Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система знаков и способов их соединения

Поиск

словарный запас (лексика)

Средство выражения мыслей, чувств людей

система выразительно-изобразительных средств

 

II. То, на что указывает знак языка называется: означаемое … (им. пад.)

 

III. Составляющая знака: звукокомплекс или написанное слово, называющее что-либо: означающее … (им. пад.)

 

IV. Знаками языка могут быть:

1. слова

2. словосочетания

3. морфемы

4. смыслы

5. фонемы

6. текст

 

V. Систему знаков языка образуют:

1. естественные знаки

2. слова (лексика)

3. свойства, которые есть только у целого (функции)

4. нормы словоупотребления

5. связи между словами

 

VI. Первичным самостоятельным знаком в языке является: слово (им. пад.)

 

VII. Один из несамостоятельных знаков языка: морфема (им. пад.)

 

VIII. Составными знаками языка являются:

1. жесты и мимика

2. текст

3. фонема

4. слово

5. предложение

6. словосочетание

 

IX. Означаемым могут быть:

1. слово

2. предмет

3. искусственные знаки

4. представление

5. явление

6. понятие

 

X. Реализуемые в конкретной ситуации общения возможности языка называются: (им. пад.) речь

 

XI. Все возможные отношения знаков в языке изучает наука: (им. пад.) языкознание

 

XII. Функции языка:

1. эвристическая

2. социальная

3. культурная

4. конвенциональная

5. номинативная (назывная)

XIII. Значимые телодвижения – жестикуляция

 

XIV. Значимые движения мышц лица – … мимика

 

XV. Национальный язык включает:

1. социальные диалекты

2. искусственные языки

3. говоры

4. культурные традиции народа

5. просторечие

6. литературный язык

 

XVI. Часть национального языка, имеющая особые признаки на всех уровнях языковой системы, – это … диалект

 

XVII. Главная особенность литературного языка – письменно закрепленные … нормы

 

XVIII. Признаки литературного языка:

1. наличие устной и письменной форм

2. наличие функциональных стилей

3. наличие социальных диалектов

4. нормативность и вариативность норм

5. обработанность

 

XIX. Отношения литературного языка с национальным языком могут быть:

1. ЛЯ противостоит ненормативности других форм НЯ

2. ЛЯ находится за пределами НЯ

3. ЛЯ часть НЯ

4. ЛЯ подпитывается просторечием и диалектами

5. ЛЯ подавляет развитие НЯ

 

Тест к лекции № 2

 

I. Понятие «культура речи» включает следующие из перечисленных составляющих:

1. соблюдение этических требований к общению

2. владение всеми формами национального языка

3. умение выбрать языковые средства в соответствии с ситуацией общения

4. владение нормами литературного языка

5. знание лингвистики (языкознания)

II. Понятие «нормы языка» включает:

1. книжную и разговорную разновидности языка

2. сформированные культурой формы речевого общения

3. исторически сложившиеся правила использования РЛЯ

4. образцовое употребление всех форм языка

III. Нормы бывают следующих видов:

1. содержательные

2. стилистические

3. морфологические

4. конвенциональные

5. произносительные

6. лексические (словоупотребление)

IV. Соблюдение норм обеспечивает следующие качества речи:

1. чистоту речи

2. точность

3. выразительность

4. Индивидуальность

5. Содержательность

6. Логичность

 

V. Коммуникативный аспект культуры речи предполагает:

1. соблюдение норм РЛЯ

2. идеальную речь

3. коммуникативную целесообразность речи

4. вариативность норм

5. умение общаться с помощью жаргона и просторечия

 

VI. Факторы, влияющие на появление вариантов нормы:

1. точность словоупотребления

2. влияние на РЛЯ просторечия, жаргонов

Разнообразие коммуникативных ситуаций

Стремление к выразительности и эмоциональности речи

Историческая изменчивость языка

 

VII. Нормы бывают:

1. коммуникативные

2. диалектные

3. не строго обязательные

4. строго обязательные

5. вариантные

VIII. Совокупность правил хорошего тона, устанавливающих нормы поведения и общения людей: … этикет

 

IX. Речевой этикет – это:

1. система речевых формул общения

2. ситуации общения

3. нормы деловой речи

4. правила речевого поведения

5. речевые формулы приветствия

 

X. Определение культуры речи включает:

1. культуру употребления всех форм национального языка

2. умение использовать средства языка в различных ситуациях общения

3. владение нормами устного и письменного ЛЯ

4. знание истории языка

5. соблюдение этических требований к речевому поведению

 

XI. Найдите соответствия:

1 лексические 5А правила сочетания слов и предложений
2 морфологические 2Б соблюдение круга грамматических значений, закрепленных за морфемой
3 произносительные 1В употребление слов в соответствии с их значением и контекстом использования
4 стилистические 3Г единообразие звукового оформления слов и словосочетаний
5 синтаксические 4Д использование выразительных средств языка в соответствии с жанром и манерой речи

 

XII. Точность речи предполагает:

1. неразличение синонимов по значению

2. использование паронимов

3. умение подбирать синонимы в соответствии с их значением

4. произвольный выбор значений для слов-заимствований

5. использование только тех значений слов, что соответствуют контексту

 

XIII. Чистота речи предполагает:

1. запрет на грубые слова

2. использование всего богатства национального языка

3. соблюдение произносительных норм

4. отсутствие слов и выражений, не являющихся литературными

 

XIV. Выразительность речи предполагает:

1. построение речи в соответствии с правилами логики

2. уместное использование бранных слов и выражений

3. использование фразеологизмов

Использование пословиц и афоризмов

Сравнения, гипербола в речи

 

XV. Эмоциональность речи достигается средствами:

1. междометиями

2. вводными словами и предложениями

3. строгим соблюдением стилистических норм

4. интонированием

5. соблюдением правил этикета

 

XVI. Разновидности одной языковой единицы, обладающие одинаковым значением, но различающиеся по форме, – это … варианты

 

XVII. Найдите соответствия:

1. Образцовый вариант языка, используемый в СМИ, науке, учебных заведениях 3А просторечие
2. Одна из форм национального языка, используемая на определенных территориях 1Б литературный язык
3. Речь малообразованных слоев города, имеющая неправильный и грубый характер 2В диалект
4. Одна из форм национального языка, используемая представителями некоторых социальных групп 4Г жаргон

 

 

Тест к лекции № 3

 

I. Связи языка и культуры в целом находят выражение в:

1. язык передает культуру личности

2. тесном взаимодействии

3. язык связывает разные слои культуры

4. противостоянии

5. речевом этикете

 

II. Существование современного русского литературного языка (СРЛЯ) характеризуется:

1. увеличением числа заимствований

2. расширением сферы спонтанного общения

3. стабильностью и строгим соблюдением норм

4. нарастанием хаотических процессов

5. влиянием других форм национального языка

6. размыванием этических норм употребления языка

 

III. Появление вариантов норм в СРЛЯ обусловлено:

1. активизацией случайных связей в языке

2. влиянием жаргонов, просторечия

3. поисками новых средств выражения и образности

4. недовольством общества нормированностью литературного языка

5. ослаблением цензуры и автоцензуры

6. возрастанием разнообразия коммуникативных ситуаций

IV. Языковая культура личности современного человека характеризуется:

1. глубоким знанием лингвистики

2. нередким небрежением речевым этикетом

3. хорошим владением нормами литературного языка

4. ощущением языка как единства в многообразии

5. владение вариантами языковых норм

6. страхом утратить «настоящий язык», сформированный культурными традициями

 

V. Гибкая языковая форма, способная удерживать и выражать определенное направление мысли – … дискурс

 

VI. Понятие «функциональный стиль» включает:

1. единство выразительных средств в искусстве

2. выражении культурных форм мышления

3. манера говорения, отвечающая целям и обстоятельствам общения

4. относительно замкнутая система языковых средств в структуре ЛЯ

5. не выражающих никаких мыслей набор языковых элементов и правил их сочетания

6. одно из проявлений дискурсивных практик

VII. Строгое соблюдение норм ЛЯ обязательно в стилях:

1. официально-деловой

2. публицистический

3. разговорный

4. художественной литературы

5. научный

 

VIII. Наличие функциональных стилей в языке:

1. не разрушает единства ЛЯ

2. разрушает единство ЛЯ

3. порождает взаимодействие стилей

4. препятствует взаимодействию стилей

5. способствует осуществлению коммуникаций в обществе

6. ограничивает сферы коммуникаций

 

IX. Стилевое расслоение языка определяется по:

1. лексическому составу (словоупотреблению)

2. особенностям синтаксиса

3. несоблюдению норм ЛЯ

4. преобладанию в речи тех или иных функций языка

5. использованию в определенных сферах общения

 

X. Дискурс позволяет:

1. удерживать потоки мыслительной активности в определенных языковых «руслах»

2. разрушать нормы ЛЯ

3. мышлению обретать относительную власть над языком

4. вносить упорядоченность в стихийные процессы языка

5. усиливать хаотические процессы в языке

 

XI. Найдите соответствия:

 

1) Стиль, используемый в научной сфере общения 3А публицистический
2) Стиль, используемый в сфере управления обществом 4Б разговорный
3) Стиль, используемый в средствах массовой информации 1В научный
4) Стиль, используемый в сфере бытового общения 2Г официально-деловой

 

XII. Найдите соответствия видов дискурсов и их признаков:

1) изложение собственных позиций, ведение полемики, приемы убеждения людей 1А политический
2) выдвижение гипотез, их доказательство с помощью фактов, формирование выводов 3Б художественный
3) следование жанровым канонам (образцам), использование многозначной лексики, метафор, сравнений и т.п., чтобы передать работу воображения автора 4В официально-деловой
4) фиксирование участников договаривающихся сторон, условий выстраивания их отношений, последствий нарушения условий и т.п. 2Г научный

 

 

Тест к лекции №4

 

I. Научный стиль (НС) выполняет задачи:

1. предельно усложняет передачу нового знания

2. способствует формированию нового знания

3. позволяет познакомить других ученых с результатами исследования

4. носитель «культуры думанья»

5. заключает в языковую форму движение научной мысли

6. препятствует формированию концепции научного произведения

 

II. Возможны отношения языка и мышления ученого:

1. язык способен подключать пласты культуры к генерированию нового знания

2. язык не принимает участия в понимании предмета исследования

3. язык может препятствовать пониманию предмета исследования

4. язык способен усмирять хаотический поток мысли

5. язык нередко принимает участие в выстраивании «диалога» между исследователем и его предметом

6. язык НП передает абсолютно все «метания» научной мысли

 

III. Сюжет научного произведения (НП):

1. чужеродное для НС явление, придающее ему элементы художественного вымысла

2. призван приобщить читателя к поиску научной истины

3. фиксирует этапы получения нового знания

4. передает процессуальную суть научной мысли (ее развитие)

5. призван устранить нежелательные связи между фактами и их осмыслением ученым

6. призван выстроить систему связей между фактами (наблюдаемыми) и их осмыслением

 

IV. Текстом научного произведения (НП) называется:

1. факты, отражающие наблюдение ученого за предметом исследования

2. мысли ученого, выраженные в виде записи

3. система мыслей ученого о предмете исследования

4. описание экспериментов, приборов, с помощью которых проводилось исследование

5. последовательность всех событий, едущая к получению нового знания

 

V. Метатекст НП это:

1. концепция НП

2. пометки на полях и между строк

3. установление связей между фактами с целью получения нового знания

4. выведенные ученым закономерности из наблюдения фактов

5. система заголовков научного текста

 

VI. Система представлений о предмете, которую обосновывает ученый, используя НС, … концепция

 

VII. Качества НП:

Точность

Убедительность

многозначность языка

Логичность

Аргументированность

 

VIII. Для выстраивания ключевых моментов сценария ученый активно использует:

Глаголы

существительные

вводные слова и предложения

фиксирует факты с помощью языковых средств

 

IX. Неличная манера повествования в НС характеризуется:

использованием многозначных слов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.59.18 (0.008 с.)