ТОП 10:

Социальное партнерство государственной власти с некоммерческими организациями в городе



Важнейший механизм создания гражданского общества в России — социальное партнерство государственной власти с некоммерческими организациями. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Система социального партнерства государственной власти с некоммерческими организациями реализуется на уровне субъектов РФ, примером которых может служить Москва, где разработана стратегия социального партнерства, правовой основой которой являются: соответствующие федеральные законы, Устав города Москвы, принятый Законом г. Москвы от 28 июня 1995 г., нормативные правовые акты г. Москвы, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, среди них Законы г. Москвы от 11 ноября 2009 г. № 4 "О социальном партнерстве в городе Москве", от 12 апреля 2000 г. № 8 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями", Генеральное соглашение, Московское трехстороннее соглашение, а также Концепция развития взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с общественными и иными некоммерческими организациями на 2006—2010 гг., одобренная постановлением Правительства Москвы от 25 июля 2006 т. №564-ПП, и др.

В Российской Федерации зарегистрировано более 30 тысяч некоммерческих организаций. Из общего количества формально зарегистрированных организаций реально действующими являются примерно 38% — 10—15 тыс. НКО (активно работающие — более 6500 ПКО). В ПКО трудится 1,28% (по Российской Федерации — 0,92%) экономически активного населения (около 80 тыс. чел.).

В настоящее время в Москве зарегистрировано около 17 тыс. общественных и иных некоммерческих организаций, многие из которых активно взаимодействуют с органами государственной власти. Ежегодно в Москве регистрируется в среднем 700 общественных, некоммерческих организаций. Деятельность большинства некоммерческих организаций, действующих в Москве, направлена на формирование здорового образа жизни, возрождение и сохранение народной духовности, национальной культуры и искусства, благотворительность, просвещение, стимулирование развития форм малого предпринимательства, создания условий для реализации коммерческих инициатив.

Органы власти Москвы взаимодействуют с негосударственными некоммерческими организациями на основе принципов:

— признания права негосударственных некоммерческих организаций на участие в формировании и реализации мероприятий городской политики в социальной сфере;

— сотрудничества органов власти города Москвы и негосударственных некоммерческих организаций;

— поддержки деятельности негосударственных некоммерческих организаций, добровольческой деятельности, целевых социальных программ негосударственных некоммерческих организаций, общественно-гражданских инициатив;

— гласности;

— контроля со стороны органов власти города Москвы за целевым и рациональным использованием бюджетных средств, предоставленных негосударственным некоммерческим организациям в соответствии с законодательством города Москвы-.

Формами взаимодействия органов власти Москвы с негосударственными некоммерческими организациями являются:

— выработка согласованных решений по осуществлению социально ориентированной политики, экономических преобразований в городе Москве на основе соглашений между органами государственной власти и некоммерческими организациями;

— поддержка в установленном порядке деятельности некоммерческих организаций, размещение социального заказа;

— выделение грантов (субсидий) и контроль над их использованием;

— предоставление негосударственным некоммерческим организациям льгот неналогового характера;

— координация деятельности и совместная разработка целевых социальных программ;

— предоставление информации о проводимой в городе социально-экономической и бюджетной политике, о мероприятиях, связанных с деятельностью негосударственных некоммерческих организаций; методическая, консультационная, организационная помощь;

— участие в разработке проектов законов города Москвы, городских целевых программ и программ социально-экономического развития административных округов города Москвы;

— организация и обеспечение экспертно-аналитической деятельности;

— развитие механизмов общественного мониторинга, включая общественный контроль и общественный мониторинг хода реализации и результатов социальных реформ;

— дискуссии, общественные слушания, переговорные площадки, "горячие линии", общественные приемные и иные формы диалога и обмена мнениями между властью, обществом и бизнесом по широкому спектру вопросов общественного и социально-экономического развития;

— содействие в разработке и реализации пилотных проектов, действующих моделей инновационных социальных технологий, направленных на решение проблем общественного развития;

— расширение практики подготовки и проведения совместных социально значимых акций и мероприятий;

— организация и обеспечение образовательно-просветительской деятельности, оказание методической, консультативной и иной помощи территориальным органам исполнительной власти города Москвы, общественным и иным некоммерческим организациям и бизнес-структурам в выстраивании взаимодействия, социального партнерства, осуществлении общественного контроля и экспертной деятельности;

— формирование позитивно и конструктивно направленного информационного пространства между властью, обществом и бизнесом, информационного обмена.

Социальное партнерство государственной власти города Москвы с некоммерческими организациями осуществляется с помощью механизмов:

— осуществление целевых программ Москвы, района Москвы;

— формирование и размещение социального заказа;

— создание системы межпрофильных и межотраслевых соглашений и договоров;

— постоянно действующие общественные и государственно-общественные советы, городские и окружные собрания общественного и хозяйственного активов, совещания, рабочие и экспертные группы и комиссии;

— проведение конкурсов социально значимых программ, социальный заказ, грантовые программы;

— общественные советы различного функционального назначения при Правительстве Москвы, префектурах административных округов города Москвы, управах районов города Москвы;

— деятельность Городского общественного консультативного Совета по взаимодействию органов государственной власти города Москвы с негосударственными (неправительственными) некоммерческими организациями города Москвы;

— проведение ежегодного Московского гражданского форума;

— проведение ежегодных городских и окружных ярмарок социальных проектов и программ;

— постоянно действующая биржа социальных проектов и программ некоммерческих организаций на базе системы информационной поддержки некоммерческих организаций в сети Интернет.

Основными сферами сотрудничества государственной власти и некоммерческих организаций в социальной сфере столицы являются:

— совершенствование системы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения;

— установление стандартов качества социального обслуживания, расширение числа организаций, действующих в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

— обеспечение в установленном порядке условий доступа некоммерческих организаций, работающих в интересах инвалидов, на рынок социальных услуг, в том числе в качестве соисполнителей городского заказа по созданию удобной для инвалидов городской среды;

— создание условий, обеспечивающих участие некоммерческих организаций, работающих в интересах инвалидов, в разработке и реализации механизмов общественной экспертизы и общественного контроля по вопросам формирования и обеспечения удобной для инвалидов городской среды;

— совершенствование правовой базы города Москвы в части установления льготной арендной платы для некоммерческих организаций инвалидов, детей и других социально незащищенных групп населения;

— разработка механизмов контроля над эффективным использованием нежилых помещений и других неналоговых льгот, предоставляемых некоммерческим организациям для выполнения социально значимых проектов и программ;

— выработка оценочных критериев эффективности деятельности иных некоммерческих организаций;

— привлечение некоммерческих организаций к оказанию содействия в трудоустройстве инвалидов трудоспособного возраста;

— расширение участия некоммерческих организаций в благотворительной деятельности;

— совершенствование механизмов взаимодействия институтов гражданского общества и органов государственной власти города Москвы в обеспечении соблюдения принципов социальной справедливости;

— участие некоммерческих организаций в разработке и реализации социальной политики в городе Москве, направленной на решение проблем демографии, поддержку материнства, детства, семьи;

— участие некоммерческих организаций в профилактике негативных явлений в подростковой и молодежной среде;

— привлечение некоммерческих организаций к решению проблем занятости, обучению и переподготовке лиц с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда;

— расширение участия некоммерческих организаций в воспитании толерантного сознания жителей и профилактике экстремизма и ксенофобии, в укреплении межэтнической стабильности и социальной безопасности москвичей;

— совершенствование системы защиты прав потребителей, привлечение некоммерческих организаций по защите нрав потребителей к решению проблем качества товаров и услуг потребительского назначения.

Сформирована разветвленная инфраструктура взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с институтами гражданского общества, включающая в себя созданную сеть профильных учреждений и организаций: государственные учреждения города Москвы "Дом общественных организаций (Центр по связям с общественными объединениями)", "Дом детских общественных организаций" Комитета общественных связей города Москвы с окружными филиалами, общественная организация "Московский Дом ветеранов (пенсионеров) войн и Вооруженных Сил", Государственное учреждение города Москвы "Московский Дом национальностей", негосударственное учреждение "Центр взаимодействия общественных и государственных структур "Социальное партнерство" и общественные (общественно-государственные) институты: Городской и окружные общественные консультативные советы по взаимодействию органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями города Москвы, Городской Координационный Совет по государственной поддержке развития детского движения Москвы, Московский городской Совет пенсионеров, ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов, государственно-общественные координационные советы и др.

Опыт социального партнерства государственной власти с некоммерческими организациями в Москве свидетельствует, что установление партнерских отношений с негосударственными некоммерческими организациями позволяет власти города решать социально-экономические проблемы, снизить финансовые затраты, что способствует: построению механизмов адресной социальной помощи; содействию переходу общественных организаций из позиции просителей к выходу на самообеспечение и оказание населению социальных услуг; передаче некоммерческим организациям третьего сектора некоторых административных функций на основе конкурсность социального и муниципального заказа; привлечению в город путем создания силами НКО социально значимых проектов и программ, инвесторов и доноров, дополнительного финансирования из федеральных программ и от отечественных и зарубежных благотворительных фондов; использованию ресурсов благотворительности и потенциала волонтерской деятельности, росту активности москвичей, что в конечном итоге обеспечит повышение качества и уровня жизни москвичей, позволит консолидировать общество.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.13.39 (0.009 с.)