Тема: Вербальные и невербальные средства общения врача с пациентом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Вербальные и невербальные средства общения врача с пациентом.



Тема №23

Тема: Диада «врач-больной. Культура речи и речевая норма.Определение культуры речи.

Две ступени освоения литературного языка:1) правильность речи; 2) речевое мастерство. Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы.

Тема №24

Тема: Вербальные и невербальные средства общения врача с пациентом.

Качества хорошей (образцовой) речи. Правильность речи. Правильный выбор слова и формы слова. Особенности построения простых и сложных предложений. Точность речи. Точность словоупотребления. Правильное построение предложений.

Тема №25

Тема: Гипппократ-отец медицины. Клятва Гиппократа. Богатство речи. Экспрессивный синтаксис. Синонимическое богатство русского языка. Антонимия. Многообразие синтаксических конструкций.

Тема №26

Тема: Правовая ответственность врача. Права пациента. Чистота речи. Отношение к заимствованным словам. Канцеляризмы, речевые штампы, слова-паразиты.

Тема №27

Тема:: Ведение медицинской документации. Логичность речи.

Законы логики. Устранение алогизмов в речи. Нормы произношения и ударения. Разноместность ударения как причина существования различного рода вариантов языковых единиц.

Тема №28

Тема: Врачебная этика. Деонтология. Основные правила словоупотребления. Проблемы выбора словесных единиц в процессе выражения мысли и построения связного высказывания.

Тема №29

Тема: I.Тема: Коммуникативная компетентность врача Особенности делового общения..Деловой этикет. Регламентированность делового общения.

Тема №30

Тема: Устная речь как показатель образованности и культуры человека. Речевые тренировки в виде высказываний, выступлений, обмена мнениями о прочитанном, дискуссий на заданную тему, диалогов в определенны коммуникативных ситуациях, связанных с естественной профессиональной деятельностью.

 

 

2015-2016 уч.год

 

ЗАНЯТИЕ №23

I. Тема:Диада «врач-больной. Культура речи и речевая норма. Определение культуры речи.

Две ступени освоения литературного языка:1) правильность речи; 2) речевое мастерство. Типы норм литературного языка: императивные (обязательные) и диспозитивные (вариантные) нормы.

II.Цель: дать понятие о культуре речи и языковых нормах, о типах норм литературного языка.

III.Задачи обучения: Коммуникативно- аксиологическая компетенция: сформировать и развить навыки использования языковых средств в речевых ситуациях.

IV. Основные вопросы темы: культура речи, лексические, морфологические, синтаксические, орфоэпические нормы языка

V.Методы обучения и преподавания: Репродуктивный: объяснение теоретического материала, демонстрация лексической сочетаемости слов, выполнение тренировочных упражнений.

Наглядный: использование таблиц, опорных схем.

Инновационный: составление терминологического глоссария, решение ситуационных задач, ролевая игра, деловая игра

 

Задания по теме

Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения.

Языкознание (лингвистика) – наука о языке.

Культура речи —это раздел языкознания, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.

Литературный язык – нормированный язык, обслуживающий культурные потребности народа, язык художественной литературы, публицистических произведений, периодической печати, радио, телевидения, театра, науки, государственных учреждений и др.

Языковая норма (норма литературная) –– это правила произношения, словоупотребления, использования грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в языковой практике.

Правильность речи – это соблюдение норм, свойственных литературному языку.

 

Задание1. Прочитайте выразительно высказывания о культуре речи, соблюдая правильную интонацию.Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

1.Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора.

(По В. Виноградову)

2.По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о гражданской ценности. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

(По К.Паустовскому)

3.Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразились в слове природа страны и история народа.

(По К. Ушинскому)

 

Задание 2. Прочитайте текст и сформулируйте его основную мысль. Выпишите ключевые слова и словосочетания, относящиеся к понятию «культура речи». Поставьте в них ударение.

Культура речи (от лат. cultura – «возделывать») – неотъемлемая часть общей культуры человека. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре. Под культурой речи понимается умение правильно, точно, выразительно говорить и писать. Чем правильнее речь, тем убедительнее и доступнее она для слушателей.

Культура речи как раздел языкознания изучает языковую норму и речевые ошибки. В культуре речи выделяются две стороны: правильность речи, речевое мастерство. Правильность речи – это соблюдение языковых норм современного литературного языка. Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную (норма) или неправильную (ошибка). Речевое мастерство – это умение, соблюдая языковые нормы, выбрать из возможных вариантов наиболее удачный для выражения своей мысли.

Языковая норма – это центральное понятие речевой культуры. Языковая норма- это образец, то, как принято говорить и писать в данном обществе в данную эпоху. Норма определяет, что правильно и что нет, она рекомендует одни языковые средства и способы выражения, запрещает другие. Для того чтобы речь была правильной, важно знать языковую норму.

 

Задание 3. Ознакомьтесь с текстом. Составьте сиквейн к ключевому слову нормы. Приведите примеры речевых ошибок.

Норма охватывает все уровни языка и обязательна как для устной, так и для письменной речи. Различают нормы орфоэпические (произносительные), лексические, грамматические (морфологические, синтаксические), орфографические, пунктуационные.

Орфоэпические нормы – нормы произношения и ударения (орфоэпия). Они определяют, как произнести тот или иной звук, поставить ударение в словах. Например, сдал (здал), красивее, звонят, позвонят, позвонишь.

Лексические нормы предусматривают правильность выбора слова и уместность его применения. Так, неправильно выражение желаю хороших успехов, так как успехи не могут быть плохими. Нормативны словосочетания пожилой человек, карие глаза, ненормативны - «пожилая лошадь», «карие волосы».

Грамматические нормы подразделяются на морфологические и синтаксические.

Морфологические нормы устанавливают правильность образования и употребления форм слова. Например, нельзя говорить «носков, местов, делов» (правильно: носок, мест, дел); не следует изменять несклоняемые существительные: «в новом пальте» (правильно: в новом пальто).При ненормативном словоизменении возникают морфологи­ческие ошибки, например: «нет время», «красившее», «ляжь» и т. п. Синтаксические нормы регулируют образование словосочетаний и предложений. Наиболее часто встречаются ошибки в составлении словосочетаний, тип связи в которых – управление (главное здесь - выбор предлога и падежа зависимого слова):согласно (чему?) приказ у, заведующая (чем?) кафедрой.

Орфографические нормы – это правила написания слов, они закреплены в орфографических словарях.

Пунктуационные нормы диктуют правила постановки знаков препинания.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных арго, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять свою основную функцию – культурную.

? Что такое языковая норма? Какие нормы обязательны для устной и письменной речи? Для чего необходимы языковые нормы? Какова основная функция литературного языка?

Задание 4. Прочитайте по ролям два диалога. В какомиз них речь врача не соответствует языковой норме, т.е. построена не по общепринятым правилам русского языка? Обоснуйте свой ответ, указав ошибки. Какие нормы нарушены? Скажите, для чего будущему врачу необходимо владение культурой речи?

А. Врач: На что жалуетесь? Что вас беспокоит?

Пациент: Вы знаете, у меня голова болит, но не так, как обычно. Обычно у меня стучит в висках, а сегодня что-то затылок ломит и уши закладывает. Что Вы мне посоветуете?

Врач: Давайте измерим давление. Да, у вас поднялось давление. Сейчас возьмите андипал или раунатин и выпейте одну таблетку. Не волнуйтесь! Все будет хорошо. Нужно только сдать анализ.

Б. Врач: Ну, что у вас? С утра уже столько народу! Достали! Идут и идут, будто мне, дохтору, делать нечего.

Пациент: Вы знаете, у меня голова болит, но не так, как обычно. Обычно у меня стучит в висках, а сегодня что-то затылок ломит и уши закладывает. Что Вы мне посоветуете?

Врач: Здрасьте, я что вам икстрасенс? Сдайте анализ. А сейчас идите!

Задание5. Ознакомьтесь с информацией. Объясните название текста.Какие виды словарей вам известны и каковы их функции? Почему необходимо обращаться к словарям? Составьте сиквейн к ключевому слову словарь. Почему мы произносим «славарь», а пишем «словарь»?

 

Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке!

Вот что сказал о своей любви к словарям и об их значении французский писатель Анатоль Франс в статье «Лексикон»: «Ведь словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себе все другие книги, нужно лишь извлечь их из неё… Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного … Здесь мысли, радости, труды и горести наших предков и наши собственные, памятники общественной и личной жизни всех тех, кто дышал … воздухом, которым мы дышим теперь в свою очередь; подумайте, что каждому слову словаря соответствует мысль или чувство, которые были мыслями и чувствами множества людей; подумайте, что все эти собранные вместе слова – дело плоти, крови и души родины и человечества!»

Основным способом регистрации слов является составление словарей различных типов. Словарь представляет собой книгу (или несколько книг, т.е. многотомный словарь), в которой приводится перечень слов, словосочетаний, морфем и даются необходимые пояснения к ним, различного рода сведения в зависимости от назначения издания, например толкование слов, строение и семантика, сведения об их происхождении, правописании, произношении и т.п. Словари принято делить на энциклопедические и лингвистические. Разница между ними состоит в том, что в энциклопедических словарях объясняются предметы, явления окружающего мира, дается их характеристика, тогда как в лингвистических указываются нормы правописания и произношения слов, объясняются их лексические значения, стилистические и грамматические особенности.

Словари – богатый источник знаний. Их часто называют спутниками цивилизации.

 

Задание 6. Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите род, число и падеж именных частей речи. Составьте с любыми двумя словосочетаниями распространенные предложения.

Казахск… национальн… медицинск… университет, факультет общ… медицин…, степень бакалавр…, степень магистр…, зав.кафедр… русск… языка, декан факультет…, учиться в университет…, заниматься в библиотек…, учебник по терап….

 

Задание 7. Прочитайте текст. Сформулируйте тему и основную мысль текста. Выделите ключевые слова и словосочетания. Предложите свои варианты названия текста.

 

Диада «врач-больной»

В прошлых столетиях роль врача нередко сводилась к простому наблюдению за естественным ходом болезни. Врач же «исключительно в интересах больного» поступал так, как считал нужным. Казалось, такой подход повышает эффективность лечения: пациент избавлен от сомнений и неуверенности, а врач полностью берет на себя заботу о нем. Врач не делился с больным своими сомнениями, скрывал от него неприятную правду.

Моделей общения врача и пациента несколько:

· информационная (бесстрастный врач, полностью независимый пациент);

· интерпретационная (убеждающий врач);

· совещательная (доверие и взаимное согласие);

· патерналистская (врач-опекун).

Для малообразованных людей больше подходит интерпретационная модель, для образованных людей, вникающих в суть проблем со здоровьем, – совещательная модель.

Патерналистская модель, распространенная ранее, предполагает нарушение прав пациента и в наши дни не применяется, за исключением ситуаций, представляющих непосредственную угрозу жизни больного, когда речь идет об экстренной операции, реанимационных мероприятиях.

Однако доверие, основанное на слепой вере, следует отличать от доверия заслуженного. В настоящее время врач и пациент сотрудничают, делятся сомнениями, говорят друг другу правду, поровну делят ответственность за исход лечения. Такое сотрудничество строится на поддержке, понимании, сочувствии, уважении друг к другу.

Одно из важнейших условий для установления взаимопонимания между врачом и пациентом – ощущение поддержки. Если больной осознает, что врач намерен помогать, а не заставлять, то он, вероятно, активнее будет участвовать в лечебнопроцессе. Когда врач проявляет понимание, человек уверен, что его жалобы услышаны, зафиксированы в сознании врача, и тот их обдумывает. Это чувство укрепляется, когда врач говорит: «Я Вас слышу и понимаю» – или выражает это взглядом или кивком головы. Уважение подразумевает признание ценности человека как личности. Особенно важно это на этапах сбора анамнеза, когда врач знакомится с обстоятельствами жизни пациента.

Сочувствие – ключ к установлению сотрудничества с пациентом. Нужно суметь поставить себя на место больного и взглянуть на мир его глазами. Важно понимать и учитывать внутреннюю картину заболевания – все то, что испытывает и переживает пациент, не только его местные ощущения, но и общее самочувствие, самонаблюдение, его представление о своей болезни, о ее причинах.

 

Задание 8. Прочитайте текст и докажите, что он относится к учебно-научномуподстилю научного стиля. Подберите из текста термины-слова и терминосочетания и запишите их в начальной форме, проставляя ударение в словах.

К моменту получения пенициллина в очищенном виде (1940) уже было известно 5 антибиотических веществ. После этого число антибиотиков росло очень быстрыми темпами. Из около 3 000 антибиотиков, известных к настоящему времени, лишь примерно 100 находят применение в медицинской практике: при лечении воспалительных процессов (пневмония, перитонит, фурункулез), различных форм туберкулеза, при борьбе со многими инфекционными заболеваниями, считавшимися ранее неизлечимыми или трудноизлечимыми и т. д. Применение этих соединений привело к резкому снижению смертности при таких заболеваниях, как крупозное воспаление легких, сепсис, различные формы менингита и др.

Работы по изысканию антибиотических веществ нового поколения, эффективных при лечении вирусных и раковых заболеваний, борьба с которыми является одной из важнейших проблем современности, продолжаются с неослабленной энергией. Последние15 – 20 лет ежегодно различным вопросам, связанным с изучением антибиотиков, посвящается более пяти тысяч работ.

Открытие и изучение свойств нового антибиотика, применяемого в медицинской практике, — это огромный труд ученых различных направлений (микробиологов, биохимиков, генетиков, химиков, технологов, фармакологов, врачей и др.). По подсчетам некоторых американских ученых над открытием лишь одного такого антибиотика широкого спектра 55 ученых непрерывно работали 2,5 года. Они обследовали более 100 тысяч образцов почвы, израсходовали на это более 4 млн. долларов.

Каковы же основные причины столь быстрого роста числа антибиотиков, происходящего за последние 20 – 25 лет, несмотря на огромные финансовые затраты и необходимость привлечения большого числа исследователей?Среди них можно назвать следующие:

1. Многие антибиотические вещества — незаменимые лечебные препараты. Они широко применяются при лечении большого числа инфекционных заболеваний, которые ранее, до открытия антибиотиков, считались неизлечимыми или сопровождались высоким летальным исходом. К их числу следует отнести некоторые формы туберкулеза, чуму, азиатскую холеру, брюшной тиф, бруцеллез, пневмонию, различные септические процессы.

2. Антибиотики — очень полезные вещества в сельском хозяйстве, прежде всего как лечебные препараты в животноводстве, птицеводстве, пчеловодстве и растениеводстве, а отдельные антибиотические вещества — и как стимуляторы роста животных.

3. Некоторые из антибиотиков с успехом применяются в пищевой и консервной промышленности в качестве консервантов скоропортящихся продуктов (свежей рыбы, мяса, сыра, различных овощей).

 

Задание 9. Прочитайте текст. С какой информацией ознакомились? Выпишите словосочетания с именами числительными, записав их словами. Укажите разряд и падеж.

В 1993 году Всемирной организацией здравоохранения туберкулез был объявлен национальным бедствием, а день 24 марта – Всемирным днем борьбы с туберкулезом.

Наиболее частая легочная форма этой болезни развивается у людей с ослабленным иммунитетом – их организм неспособен противостоять инфекции. Заразиться же можно при контакте с больным человеком: микробактерии туберкулеза попадают в воздух с кашлем, чиханием больного. Особенно обостряется туберкулез весной и осенью, в эти периоды заражение наиболее вероятно.

Симптомами туберкулеза являются: постоянно повышенная температура (не выше 38С), головная боль, потеря веса, отсутствие аппетита, кашель (как сухой, так и с мокротой с кровью в мокроте), одышка, потение по ночам. Появляются перепады настроения, раздражительность, снижение работоспособности. Проявиться могут лишь 1 – 2 симптома, причем необязательно это будет кашель. Поэтому при появлении одного из перечисленных симптомов рекомендуется не лечиться самостоятельно, а обратиться к врачу, чтобы вовремя диагностировать возможный туберкулез и начать его своевременное лечение.

Самая простая проверка на туберкулез – реакция Манту. Через 72 часа после пробы Манту можно определить, есть ли в организме туберкулезная инфекция.

Наиболее эффективным методом борьбы против распространения туберкулеза – это своевременное выявление и контролируемое лечение, ведение здорового образа жизни. А также каждый человек должен проходить один раз в год рентгенологическое обследование легких.

 

Задание 10. Составьте микродиалоги по теме «Беседа с пациентом». Прочитайте их в лицах.

Задание 13. Подготовьте вопросы для интервью по теме «24 марта – Всемирный день борьбы с туберкулезом».

 

VI. Литература:

1Ахмедьяров К.К., Мухамадиев Х.С. Типовая учебная программа «Русский язык». – Алматы: Қазақуниверситеті, 2012. – 16 с.

2.Жанпейс У. А. Русский язык – 1 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 110 с.

3.Жанпейс У. А. Русский язык - 2 для студентов медицинских вузов (бакалавриат): Учебное пособие. - Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2013. – 121 с.

4.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык. Учебное пособие для студентов медицинских вузов по специальности «Общая медицина». Часть III.- Алматы: КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, 2015. – 118 с.

5.Жанпейс У. А., Озекбаева Н.А., Даркембаева Р.Д. Русский язык: Учебник для студентов I курса медицинских вузов (бакалавриат). – М.: Литтерра, 2015. – 272 с.

Абжанова Т.А., Абжанов Р.С. Культура деловой коммуникации. – Алматы: Экономика, 2011.

6.Энциклопедический словарь медицинских терминов. Издание второе в 1-м томе. 50374 термина. / Гл. ред. В.И. Покровский. – М.: «Медицина», 2001. – 960 с.

7.Озекбаева Н. А. Научный стиль речи. Учебное пособие для студентов казахского отделения медицинских вузов (бакалавриат). - Алматы, 2015. – 220 с.

Русский язык «В2»: учебно-методическое пособие для практических занятий /Под общей ред. Нургали К.Р. – Астана, 2014. – 210 с.

8. Цой А.А. Контекстно-интегративная технология обучения русскому языку как неродному в вузе. Монография. – Алматы: 2012. – 240 с.

 

VII. Контроль:

1. Какое слово является наиболее сходным по значению для слова врач

1. Целитель

2. Экстрасенс

3. Знахарь

4. Доктор

5. Лекарь

2.Какое слово является синонимом слова больной

1.Ассистент

2. Лаборант

3. Секретарь

4. Клиент

5. Пациент

3.Какие окончания пропущены в словосочетании факультет общ… медицин…

1. Ая, а

2. Ей, ы

3. Его, ы

4. Ая, ы

5. Ей, а

4. Какое слово является сходным по значению к термину артериальная гипертония

1. Глазные болезни

2. Повышенное давление

3. Спазмы желудка

4. Сердечно-сосудистые заболевания

5. Внутренние болезни

5.Какое окончание пропущено в слове учебник по терап…

1. Ия

2. Ии

3. Ию

4. Ие

5. Иа

6. Какие слова являются сходными по значению к термину антибиотик

1. Капсула

2. Лекарство

3. Капли

4. Гранула

5. Порошок

6. Лечебный препарат

7.Какиетерминосочетания близкие по значению к словосочетанию проверка на туберкулез

1.Реакция манту

2.Флюроографическое обследование

3.Рентгенологическое обследование

4. Анализ крови

5. Кардиологическое обследование

6. Ультразвуковое обследование

8. При появлении одного из перечисленных симптомов рекомендуется обратиться к врачу, ….. вовремя диагностировать возможный туберкулез и начать его своевременное лечение. какой союз, союзное слово наиболее соответствует для связи в данном предложении

1) Поэтому

2) Если

3) Чтобы

4) Потому что

5) Который

9. Какое словосочетание является переводом терминосочетания окпен1н кабынуы

1) воспаление десен

2) воспаление легких

3) хроническое воспаление

4) воспалительный процесс

5) легочная инфекция

10.А ртериальн…гипертония - одно из самых распространенных заболеваний, до 20% населения страдает от повышенного давления. Какие окончания пропущены в предложении

1. Ое

2. Ая

3) Ые

4) Ый

5) Яя

11. Какое словосочетание является переводом терминосочетания кызылтамыркысымы

1) Артериальное давление

2) Повышенное давление

3) Психологическое давление

4) Давление на массы

5) Давление на сердце

12. Должности, указывающие на младший медицинский персонал

1) Врач

2) Медсестра

3) Медбрат

4) Санитар

5) Санитарка

6) Менеджер

13.Должности среднего медицинского персонала

1) Медбрат

2) Врач

3) Санитар

4) Санитарка

5) Медсестра

6) Фельдшер

7) Доктор

14. Верный перевод слова ауру

1) Больной

2) Болезнь

3) Заболевание

4) Пациент

5) Клиент

15.Слово (сочетание), являющееся переводом слова дәрі-дәрмек

1) Антибиотик

2) Лекарство

3) Пилюля

4) Лекарственные средства

5) Лечебное средство

 

ЗАНЯТИЕ №24

Сколько у человека костей?

У взрослого человека 206 костей, которые все вместе весят 9 кг. У младенца около 350 костей. У него многие кости, например, кости черепа еще не срослись. В этих местах находятся хрящи, которые лишь позднее костенеют. Кости состоят из различных минералов. Они обеспечивают прочность и упругость. Поверхность кости покрыта надкостницей, содержащей кровеносные сосуды и нервы. Главная составляющая кости – костная ткань, она является разновидностью соединительной ткани. Внутри больших костей, самая большая из которых – это бедренная кость, находится костный мозг, где образуются красные кровяные тельца.

 

Задание4. Проанализируйте порядок слов в отрывке из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус». Для чего поэт использует обратный порядок слов?

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом …

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

 

Задание5. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Прокомментируйте постановку знаков препинания в предложениях, осложненных причастным и деепричастным оборотами. Какие языковые нормы соблюдены вами? Озаглавьте текст.

Против … туберкулёзные средства – это лекарственные вещества применяемые для л …чения и профилактики туберкулеза. Включают синтетические против…туберкулезные средства и ант…биотики.

Большинство противотуберкулезных средств действуют бактериостатически подавляя размножение микобактерий. Критериями клинической эффективности против…туберкулезных средств являются их бактериостатическая активность, совместимость с другими лекарственными препаратами, способность проникать в зоны поражения и действовать внутриклеточно на микобактерии, а также переносимость б…льными.

Многие против..туберкулезные средства вызыва…т побочные действия: поражают слух, зрение, печень, центральную нервную систему.

Задание6. Прочитайте лингвистический текст. Выделите в нем паронимические пары и запишите.

Единственное средство общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове, несомненно, вызывались у всех соответствующие и точные понятия.

Паронимами (para –рядом, onyma-имя) называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Например: адресант – адресат, экскаватор – эскалатор, кворум – форум, контракт – контакт, факт – фактор, описка – отписка, внеклассный – внеклассовый. Паронимы встречаются и среди собственных имен: Эйзенштейн –Эйнштейн, Капри – Кипр, Швеция –Швейцария, Австрия – Австралия, австрийцы – австралийцы.

Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого. Близость паронимических слов – источник ошибки в их употреблении. Так говорят «одел пальто» вместо надел пальто. Эти глаголы различаются по смыслу: надевают что, а одевают кого (надел пальто, шапку – одел ребенка, больного). На этом примере мы видим, что паронимы различаются сочетаемостью с другими словами. По этому признаку –разнице в сочетаемости- можно разграничивать значения паронимов. Например, в заявлении надо писать: «Прошу предоставить мне отпуск», а директор может написать следующее на заявлении: «Представьте отчет о работе». На собрании докладчику предоставляют слово для выступления. Достойного поощрения могут представить к награде. Нового гостя представляют другим.

 

Задание7. Сравните употребление многозначных глаголов-паронимов представить и предоставить. Найдите ошибку в использовании этих глаголов в указанных ниже предложениях и запишите правильный вариант. Какая языковая норма нарушена: грамматическая или лексическая?

Представить - 1) предъявить, сообщить: представить список сотрудников, представить доказательства; 2) познакомить с кем-либо: представить коллективу нового работника; 3) ходатайствовать о повышении, о награде: представить к очередному званию, представить к ордену; 4) составить, обнаружить: представить собой значительную ценность; 5) мысленно вообразить: представить себе картину боя; 6) изобразить, показать: представить в смешном виде.

Предоставить - 1) отдать в чье-то распоряжение: предоставить квартиру; 2) дать право, возможность сделать, осуществить что-либо: предоставить отпуск, предоставить слово; 3) разрешить действовать самостоятельно или оставить без присмотра: предоставить самому себе, предоставить дело случаю.

1) Я хочу предоставить вам нового преподавателя по микробиологии.

2)Прошу представить мне комнату в общежитии. 3) Слово представляется старосте группы. 4) Я часто предоставляю себе, как работаю в аптеке, вежливо разговариваю с посетителями, отпускаю лекарство.

 

Задание8. Прочитайте текст и ответьте на вопрос, содержащийся в его названии. С помощью каких слов достигается точность речи? Как они называются? Составьте глоссарий терминов из текста.

Почему так важны витамины?

Витамины поддерживают тело в процессе переработки питания. Они не дают нам энергию, как жиры или углеводы, но способствуют тому, что наше тело получает такие минеральные вещества, как кальций, магний или содержащийся в соли натрий, и доставляют их в важные места организма. Витамины также обеспечивают правильную работу энзимов, помогающих в процессе переработки продуктов питания в усваиваемые организмом вещества. К тому же они сокращают риск заболевания. Тело не может самостоятельно производить витамины, поэтому об этом должен позаботиться сам человек.

 

Задание9. Объясните значение фразеологизмов со словом язык. Составьте с любыми двумя фразеологизмами распространенные и различные по цели высказывания предложения. Приведите устно примеры аналогичных фразеологизмов на казахском языке.

Боек на язык. Держать язык за зубами / на привязи. Длинный язык. Закусить /прикусить язык. Злой язык. Злой на язык. Вертится на языке. Находить общий язык. Придержать язык. Остёр на язык. Распустить язык. Сорваться с языка. Просится на язык. Тянуть / дёргать за язык. Типун тебе на язык. Хорошо привешенный язык. Язык не повернётся / не поворачивается сказать. Языком трепать / чесать / болтать / молоть. Язык проглотить. Язык чешется. Язык сломаешь. Язык отнялся. Укоротить язык. Чёрт дёрнул за язык.

 

Задание 10. Проведите вопросно-ответную беседу по тексту, соблюдая орфоэпические, акцентологические и лексические нормы русского литературного языка, учитывая правильный порядок построения вопросительных предложений.

 

ЗАНЯТИЕ №25

I. Тема: Гипппократ-отец медицины. Клятва Гиппократа. Богатство речи. Экспрессивный синтаксис. Синонимическое богатство русского языка. Антонимия. Многообразие синтаксических конструкций.

II.Цель: сформировать понятие о богатстве, многообразии синтаксических конструкций, чистоте речи.

III.Задачи обучения: Коммуникативно- аксиологическая компетенция: Коммуникативная компетенция: сформировать навыки использования многообразия синтаксических конструкций при составлении связного высказывания.

IV. Основные вопросы темы: синонимическое богатство русского языка, антонимы, омонимы, многозначные слова, чистота речи, заимствованные слова.

V.Методы обучения и преподавания: Репродуктивный: выполнение грамматических заданий с выявлением и характеристикой изучаемых конструкций, синтаксический анализ простых и сложных предложений и др.

Объяснительно-иллюстративный: объяснение теоретического материала.

Наглядный: использование таблиц, опорных схем.

Инновационный: составление терминологического глоссария, решение ситуационных задач, ролевая игра, деловая игра

Инновационный: решение ситуационных заданий, составление трехъязычного глоссария.

 

Задания по теме:

Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения.

Экспрессия – выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими, словообразовательными и грамматическими средствами (экпрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами, фигурами).

Экспрессивная лексика - слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. (дочурка, сыночек, глупышка, балбес, трепач).

Заимствованные слова – слова, заимствованные из других языков.

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи.

Риторический вопрос – вопросительное предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ.

Риторическое обращение – высказывание, которое адресуется неодушевленному предмету, понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи.

 

Задание 1. Прочитайте лингвистический текст. Определите ключевое словосочетание. Выделите основную информацию.

Богатство речи отдельного человека определяется прежде всего богатством его словарного запаса. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, в «Словаре живого великорусского языка» В.И.Даля - более 200000 слов. Богатая русская фразеология представлена во «Фразеологическом словаре русского языка» под ред. А.И.Молоткова, в котором содержится 4000 словарных статей. Разнообразие словообразовательной системы представлено в двухтомном «Словообразовательном словаре русского языка» А.Н.Тихонова, включающем около 300000 слов.

Богатство речи определяется и смысловой насыщенностью слова. В русском языке немало многозначных слов. Так, в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова глагол идти имеет 26 значений. Очень богат русский язык синонимами и антонимами, которые делают речь красочнее, разнообразнее, помогают избежать повторения одних и тех же слов, позволяют образно выразить мысль. Немало в русском языке слов, которые обладают экспрессией, т.е. передают чувства человека, положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли. Например, слова блаженство, роскошный, великолепный, неустрашимый, очаровать с положительной экспрессией, а слова болтун, недотепа, бестолковщина, мазня с отрицательной экспрессией.

Богатством отличается и грамматический строй русского языка: морфология и синтаксис (инверсия, риторический вопрос, риторическое обращение, сравнение). Риторический вопрос, риторическое обращение создают особую эмоциональность, разговорный колорит: Знакомые тучи! Как вы живете? (М.Светлов).

Богатство русского языка позволяет каждому сделать свою речь выразительной и оригинальной.

? Чем определяется богатство речи отдельного человека? В каких лингвистических словарях отражается лексическое, фразеологическое, словообразовательное богатство русской речи? Каким богатством отличается лексический строй языка? В чем состоит богатство синтаксиса?

Задание 2. Прочитайте отрывок из стихотворения С.Муканова. Для чего автор использует обратный порядок слов?

На юге встал стеною Алатау,

Солнцу равен он высотой.

Начало с этих гор берут семь рек,

Напор воды в них стремителен и крут

ызов, прямой характер, прямая речь, прямой угол.

 

Задание 3. Замените перечисленные слова иноязычными синонимами. Запишите их в синонимической паре.

Азбука, иносказание, словарь, доказательство, спор, согласие, представление, образ, чудовище.

Д л я с п р а в о к: алфавит, аллегория, лексикон, аргумент, диспут, консенсус, шоу, имидж, монстр.

 

Задание 4. Объясните значения заимствованных слов, используя Словарь иностранных слов. Распределите слова по тематическ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 883; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.186 с.)