Роль профсоюзов в системе социального партнерства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль профсоюзов в системе социального партнерства



Значение и роль профсоюзов в системе социального партнерства подтверждена историей формирования рыночных отношений. Однако в настоящее время происходит изменение расклада сил в трудовых отношениях и роли партнеров, а именно ослабление профсоюзов, усиление роли работодателей, изменение позиции государства.

Основные функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений:

- обеспечение условий труда рабочей силы;

- установление социальной справедливости, эффективной и гуманной экономики;

- защита прав и интересов работников в сфере труда и связанных с трудом отношениях.

Основные задачи профсоюзов в социальном партнерстве по регулированию социально-трудовых отношений:

— контроль начисления заработной платы;

— соответствие заработной платы с результатами труда;

— стимулирование труда и т.д.

Деятельность профсоюзов по формированию условий социального партнерства включает:

- формы, системы, размеры оплаты труда, денежные вознаграждения, пособия, компенсации;

- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции;

- занятость работников и противодействия безработице;

- профессиональное обучение персонала;

- мероприятия по улучшению условий и охраны труда работников;

- продолжительность отпусков, рабочего времени и времени отдыха;

- медицинское и социальное страхование работников;

- защита и учет интересов работников при приватизации организаций и ведомственного жилья;

- техника безопасности, охрана труда и здоровья работ-пиков.

В зависимости от сферы регулирования социально-трудовых отношений могут заключаться следующие соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения. Па федеральном уровне уже в течение ряда лет подписывается генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ. Генеральное соглашение — это важный этап в развитии социального диалога, который позволяет представителям трудящихся, работодателей и Правительства выработать согласованные позиции по основным принципам регулирования социальных отношений на федеральном уровне в соответствии с законодательством.

На федеральном уровне утверждаются не только основные направления социально-экономической политики, но и показатели (индикаторы) социального благополучия нации, системы социальных гарантий для всех слоев населения, меры по защите интересов субъектов трудовых отношений.

Генеральное соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и заключаемый между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей, Правительством РФ. На основе Генерального соглашения руководящие органы отраслей и российские объединения профсоюзов заключают тарифные отраслевые (межотраслевые) соглашения — правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли.

Как определено в ТК РФ, коллективные договоры представляют собой правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей. Договоры заключаются на срок от одного до трех лет. Заключение коллективных договоров — способ социальной защиты трудящихся. Ими охвачено 85% хозяйствующих субъектов между профкомами и администрацией для решения социально-экономических вопросов с учетом специфики предприятия или организации.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателей и работников по следующим вопросам:

- формы, системы и размеры оплаты труда;

— выплаты пособий и компенсаций;

— механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

— занятость, профессиональное обучение, условия высвобождения работников;

— рабочее время и время отдыха (включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков);

— улучшение условий и охраны труда работников; соблюдение интересов работников при приватизации

государственного и муниципального имущества;

— экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

— гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

— оздоровление и отдых работников и членов их семьей;

— частичная или полная оплата питания работников;

— контроль выполнения коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений;

— ответственность сторон;

— обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;

- порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;

— другие вопросы, определенные сторонами. Основные принципы создания комиссий по коллективным переговорам:

— добровольность участия сторон в деятельности комиссий;

— полномочность сторон;

— самостоятельность и независимость сторон при определении персонального состава своих представителей в комиссии.

Основные задачи комиссий по коллективным переговорам:

— согласование позиций сторон;

- проведение консультаций (проекты договоров и соглашений);

- ведение коллективных переговоров;

- подготовка проектов коллективных договоров и соглашений, их заключение;

- рассмотрение вопросов, возникающих в ходе выполнения договоров и соглашений;

- контроль выполнения коллективных договоров и соглашений.

Территориальная профсоюзная организация учреждений социальной защиты населения города Москвы (ТПО) объединяет более 22 тыс. членов профсоюза. В 2009 г. в рамках Московского трехстороннего соглашения в системе социальной защиты населения подписано Соглашение на 2009—2012 гг., на его основе действует 225 коллективных договоров (на 1 января 2010 г.).

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров в рамках генерального соглашения создан постоянно действующий орган — Российская трехсторонняя комиссия (РТК) по урегулированию социально-трудовых отношений. Она призвана устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики с учетом интересов трех действующих в производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон: государства, наемных рабочих и работодателей. В промежутках между заседаниями работу комиссии обеспечивает координационный совет, которым руководит координатор трехсторонней комиссии, назначенный Указом Президента РФ. Аналогичные комиссии созданы во всех субъектах РФ.

Важное место в системе социального партнерства отведено службе по урегулированию коллективных трудовых споров. В ее состав входят соответствующий департамент Минтруда России, территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ.

Социальное партнерство в сфере занятости и профессионального образования

В сферу социального партнерства включены не только трудовые отношения, но и занятость различных групп населения, профессиональное образование и обучение (подготовка, повышение квалификации и переподготовка) кадров. Механизм социального партнерства в этой сфере представляется как согласование специфических интересов и социальных функций партнеров, обеспечивающие осуществление скоординированных действий в отношении общей цели.

Основные направления социального партнерства в сфере занятости и противодействия безработице:

— рост занятости населения и преодоления дефицита рабочих мест (активность всех источников);

— развитие системы начального, среднего и высшего профессионального образования;

— развитие внутрифирменного обучения персонала;

— развитие системы непрерывного образования;

— развитие предпринимательства;

— повышение эффективности программ и услуг для повышения конкурентоспособности безработных и возвращение их к активной трудовой деятельности;

— обоснованная миграционная политика и новая концепция освоения северных и восточных регионов, защита внутреннего рынка труда.

Понятие "социальное партнерство" применительно к профессиональному образованию представляет собой систему договорных отношений образовательных учреждений с работодателями, службами занятости, профсоюзами, родителями и т.п., позволяющих отслеживать и адекватно реагировать на динамику развития рынка труда, объемы и структуру востребованных профессий, а также диктуемые обществом социально-культурные приоритеты.

Учреждения профессионального образования взаимодействуют с рынком труда опосредованно через образовательные услуги, которые оказываются учреждениями профессионального образования и обусловливаются потребностями отдельных категорий населения, рынка труда и общества в цс. юм.

Наиболее актуальные задачи дальнейшего развития социального партнерства учреждений профессионального образования с субъектами рынка труда:

— разработка и осуществление маркетинговой стратегии, основанной па изучении ситуации на рынке труда и его прогнозных характеристик;

— проведение учреждениями профессионального образования гибкой политики поведения на рынке труда;

— создание системы постоянного мониторинга и прогноза потребностей рынка труда в профессионально-квалификационном разрезе как основы для определения объемов и структуры подготовки квалифицированных кадров для всех уровней образования;

- разработка и организация функционирования механизма создания современных квалификационных требований (профессиональных стандартов) для различных категорий работников как базы для проектирования образовательных стандартов и учебно-методических материалов;

— развитие профессиональной ориентации населения и, прежде всего, учащихся общеобразовательных учреждений;

- развитие системы профессионального обучения безработных и нетрудоустроенных выпускников учреждений профессионального образования.

Социальное партнерство в сфере профессионального образовании в условиях рыночной экономики подразумевает подготовку конкурентоспособных работников нового типа, которые владеют более широкими умениями и компетенцией, могут работать в команде, создавать и эффективно использовать новую технику и технологию.

Система профессионального образования, как одна из инерционных систем, должна постоянно адаптироваться, изменяться, чтобы находить новые способы взаимодействия с социумом, соответствовать новым требованиям. Это достигается созданием механизма взаимодействия учреждений профессионального образования с внешней средой посредством социального партнерства.

Несмотря на проблемы, в настоящее время, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов складывается определенная система социального партнерства в сфере профессионального образования и обучения кадров. Формы работы образовательных учреждений с социальными партнерами можно разделить на договорные и организационные. Договорные формы включают в себя все виды взаимодействия на основе двухсторонних и многосторонних договоров. Организационные, помимо наличия договоров, предполагают создание совместных органов по координации социального партнерства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.012 с.)