Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Тема:Вербальные и невербальные средства общения врача с пациентом.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Качества хорошей (образцовой) речи. Правильность речи. Правильный выбор слова и формы слова. Особенности построения простых и сложных предложений. Точность речи. Точность словоупотребления. Правильное построение предложений. II.Цель: дать представление о вербальных и невербальных средствах общения, правильности речи, точности речи, об источниках выразительной речи. III.Задачи обучения: Коммуникативно- аксиологическая компетенция:сформировать и развить навыки использования правильного выбора слова и формы слова; построения простых и сложных предложений при составлении связного высказывания. IV. Основные вопросы темы:вербальные и невербальные средства общенияправильность речи, точность речи, точность словоупотребления, выразительность речи. V.Методы обучения и преподавания: Объяснительно-иллюстративный: объяснение теоретического материала. Наглядный: применение опорных схем,таблиц. Репродуктивный: выполнение грамматических заданий с выявлением и характеристикой изучаемых конструкций, синтаксический анализ простых и сложных предложений и др. Инновационный: решение ситуационных задач.
Задания по теме Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения. Норма – это общепризнанное, закрепившееся в речевой практике употребление слов, словосочетаний, предложений. Точность речи – это ее соответствие мыслям говорящего или пишущего, правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания. Выразительность речи - это способность говорить образно, выразительно, эмоционально. Паронимы - слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению.
Задание 1. Ознакомьтесь с данной лингвистической информацией. Перечислите качества образцовой речи. К чему приводит нарушение языковых норм?
К хорошей образцовой речи предъявляются определённые требования. К ним относятся: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность. Норма охватывает все стороны языка: произношение, написание, словообразование, лексику, морфологию и синтаксис. Орфоэпические нормы (соблюдение единообразия в произношении) и акцентологические нормы (соблюдение правильного ударения в словах) имеют важное значение, так как орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи, а неправильное ударение в словах снижает культуру устной речи. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Для уточнения лексических норм рекомендуется брать толковые словари русского языка, специальную справочную литературу. Несоблюдение грамматических норм(правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций) приводит к грамматическим ошибкам, связанным с употреблением рода, падежных окончаний имен существительных, прилагательных, числительных, употреблением глаголов, причастий и деепричастий. Предложение является основным средством передачи сообщения. Порядок слов в предложении имеет большое значение, часто его нарушение ведет к стилистическим ошибкам. При перестановке слов создаются добавочные смысловые и выразительные оттенки. Появление синтаксических речевых недочётов связано с незнанием порядка слов в предложении, согласования подлежащего и сказуемого, согласования определений и приложений, правил управления, правил использования причастных и деепричастных оборотов. Точность речи – необходимое качество речи. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Основными ошибками в словоупотреблении является употребление слов в несвойственном им значении, что порождает двусмысленность. При этом часто используются слова-паронимы. Например: вдохнуть – вздохнуть, гарантийный – гарантированный, поместить – разместить, кворум – форум, экскаватор – эскалатор, контакт – контракт. Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого. Выразительность речи - это способность говорить образно, выразительно, эмоционально. Выразительность речи поддерживает внимание, усиливает интерес собеседника. Помогают говорящему сделать речь образной, эмоциональной специальные художественные приёмы, изобразительные и выразительные средства языка (многозначные слова, синонимы, антонимы), а также фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова(образные, меткие выражения, вошедшие в общее употребление). Сравните словосочетания: люди в белых халатах, белое и чёрное золото, золотая осень, золотые руки, железный характер.
Задание2. Прочитайте данные слова, соблюдая правильное ударение. Какие языковые нормы вы реализовали? С любыми двумя словами составьте словосочетания. Диалог, каталог, монолог, эпилог, некролог; момент, документ, инструмент, цемент, постамент, аккомпанемент, эксперимент, ассортимент, аплодисменты, монумент.
Задание3. Прочитайте выразительно текст, соблюдая нормы произношения имен числительных. Считается, что числительные - визитная карточка речевой культуры говорящего. Прочитайте еще раз предложения, в составе которых имеются числительные. Выпишите предложения с числительными, записав их словами. Определите разряд, падеж и синтаксическую функцию числительных.
Сколько у человека костей? У взрослого человека 206 костей, которые все вместе весят 9 кг. У младенца около 350 костей. У него многие кости, например, кости черепа еще не срослись. В этих местах находятся хрящи, которые лишь позднее костенеют. Кости состоят из различных минералов. Они обеспечивают прочность и упругость. Поверхность кости покрыта надкостницей, содержащей кровеносные сосуды и нервы. Главная составляющая кости – костная ткань, она является разновидностью соединительной ткани. Внутри больших костей, самая большая из которых – это бедренная кость, находится костный мозг, где образуются красные кровяные тельца.
Задание4. Проанализируйте порядок слов в отрывке из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус». Для чего поэт использует обратный порядок слов? Белеет парус одинокий В тумане моря голубом … Что ищет он в стране далёкой? Что кинул он в краю родном?
Задание5. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Прокомментируйте постановку знаков препинания в предложениях, осложненных причастным и деепричастным оборотами. Какие языковые нормы соблюдены вами? Озаглавьте текст. Против … туберкулёзные средства – это лекарственные вещества применяемые для л …чения и профилактики туберкулеза. Включают синтетические против…туберкулезные средства и ант…биотики. Большинство противотуберкулезных средств действуют бактериостатически подавляя размножение микобактерий. Критериями клинической эффективности против…туберкулезных средств являются их бактериостатическая активность, совместимость с другими лекарственными препаратами, способность проникать в зоны поражения и действовать внутриклеточно на микобактерии, а также переносимость б…льными. Многие против..туберкулезные средства вызыва…т побочные действия: поражают слух, зрение, печень, центральную нервную систему. Задание6. Прочитайте лингвистический текст. Выделите в нем паронимические пары и запишите. Единственное средство общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове, несомненно, вызывались у всех соответствующие и точные понятия. Паронимами (para –рядом, onyma-имя) называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Например: адресант – адресат, экскаватор – эскалатор, кворум – форум, контракт – контакт, факт – фактор, описка – отписка, внеклассный – внеклассовый. Паронимы встречаются и среди собственных имен: Эйзенштейн –Эйнштейн, Капри – Кипр, Швеция –Швейцария, Австрия – Австралия, австрийцы – австралийцы. Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого. Близость паронимических слов – источник ошибки в их употреблении. Так говорят «одел пальто» вместо надел пальто. Эти глаголы различаются по смыслу: надевают что, а одевают кого (надел пальто, шапку – одел ребенка, больного). На этом примере мы видим, что паронимы различаются сочетаемостью с другими словами. По этому признаку –разнице в сочетаемости- можно разграничивать значения паронимов. Например, в заявлении надо писать: «Прошу предоставить мне отпуск», а директор может написать следующее на заявлении: «Представьте отчет о работе». На собрании докладчику предоставляют слово для выступления. Достойного поощрения могут представить к награде. Нового гостя представляют другим.
Задание7. Сравните употребление многозначных глаголов-паронимов представить и предоставить. Найдите ошибку в использовании этих глаголов в указанных ниже предложениях и запишите правильный вариант. Какая языковая норма нарушена: грамматическая или лексическая? Представить - 1) предъявить, сообщить: представить список сотрудников, представить доказательства; 2) познакомить с кем-либо: представить коллективу нового работника; 3) ходатайствовать о повышении, о награде: представить к очередному званию, представить к ордену; 4) составить, обнаружить: представить собой значительную ценность; 5) мысленно вообразить: представить себе картину боя; 6) изобразить, показать: представить в смешном виде. Предоставить - 1) отдать в чье-то распоряжение: предоставить квартиру; 2) дать право, возможность сделать, осуществить что-либо: предоставить отпуск, предоставить слово; 3) разрешить действовать самостоятельно или оставить без присмотра: предоставить самому себе, предоставить дело случаю. 1) Я хочу предоставить вам нового преподавателя по микробиологии. 2)Прошу представить мне комнату в общежитии. 3) Слово представляется старосте группы. 4) Я часто предоставляю себе, как работаю в аптеке, вежливо разговариваю с посетителями, отпускаю лекарство.
Задание8. Прочитайте текст и ответьте на вопрос, содержащийся в его названии. С помощью каких слов достигается точность речи? Как они называются? Составьте глоссарий терминов из текста. Почему так важны витамины? Витамины поддерживают тело в процессе переработки питания. Они не дают нам энергию, как жиры или углеводы, но способствуют тому, что наше тело получает такие минеральные вещества, как кальций, магний или содержащийся в соли натрий, и доставляют их в важные места организма. Витамины также обеспечивают правильную работу энзимов, помогающих в процессе переработки продуктов питания в усваиваемые организмом вещества. К тому же они сокращают риск заболевания. Тело не может самостоятельно производить витамины, поэтому об этом должен позаботиться сам человек.
Задание9. Объясните значение фразеологизмов со словом язык. Составьте с любыми двумя фразеологизмами распространенные и различные по цели высказывания предложения. Приведите устно примеры аналогичных фразеологизмов на казахском языке. Боек на язык. Держать язык за зубами / на привязи. Длинный язык. Закусить /прикусить язык. Злой язык. Злой на язык. Вертится на языке. Находить общий язык. Придержать язык. Остёр на язык. Распустить язык. Сорваться с языка. Просится на язык. Тянуть / дёргать за язык. Типун тебе на язык. Хорошо привешенный язык. Язык не повернётся / не поворачивается сказать. Языком трепать / чесать / болтать / молоть. Язык проглотить. Язык чешется. Язык сломаешь. Язык отнялся. Укоротить язык. Чёрт дёрнул за язык.
Задание 10. Проведите вопросно-ответную беседу по тексту, соблюдая орфоэпические, акцентологические и лексические нормы русского литературного языка, учитывая правильный порядок построения вопросительных предложений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.98.0 (0.011 с.) |