говорения, отвечающая целям и обстоятельствам общения

4. относительно замкнутая система языковых средств в структуре ЛЯ

5. не выражающих никаких мыслей набор языковых элементов и правил их сочетания

6. одно из проявлений дискурсивных практик

VII. Строгое соблюдение норм ЛЯ обязательно в стилях:

1. официально-деловой

2. публицистический

3. разговорный

4. художественной литературы

5. научный

 

VIII. Наличие функциональных стилей в языке:

1. не разрушает единства ЛЯ

2. разрушает единство ЛЯ

3. порождает взаимодействие стилей

4. препятствует взаимодействию стилей

5. способствует осуществлению коммуникаций в обществе

6. ограничивает сферы коммуникаций

 

IX. Стилевое расслоение языка определяется по:

1. лексическому составу (словоупотреблению)

2. особенностям синтаксиса

3. несоблюдению норм ЛЯ

4. преобладанию в речи тех или иных функций языка

5. использованию в определенных сферах общения

 

X. Дискурс позволяет:

1. удерживать потоки мыслительной активности в определенных языковых «руслах»

2. разрушать нормы ЛЯ

3. мышлению обретать относительную власть над языком

4. вносить упорядоченность в стихийные процессы языка

5. усиливать хаотические процессы в языке

 

XI. Найдите соответствия:

 

1) Стиль, используемый в научной сфере общения 3А публицистический
2) Стиль, используемый в сфере управления обществом 4Б разговорный
3) Стиль, используемый в средствах массовой информации 1В научный
4) Стиль, используемый в сфере бытового общения 2Г официально-деловой

 

XII. Найдите соответствия видов дискурсов и их признаков:

1) изложение собственных позиций, ведение полемики, приемы убеждения людей 1А политический
2) выдвижение гипотез, их доказательство с помощью фактов, формирование выводов 3Б художественный
3) следование жанровым канонам (образцам), использование многозначной лексики, метафор, сравнений и т.п., чтобы передать работу воображения автора 4В официально-деловой
4) фиксирование участников договаривающихся сторон, условий выстраивания их отношений, последствий нарушения условий и т.п. 2Г научный

 

 

Тест к лекции №4

 

I. Научный стиль (НС) выполняет задачи:

1. предельно усложняет передачу нового знания

2. способствует формированию нового знания

3. позволяет познакомить других ученых с результатами исследования

4. носитель «культуры думанья»

5. заключает в языковую форму движение научной мысли

6. препятствует формированию концепции научного произведения

 

II. Возможны отношения языка и мышления ученого:

1. язык способен подключать пласты культуры к генерированию нового знания

2. язык не принимает участия в понимании предмета исследования

3. язык может препятствовать пониманию предмета исследования

4. язык способен усмирять хаотический поток мысли

5. язык нередко принимает участие в выстраивании «диалога» между исследователем и его предметом

6. язык НП передает абсолютно все «метания» научной мысли

 

III. Сюжет научного произведения (НП):

1. чужеродное для НС явление, придающее ему элементы художественного вымысла

2. призван приобщить читателя к поиску научной истины

3. фиксирует этапы получения нового знания

4. передает процессуальную суть научной мысли (ее развитие)

5. призван устранить нежелательные связи между фактами и их осмыслением ученым

6. призван выстроить систему связей между фактами (наблюдаемыми) и их осмыслением

 

IV. Текстом научного произведения (НП) называется:

1. факты, отражающие наблюдение ученого за предметом исследования

2. мысли ученого, выраженные в виде записи

3. система мыслей ученого о предмете исследования

4. описание экспериментов, приборов, с помощью которых проводилось исследование

5. последовательность всех событий, едущая к получению нового знания

 

V. Метатекст НП это:

1. концепция НП

2. пометки на полях и между строк

3. установление связей между фактами с целью получения нового знания

4. выведенные ученым закономерности из наблюдения фактов

5. система заголовков научного текста

 

VI. Система представлений о предмете, которую обосновывает ученый, используя НС, … концепция

 

VII. Качества НП:

Точность

Убедительность

многозначность языка

Логичность

Аргументированность

 

VIII. Для выстраивания ключевых моментов сценария ученый активно использует:

Глаголы

существительные

вводные слова и предложения

фиксирует факты с помощью языковых средств

 

IX. Неличная манера повествования в НС характеризуется:

использованием многозначных слов

Разделение НП на части

Связан с сюжетом НП

не связана с сюжетом

свойственна художественному, а не НП

 

XII. Композиция НП может включать:

Подведение итогов

научный дискурс

Смысловые повторы

 

XIII. Жанрами НП могут быть:

Монография

Тезисы

Аннотация

Диссертация

концепция

Рецензия

 

XIV. Найти соответствия жанрам НП и их признакам:

 

1. статья 4А. Жанр, имеющий довольно строгие каноны построения и призванный подтвердить квалификацию ученого
2. монография 5Б. Жанр, передающий научную информацию в сжатом и нередко адаптированном виде
3. рецензия или отзыв 2В. Жанр, позволяющий автору свободно самовыражаться, в деталях описывая историю получения нового знания
4. диссертация 3Г. Жанр, предполагающий оценку чужой работы
5. реферат 1Д. Жанр, нацеленный на сообщение результатов исследования и их фактическое обоснование (сюжет в этом жанре почти «свернут»)

 

XV. Подстилями НС являются:

1. научно-учебный

2. научно-воспитательный

3. собственно научный

4. научно-популярный

5. научно-производственный

 

Тест к лекции № 5

I. Назначение ОДС (официально-делового стиля)

1. зафиксировать наиболее важные характеристики ситуации

2. зафиксировать абсолютно все признаки ситуации

3. учесть все желания участников ситуации

4. выстроить устойчивые отношения людей в ситуации

5. выработать согласованные действия людей или установить правила поведния

6. подчинить ситуацию чьей-либо воле

 

II. Подстили ОДС

1. дипломатический

2. учредительный

3. канцелярско-административный

4. законодательный

5. регламентирующий

 

III. Такие жанры, как конституция, свод законов, относятся к … (Д.пад.) подстилю. законодательному

 

IV.Такие жанры, как меморандум, коммюнике, нота, относятся к … (Д.пад. ) подстилю дипломатическому

 

V. Деловая бумага, обладающая юридической силой, называется … (им. пад.) документ

 

VI. Предписанные для каждого жанра ОДС набор необходимых признаков и атрибутов называются … (им.пад., мн. число) реквизиты

 

VII. Найдите соответствия жанров канцелярско-административного подстиля выделяемым в нем группам документов:

 

1. по личному составу 1А. заявление, трудовая книжка, характеристика
2. справочно-информационные 2Б. акты, справки, докладные записки, письма
3. организационно-распределительные 3В. приказы, инструкции, решения. протоколы

 

VIII.Нахождение общих, повторяющихся черт в деловых бумагах, регламентирующих сходные ситуации, называется… (им.пад.) унификация

 

IX. Совокупность реквизитов и их расположение образуют … документа формуляр

 

X. Унификации подлежат следующие стороны документа:

1. реквизиты

2. хранение, учет

3. сюжет

4. структура (форма)

5. языковые конструкции

XI. Найдите соответствия признаков формулярам документов:

 

1. документ-схема 3А. реквизиты документа расположены в достаточно строгой последовательности, но содержание частей варьируется в зависимости от ситуации
2. документ-трафарет 1Б. Реквизиты и последовательность частей в значительной степени зависят от ситуации и ее участников
3. документ-модель 2В. Реквизиты и их последовательность строго упорядочены

 

XII. Интернациональные черты ОДС:

1. схематизированные структуры документов

2. языковые средства, предполагающие однозначное понимание

3. языковые средства, предполагающие возможность толкования

4. соблюдение речевого этикета

5. в основе лежат правовые нормы

 

XIII. Языковой штамп – это:

1. языковое клише

2. стандартная языковая модель

3. обычно глагол-действие

4. печать на документе

5. способ выражения целей, причин высказывания

 

XIV. Найдите соответствия между жанром документа и его целью:

1. приказ, распоряжение 3А. цель информирования
2. договор, доверенность 1Б. цель побуждения
3. служебная записка, сопроводительное письмо 2В. придание юридич. статуса

 

XV. Какие языковые средства можно использовать в ОДС:

1. языковые штампы

2. личные местоимения 1-го лица (я, мы)

3. синонимы

4. паронимы

5. глаголы с императивной функцией

6. формулы речевого этикета

Тест к лекции № 6

 

I. У публицистического стиля (ПС) следующие цели:

1. обособиться от других стилей ЛЯ

2. взаимодействовать с другими стилями ЛЯ

3. сформировать единство общественных мнений относительно важных для общества событий

4. передать индивидуальное мнение автора о событии, явлении

5. повлиять на сознание массовой аудитории

6. убедить наиболее влиятельных в обществе людей

 

II. Автор публицистического произведения стремится использовать языковые средства:

1. практически любые, если они позволяют достичь целей высказывания

2. ограничивается использованием средств книжных стилей

3. максимально использует разговорный стиль, избегая книжного

4. может использовать даже просторечия, жаргонизмы, если это оправдано целями высказывания

5. усложненные синтаксические конструкции

 

III. Автор публицистического произведения стремится воздействовать на читателей или слушателей:

1. убеждая, «заражая» его высказываемым мнением

2. внушая ему свою волю, мнения

3. выражая свою гражданскую позицию, за которой стоит мнение социальной группы

4. выражая исключительно свое личное мнение

5. эмоциональностью высказывания

 

IV. Найдите соответствия между жанрами ПС и преобладающими в них функциями:

 

1. заметка, репортаж, отчет, интервью, обозрение 1А. информационный пласт доминирует
2. статья, корреспонденция, комментации, рецензия, обзор 2Б. оценочный план преобладает
3. очерк, фельетон, памфлет 3В. информационный и оценочный в равной степени

 

V. Лексика ПС может быть:

1. разговорная

2. книжная

3. просторечная

4. включает термины в образном значении

5. иноязычные слова

6. бранные слова

 

VI. Устойчивые выражения в публицистических текстах, позволяющие передавать емкую информацию, называются «речевые (5 букв)». клише

 

VII. Шаблонные обороты речи, имеющие канцелярскую окраску и затрудняющие передачу информации, называются «речевые (6 букв)». штампы

 

VIII. Выберите пункты, имеющие отношение к понятью «ораторское искусство» (ОИ)

1. искусство о всякой материи красно говорить и склонять других к своему мнению

2. риторика

3. красноречие

4. мастерство публичного выступления

5. находить способы убеждения относительно предмета речи

6. способ самовыражения, не предназначенный для чужих ушей

 

IX. Человек, произносящий публичную речь (6 букв) оратор

X. Роды ОИ:

1. академическое

2. судебное

3. социально-бытовое

4. средневековое

5. убеждающе-оценочное

6. богословско-церковное

XI. Ораторы бывают следующих типов:

1. воздействующие с помощью логики рассуждений

2. эмоционально воздействующие на публику

3. воздействующие с помощью жестов

4. воздействующие с помощью и логики, и эмоций

5. воздействующие с помощью артистизма

 

XII. Оратор должен:

1. помнить о нравственной ответственности перед аудиторией

2. быть убедительным и эмоциональным

3. манипулировать чужим мнением

4. обладать эрудицией в той области, о которой говорит

5. владеть настроением и вниманием аудитории

6. уметь отвечать на вопросы слушателей

 

XIII. Однородность-неоднородность аудитории зависит от:

1. пола и возраста слушателей

2. национальности

3. образования

4. профессиональных интересов

5. количества слушающих

6. жизненного опыта слушателей

 

XIV. Мотивы слушателей бывают:

1. возрастные

2. морального плана

3. интеллектуально-познавательные

4. эмоционально-эстетические

5. административные

 

XV. Аргументами в споре могут быть:

1. иллюстрация

2. аналогия

3. возражение

4. нахождение противоречий

5. пример

6. разделение на виды

 

XVI. Приемы, используемые в споре:

1. метод бумеранга

2. метод обесценивания

3. метод преувеличений

4. метод сведния к шутке

5. метод артистизма

6. метод обращения к авторитетам

 

XVII. Найдите соответствия видам планов речи и их признакам:

 

1. предварительный 2А. составляется после обдумывания темы, изучения литературы
2. рабочий 3Б. пишется для слушателей, с целью облегчить им восприятие речи
3. основной 1В. составляется после выбора темы и определения целей выступления

 

Тест к лекции № 7

 

I. Основные черты разговорной речи:

1. характерен предварительный отбор языковых средств

2. не характерен предварительный отбор языковых средств

Нарушение порядка слов

4. недопустимы пропуски членов предложения

5. употребление слов-предложений

Тест к лекции № 8

 

I. Найдите соответствия:

 

1 речевое взаимодействие 2А выражение мысли с помощью языковых средств в контексте речевой ситуации
2 речевое событие 1Б обмен информацией между адресантом и адресатом с помощью речевого высказывания
3 речевая ситуация 3В взаимодействие всех контекстов высказывания

 

II. Речевая ситуация влияет на:

1. дискурс, уточняя основной и дополнительные смыслы сообщения

2. конкретизацию грамматических категорий

3. понимание цели высказывания

4. возникновение прагматического значения (наряду с семантическим) высказывания

5. разрушение речевого события

6. осуществление речевого события

 

III. Факторы, способствующие речевому взаимодействию:

1. равные возможности высказать свою точку зрения

2. нетерпимость к чужому мнению

3. стремление к победе над партнером

4. стремление к решению проблемы, а не к победе над собеседником

5. равный доступ к необходимой информации

6. нежелание идти на компромисс

 

IV. На процесс слушания влияет:

1. служебное положение собеседников

2. теория речевого взаимодействия

3. возраст слушающего

4. характер и интересы слушающего

5. пол слушающего

6. умение сосредоточиться на речи

 

V. Нерефлексивное слушание предполагает:

1. умело направлять речь собеседника в желаемое для вас русло

2. умение слушать, не вмешиваясь в речь собеседника

3. незаинтересованное молчание

4. активное вмешательство в речь собеседника

5. предоставление собеседнику возможности беспрепятственно высказаться

VI. Рефлексивное слушание предполагает:

1. молчаливое соучастие речи собеседника

2. вмешательство в его речь с целью оказать помощь в выражении своих чувств и мнений

3. возможность запутать собеседника, сбить с мысли

4. возможность уточнить мысль говорящего

5. стремление дать советы и оценки

6. предоставление собеседнику возможности беспрепятственно высказаться

 

VII. Для невербальных контактов важны:

1. позы собеседников

2. выражение лица, взгляд

3. манера говорить

4. соблюдение межличностного пространства

5. убедительность интонации

 

VIII. Найдите соответствия между названиями принципов речевой коммуникации и их определениями:

 

1 принцип последовательности 3А готовность партнеров к сотрудничеству
2 принцип равной безопасности 4Б избегание намеренного искажения смысла
3 принцип кооперации 2В непричинение психологического или иного вреда партнеру
4 принцип адекватности 1Г смысловое соответствие смысловой реакции на высказывание партнера

 

 

IX. Обмен мнениями, идеями, речевое взаимодействие в самом широком смысле – это… общение

 

 

X. Теория передачи информации по каналам связи носит название … (им. пад.). коммуникация

 

Тесты к лекциям

 

Тест к лекции № 1

 

I. Понятие «язык» включает несколько из перечисленных признаков:

средство общения (коммуникации)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 4467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.71 (0.011 с.)