Особенности формирования региональной социальной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования региональной социальной политики



Россия является самой многосубъектной федерацией в мире. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ.

К исключительному ведению Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития (п. "е" ст. 71 Конституции РФ).

За федеральным уровнем закреплены:

— принятие парламентских актов, регулирующих общие принципы социальной политики;

- определение единых федеральных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальных пособий, образования, культуры, медицинского обслуживания;

- формирование внебюджетных государственных социальных фондов;

— определение условий и порядка компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией;

— финансирование федеральных объектов социальной инфраструктуры.

Субъекты РФ самостоятельно за счет своих бюджетов осуществляют полномочия по решению социальных вопросов, разрабатывают концепции и программы социально-экономического развития.

Сегодня в социальной политике на первый план выдвигается проблема четкого разделения сфер реализации государственной социальной политики между федеральным центром и субъектами РФ. Отношения типа "центр— регион", "регион—регион" сложные и противоречивые. В них переплетаются разноуровневые процессы, сталкиваются противоречивые интересы, рассмотрение которых требует разработки и применения новых приемов их согласования. Как отмечается в учебнике "Социальная политика" под ред. Н. А. Волгина, "центр" возлагает на себя функций по формированию:

— целей и задач государственной социальной политики;

— норм поведения государственных органов по отношению к социальным проблемам граждан;

— механизмов обеспечения социальных гарантий. Концепция государственной социальной политики

включает в себя позиции по:

— передаче все больших социальных функций в регионы (к сожалению, на практике не подкрепляемая передачей соответствующей доли бюджетных средств);

— перенесению большей доли финансирования социальных расходов на сбережения граждан;

— снятию ограничений в социально-трудовой сфере, созданию возможностей в увеличении доходов граждан;

— поддержанию оптимального уровня занятости. Формирование социальной политики на уровне региона

достаточно новое явление в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя региональные проблемы социального развития существовали всегда, и на уроне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным "центром" правилам. Сегодня, наоборот, органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе.

Социальная политика на уровне региона может стать эффективной лишь при формировании на основе системного подхода, включающего в себя следующие этапы:

— формулировка целей;

— разработка понятийного аппарата;

— анализ причин и следствий;

— выработка путей и средств достижения целей;

— определение критериев оценки и механизмов принятия решений;

— разработка механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состояния социальных процессов;

— составление перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения социальных гарантий;

— разработка показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения социальными услугами;

— разработка функциональных обязанностей субъектов социальной политики, определение механизма разграничения полномочий и ответственности в развитии социальной сферы каждого региона.

В региональной социальной политике можно выделить следующие аспекты, по которым происходит управление социальными процессами в регионе:

- политика в области повышения денежных доходов и уровня жизни населения;

- бюджетные и налоговые основы социальной политики;

— политика в сфере занятости и функционирования рынка труда;

- политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.

Субъекты РФ развивают и реализуют целевые программы, предоставляют адресную социальную помощь, обеспечивают работу и финансирование учреждений социальной инфраструктуры, решают комплекс проблем в области труда, занятости, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения и т.д.

Таким образом, региональная социальная политика и система мер по управлению функционированием социальной сферы направлены па устойчивое социальное развитие региона.

Региональная социальная политика может формироваться и реализовываться в регионах России лишь на базе согласования социально-экономической политики Российского государства и субъекта РФ. Конкретные направления социально политики в регионе (приоритеты, механизмы реализации, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния специфики территории.

Одним из направлений региональной социальной политики является политика социальной защиты.

Социальная защита-политика и целенаправленные действия государства, обеспечивающие различным категориям населения комплексное решение различных задач, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере сто прав, свобод, законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия.

Основными формами социальной защиты являются:

— законодательно определенные социальные гарантии и их удолетворении на основе базовых стандартов и нормативов;

— регулирование доходов и расходов малообеспеченным категориям населения;

— формирование мер социальной поддержки;

— развитие социальных услуг;

— формирование социальных программ. Рассмотрим в следующих параграфах опыт реализации

политики социальной защиты населения на примере крупного мегаполиса — города Москвы.

Политика социальной поддержки населения на примере города Москвы

В Москве принята Государственная программа "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012— 2016 годы", цель которой — повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения.

Задачи Государственной программы:

— улучшение качества социального обслуживания и введение новых форм социальных услуг для населения;

— повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресного оказания социальной помощи жителям Москвы;

— сокращение уровня бедности и социальной исключенность.

Ожидаемые результаты реализации программы:

— увеличение до 100% доли ветеранов ВОВ, охваченных социальными услугами, от числа обратившихся;

- увеличение до 90% доли инвалидов, охваченных реабилитационными услугами;

- увеличение до 84% доли трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, имеющих трудовые рекомендации;

- увеличение до 85% доли граждан, обеспеченных санаторно-курортным лечением в общем числе граждан, имеющих право на льготное санаторно-курортное обслуживание;

— увеличение до 80% доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, от числа детей-сирот;

— увеличение до 48% доли бедных семей с детьми, вышедших из состояния бедности за счет выплат из бюджета города Москвы, от численности семей с детьми, имеющих душевые доходы ниже величины ПМ до выплаты;

- увеличение до 30% доли жизнеустроенных бездомных граждан, от общего числа обратившихся в социальные учреждения.

Основные принципы формирования программы:

— смягчение крайних форм неравенства;

- сохранение и развитие всех публично-нормативных обязательств. Приоритетное оказание мер социальной поддержки и услуг следующим категориям населения: ветеранам ВОВ, ветеранам труда, инвалидам, семьям с детьми, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

— обеспечение социальной интеграции всех жителей города, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения;

— усиление социальной ответственности граждан, получающих социальную помощь, повышение адресности социальной поддержки, преодоление иждивенчества.

В программу входят следующие подпрограммы. 1. Социальная поддержка семей с детьми.

2. Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей.

3. Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп.

4. Профилактика социальной исключенность.

5. Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы.

Подпрограмма 1. "Социальная поддержка семей с детьми" Цель — создание условий для социальной и экономической устойчивости семей с детьми. Задачи:

- сокращение уровня бедности среди семей с детьми; развитие адресной социальной помощи для семей с детьми.

Задачи, направленные на укрепление семьи:

- модернизация системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, развитие новых технологий и форм, направленных на выявление семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении;

- расширение перечня услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания семьям с детьми;

— расширение перечня мероприятий, направленных на повышение ответственности родителей за воспитание и содержание своих детей;

расширение информационного пространства и повышение уровня информированности семей с детьми о системе социальной поддержки.

Подпрограмма 2. "Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей"

Цель — формирование комфортных условий для активного долголетия старшего поколения.

Задачи:

— повышение уровня материального обеспечения пенсионеров;

- увеличение охвата социальными услугами граждан старшего поколения.

Основные результаты подпрограммы:

— сокращение с 6,5% до 3% доли пенсионеров с душевыми денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума;

— доведение до 85% удельного веса граждан, обеспеченных санаторно-курортным лечением от числа обратившихся;

- доведение до 100% доли ветеранов ВОВ, охваченных социальными услугами;

— увеличение до 90% удельного веса граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием.

С 2012 г. Городской социальный стандарт увеличился до 12 тыс. руб.

На региональную социальную доплату к пенсии неработающим пенсионерам запланировано на пять лет более 600 млрд руб.

На реализацию подпрограммы в течение пяти лет предусмотрено израсходовать около 1,5 трлн руб. (за счет всех источников финансирования).

Подпрограмма 3. "Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Цель — обеспечение равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Задачи:

— повышение эффективности оказания реабилитационных услуг;

— повышение доступности объектов городской инфраструктуры и рынка труда для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Развитие условий и новых форм содействия занятости инвалидов. Поставлена задача выйти на показатель занятости в 84% из числа трудоспособных инвалидов: будет создано более 125 тыс. рабочих мест; до конца 2016 г. планируется довести число квотируемых рабочих мест до 40 тыс.

Одним из определяющих элементов качества жизни инвалидов является уровень их медицинского обслуживания и социальной реабилитации.

За период 2012—2016 гг. планируется открыть 26 реабилитационных площадок. Реализация программных мероприятии позволит охватить реабилитационными услугами к 2016 г. 97% инвалидов против 79% в 2011 г.

В целом на технические средства реабилитации (TCP) из бюджета города планируется израсходовать за пять лет более 7 млрд руб., что позволит обеспечить уже к 2015 г. 100% потребности инвалидов.

Доступная среда для инвалидов и маломобильных групп населения. Задачи по созданию безбарьерной городской среды:

— приспособление общественных зданий и прилегающих к ним территорий;

— адаптация дорожной инфраструктуры и средств транспорта;

- приспособление сложившегося жилищного фонда.

К 2016 г. доля всех доступных социально-значимых объектов будет доведена до 85%.

Подпрограмма 4. "Профилактика социальной исключенности"

Цель — преодоление социального сиротства и крайних форм проявления бедности. Задачи:

- развитие семейных форм устройства и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— профилактика и преодоление крайних форм проявления бедности и социальной исключенности.

Подпрограмма 5. "Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы"

Цель — повышение эффективности системы социальной поддержки населения.

Задачи:

— развитие принципов адресного подхода к оказанию нуждающимся гражданам социальной помощи;

- развитие сети учреждений социальной защиты, стимулирование негосударственного сектора в сфере предоставления социальных услуг.

Таким образом, в Москве реализуется активная, масштабная последовательная политика социальной поддержки.

В совершенствовании работы данного направления для размещения политики социальной защиты населения имеется немало резервов. В условиях перехода общества к модернизации в столице разрабатываются специальные программы по оптимизации сети учреждений, повышения качества оказываемых услуг, внедрения инновационных технологий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 901; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.031 с.)