Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Тема:Вербальные и невербальные средства общения врача с пациентом.

Поиск

Качества хорошей (образцовой) речи. Правильность речи. Правильный выбор слова и формы слова. Особенности построения простых и сложных предложений. Точность речи. Точность словоупотребления. Правильное построение предложений.

II.Цель: дать представление о вербальных и невербальных средствах общения, правильности речи, точности речи, об источниках выразительной речи.

III.Задачи обучения: Коммуникативно- аксиологическая компетенция:сформировать и развить навыки использования правильного выбора слова и формы слова; построения простых и сложных предложений при составлении связного высказывания.

IV. Основные вопросы темы:вербальные и невербальные средства общенияправильность речи, точность речи, точность словоупотребления, выразительность речи.

V.Методы обучения и преподавания: Объяснительно-иллюстративный: объяснение теоретического материала.

Наглядный: применение опорных схем,таблиц.

Репродуктивный: выполнение грамматических заданий с выявлением и характеристикой изучаемых конструкций, синтаксический анализ простых и сложных предложений и др.

Инновационный: решение ситуационных задач.

 

Задания по теме

Ознакомьтесь с комментарием к терминам. Запишите данные определения.

Норма – это общепризнанное, закрепившееся в речевой практике употребление слов, словосочетаний, предложений.

Точность речи – это ее соответствие мыслям говорящего или пишущего, правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания.

Выразительность речи - это способность говорить образно, выразительно, эмоционально.

Паронимы - слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению.

 

Задание 1. Ознакомьтесь с данной лингвистической информацией. Перечислите качества образцовой речи. К чему приводит нарушение языковых норм?

 

К хорошей образцовой речи предъявляются определённые требования. К ним относятся: правильность, точность, выразительность, богатство, чистота, логичность.

Норма охватывает все стороны языка: произношение, написание, словообразование, лексику, морфологию и синтаксис. Орфоэпические нормы (соблюдение единообразия в произношении) и акцентологические нормы (соблюдение правильного ударения в словах) имеют важное значение, так как орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи, а неправильное ударение в словах снижает культуру устной речи.

Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания. Для уточнения лексических норм рекомендуется брать толковые словари русского языка, специальную справочную литературу. Несоблюдение грамматических норм(правила использования морфологических форм разных частей речи и синтаксических конструкций) приводит к грамматическим ошибкам, связанным с употреблением рода, падежных окончаний имен существительных, прилагательных, числительных, употреблением глаголов, причастий и деепричастий.

Предложение является основным средством передачи сообщения. Порядок слов в предложении имеет большое значение, часто его нарушение ведет к стилистическим ошибкам. При перестановке слов создаются добавочные смысловые и выразительные оттенки. Появление синтаксических речевых недочётов связано с незнанием порядка слов в предложении, согласования подлежащего и сказуемого, согласования определений и приложений, правил управления, правил использования причастных и деепричастных оборотов.

Точность речи – необходимое качество речи. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Основными ошибками в словоупотреблении является употребление слов в несвойственном им значении, что порождает двусмысленность. При этом часто используются слова-паронимы. Например: вдохнуть – вздохнуть, гарантийный – гарантированный, поместить – разместить, кворум – форум, экскаватор – эскалатор, контакт – контракт. Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого.

Выразительность речи - это способность говорить образно, выразительно, эмоционально. Выразительность речи поддерживает внимание, усиливает интерес собеседника. Помогают говорящему сделать речь образной, эмоциональной специальные художественные приёмы, изобразительные и выразительные средства языка (многозначные слова, синонимы, антонимы), а также фразеологизмы, пословицы, поговорки, крылатые слова(образные, меткие выражения, вошедшие в общее употребление). Сравните словосочетания: люди в белых халатах, белое и чёрное золото, золотая осень, золотые руки, железный характер.

 

Задание2. Прочитайте данные слова, соблюдая правильное ударение. Какие языковые нормы вы реализовали? С любыми двумя словами составьте словосочетания.

Диалог, каталог, монолог, эпилог, некролог; момент, документ, инструмент, цемент, постамент, аккомпанемент, эксперимент, ассортимент, аплодисменты, монумент.

 

Задание3. Прочитайте выразительно текст, соблюдая нормы произношения имен числительных.

Считается, что числительные - визитная карточка речевой культуры говорящего. Прочитайте еще раз предложения, в составе которых имеются числительные. Выпишите предложения с числительными, записав их словами. Определите разряд, падеж и синтаксическую функцию числительных.

 

Сколько у человека костей?

У взрослого человека 206 костей, которые все вместе весят 9 кг. У младенца около 350 костей. У него многие кости, например, кости черепа еще не срослись. В этих местах находятся хрящи, которые лишь позднее костенеют. Кости состоят из различных минералов. Они обеспечивают прочность и упругость. Поверхность кости покрыта надкостницей, содержащей кровеносные сосуды и нервы. Главная составляющая кости – костная ткань, она является разновидностью соединительной ткани. Внутри больших костей, самая большая из которых – это бедренная кость, находится костный мозг, где образуются красные кровяные тельца.

 

Задание4. Проанализируйте порядок слов в отрывке из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Парус». Для чего поэт использует обратный порядок слов?

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом …

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

 

Задание5. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Прокомментируйте постановку знаков препинания в предложениях, осложненных причастным и деепричастным оборотами. Какие языковые нормы соблюдены вами? Озаглавьте текст.

Против … туберкулёзные средства – это лекарственные вещества применяемые для л …чения и профилактики туберкулеза. Включают синтетические против…туберкулезные средства и ант…биотики.

Большинство противотуберкулезных средств действуют бактериостатически подавляя размножение микобактерий. Критериями клинической эффективности против…туберкулезных средств являются их бактериостатическая активность, совместимость с другими лекарственными препаратами, способность проникать в зоны поражения и действовать внутриклеточно на микобактерии, а также переносимость б…льными.

Многие против..туберкулезные средства вызыва…т побочные действия: поражают слух, зрение, печень, центральную нервную систему.

Задание6. Прочитайте лингвистический текст. Выделите в нем паронимические пары и запишите.

Единственное средство общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове, несомненно, вызывались у всех соответствующие и точные понятия.

Паронимами (para –рядом, onyma-имя) называются слова, близкие по звучанию и написанию, но разные по значению. Например: адресант – адресат, экскаватор – эскалатор, кворум – форум, контракт – контакт, факт – фактор, описка – отписка, внеклассный – внеклассовый. Паронимы встречаются и среди собственных имен: Эйзенштейн –Эйнштейн, Капри – Кипр, Швеция –Швейцария, Австрия – Австралия, австрийцы – австралийцы.

Наличие в языке паронимов приводит к тому, что в устной и письменной речи одно слово ошибочно употребляется вместо другого. Близость паронимических слов – источник ошибки в их употреблении. Так говорят «одел пальто» вместо надел пальто. Эти глаголы различаются по смыслу: надевают что, а одевают кого (надел пальто, шапку – одел ребенка, больного). На этом примере мы видим, что паронимы различаются сочетаемостью с другими словами. По этому признаку –разнице в сочетаемости- можно разграничивать значения паронимов. Например, в заявлении надо писать: «Прошу предоставить мне отпуск», а директор может написать следующее на заявлении: «Представьте отчет о работе». На собрании докладчику предоставляют слово для выступления. Достойного поощрения могут представить к награде. Нового гостя представляют другим.

 

Задание7. Сравните употребление многозначных глаголов-паронимов представить и предоставить. Найдите ошибку в использовании этих глаголов в указанных ниже предложениях и запишите правильный вариант. Какая языковая норма нарушена: грамматическая или лексическая?

Представить - 1) предъявить, сообщить: представить список сотрудников, представить доказательства; 2) познакомить с кем-либо: представить коллективу нового работника; 3) ходатайствовать о повышении, о награде: представить к очередному званию, представить к ордену; 4) составить, обнаружить: представить собой значительную ценность; 5) мысленно вообразить: представить себе картину боя; 6) изобразить, показать: представить в смешном виде.

Предоставить - 1) отдать в чье-то распоряжение: предоставить квартиру; 2) дать право, возможность сделать, осуществить что-либо: предоставить отпуск, предоставить слово; 3) разрешить действовать самостоятельно или оставить без присмотра: предоставить самому себе, предоставить дело случаю.

1) Я хочу предоставить вам нового преподавателя по микробиологии.

2)Прошу представить мне комнату в общежитии. 3) Слово представляется старосте группы. 4) Я часто предоставляю себе, как работаю в аптеке, вежливо разговариваю с посетителями, отпускаю лекарство.

 

Задание8. Прочитайте текст и ответьте на вопрос, содержащийся в его названии. С помощью каких слов достигается точность речи? Как они называются? Составьте глоссарий терминов из текста.

Почему так важны витамины?

Витамины поддерживают тело в процессе переработки питания. Они не дают нам энергию, как жиры или углеводы, но способствуют тому, что наше тело получает такие минеральные вещества, как кальций, магний или содержащийся в соли натрий, и доставляют их в важные места организма. Витамины также обеспечивают правильную работу энзимов, помогающих в процессе переработки продуктов питания в усваиваемые организмом вещества. К тому же они сокращают риск заболевания. Тело не может самостоятельно производить витамины, поэтому об этом должен позаботиться сам человек.

 

Задание9. Объясните значение фразеологизмов со словом язык. Составьте с любыми двумя фразеологизмами распространенные и различные по цели высказывания предложения. Приведите устно примеры аналогичных фразеологизмов на казахском языке.

Боек на язык. Держать язык за зубами / на привязи. Длинный язык. Закусить /прикусить язык. Злой язык. Злой на язык. Вертится на языке. Находить общий язык. Придержать язык. Остёр на язык. Распустить язык. Сорваться с языка. Просится на язык. Тянуть / дёргать за язык. Типун тебе на язык. Хорошо привешенный язык. Язык не повернётся / не поворачивается сказать. Языком трепать / чесать / болтать / молоть. Язык проглотить. Язык чешется. Язык сломаешь. Язык отнялся. Укоротить язык. Чёрт дёрнул за язык.

 

Задание 10. Проведите вопросно-ответную беседу по тексту, соблюдая орфоэпические, акцентологические и лексические нормы русского литературного языка, учитывая правильный порядок построения вопросительных предложений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 689; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.98.0 (0.011 с.)