Концептуальные основы и общие начала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концептуальные основы и общие начала



В условиях проводимой судебно-правовой реформы особое значение приобретает совершенствование качества судопроизводства, расширение доступа граждан к правосудию и обеспечение гласности разбирательства дел судами, в том числе путем создания и эффективного применения компьютерных технологий и информационных систем.

Информатизация судебной деятельности в России является одним из главных направлений реформирования судебной системы.

Информатизация судебной деятельности - организованный процесс создания благоприятных условий для доступа к информации, используемой в судопроизводстве, ее хранения, обработки и передачи в электронной форме на основе ресурсов и услуг судебных информационных систем в целях повышения эффективности правосудия.

Судебные информационные системы представляют собой совокупность баз данных, обеспечивающих обработку технологий и программно-технических средств, применяемых в судебной деятельности.

В связи с наличием трех независимых ветвей судебной власти судебные информационные системы развиваются по трем направлениям:

– информатизация Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

– информатизация системы федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также мировых судей субъектов РФ;

– информатизация системы арбитражных судов РФ.

Внедрение информационных систем в судебную деятельность началось в конце 1980-х гг. До этого времени компьютеры использовались преимущественно в высших судах и отдельных судах областного уровня, так, например, работы по использованию информационных технологий в Челябинском областном суде начались в 1988 г. (155).

Несмотря на специфику информатизации судебной деятельности и сложности формализации процессов судопроизводства за последние годы, в России реализовано большое число проектов по оснащению судей и работников аппаратов судов средствами новых информационных технологий. Только в федеральных судах общей юрисдикции по состоянию на 31 декабря 2009 г. установлено 91 300 компьютеров (156). Число пользователей электронной правовой информации в судах и органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ превышает 58 тыс. человек.

Следует заметить, что судебные органы сами являются производителями правовой информации. Как известно, судебные акты являются официальной правовой информацией в силу ее правоприменительной природы. Масштабы «производства» судебной правовой информации впечатляют, ведь сегодня в судебной системе общей юрисдикции насчитывается свыше 23 тыс. судей федеральных судов и 7 440 мировых судей (156). Ежегодный прирост судебных информационных ресурсов исчисляется миллионами юридических дел, рассматриваемых в судах.

Например, ежегодно в Челябинской области федеральными и мировыми судьями рассматривается около 450 тыс. дел. Если считать, что в каждое судебное дело в качестве участников вовлекается минимум два лица, то в год процедура рассмотрения судебных дел затрагивает интересы каждого третьего-четвертого жителя области. На сайте суда Челябинской области приводятся и другие цифры: в течение года один Челябинский областной суд рассматривает более 35 тыс. судебных дел и материалов. Количество посетителей, прибывающих на заседания в качестве сторон судебного процесса только по делам кассационной инстанции, составляет до 400 человек в день (155).

В других крупных городах страны также отмечается очень высокая нагрузка на одного судью. Согласно статистическим данным судебная нагрузка в 2009 г. в среднем по системе арбитражных судов составила 56 дел на одного судью в месяц, по системе федеральных судов общей юрисдикции, средняя нагрузка по России - 36 Дел в месяц, по областным и равным им судам - 32,6 дел в месяц, по системе мировой юстиции - более 150 дел. В Москве за 12 месяцев 2009 г. средняя нагрузка на одного мирового судью составила 429 дел в месяц (156).

Эти цифры свидетельствуют о том, что в условиях постоянно растущей нагрузки на судей, жестких требований по сокращению сроков и повышению качества рассмотрения дел современные информационные системы судебной деятельности становятся жизненной необходимостью для судей. Такие системы способны обеспечить судьям быстрый доступ к законодательной базе, к обобщенным материалам судебной практики по делам, аналогичным рассматриваемым, и иной необходимой информации, особенно в новых и развивающихся областях права. Они обеспечивают высокое качество исполнения судебных документов и оперативность судебного делопроизводства. Внедрение современных технологий и информационных систем диктуется также необходимостью расширения информирования лиц, участвующих в деле, и общества о деятельности судов. Это одно из условий открытости судебного разбирательства.

Важным обстоятельством, свидетельствующим о необходимости повышения эффективности информационного обеспечения судопроизводства, является несовершенство документооборота в ряде районных судов и у мировых судей, где еще сохранилось использование традиционных технологий формирования судебных документов и средств их передачи курьером или с помощью обычной почты, что значительно увеличивает трудозатраты и сроки рассмотрения дел.

Формирование и претворение в жизнь политики информатизации судебной деятельности требует четкого определения и взаимного согласования целей, задач и комплекса мероприятий, реализующих эти задачи в информационной сфере с учетом государственной информационной политики, основных положений Стратегии развития информационного общества в РФ, Доктрины информационной безопасности РФ, международных обязательств, тенденций социального, научно-технического и экономического развития России в контексте тенденций совершенствования зарубежных судебных систем.

Основные положения государственной политики в области информатизации судебной деятельности сформулированы в концепциях информатизации высших судов России (157), в Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, ГАС «Правосудие», одобренной Советом судей РФ в апреле 2002 г. (вторая редакция).

Целями информатизация судебной системы являются:

– доступность всего объема информации о законодательстве РФ и судебной практике для судей и работников аппаратов судов;

– полнота и достоверность информации о деятельности судов;

– повышение оперативности сбора и обработки соответствующих статистических данных и обеспечение объективного анализа правоприменительной практики;

– повышение эффективности кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов;

– качественная информационно-аналитическая поддержка принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности.

Достижение указанных целей осуществляется решением следующих задач:

– организация разработки проектов информационных систем судебной деятельности, включающих проекты автоматизации и информатизации основных объектов судов и системы Судебного департамента и их взаимодействия с правоохранительными органами, органами государственного управления и гражданами с применением компьютерных и телекоммуникационных средств;

– формирование необходимой нормативно-правовой базы использования судебных информационных и коммуникационных технологий, основывающейся на правовых актах прямого действия;

– организация финансирования работ по развитию комплексов средств информатизации, поддержания их в работоспособном состоянии и эффективного использования;

– создание организационно-штатной структуры обеспечения функционирования ГАС «Правосудие» и масштабной подготовки и переподготовки кадров по новым информационным технологиям путем модернизации форм образования в судебной системе, в частности, внедрения методов и средств дистанционного обучения.

Приоритетными направлениями создания информационных систем обеспечения судебной деятельности для всех ветвей судебной власти являются:

– формирование информационных судебных ресурсов и согласование их структуры;

– организация электронного документооборота (обеспечение движения, поиска, хранения и использования электронных документов судопроизводства);

– разработка и внедрение информационных технологий обеспечения и поддержки принятия управленческих и процессуальных решений в судебной системе;

– организация использования средств ведения электронных записей судебных заседаний (с использованием технологий видеопротоколирования, а также видеосерверов, микшеров, усилителей и прочего оборудования, допускающего реализацию гибких программируемых интерфейсов удаленного управления перечисленным оборудованием);

– обеспечение использования средств обмена открытой и конфиденциальной судебной информацией (на основе унифицированных транспортно-коммуникационных сред), включая использование средств видеоконференцсвязи для организации дистанционного участия сторон в судебном процессе;

– обеспечение архивного хранения электронных документов по единым правилам систематизации, хранения, поиска и использования в федеральных судах, аппаратах мировых судей и системе Судебного департамента;

– автоматизированный сбор и обработка судебной статистики;

– контроль исполнения директивных документов.

Современные технологии призваны обеспечить закрепленный Конституцией РФ принцип публичности судебного разбирательства через увеличение степени транспарентности, доступности и открытости правосудия, повышение доверия к судебной системе со стороны общества. Решение указанных задач подразумевает переход к «электронному правосудию» с одновременным созданием соответствующей нормативной правовой базы.

Работы в этом направлении активно ведутся, так, 22 декабря 2008 г. был подписан Федеральный закон № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» (158). Законом регламентируются нормы обнародования сведений о работе судебной системы: принципы, способы, формы, организация и основные требования по обеспечению доступа к информации. Доступ к информации о деятельности судов планируется осуществлять различными способами: присутствием в открытом судебном заседании, ознакомлением с электронными архивными фондами, обнародованием данных в СМИ, предоставлением информации по запросу, размещением ее в зданиях судов и, наконец, в сети Интернет. Вводится обязательность размещения всеми судами в сети Интернет информации о своей деятельности и текстов судебных актов, перечень и особенности размещения которых прописаны в законе.

Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21.09.2006 № 583, предусматривает, что в рамках проблемы обеспечения открытости и прозрачности правосудия приоритетным направлением информатизации судов является:

– формирование информационно-коммуникационной системы Конституционного Суда РФ, электронного архива и электронной специализированной общедоступной библиотеки Конституционного Суда РФ;

– реализация проекта электронного обеспечения правосудия в системе арбитражных судов;

– развитие и внедрение в федеральных судах общей юрисдикции ГАС «Правосудие»;

– создание информационно-коммуникационной системы Верховного Суда РФ, интегрированной с ГАС «Правосудие»;

– формирование необходимой телекоммуникационной инфраструктуры для обеспечения эффективного взаимодействия арбитражных судов, судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Реализация названной Программы должна привести к следующим результатам:

– создание 75 тыс. автоматизированных рабочих мест (далее - АРМ) в судах общей юрисдикции и 14 тыс. АРМ - в арбитражных судах. Создание АРМ системы электронного документооборота будет способствовать повышению эффективности работы судей и работников аппаратов судов;

– создание и информационное наполнение более 2500 интернет-сайтов судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, веб-сайтов всех арбитражных судов позволит размещать в сети Интернет сведения, касающиеся судебной деятельности (порядок работы судов, сведения о назначенных к слушанию делах и вынесенных судебных актах, а также данные судебной статистики, обзоры и обобщения судов по различным категориям дел и др.);

– внедрение технологии видеоконференцсвязи в органах судебной власти и органах исполнения наказаний РФ демонстрирует серьезное повышение эффективности использования временных, финансовых и кадровых ресурсов, а также сокращение сроков рассмотрения дел. Применение технологий видеоконференцсвязи в Верховном Суде РФ позволило проводить кассационные и надзорные судебные процессы дистанционно с участием судей, прокуроров и адвокатов, находящихся в зале судебного процесса суда общей юрисдикции с одним или несколькими осужденными в одном или нескольких исправительных учреждениях в реальном масштабе времени. В Верховном Суде РФ ежедневно в среднем проводится около 40 судебных процессов в режиме видеоконференции с территориально-распределенными исправительными учреждениями страны, большинство которых находятся за тысячи километров от залов судебного заседания;

– проектом федерального бюджета на 2009-2011 гг. предусмотрены средства на введение дополнительной штатной численности специалистов по информатизации в количестве 3349 единиц (159).

Определяя общие начала информатизации судебной деятельности в России, необходимо в числе приоритетных направлений выделить проблему организации взаимодействия судебных и правоохранительных органов с юридическими вузами по совместному формированию унифицированной межвузовской информационной среды для реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (160), а также программ повышения квалификации и переподготовки судей, работников следственных органов, прокуратуры и иных смежных структур. Обеспечение доступа вузов к электронной судебной правовой информации, в частности к актам судебного применения, дает возможность существенно повысить эффективность учебного процесса.

Длительное время обучение информационным технологиям судопроизводства в различных юридических вузах развивались автономно, что являлось следствием разобщенности создания смежных технологий судопроизводства в правоохранительных и судебных органах, органах прокуратуры и учреждениях Минюста России, отсутствия координации работ по развитию технологий судопроизводства в смежных структурах. Немалую роль сыграло и отсутствие финансовой поддержки опережающего создания электронных образовательных ресурсов и применения передовых образовательных технологий в учебном процессе, а также неразвитость технологических стандартов, обеспечивающих единые требования к разработке и применению электронных образовательных ресурсов в сфере информационных технологий и систем, низкий уровень технологичности электронных образовательных ресурсов и их оторванности от ресурсов информационных систем, используемых в сфере судопроизводства.

Экономически эффективные подходы к информатизации образования предполагают разработку целостной концепции повышения квалификации и переподготовки судей и работников аппаратов судов, а также работников следственных органов и иных структур, участвующих в судопроизводстве.

Цели программ по информатизации образования в судебной системе нельзя рассматривать в отрыве от целей судебной реформы и целей развития информационных систем правоохранительных и судебных органов РФ, которые изменяются по мере развития и усложнения задач судопроизводства, научных и профессиональных знаний в рассматриваемой сфере.

ГАС «Правосудие»

Информационные системы судов общей юрисдикции представлены в ГАС «Правосудие» и информационной системой Верховного Суда РФ.

ГАС «Правосудие» - это территориально распределенная автоматизированная информационная система, предназначенная для формирования единого информационного пространства судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ.

Работы по созданию ГАС «Правосудие» начались в июле 2004 г. в рамках Федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2002-2006 годы». Совет судей РФ 30 ноября 2006 г. утвердил Акт Государственной комиссии о приемке работ по созданию ГАС «Правосудие». В соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России на 2007-2011 годы», начиная с 2007 г. развернуты широкомасштабные работы по внедрению информационных, программных и технических решений ГАС «Правосудие» в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента, поставке современного оборудования.

ГАС «Правосудие» имеет многоуровневую иерархическую структуру, соответствующую уровням иерархии судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента. Объектами автоматизации являются центральный аппарат и управления (отделы) Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, республиканские, краевые, областные и равные им суды, окружные (флотские) военные суды, районные (городские) суды и гарнизонные военные суды. Верховный Суд РФ и Российская академия правосудия, являясь объектами системы, оснащаются средствами ГАС «Правосудие» по отдельному соглашению.

В ГАС «Правосудие» созданы три информационных контура документооборота (защищенный, ведомственный и публичный), что обеспечивает баланс требований открытости информации и ее защиты.

Защищенный контур предназначен для выполнения следующих функций:

– защита электронного документооборота и делопроизводства с использованием средств защиты информации от несанкционированного доступа;

– защита электронного документооборота при обмене данными между объектами ГАС «Правосудие» в субъектах РФ;

– официальное оперативное информирование судов о деятельности органов государственной власти с представлением в суды и систему Судебного департамента соответствующих нормативных документов;

– официальное оперативное информирование судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента по общественно-политическим и социально-экономическим вопросам на основе сообщений информационных агентств, средств массовой информации и пресс-служб органов власти;

– информационно-аналитическая поддержка судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента из источников соответствующих государственных структур, реализующих услуги в режиме on-line и off-line и предоставляющих информацию в виде электронных документов.

Ведомственный контур должен обеспечиваться ведомственной системой связи, которая совместно с сетью Интернет представлена в технических требованиях на эксплуатацию ГАС «Правосудие» в качестве подсистемы связи и передачи данных.

Публичный контур обеспечивается сетью Интернет и электронной почтой.

В 2006 г. завершена разработка 27 подсистем ГАС «Правосудие», которые приняты государственной комиссией и прошли опытную эксплуатацию в судах и системе Судебного департамента. В судах областного звена введены в действие 24 подсистемы ГАС «Правосудие»; в судах районного звена - три базовые подсистемы («Интернет-портал», «Судебное делопроизводство и статистика», «Банк судебных решений»).

Завершено формирование верхнего уровня ведомственного контура связи, объединяющего суды областного звена и территориальные органы Судебного департамента. Производится подключение к ведомственному информационному контуру районных судов и гарнизонных военных судов. Осуществляется техническая поддержка ГАС «Правосудие» на местах (159).

Полный состав подсистем (программных изделий) ГАС «Правосудие»:

– «Административное управление»;

– «Банк судебных решений (судебной практики)»;

– «Ведомственная статистика Судебного департамента»;

– «Видеоконференцсвязь»;

– «Документооборот»;

– «Интернет-портал ГАС «Правосудие»»

– «Кадры (Кадры-П)»;

– «Материально-технические ресурсы»;

– «Международно-правовое сотрудничества»

– «Недвижимость»;

– «Обеспечение безопасности информации»;

– «Обращения граждан»;

– «Организационное обеспечение»;

– «Общественные связи»;

– «Право (Право-П)»;

– «Обучение и подготовка кадров»;

– «Дистанционное обеспечение»;

– «Обучение»;

– «Судебное делопроизводство и статистика»;

– «Судебное делопроизводство»;

– «Статистика»;

– «Судимость»;

– «Контроль финансов» (контроль финансово-хозяйственной деятельности судов и системы судебного департамента);

– «Связь и передача данных»;

– «Судебная экспертиза»;

– «Судейское сообщество»;

– «Сервисное обслуживание»;

– «Управление и контроль функционирования» ГАС (СКИФ)»;

– «Транспорт».

Рассмотрим важнейшие из них подробнее.

Подсистема «Административное управление» предназначена для сбора, обработки, хранения и выдачи данных и документов, необходимых для выполнения функциональных обязанностей и информационной поддержки деятельности должностных лиц Судебного департамента, а также управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, повышения эффективности их информационно-справочного обслуживания.

Подсистема «Банк судебных решений (судебной практики)» обеспечивает организацию автоматизированного сбора судебных решений, формирования единого банка судебных решений, механизма систематизации сведений по данным судебным решениям и обеспечения санкционированного доступа к информации со стороны различных категорий пользователей.

Подсистема «Ведомственная статистика Судебного департамента» предназначена для сбора и свода статистических данных ведомственной отчетности, полученных из соответствующих функциональных подсистем ГАС «Правосудие», с целью последующего анализа накопленных данных.

Подсистема «Видеоконференцсвязъ» обеспечивает Верховный Суд РФ, областные и равные им суды общей юрисдикции услугами видеоконференцсвязи и обеспечивает проведение судебных заседаний в режиме удаленного участия осужденных и свидетелей.

Подсистема «Документооборот» предназначена для автоматизации информационных процессов документооборота и делопроизводства, связанных с документационным обеспечением управления деятельностью судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.

«Интернет-портал ГАС «Правосудие»» предназначен для обеспечения доступа граждан, юридических лиц, органов государственной власти к информации о деятельности судебной системы РФ.

«Информационно-справочная система» предназначена для информационно-справочного обслуживания в оперативном режиме (режиме on-line) судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента при Верховном Суде РФ, а также взаимодействующих органов государственной власти на основе информации, содержащейся в информационном фонде ГАС «Правосудие».

Подсистема «Кадры» предназначена для комплексной автоматизации основных участков деятельности кадровых органов Судебного департамента и аппаратов судов: учета, хранения и анализа данных об организационно-штатной структуре и кадровом составе судов разных уровней и органов системы Судебного департамента.

Подсистема «Материально-технические ресурсы» предназначена для автоматизации планирования и учета обеспеченности материально-техническими средствами системы Судебного департамента и судов общей юрисдикции (в том числе военных судов), создания интегрированной базы данных по поступающим из регионов данным, характеризующим объекты материально-технического учета.

Подсистема «Международно-правовое сотрудничество» обеспечивает возможность доступа и поиска необходимой информации в среде информационных ресурсов международных правовых организаций, государственных и иных органов, учреждений судебной власти за рубежом с целью подготовки аналитических отчетов, а также ведения электронных библиотек международных правовых актов и зарубежных законодательных актов по вопросам правосудия.

Подсистема «Обеспечение безопасности информации» предназначена для повышения уровня достоверности данных и информационной безопасности, защиты информационных ресурсов при решении задач по интеграции с другими автоматизированными системами органов государственной власти и внедрении безопасной технологии обработки конфиденциальной информации, а также для создания комплексной системы антивирусной защиты.

Подсистема «Обучение кадров» предназначена для автоматизации процессов организации и проведения обучения судей, государственных служащих аппаратов судов и системы Судебного департамента (далее - судьи и государственные служащие) с использованием технологии дистанционного обучения.

Подсистема «Право» предназначена для ввода, хранения и циркулярной рассылки нормативных актов, организации доступа к справочной базе нормативных актов и к справочным базам правовых актов, находящихся в правовых системах федерального и местного законодательства.

Подсистема «Связь и передача данных» обеспечивает предоставление современной телекоммуникационной среды для обеспечения достоверной, надежной и оперативной передачи данных между комплексами средств автоматизации ГАС «Правосудие» всех уровней, а также обмен разного рода информацией (голосовой, факсимильной, видео) между абонентами подсистемы.

Подсистема «Судебная экспертиза» предназначена для повышения эффективности информационного взаимодействия пользователей ГАС «Правосудие» всех ее уровней при автоматизации судебно-экспертной деятельности судов общей юрисдикции в части удовлетворения соответствующих информационных запросов судей, их помощников, сотрудников аппарата судов и иных пользователей подсистемы.

Подсистема «Судебное делопроизводство и статистика» создана с целью предоставления пользователям средств формирования, анализа и интеграции информационных массивов данных, возникающих в процессе судопроизводства в судах общей юрисдикции, в том числе военных судах, формирования и анализа массивов данных судебной статистики, фиксации хода судебного разбирательства, а также автоматизации процессов регистрации, сбора и хранения информации о лицах, привлеченных к уголовной ответственности и в отношении которых вынесены судебные постановления, вступившие в законную силу.

Подсистема «Судейское сообщество» предназначена для использования секретариатами совета судей и квалификационных коллегий судей в части предоставления сведений о различных событиях, отражающих деятельность этих организаций, публикации статей и материалов, посвященных судебной практике по обжалованию решений квалификационных коллегий, постановлениях Совета судей, предоставлении контактной информации о составе региональных квалификационных коллегий и советов судей. Целью создания подсистемы «Судейское сообщество» является воплощение принципов открытости судебной системы путем:

– предоставления широкой общественности и специалистам, работающим в судебной системе, информации об основных событиях, происходящих в судебном сообществе;

– оповещения работников судебной системы информацией, носящей оперативный характер;

– публикации статей и материалов, представляющих интерес для судейского сообщества и граждан.

Объектами автоматизации подсистемы «Судейское сообщество» являются органы судейского сообщества:

– Всероссийский съезд судей;

– Совет судей РФ;

– Высшая квалификационная коллегия судей РФ;

– Органы судейского сообщества в субъектах РФ.

Подсистема «Судейское сообщество» предоставляет возможность доступа к опубликованной информации широких слоев населения посредством сети Интернет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.051 с.)