Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законодательное и договорное регулирование заработной платы и доходов населения
Государственное регулирование заработной платы, пенсий и других доходов населения включает в арсенал своих средств широкий круг законодательных, нормативных и организационных механизмов, призванных обеспечивать выполнение следующих функций: - установление минимально необходимого уровня доходов населения (заработной платы, пенсий, стипендий, пособий) с позиции социальных гарантий жизнедеятельности населения и применения с этой целью набора нормативных регуляторов и организационных механизмов; если доход члена семьи оказывается ниже установленного минимума, то предусматриваются налоговые льготы или социальные пособия, а также законодательно устанавливается порядок индексации заработной платы, пенсий, пособий в зависимости от роста цен; - налоговое регулирование доходов физических лиц с учетом обеспечения общественно-необходимого уровня и структуры потребления населения с помощью проведения социальной и фискальной политик, включающих установление шкалы подоходного налога, тарифов на обязательные виды социального страхования (пенсионное, медицинское и др.у налоговых льгот для обеспечения социальной поддержки семей с низкими доходами (на лечение, образование, приобретение жилья и т.п.); - бюджетное предоставление публичных услуг населению, призванных обеспечивать такие социально значимые условия жизнедеятельности населения как медицинское и коммунальное обслуживание, образование и поддержание общественного порядка; - государственная поддержка систем обязательного и добровольного социального страхования с помощью законодательного регулирования и контроля, а также участия в финансировании социально значимых программ для уязвимых категорий населения; - участие в качестве партнера и арбитра в регулировании социально-трудовых отношений, связанных с установлением договорных отношений между объединениями работодателей и профсоюзов. Законодательная база, регулирующая заработную плату в России, весьма ограничена (искусственно заужена) и крайне несовершенна с позиции правового воздействия на основного субъекта правоотношений в этой сфере — работодателя. Нормы прямого действия сведены к установлению минимального размера оплаты труда, обязательного для получения работниками предприятий и организаций всех форм собственности, и нормативному регулированию величины оплаты труда работников бюджетного сектора.
Регулирование минимальной заработной платы используется в качестве важнейшего инструмента государственного регулирования не только уровня, но и динамики, структуры, дифференциации доходов населения практически во всех развитых странах мира. Значение данного регулятора доказано международной практикой. Эксперты международных организаций указывают на негативные последствия занижения размеров заработной платы вообще и минимальной заработной платы в частности. Справочно: Международные правила, касающиеся минимальной заработной платы, содержатся в основном в не ратифицированной Российской Федерацией Конвенции МОТ № 131 (1970 г.) "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран и в одноименной Рекомендации МОТ № 135. Согласно положениям Конвенции № 131, при определении уровня минимальной заработной платы предлагается учитывать потребности трудящихся и их семей, принимая во внимание общин уровень заработной платы в стране, стоимости жизни, социальные пособия и сравнительный уровень жизни других социальных групп, экономические соображения, включая требования экономического развития, уровень производительности труда и желательность достижения и поддержания высокой занятости. По данным МОТ, минимальная заработная плата применяется как один из инструментов социально-экономической политики более чем в 100 странах мирового сообщества. Критериями для установления минимальной заработной платы являются: — прожиточный минимум работника и его семьи; — соотношение со средней заработной платой в стране; — возмещение потерь от инфляции; — уровень производительности труда; — размер душевого дохода в стране; — уровень безработицы среди работников низкой квалификации; — размеры социальных пособий, в том числе пенсий. Другими словами, важнейшими факторами, учитываемыми при определении уровня МРОТ, служат: а) потребности работников и их семей с учетом общего уровня заработной платы в стране, стоимость жизни, размеры социальных пособий и сравнительный уровень жизни других социальных групп;
б) требования экономического развития, уровень производительности труда, достижение и поддержание высокого уровня занятости. Рекомендация № 135 формулирует цели установления минимальной заработной платы, критерии для определения ее уровня, порядок внесения в нее корректив. Основной целью установления минимальной заработной платы, как это определено в Конвенции МОТ № 131 и Рекомендации МОТ № 135, должно быть предоставление лицам, работающим по найму, необходимой социальной защиты с позиции прожиточного минимума работника и его семьи. Важным критерием, характеризующим национальную систему оплаты труда, служит показатель соотношения минимальной и средней заработной платы, или так называемый индекс Кейтца. Он свидетельствует о степени регулирования заработной платы в стране. Как правило, в промышленно развитых странах индекс Кейтца составляет величину в диапазоне 40—50%. Наиболее высокие индексы Кейтца в Италии и Норвегии, где они превысили 70% от средней заработной платы. Значительно ниже средних величин этот показатель в Испании, где он составляет немногим более 32%. В России индекс Кейтца составляет всего 20%, что свидетельствует о фактическом отсутствии механизмов регулирования заработной платы на всех уровнях управления: на уровне предприятий, отраслей экономики, регионов. Рекомендованные пропорции данного соотношения Международной организацией труда составляют 50% и Европейским Союзом — 60%2. Комитет по социальным правам Совета Европы, комментируя ст. 4 Европейской социальной хартии, подчеркивает, что соотношение минимальной и средней заработной платы (за вычетом налогов) не должно быть ниже 60%. Для того чтобы выйти на указанное соотношение в России, существующий минимальный размер минимальной заработной платы требуется увеличить в 2 раза (с 4330 до 7200 руб.). Несложно спрогнозировать, что в перспективе (до 2015 г.) данное соотношение (при разных вариантах развития экономики и сферы заработной платы) в России не достигнет рекомендуемых МОТ величин. В лучшем случае его относительная величина составит около 35%, что в итоге не позволит создать сбалансированную рыночную модель заработной платы. Крупные, формационного типа изменения, происходящие в России, вызывают необходимость трансформации модели распределения доходов, требуют постановки и решения крупной задачи государственного масштаба по повышению и оптимизации доли заработной платы наемных работников и доходов самозанятого населения в ВВП. Размер минимальной заработной платы следует приблизить к величине не ниже 40% от средней заработной платы по стране; размер средней заработной платы должен составлять 5—6-кратную величину от прожиточного минимума, для чего требуется существенно увеличить объем заработной платы, величину которой принципиально важно приблизить к концу первого десятилетия XXI в. к уровню не менее 35-40% ВВП
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.91.153 (0.008 с.) |