Лекция 8. Система социального партнерства: взаимодействие властных структур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 8. Система социального партнерства: взаимодействие властных структур



История становления, сущность, содержание социального партнерства

Социально-правовое поле социального партнерства может определить порядок взаимодействия в трудовых отношениях. Основные принципы социального партнерства заключаются в обеспечении адресной социальной поддержки работающих; недопустимости проведения социальных реформ за счет снижения качества жизни отдельных категорий трудящихся; доступности и предоставлении основных социальных благ, общего и профессионального образования, медицинского обслуживания и т.д. Ключевые моменты социального партнерства отражены на рис. 8.1.

Важнейшими целями социального партнерства в трудовых отношениях являются: согласование и защита интересов специалистов и работников, содействие решению их актуальных материальных, экономических, социальных и бытовых задач, углубление демократии, формирование социальной стабильности и сплоченности работников коллектива.

Рис. 8.1. Ключевые моменты социального партнерства в трудовых отношениях

Для решения социальных проблем работников учреждений социальной сферы используются следующие формы и технологии социального партнерства:

— система соглашений и договоров;

— разработка и реализация совместных социально значимых проектов и программ; разработка и апробация новых социальных технологий;

— проведение совместных акций и мероприятий;

- консультирование и информационный обмен (круглые столы, форумы, семинары, конференции, переговорные площадки и т.п.);

- создание попечительских советов и некоммерческого партнерства для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей в удовлетворении нематериальных потребностей граждан, их законных интересов, а также в сфере защиты прав, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи;

- социальное инвестирование (финансовая помощь, выделяемая на реализацию совместных социальных проектов и программ, направленных на снижение социальной напряженности и повышение уровня жизни работающих в учреждении социальной сферы);

грант (целевое безвозмездное и безвозвратное финансирование социально значимых программ, проектов и мероприятий, осуществляемых некоммерческими организациями или физическими лицами, не являющимися предпринимателями)'.

Концепция социального партнерства основанная на переговорах, посредничестве, экспертизе, сотрудничестве, консультациях, играет важную роль в решении многих проблем социально-трудовой сферы. Социальное партнерство является основой взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира и общественного развития. Социальное партнерство осуществляется путем взаимных консультаций, переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров и принятия совместных решений.

Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли коллективных договоров и соглашений являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход к договорному регулированию отношений, от "единства интересов" работодателей и работников -к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству.

Статья 26 Трудового кодекса РФ предусматривает территориальный уровень социального партнерства, устанавливающий условия регулирования социально-трудовых отношений в сфере труда в одном муниципальном образовании. Кодекс устанавливает трудовые нрава и обязанности работников, регламентирует взаимоотношения сторон при заключении трудового договора между работниками и работодателями, определяет содержание коллективного договора и порядок его разработки; регулирует продолжительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы оплаты труда, возмещение ущерба, определяет обязанности работников но соблюдению трудовой дисциплины, в том числе по охране труда. Кодекс регулирует применение труда женщин, молодежи и инвалидов, устанавливает, что на всех предприятиях, в учреждениях, органах создаются здоровые и безопасные условия труда.

В сфере трудовых отношений существенную роль играют коллективные переговоры — переговоры, которые проводятся между работодателем, с одной стороны, и одной или несколькими организациями трудящихся — с другой, в целях определения условий труда и занятости и (или) регулирования отношений между работодателями и работниками, и (или) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников. В соответствии с российским законодательством (ст. 27 Трудового кодекса РФ) коллективные переговоры являются одной из форм социального партнерства. Общепринятый документ в учреждениях социальной сферы в нашей стране — коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

В соответствии с российским законодательством формируются органы социального партнерства — комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые создаются для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективного договора, соглашений, их заключения и организации контроля за выполнением коллективного договора и соглашений на всех уровнях.

Немаловажное значение имеет в системе трудовых отношений и социального партнерства работа по охране труда. Этот вид деятельности осуществляется разными ведомствами, наделенными правами государственного контроля (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госатомнадзор, Госпожнадзор), равно как и наделенными полномочиями ответственными работниками, кроме того, осуществляется профсоюзный контроль за охраной труда работников. Обеспечение безопасности труда человека в учреждении социальной сферы является одной из актуальных проблем в современный период. Травмы и несчастные случаи в учреждениях и социальных организациях означают физические страдания и, зачастую, смерть людей, а также влекут за собой огромные экономические потери. Ответственность за состояние охраны труда возлагается на работодателя. Согласно Кодексу условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными.

Кодекс устанавливает право работника на получение льгот и компенсаций за работу с вредными и опасными условиями труда, возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой, право на отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности рабочего времени, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и работ, право на объединение в профессиональные союзы, право на социальное обеспечение при утрате трудоспособности и в иных условиях, установленных законом в случае, а так же право работника на судебную защиту его трудовых прав.

В учреждениях системы социальной защиты формируются и развиваются социально-трудовые отношения, понимаемые как разнообразие экономических, психологических и правовых взаимосвязей индивидуумов и социальных групп, возникающих в процессах трудовой (социальной) деятельности, обеспечения рабочими местами и в связи с оказанием разнообразных социальных услуг. Субъектами социально-трудовых отношений являются: социальный работник, союз наемных работников (профсоюз), работодатель, союз работодателей, государство.

Концепция социального партнерства, основанная на переговорах, посредничестве, экспертизе, сотрудничестве, консультациях, играет важную роль в решении многих проблем социально-трудовой сферы. Социальное партнерство является основой взаимоотношений между работниками (профсоюзами, их объединениями, ассоциациями), работодателями (их объединениями, ассоциациями), органами власти, органами местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-трудовым и связанным с ними экономическим вопросам, обеспечения социального мира и общественного развития. Социальное партнерство осуществляется путем взаимных консультаций, переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров и принятия совместных решений. Расширение договорных начал в сфере регулирования трудовых отношений, повышение роли коллективных договоров и соглашений являются результатом реализации новой политики государства в этой области. Осуществляется переход к договорному регулированию отношений, от "единства интересов" работодателей и работников — к поиску взаимоприемлемых условий совместной работы, к социальному партнерству. Многолетняя деятельность МОТ, мировой опыт показывают, что социальное партнерство — не только средство стабилизации политического и экономического развития. Становится понятным, что одним из условий эффективности рыночной экономики является создание и поддержание условий для социального партнерства, основанного на взаимном уважении сторон в трудовых отношениях, понимании проблем друг друга, поиске компромиссных путей решения. Возможно, более точным был бы термин "социальный диалог" как система взаимоотношений экономически неравноправных партнеров, но заинтересованных в поиске взаимоприемлемых вариантов сотрудничества. Однако российское законодательство приняло формулу "социальное партнерство".

Понятие "социальное партнерство" сегодня интерпретируется шире, чем это было принято в исторический период индустриализации — феномен распространяется не только на сферы производства, строительства, транспорта, но и на гуманитарную сферу работы с человеком, на связи государственных органов с общественными институтами.

История становления социального партнерства как специфического типа общественных отношений формировалось в результате длительной социальной эволюции, сопровождалось поиском путей разрешения конфликтов между конфликтующими сторонами. Итальянский государственный деятель Н. Макиавелли (1469—1527) сделал первые попытки системного анализа социальных отношений в условиях конфликтов и способа воздействия на них. Английский философ Ф. Бэкон (1561 — 1626) дал теоретический анализ системы социально-трудовых отношений. Шотландский экономист и философ Адам Смит (1723— 1790) определил противоборство сторон как источник поступательного развития общества. Немецкие философы Г. Лейбниц (1646-1716) и И.Кант (1724-1804) придерживались того мнения, что состояние мира и согласия между людьми должно достигаться на основе компромисса и договора в общественно-экономической жизни.

Первый российский документ, регламентирующий социальные отношения, был издан в 1835 г. — "Положение об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму". Первые законы о труде приняты в 1882 и 1885 гг. после обострения взаимоотношений рабочих и владельцев ткацких фабрик. Первые коллективные договора в промышленности России были заключены в 1904—1905 гг. петербургскими металлургами, бакинскими нефтяниками, представителями других отраслей промышленности.

В начале XX в. профсоюзы постепенно легализовали свою деятельность, и в царской России трудовое законодательство начало оформляться после создания профсоюзов только в 1906 г.

Для разрешения противоречий создана в 1919 г. Международная организация труда (МОТ), являющаяся основной организацией ООН, в рамках которой представители трудящихся, работодателей и правительств па равных участвуют в разработке и принятии решений по широкому кругу социально-экономических вопросов.

Социальное партнерство — сравнительно молодо, термин появился после Первой мировой войны. Последовавший затем мировой экономический кризис 1929—1933 гг. и Вторая мировая война вызвали серьезные экономические и социальные потрясения в развитых капиталистических странах.

В Советской России была создана общественная система, где профсоюзы играли существенную роль в распределении благ через общественные фонды потребления. Вместе с тем функция переговоров по заработной плате не действовала, объединений работодателей не было: граждане являлись совместными собственниками средств, был общий интерес к развитию экономики в интересах всего населения страны. Новый КЗоТ 1922 г. признал нормативный характер колдоговорной кампании. С 1934 по 1937 гг. колдоговоры вообще не заключались, восстановились только Постановлением Совета Министров от 4 февраля 1947 г.

К 1980 г. в СССР сложилась обширная практика, и после принятия Закона "О трудовых коллективах" (1983) колдоговоры провозглашены важнейшей формой участия коллективов в управлении и самоуправлении.

Юридическая основа для формирования социально-партнерских отношений в постсоветской России впервые была определена Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. № 212 "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)". Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализации определены законодательными актами.

Российская модель социального партнерства характеризуется преобладающей ролью государства в регулировании социально-трудовых отношений; значением региональных особенностей для развития социального партнерства; многоуровневостью партнерства и широкой разновидностью заключаемых договоров и соглашений, а также некоторыми другими особенностями.

Одна из особенностей российской модели социального партнерства в том, что в отличие от стран Запада она начала формироваться не в условиях зрелого капиталистического общества, а на начальном этапе становления рыночных отношений в России. Непосредственное воздействие на ее становление оказали такие негативные обстоятельства, как резкий спад экономики в постсоветский период, катастрофическое ухудшение социальной ситуации в стране, неразвитость правовой базы рыночных отношений и собственно социального партнерства, невысокая степень ассоциированности работодателей, слабость профсоюзов, сформировавшихся в условиях иной общественно-политической формации и т.д.

В Российской Федерации социальное партнерство осуществляется на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном и локальном уровнях в формах: коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению; взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений и т.д.; участия работников, их представителей в управлении организацией; участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Основания классификации социального партнерства:

— по роли и месту властных структур, органов государственного управления в системе социального партнерства;

— по механизму правового регулирования договорного процесса;

— по уровню участия работников в управлении предприятием, организацией;

— по характеру взаимодействия профсоюзов с институтами государственной власти, местного самоуправления;

— по специфике взаимоотношений профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей;

— по политической ориентации системы социального партнерства (социал-демократическая, консервативная, социалистическая и др.).

Основные формы реализации социального партнерства:

— заключение различных трехсторонних (двухсторонних) соглашений и договоров;

— проведение консультаций между сторонами;

— обмен информацией но проблемам, интересующим обе стороны;

— принятие совместных актов и документов.

В мировой практике придерживаются основных принципов социального партнерства, а именно:

— принцип трипартизма предполагает равноправное участие работников и работодателей (или их представителей), а также органов государственной власти в обсуждении вопросов социально-трудовой сферы и принятии соответствующих документов;

— принцип бипартизма предполагает двустороннее взаимодействие работников и работодателей без непосредственного участия в этом процессе представителей власти.

Помимо вышеназванных принципов социального партнерства относятся следующие принципы:

— многоуровневое сотрудничество, т.е. взаимодействие между государственными органами, работодателями и работниками на предприятиях, в отраслях и регионах, а также в общенациональном масштабе;

— демократичность, законность, добровольность, равноправие сторон;

— обязательность исполнения коллективных договоров и соглашений;

— социальный диалог, свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих содержание соглашений и договоров, обязательность их исполнения, ответственность сторон за неисполнение принятых соглашений и договоров;

— социальная справедливость, уважение, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей;

— толерантность, компромисс, консенсус. Механизмы функционирования социального партнерства

в России:

— законодательное оформление социального партнерства в законах и нормативных актах РФ, субъектов РФ и нормативных актах соответствующих органов государственной власти;

— постоянная работа представителей сторон, экспертов, изучающих и анализирующих состояние и проблемы социального партнерства;

— постоянный переговорный процесс между представителями работников (профсоюзов), объединений работодателей и органов государственной власти;

— постоянно действующие комиссии (трехсторонние) но регулированию социально-трудовых отношений;

- нормативное закрепление и соблюдение процедур согласования интересов сторон;

- система контроля выполнения принятых соглашений и договоров.

В организации и развитии социального партнерства большая роль принадлежит государству, выступающему в трех ипостасях: разработчика законодательства (законодателя), посредника между работниками и работодателями (арбитра), а также непосредственно собственника средств производства, т.е. работодателя.

Социальная ответственность государственной власти состоит в создании эффективно функционирующей системы социальных гарантий для представителей различных групп и слоев общества, в обеспечении условий для свободного развития, максимального раскрытия творческого потенциала каждого индивида, в обеспечении личной безопасности граждан, поддержании здоровой среды их обитания.

Социальная ответственность бизнеса заключается в обеспечении работодателем надлежащих условий труда наемных работников и его оплаты, а также во внесении существенного вклада в повышение общественного благосостояния.

Социальная ответственность профсоюзов определена теми задачами, которые они призваны решать в качестве защитников социально-экономических интересов и трудовых прав работников. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определяет правовой статус профсоюзов: устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти и местного самоуправления, работодателями и их объединениями, другими общественными организациями, юридическими лицами и гражданами.

В отечественной и зарубежной практике социальное партнерство рассматривается как система отношений в социально-трудовой и общественной сферах.

В сфере социально-трудовых отношений социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работодателями или их представителями, работниками или их представителями, органами государственной власти, местного самоуправления, направленная на согласование интересов по вопросам регулирования трудовых отношений.

В сфере общественных отношений социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений негосударственных, некоммерческих организаций с объединениями бизнеса, органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на согласование и защиту интересов различных социальных и профессиональных групп, бизнеса и органов власти на основе договоров, соглашений по актуальным проблемам экономического, социально-политического и духовного развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.04 с.)