Контрольные значения показателей, определяющие состояние развития информационного общества в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрольные значения показателей, определяющие состояние развития информационного общества в Российской Федерации



Показатели Значения показателей
Место Российской Федерации в международных рейтингах развития информационного общества В числе 20 ведущих стран мира
Место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Не ниже десятого
Доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологии, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации 100%
Сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития До двух раз
Наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет Не менее чем в 75% домашних хозяйств
Доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота 70%
Доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек - не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов 100%

4.4. Государственная программа Российской Федерации
«Информационное общество»

В соответствии со Стратегией создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития.

Цели государственной информационной политики в сфере формирования информационного общества определяют необходимость решения задач не только в сфере информационных технологий, но и в других отраслях экономики, науке и технике, социальной сфере и государственном управлении. Поэтому в число показателей развития информационного общества в Российской Федерации, контрольные значения которых определены Стратегией, также включены показатели, отражающие уровень развития информационных технологий и степень их использования в разных сферах деятельности.

Текущее состояние готовности России к информационному обществу определяет в соответствии со Стратегией необходимость не только развития отрасли информационных технологий, но и определения приоритетов ее развития, создания на ее основе сервисов и обеспечения готовности граждан и организаций к использованию технических и технологических возможностей информационного общества. Отсюда на первый план выходят задачи координации действий различных участников информационного общества (агентов), согласования их интересов и ресурсов.

Стратегией также установлено, что информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Иначе говоря, необходимыми условиями создания информационного общества является не только высокий уровень развития информационных технологий, но и возможность внедрения технологий в повседневную жизнь. Поэтому для всех граждан Российской Федерации независимо от места их проживания и социального статуса должны соблюдаться единые минимальные федеральные стандарты доступности информационных технологий.

В соответствии с целями и задачами формирования и развития информационного общества в Российской Федерации, предусмотренными Стратегией, а также с учетом текущею состояния сферы создания и использования информационных технологий в Российской Федерации Правительством РФ 20 октября 2010 г. принята Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (далее - Программа), целью которой является получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных технологий за счет обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий и радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности и информационном обществе.

Достижение названной цели обеспечивается путем выполнения мероприятий, сгруппированных в шести подпрограммах.

Подпрограмма «Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса в информационном обществе» предусматривает:

– развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных технологий на базе единого портала;

– перевод государственных и муниципальных услуг и электронный вид;

– развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;

– повышение открытости деятельности органов государственной власти;

– создание и развитие электронных сервисов в области здравоохранения, а также в областях жилищно-коммунального хозяйства, образования и науки, культуры и спорта.

Подпрограмма «Электронное государство и эффективность государственного управления» предусматривает:

– формирование единого пространства электронного взаимодействия;

– создание и развитие государственных межведомственных информационных систем, предназначенных для принятия решений в реальном времени;

– создание справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах;

– повышение эффективности внедрения информационных технологий на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

– создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

– развитие системы учета результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных и рамках государственного заказа;

– обеспечение перевода в электронный вид государственной учетной деятельности;

– создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти, в том числе защищенного сегмента сети Интернет и системы межведомственного электронного документооборота.

Подпрограмма «Российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий» предусматривает:

– стимулирование отечественных разработок в сфере информационных технологий;

– подготовку квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

– развитие экономики и финансовой сферы на основе использования информационных технологий;

– формирование социально-экономической статистики развития информационного общества;

– развитие технопарков в сфере высоких технологий.

Подпрограмма «Базовая инфраструктура информационного общества» предусматривает:

– формирование современной инфраструктуры связи и телекоммуникаций, в том числе создание условий для обеспечения населения современными услугами широкополосного доступа и расширение перечня универсальных услуг связи;

– повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в том числе создание условий для повышения компьютерной грамотности населения;

– создание системы подготовки высококвалифицированных кадров в области суперкомпьютерных технологий и специализированного программного обеспечения;

– создание многоуровневой федеральной системы электронного дистанционного обучения;

– создание единой территориально распределенной системы доступа к разрабатываемым электронным образовательным ресурсам в рамках единого образовательного интернет-портала;

– преодоление высокого уровня различия в использовании информационных технологий регионами, различными слоями общества и создание базовой инфраструктуры информационного общества;

– повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества, в том числе обучение использованию современных информационных технологий.

Подпрограмма «Безопасность в информационном обществе» предусматривает:

– противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации;

– обеспечение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных технологий;

– развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасность информации ограниченного доступа;

– обеспечение развития законодательства РФ и совершенствование правоприменительной практики в сфере информационных технологий.

Подпрограмма «Цифровой контент и культурное наследие» предусматривает:

– оцифровку объектов культурного наследия, включая архивные фонды;

– развитие инфраструктуры удаленного доступа к цифровому контенту в том числе его оптимизацию с учетом:опросов и географического положения пользователя; разработку технологии защиты контента правообладателей от копирования при его просмотре с помощью размещения уникальной цифровой метки объекта авторских прав и цифровом контенте; реализацию технологии сбора статистики, а также системы биллинга для учета легального приобретения цифрового контента;

– разработку инструментов категорирования контента;

– создание единого интернет-портала для популяризации культурного наследия и традиций России, в том числе обеспечение распределенного доступа к различным отраслевым информационным ресурсам в сети Интернет, и данным о музейных предметах, коллекциях, к документам библиотечного фонда, государственным услугам в сфере культуры, сайтам управлений культуры субъектов РФ, учреждений культуры и т.п.;

– разработку обучающего цифрового мультимедийного и интерактивного контента, включая создание стереоскопических ЗБ коллекций о значимых мероприятиях в сфере культуры и культурном наследии народов России;

– создание национального библиотечного ресурса с унифицированным каталогом на базе оцифрованных фондов Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина, библиотек государственных академий наук РФ, а также государственных и муниципальных публичных библиотек;

– подключение к сети Интернет учреждений культуры, в первую очередь публичных государственных и муниципальных библиотек.

Сохранение культурного разнообразия и традиций является одной из ключевых задач тысячелетия. В этой связи существует потребность в реализации мероприятий по созданию, распространению и сохранению этой информации в электронной форме, что позволит сохранять культурное наследие для будущих поколений.

Мероприятия подпрограммы направлены на содействие производству и обеспечению доступности всего информационного контента - образовательного, научного, культурного и развлекательного. Ключевая роль отводится переводу существующего культурного наследия в цифровой формат.

Эффективность Программы оценивается по следующим параметрам:

– соответствие плановых значений показателей конечного результата выполнения Программы контрольным значениям показателей развития информационного общества в Российской Федерации;

– степень достижения запланированных результатов.

Результаты выполнения мероприятий Программы должны соответствовать задачам Стратегии.

Итоговым результатом Программы станет наличие широкого спектра возможностей использования информационных технологий в производственных, научных, образовательных и социальных целях.

Названные возможности будут доступны для любого гражданина вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик. Возможности использования информационных технологий обеспечиваются за счет создания соответствующей инфра структуры, обеспечения цифрового контента и подготовки пользователей.

Выполнение Программы создаст условия для повышения качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования информационных технологий.

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере будет обеспечиваться постоянным мониторингом законодательства РФ, актуализацией нормативных правовых актов, приведением их в соответствие с требованиями текущих потребностей информационного общества и международными нормами права.

Следующим значимым результатом Программы станет повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг, а также снижение стоимости обеспечения государственного управления.

Реализация мероприятий по развитию государственной системы правовой информации позволит создать оптимальные условия максимально полного удовлетворения информационных потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан в использовании правовых актов ми основе эффективной организации и использования информационно-правовых ресурсов с применением современных информационных технологий.

В области развития науки, технологий и техники, подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных технологий мероприятия Программы обеспечат сокращение отставания от мировых лидеров в этой сфере, развитие технологий создания баз данных, формирование национальной системы управления транспортной инфраструктурой и распространение широкополосных беспроводных сетей.

Предполагается сократить дефицит квалифицированных пользователей информационных технологий, обеспечить обучение работников навыкам использования информационных технологий и повысить уровень компьютерной грамотности государственных и муниципальных служащих.

Мероприятия Программы обеспечат профилактику ряда угроз интересам России за счет обеспечения безопасности использования национального сегмента сети Интернет, снижения уязвимости системы управления национальным доменом, сокращения возможностей нарушения доступа к российским информационным ресурсам в сети Интернет п развязывания в сети Интернет информационного противоборства.

Всестороннее применение информационных технологий приведет к новому качеству взаимодействия людей в особенности через средства электронных коммуникаций и сеть Интернет, откроет новые возможности для индивидуального развития и развития всех форм хозяйствующих субъектов и органов государственной власти и, как следствие, повысит производительность труда, эффективность и конкурентоспособность экономики.

Объем временных ресурсов, которые граждане тратят па получение государственных услуг, составляет около 25 млн. часов рабочего времени. Более 10% стоимости произведенных товаров и услуг организаций малого бизнеса составляют издержки, связанные с дополнительными административными барьерами. Соответственно, для отечественной экономики эти издержки превращаются в упущенные возможности.

Интерес представляет описание в тексте Программы проявлений нового качества жизни граждан, которое будет достигнуто в результате выполнения мероприятий Программы. В частности, любому гражданину, например, для того чтобы:

– получить государственную услугу, достаточно будет один раз дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик или проверить наличие изменений о своей персоне в соответствующей базе данных;

– выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно будет зайти на соответствующий сайт в сети Интернет;

– собрать ученика в школу, достаточно будет скачать комплект учебников и сопутствующих материалов с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге;

– сдать налоговую отчетность, не нужно будет посещать налоговую инспекцию;

– получить консультацию специалиста, пациенту не нужно будет ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом;

– получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно будет воспользоваться единым номером экстренных служб по таксофону связи, расположенному в шаговой доступности;

– подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно будет воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны;

– приступить к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности, не нужно будет тратить время па дорогу, достаточно будет включить компьютер и войти в корпоративную сеть;

– заключить договор с партнером из другого региона, не нужно будет командировать к нему своего представителя, достаточно будет удостоверить документы электронной цифровой подписью;

– купить билет на поезд, не нужно будет ехать в кассу, достаточно будет дистанционно выбрать и оплатить нужный билет, а при посадке назвать контролеру свою фамилию.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные признаки информационного общества.

2. Охарактеризуйте проблемы развития информационного общества.

3. Какова главная цель формирования и развития информационного общества России?

4. Назовите задачи и принципы развития информационного общества.

5. Какие мероприятия предусмотрены Государственной программой «Информационное общество»?

6. Как оценивается эффективность Государственной программы «Информационное общество» и ее результаты?

7. Охарактеризуйте цели и задачи информатизации федеральных органах государственной власти.

8. Перечислите приоритетные направления информатизации федеральных органов государственной власти.

9. Опишите механизмы и условия обеспечения единства государственной политики в области использования информационных технологий.

10. В каком направлении необходимо вести совершенствование нормативной правовой базы в сфере использования информационных технологий?

Глава 7. Государственная политика в сфере формирования
«Электронного правительства»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.227.76 (0.028 с.)