Глава 3. Государственная политика в области информатики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Государственная политика в области информатики



3.1. Понятие и сущность государственной политики
в информационной сфере

Понимание сущности государственной политики в информационной сфере человеческой деятельности позволяет выявить качественные признаки этого важного явления социальной и политической жизни общества, определить некоторые закономерности в содержании и форме данной политики.

В научной литературе термин «государственная политика в области информатики» не имеет широкого распространения. Этому можно найти объяснение хотя бы потому, что понятие «информатика», как мы уже упоминали, представляет собой область знаний о природе информации, а также методах и средствах ее обработки и использования. Для государственной же политики имеет значение не столько область знаний, сколько часть сферы практической человеческой деятельности, связанной с информацией. Приложение всей совокупности методов и способов обработки и использования информации к процессам информационного обмена и особенно к массовым управляемым информационным процессам человеческой деятельности (информатизации), т.е. организованное политическое воздействие на эту область общественного развития, вполне допустимо рассматривать в качестве политики. Относительно обособленная и самостоятельная деятельность государства в этой сфере обычно определяется как государственная информационная политика.

Термин «государственная информационная политика» применим именно в качестве определения новой области деятельности государства в XXI в. Учитывая это обстоятельство, необходимо его рассматривать не только в качестве рабочего термина, но и на уровне понятия, объединяющего крупные институты информационных знаний и области государственной деятельности. Во всяком случае, для правоведов, обладающих профессиональными знаниями в области развития государственной деятельности, избранный термин «государственная информационная политика» наиболее приемлем для понимания сущности организованной информационной деятельности. Более того, ускорение процесса информатизации государственных органов, как предметной основы правового регулирования, все больше становится реальностью юриспруденции как науки и правовой системы в целом.

Для определения природы и сущности государственной информационной политики необходимо рассмотреть отдельные ключевые признаки этого понятия: политика, информационная политика, государственная информационная политика.

Политика. Понятие «политика» является одним из наиболее сложных в политологии. Не случайно за последние две с половиной тысячи лет философы, стремившиеся осмыслить сущность управления государством, государственной власти как таковой (Гераклит Эфесский, Конфуций, Демокрит, Платон, Аристотель и др.), прийти к единому пониманию данного понятия так и не смогли.

Считается, что впервые этот термин ввел в употребление Аристотель, который исследовал функции и устройство государства своего времени. Он обозначил словом «полития» такое государство, в котором правление осуществляется большинством для общей пользы (23, 112). И последующие сотни лет трактовка понятия «политика» постепенно претерпела существенные изменения. Так, Макс Вебер полагал, что политика - это «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает» (24, 645). П. А. Гольбах определял ее как «искусство управлять людьми, искусство заставлять их содействовать сохранению и благополучию общества» (25, 380), К. Манхейм - как «конфликт, который все больше становится борьбой не на жизнь, а на смерть» (26, 7), Л. Штраус обозначил политику как организацию, упорядочение и формирование общества таким образом, чтобы согласовать его со стоящими перед ним целями (27, 35), а Г. Моргентау - как борьбу за влияние (28,11). Р. Арон, который посвятил значительное время исследованию политики, отмечал, что, с одной стороны, это концепция, программа действий, а с другой - действия одного человека, группы людей, правительства применительно к решению конкретной социальной проблемы. Сущность политики, по его мнению, заключается в способе осуществления власти и в выборе правителей (29, 54).

По мнению современных политологов, в последнее время за данным термином закрепилось множество разнообразных смыслов: сфера деятельности, линия поведения и действий, способ регулирования, характер человеческих отношений и т.п. (30, 32).

В политической науке термин «политика» не получил однозначного определения. Его раскрывают как «деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленную на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами» (31, 566), или как «совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов» (30, 53).

Современная политическая наука рассматривает в качестве участников политической жизни значительное число субъектов общественной жизни: влиятельные социальные группы, политические организации, отдельных граждан. Объектом политики каждого из участников выступают отношения, связанные с достижением социально значимых целей, а предметом - методы и способы деятельности по решению политических задач, возникающих в связи с данными целями. Эти цели и задачи могут заключаться в интенсификации социально-экономического и политического развития общества, в противодействии негативным проявлениям экономических кризисов, в изжитии таких негативных явлений общественной жизни как пьянство, наркомания, духовная деградация населения, или коррупция в обеспечении безопасности общества и государства и условиях угрозы внешней агрессии или совершения террористических актов и т.п. Во всех случаях политические цели и интересы имеют ярко выраженную социальную направленность.

В данной трактовке политика обладает дуализмом и при ее исследовании можно выделить два основных измерения - общественное и субъектное.

Общественное измерение политики акцентирует внимание, прежде всего, на ее роли в стимулировании общественного развития, разрешении проблем и противоречий этого развития. В связи со значительной общественной значимостью проблем, поднимаемых субъектами политики, их борьба привлекает социально активные силы общества к участию в формировании и отстаивании своих представлений об общественном благе, а также вынуждает субъекта, обладающего публичной властью, постоянно доказывать обществу эффективность его деятельности по использованию ресурсов публичной власти для достижения общественного блага. В отсутствие этого механизма политика как явление общественной жизни вырождается в насилие (принуждение). В этом смысле можно сказать, что без публичной борьбы нет политики.

Сущность политики в общественном измерении заключается в выявлении приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики на привлечение ресурсов публичной власти к разрешению наиболее острых противоречий общественной жизни.

Субъектное измерение политики акцентируется на процессе достижения конкретным субъектом политики поставленных им целей и удовлетворении его политических интересов. С этой стороны политика представляет собой особую область деятельности субъекта политики, связанную с публичной борьбой за овладение (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) ресурсами публичной власти (финансовыми, духовными, кадровыми, материально-техническими, социальными, информационными), а также за использование этих ресурсов для реализации представлений субъекта политики об общественном благе.

Сущность политики в субъектном измерении заключается в достижении и сохранении субъектом политики (в конкурентной борьбе с политическими оппонентами и в сотрудничестве с политическими союзниками) преимущества в обладании публичной властью и в использовании этой власти для достижения политических целей данного субъекта.

Информационная политика. В обыденном сознании термин «информационная политика» ассоциируется, прежде всего со средствами массовой информации и охватывает круг явлений, связанных с общей направленностью деятельности данных средств, проявляющейся в содержании публикуемых материалов.

Применительно к жизни общества политики термин «информационная политика» может трактоваться как минимум двумя способами - в широком и узком смысле.

В широком смысле данный термин может раскрываться как политика в информационной сфере общества, образуемой совокупностью общественных отношений по поводу информации и информационной инфраструктуры как объектов интересов индивида, общества и государства (13, 82).

Исходя из предложенного выше подхода, информационная политика представляет собой публичную борьбу субъектов политики за право использования ресурсов публичной власти для реализации их представлений о наиболее острых проблемах развития информационной сферы и наиболее эффективных путях их решения. К числу таких проблем в современной России можно отнести, например, повышение качества жизни всех субъектов общества, укрепление государственных гарантий прав и свобод человека и гражданина в области информационной деятельности, ускорение перехода российского общества к информационной (постиндустриальной) фазе развития, создание индустрии конкурентоспособных информационных технологий, обеспечение безопасности информационных и коммуникационных систем критически важных объектов, сохранение культурных и нравственных ценностей российского народа и т.п. Каждая из названных проблем обладает определенной степенью социальной значимости и может стать объектом интересов политических сил общества, а деятельность по его решению - составить один из аспектов информационной политики. Рассмотрению этих аспектов информационной политики уделено немалое внимание исследователей (32, 33, 34, 35).

В узком смысле информационная политика может пониматься как публичная борьба за общественную поддержку мировоззренческих позиций субъектов политики, их представлений о наиболее острых проблемах социально-политического развития общества и эффективных средствах их разрешения.

В дальнейшем основное внимание будет сосредоточено на исследовании явлений, охватываемых понятием «информационная политика» в широком смысле.

Информационная политика представляет собой универсальный социальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов общественного развития в информационной сфере, основанный на конкурентной публичной борьбе субъектов политики и связанный с реализацией общественной поддержки субъектов политики и их представлений о содержании общественного блага и путях его достижения.

Государственная информационная политика. Государство занимает особое место среди субъектов информационной политики. Это обусловлено его специфической ролью и обеспечении функционирования политической системы общества.

Необходимо отметить, что одной из важнейших функций государства как организации публичной власти является легитимизация политики в качестве формы выявления приоритетов общественного развития на основе публичной борьбы социально активных сил общества, т.е. правовое регулирование отношений в области ведения политической борьбы и обеспечение соблюдения требований законодательства всеми ее субъектами. При невыполнении государством данной функции политическая борьба выходит за пределы правового поля и ведется с позиции силы, часто связанной с социальным и индивидуальным насилием.

Государство выступает в качестве активного субъекта политики и, следовательно, политической борьбы в связи с тем, что обеспечивает организационное и законодательное закрепление правил, форм и границ этой борьбы, осуществляет правоприменительную и правоохранительную практику в этой области, а также в установленных законом рамках участвует в этой борьбе на стороне субъекта, обладающего публичной властью.

Исходя из этого, сущность государства в общественном измерении заключается в объединении людей ради общественного блага, сохранении целостности общества и обеспечения его эффективного развитии (36, 14), а в субъектном измерении - в реализации идеологических представлений субъекта, обладающего публичной властью, о рациональных способах разрешения наиболее острых противоречий общественного развития.

Сущность государства проявляется посредством государственной политики, которая может быть определена как основанная на праве, легитимном принуждении и необходимом ресурсном обеспечении деятельность государственных органов и должностных лиц по поддержанию функционирования институтов общества и государства, обеспечению безопасности территории и населения, а также по реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью.

Термин «государственная информационная политика» не является новым и достаточно широко используется в законодательстве (37). Государственная информационная политика трактуется в законодательстве как особая область деятельности в информационной сфере государственных органов и должностных лиц по выполнению основных функций государства.

Государственная информационная политика может рассматриваться в двух измерениях - общественном и субъектном. В общественном измерении она представляет собой явление жизни общества в целом и направлена на содействие достижению общего блага. Это благо заключается в удовлетворении следующих общественных нужд:

– поддержание конкурентоспособности общества;

– сохранение социальной стабильности;

– противодействие субъектам политики, наносящим своими действиями в информационной сфере ущерб конкурентоспособности общества и социальной стабильности.

Исходя из изложенного, государственная информационная политика в общественном измерении представляет собой социальный механизм определения и реализации общественных приоритетов в развитии информационной сферы для выполнения основных функций государства и обеспечения законности использования этой сферы в борьбе субъектов политики за обладание публичной властью.

Сущность государственной информационной политики в общественном измерении заключается в создании условий для развития информационной сферы, обеспечивающих эффективное функционирование государства и его устойчивое развитие, а также для привлечения людей к объединению ради развития культурных и сохранения нравственных ценностей общества, составляющих духовную основу его существования.

В субъектном измерении государственная информационная политика представляет собой явление жизни субъекта политики, обладающего публичной властью, и направлена на удовлетворение его политических интересов, связанных с реализацией идеологической программы разрешения наиболее острых противоречий общественного развития. В силу того, что субъект политики получает возможность использования публичной власти в результате конкурентной борьбы с другими субъектами политики, положения его идеологической программы объективно отражают нужды большей или более активной части общества в развитии культурных и сохранении нравственных ценностей, и противодействии нелегитимным субъектам политики, стремящимся нанести ущерб процессу удовлетворения данных нужд. Соответственно, реализация упомянутых положений становится одной из важных функций публичной власти. Учитывая, что важным условием выполнения идеологической программы является общественная поддержка деятельности субъекта по ее реализации как внутри страны, так и за рубежом (по существу, поддержка государственной политики), государство объективно вынуждено в рамках, определенных законодательством, оказывать содействие субъекту, обладающему публичной властью, в решении этого вопроса.

Исходя из этого, государственная информационная политика в субъектном измерении может быть определена как деятельность государственных органов и должностных лиц в информационной сфере по реализации положений идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью, связанных с развитием политического сознания общества и с обеспечением общественной поддержки его деятельности.

Сущность государственной информационной политики в субъектном измерении заключается в использовании правовых и организационных механизмов публичной власти для воздействия на информационную сферу общества и привлечения субъектов политики к разрешению (на основе идеологической программы субъекта политики, обладающего публичной властью) наиболее острых противоречий социально-экономического и политического развития общества.

Таким образом, государственная информационная политика представляет собой социальный механизм определения и реализации целей, задач, принципов, приоритетов и условий в развитии информационной сферы, обеспечивающих эффективное функционирование государства и его устойчивое развитие, а также сохранение и укрепление духовной основы общества.

Объектами государственной информационной политики являются политическое сознание и общественное мнение, а предметом - методы и средства государственного воздействия на политическое сознание и общественное мнение в целях привлечения граждан к поддержке мероприятий государственной политики, к участию в этих мероприятиях, а также методы и средства противодействия «информационному давлению» на государство и общество со стороны нелегитимных политических сил общества и политических сил зарубежных государств.

Сущность государственной информационной политики проявляется в ее содержании и форме.

Содержание государственной информационной политики определяется целью, задачами, принципами, приоритетами и условиями деятельности государственных органом и должностных лиц, участвующих в формировании и реализации данной политики.

Форма государственной информационной политики отражает внешнее проявление политической деятельности государства по воздействию на процессы развития политического сознания и формирования общественного мнения. По мнению специалистов, деятельность государства, в том числе по реализации политики, осуществляется в форме закрепленных в соответствующих нормативных правовых актах механизмов нормативного правового регулирования общественных отношений в областях, связанных с развитием политического сознания, формированием общественного мнения (правовая форма) (36, 37; 38, 38), а также и форме организационно-управленческих мероприятий, выполняемых государственными органами и должностными лицами в целях реализации государственной информационной политики (организационная форма).

Таким образом, сущность государственной информационной политики в значительной степени зависит от позиции исследователя, который может рассматривать данное явление, как с точки зрения общества, так и с точки зрения субъектов политики. Важнейшее сущностное качество государственной информационной политики заключается и борьбе субъекта политики, обладающего публичной властью, за общественную поддержку его идеологической программы разрешения противоречий общественного развития и деятельности по реализации этой программы.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать определенные выводы.

1. Основным сущностным качеством политики, обусловливающим все остальные ее качества, свойства и черты как явления жизни общества, является публичная борьба между субъектами политики, другими заинтересованными субъектами политической жизни (в том числе зарубежными и асоциальными).

Политика, таким образом, представляет собой универсальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов общественного развития на основе конкурентной публичной борьбы субъектов политики за овладение и использование публичной власти для достижения политических целей данного субъекта.

Политика обладает ярко выраженным дуализмом и при ее исследовании выделяются два основных измерения - общественное и субъектное.

2. Информационная политика представляет собой универсальный социальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов общественного развития в информационной сфере, основанный на конкурентной публичной борьбе субъектов политики и связанный с реализацией общественной поддержки субъектов политики, а также их представлений о содержании общественного блага и путях его достижения.

3. Государственная политика представляет собой основанную на праве, легитимном принуждении и необходимом ресурсном обеспечении деятельность государственных органов и должностных лиц по поддержанию функционирования институтов общества и государства, обеспечению безопасности территории и населения, а также по реализации идеологической программы субъекта, обладающего публичной властью.

4. Государственная информационная политика представляет собой социальный механизм определения и реализации целей, задач, принципов, приоритетов и условий в развитии информационной сферы, обеспечивающих эффективное функционирование государства и его устойчивое развитие, а также сохранение и укрепление духовной основы общества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.034 с.)