Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности формирования региональной социальной политикиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Россия является самой многосубъектной федерацией в мире. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов РФ. К исключительному ведению Российской Федерации относятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области социального развития (п. "е" ст. 71 Конституции РФ). За федеральным уровнем закреплены: — принятие парламентских актов, регулирующих общие принципы социальной политики; - определение единых федеральных минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, социальных пособий, образования, культуры, медицинского обслуживания; - формирование внебюджетных государственных социальных фондов; — определение условий и порядка компенсации денежных доходов и сбережений населения в связи с инфляцией; — финансирование федеральных объектов социальной инфраструктуры. Субъекты РФ самостоятельно за счет своих бюджетов осуществляют полномочия по решению социальных вопросов, разрабатывают концепции и программы социально-экономического развития. Сегодня в социальной политике на первый план выдвигается проблема четкого разделения сфер реализации государственной социальной политики между федеральным центром и субъектами РФ. Отношения типа "центр— регион", "регион—регион" сложные и противоречивые. В них переплетаются разноуровневые процессы, сталкиваются противоречивые интересы, рассмотрение которых требует разработки и применения новых приемов их согласования. Как отмечается в учебнике "Социальная политика" под ред. Н. А. Волгина, "центр" возлагает на себя функций по формированию: — целей и задач государственной социальной политики; — норм поведения государственных органов по отношению к социальным проблемам граждан; — механизмов обеспечения социальных гарантий. Концепция государственной социальной политики включает в себя позиции по: — передаче все больших социальных функций в регионы (к сожалению, на практике не подкрепляемая передачей соответствующей доли бюджетных средств); — перенесению большей доли финансирования социальных расходов на сбережения граждан; — снятию ограничений в социально-трудовой сфере, созданию возможностей в увеличении доходов граждан; — поддержанию оптимального уровня занятости. Формирование социальной политики на уровне региона достаточно новое явление в России, поскольку до начала рыночных реформ регион не являлся самостоятельным носителем социально-экономических отношений и практически не представлял собой самостоятельный субъект региональной политики, хотя региональные проблемы социального развития существовали всегда, и на уроне региона осуществлялась реализация социальной политики по сформированным "центром" правилам. Сегодня, наоборот, органы государственного и общественного управления региона становятся главным субъектом социальной политики в регионе. Социальная политика на уровне региона может стать эффективной лишь при формировании на основе системного подхода, включающего в себя следующие этапы: — формулировка целей; — разработка понятийного аппарата; — анализ причин и следствий; — выработка путей и средств достижения целей; — определение критериев оценки и механизмов принятия решений; — разработка механизма (индикаторов) определения и процедур анализа состояния социальных процессов; — составление перечня социальных услуг, социальных стандартов и норм, определяющих степень обеспечения социальных гарантий; — разработка показателей социальной структуры и социальной инфраструктуры, норм обеспечения социальными услугами; — разработка функциональных обязанностей субъектов социальной политики, определение механизма разграничения полномочий и ответственности в развитии социальной сферы каждого региона. В региональной социальной политике можно выделить следующие аспекты, по которым происходит управление социальными процессами в регионе: - политика в области повышения денежных доходов и уровня жизни населения; - бюджетные и налоговые основы социальной политики; — политика в сфере занятости и функционирования рынка труда; - политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры. Субъекты РФ развивают и реализуют целевые программы, предоставляют адресную социальную помощь, обеспечивают работу и финансирование учреждений социальной инфраструктуры, решают комплекс проблем в области труда, занятости, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения и т.д. Таким образом, региональная социальная политика и система мер по управлению функционированием социальной сферы направлены па устойчивое социальное развитие региона. Региональная социальная политика может формироваться и реализовываться в регионах России лишь на базе согласования социально-экономической политики Российского государства и субъекта РФ. Конкретные направления социально политики в регионе (приоритеты, механизмы реализации, меры) в значительной степени зависят от социально-экономического состояния специфики территории. Одним из направлений региональной социальной политики является политика социальной защиты. Социальная защита-политика и целенаправленные действия государства, обеспечивающие различным категориям населения комплексное решение различных задач, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере сто прав, свобод, законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия. Основными формами социальной защиты являются: — законодательно определенные социальные гарантии и их удолетворении на основе базовых стандартов и нормативов; — регулирование доходов и расходов малообеспеченным категориям населения; — формирование мер социальной поддержки; — развитие социальных услуг; — формирование социальных программ. Рассмотрим в следующих параграфах опыт реализации политики социальной защиты населения на примере крупного мегаполиса — города Москвы. Политика социальной поддержки населения на примере города Москвы В Москве принята Государственная программа "Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012— 2016 годы", цель которой — повышение уровня и качества жизни граждан, нуждающихся в социальной поддержке, сокращение бедности за счет развития адресных форм социальной защиты населения. Задачи Государственной программы: — улучшение качества социального обслуживания и введение новых форм социальных услуг для населения; — повышение эффективности мер социальной поддержки за счет развития и усиления адресного оказания социальной помощи жителям Москвы; — сокращение уровня бедности и социальной исключенность. Ожидаемые результаты реализации программы: — увеличение до 100% доли ветеранов ВОВ, охваченных социальными услугами, от числа обратившихся; - увеличение до 90% доли инвалидов, охваченных реабилитационными услугами; - увеличение до 84% доли трудоустроенных инвалидов в общей численности инвалидов, имеющих трудовые рекомендации; - увеличение до 85% доли граждан, обеспеченных санаторно-курортным лечением в общем числе граждан, имеющих право на льготное санаторно-курортное обслуживание; — увеличение до 80% доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи, от числа детей-сирот; — увеличение до 48% доли бедных семей с детьми, вышедших из состояния бедности за счет выплат из бюджета города Москвы, от численности семей с детьми, имеющих душевые доходы ниже величины ПМ до выплаты; - увеличение до 30% доли жизнеустроенных бездомных граждан, от общего числа обратившихся в социальные учреждения. Основные принципы формирования программы: — смягчение крайних форм неравенства; - сохранение и развитие всех публично-нормативных обязательств. Приоритетное оказание мер социальной поддержки и услуг следующим категориям населения: ветеранам ВОВ, ветеранам труда, инвалидам, семьям с детьми, гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; — обеспечение социальной интеграции всех жителей города, в том числе инвалидов и других маломобильных групп населения; — усиление социальной ответственности граждан, получающих социальную помощь, повышение адресности социальной поддержки, преодоление иждивенчества. В программу входят следующие подпрограммы. 1. Социальная поддержка семей с детьми. 2. Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей. 3. Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп. 4. Профилактика социальной исключенность. 5. Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы. Подпрограмма 1. "Социальная поддержка семей с детьми" Цель — создание условий для социальной и экономической устойчивости семей с детьми. Задачи: - сокращение уровня бедности среди семей с детьми; развитие адресной социальной помощи для семей с детьми. Задачи, направленные на укрепление семьи: - модернизация системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, развитие новых технологий и форм, направленных на выявление семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положении; - расширение перечня услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания семьям с детьми; — расширение перечня мероприятий, направленных на повышение ответственности родителей за воспитание и содержание своих детей; расширение информационного пространства и повышение уровня информированности семей с детьми о системе социальной поддержки. Подпрограмма 2. "Социальная поддержка старшего поколения, ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и членов их семей" Цель — формирование комфортных условий для активного долголетия старшего поколения. Задачи: — повышение уровня материального обеспечения пенсионеров; - увеличение охвата социальными услугами граждан старшего поколения. Основные результаты подпрограммы: — сокращение с 6,5% до 3% доли пенсионеров с душевыми денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума; — доведение до 85% удельного веса граждан, обеспеченных санаторно-курортным лечением от числа обратившихся; - доведение до 100% доли ветеранов ВОВ, охваченных социальными услугами; — увеличение до 90% удельного веса граждан пожилого возраста и инвалидов, охваченных социальным обслуживанием. С 2012 г. Городской социальный стандарт увеличился до 12 тыс. руб. На региональную социальную доплату к пенсии неработающим пенсионерам запланировано на пять лет более 600 млрд руб. На реализацию подпрограммы в течение пяти лет предусмотрено израсходовать около 1,5 трлн руб. (за счет всех источников финансирования). Подпрограмма 3. "Социальная интеграция инвалидов и формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения. Цель — обеспечение равных возможностей во всех сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Задачи: — повышение эффективности оказания реабилитационных услуг; — повышение доступности объектов городской инфраструктуры и рынка труда для инвалидов и других маломобильных групп населения. Развитие условий и новых форм содействия занятости инвалидов. Поставлена задача выйти на показатель занятости в 84% из числа трудоспособных инвалидов: будет создано более 125 тыс. рабочих мест; до конца 2016 г. планируется довести число квотируемых рабочих мест до 40 тыс. Одним из определяющих элементов качества жизни инвалидов является уровень их медицинского обслуживания и социальной реабилитации. За период 2012—2016 гг. планируется открыть 26 реабилитационных площадок. Реализация программных мероприятии позволит охватить реабилитационными услугами к 2016 г. 97% инвалидов против 79% в 2011 г. В целом на технические средства реабилитации (TCP) из бюджета города планируется израсходовать за пять лет более 7 млрд руб., что позволит обеспечить уже к 2015 г. 100% потребности инвалидов. Доступная среда для инвалидов и маломобильных групп населения. Задачи по созданию безбарьерной городской среды: — приспособление общественных зданий и прилегающих к ним территорий; — адаптация дорожной инфраструктуры и средств транспорта; - приспособление сложившегося жилищного фонда. К 2016 г. доля всех доступных социально-значимых объектов будет доведена до 85%. Подпрограмма 4. "Профилактика социальной исключенности" Цель — преодоление социального сиротства и крайних форм проявления бедности. Задачи: - развитие семейных форм устройства и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; — профилактика и преодоление крайних форм проявления бедности и социальной исключенности. Подпрограмма 5. "Модернизация и развитие системы социальной защиты населения города Москвы" Цель — повышение эффективности системы социальной поддержки населения. Задачи: — развитие принципов адресного подхода к оказанию нуждающимся гражданам социальной помощи; - развитие сети учреждений социальной защиты, стимулирование негосударственного сектора в сфере предоставления социальных услуг. Таким образом, в Москве реализуется активная, масштабная последовательная политика социальной поддержки. В совершенствовании работы данного направления для размещения политики социальной защиты населения имеется немало резервов. В условиях перехода общества к модернизации в столице разрабатываются специальные программы по оптимизации сети учреждений, повышения качества оказываемых услуг, внедрения инновационных технологий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 939; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.30 (0.012 с.) |