Глава 18. Информационные системы органов прокуратуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 18. Информационные системы органов прокуратуры



Общие положения информатизации органов прокуратуры

Информатизация органов прокуратуры обусловлена функциями надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В силу названного функционального положения прокуратура является проводником государственной воли, гарантом законности и правопорядка, поэтому информационному обеспечению должно придаваться особое значение.

Во-первых, прокурор должен быть своевременно осведомлен о нарушении закона либо об условиях, способствующих таким нарушениям. Это обстоятельство становится решающим при формировании информационных потоков в деятельности прокуратуры.

Во-вторых, работники прокуратуры должны сами хорошо знать законы и другие нормативные правовые акты, а также практику их применения для того, чтобы давать правовую оценку действиям субъектов права. Этот постулат обусловливает необходимость постоянного обновления правовой информации в органах прокуратуры и обучения его работников правовым знаниям.

В-третьих, прокурор обязан немедленно реагировать на нарушения закона. Поэтому принимать правильные решения работники прокуратуры должны на основе своевременно полученной и достоверной информации.

Формирование и развитие системы информационного обеспечения органов прокуратуры предполагает:

– создание автоматизированных рабочих мест сотрудников органов прокуратуры;

– создание единой информационно-вычислительной сети, объединяющей центральную и региональные сети системы прокуратуры;

– внедрение информационных технологий в деятельности прокуратуры;

– интеграцию с информационными системами всех государственных органов и других организаций.

Единое информационное пространство прокуратуры обусловлено трехуровневой системой ее органов. Первый уровень - Генеральная прокуратура РФ и ее представители в федеральных округах, второй уровень - прокуратуры республик в составе Российской Федерации; прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей; третий уровень - прокуратуры городов и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.

Информатизация органов прокуратуры развивается в соответствии с Концепцией создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры РФ (далее - АСИО «Прокуратура»), разработанной НИИ укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ (163). В соответствии с данным документом на всей территории страны формируется единая информационная система, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.

Целью формирования и развития системы информационного обеспечения органов прокуратуры является повышение эффективности функционирования всех ее институтов.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

– качественное расширение возможностей анализа состояния законности и правопорядка, защиты прав и интересов граждан;

– повышение достоверности обрабатываемой информации за счет автоматизированного сопоставления и контроля однотипных данных, полученных из разных источников;

– упрощение существующей системы делопроизводства, главным образом за счет упорядочения документооборота;

– обеспечение поддержки принятия решений по основным направлениям деятельности прокуратуры, заключающейся в реализации единой методологии автоматизированного сбора, учета, интегрированного хранения и многоцелевой обработки информации, необходимой для решения всех типов функциональных задач;

– значительное сокращение сроков обработки информации и обеспечение высокой оперативности требуемых сведений.

18.2. Информационные системы делопроизводства
в органах прокуратуры

Информационные системы в сфере делопроизводства представлены в настоящее время автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими те или иные направления работы с документами, которые могут действовать и в составе локальной вычислительной сети.

Развитие информатизации органов прокуратуры выражается в создании и развитии информационной системы обеспечения надзора за исполнением законов по четырем основным направлениям: ведомственный документооборот; системы для обработки статистической информации; правовые системы; кадровая система.

Электронный (автоматизированный) документооборот в органах прокуратуры обеспечивает выполнение следующих функций, включающих организацию:

– регистрации входящих, исходящих документов;

– учета картографических документов в хранилище объектов учета (карточек) и объединением документов в папки надзорных производств;

– учета папок документов путем упрощенного их расположения по разделам, главам, томам, в алфавитном порядке, по контрольным датам исполнения и другим учетным способом;

– контроля исполнения документов;

– хранилища архивных документов;

– уничтожения документов в соответствии с принятым порядком.

Система электронного документооборота является основой информационной системы органов прокуратуры. Организация такого документооборота предполагает охват всех подразделений органов прокуратуры вычислительной сетью и образованием автоматизированных рабочих мест в канцелярии каждого подразделения. Автоматизированный документооборот защищен специальными программно-техническими средствами, системами разграничения доступа к информации.

Уникальность документооборота в органах прокуратуры заключается в многообразии форм и средств регистрации документов, характеризующихся созданием большого количества регистрационно-контрольных и отчетных форм журналов, книг, картотек, объектов учета.

Системы для обработки статистической информации. Возложение на органы прокуратуры функций координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью повысило значение обобщающей и аналитической работы со статистической информацией, что вызвало необходимость построения в органах прокуратуры интегрированного банка данных статистических показателей о состоянии законности и состоянии преступности в России. Этот банк данных, наряду с учетными данными правоохранительной статистики, должен содержать и обобщенные показатели.

Сейчас основу банка данных составляют государственные и ведомственные формы статистического учета. Но уже сегодня ставится вопрос о том, что такой банк данных должен охватывать всю имеющуюся информацию: сведения из отраслевых министерств и ведомств, данные контролирующих органов, результаты собственной надзорной деятельности, статистические данные работы судебных органов и тематические обзоры судебной практики, аналитические обзоры правоохранительных органов. Его наполнение предполагает своевременное получение в электронном виде достоверной статистической отчетности, что представляет самостоятельную проблему.

Программа АРМ «Статистика» обеспечивает ведение сводной базы данных формирования статистической информации о деятельности органов прокуратуры всех уровней. Она является основой для проведения аналитической работы.

Информационные правовые системы. Следующей задачей является информационное обеспечение органов прокуратуры всех уровней правовыми базами данных. Она решается в рамках самостоятельного направления в АС И О «Прокуратура». Это создание и использование ведомственных информационно-правовых фондов в органах прокуратуры. На федеральном уровне задача обеспечения такими фондами решается специализированными подразделениями (Центрами правовой информации ФСО России и НТЦ «Система»). Такие фонды предназначаются главным образом для организации межведомственного информационного обмена и для обеспечения «электронными оригиналами» нормативных правовых актов из официального источника.

Наибольшее распространение в органах прокуратуры получили справочные правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс», которые содержат огромные массивы правовой информации (нормативные правовые акты и комментарии к ним, обзоры судебной практики и практики судов по конкретным делам, периодические правовые издания и др.).

Кадровая информационная система. Основной компонентой информационного обеспечения деятельности кадровых подразделений является автоматизированная информационная система «Кадры». Она построена и технологически увязана с документами личного дела сотрудника: личным листком по учету кадров, анкетой, личной карточкой сотрудника, приказами. Информация об аттестации заносится в аттестационную карточку, а о резерве - в карточку резерва. После ввода данных полная информация содержится в удобной для работы электронной карточке сотрудника. В дополнение к таким карточкам формируются различные списки документов, приказов, информационно обеспечивающих деятельность кадровых подразделений: по районам, по должностям, по классному чину, образованию, семейному положению, возрасту, о сотрудниках, находящихся в следственной бригаде, выдвинутых в резерв, награжденных и поощренных, о сотрудниках, имеющих взыскание, пониженных в должности, уволенных из органов прокуратуры.

На основе электронного массива документов формируется отчет о работе с кадрами. Информационная система «Кадры» внедрена во многих прокуратурах субъектов РФ.

Наличие телекоммуникационной системы, отвечающей требованиям безопасности, позволяет создать распределенный электронный банк данных персонального учета сотрудников прокуратуры.

18.3. Информационные системы обеспечения прокурорского надзора
и расследования преступлений

Важное место в деятельности прокуратуры занимает надзор за исполнением законов при регистрации, учете и расследовании преступлений. Для информационного обеспечения этой деятельности существуют автоматизированные системы.

Для надзора за исполнением закона на стадии возбуждения уголовного дела разработан и функционирует информационная система «Надзор за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях». Сведения, содержащиеся в этой системе, позволяют постоянно осуществлять надзор за своевременностью и обоснованностью принятия решений по заявлениям и сообщениям о преступлении, выявлять и пресекать нарушения, проводить анализ и обобщения. На основе сведений первичного учета может формироваться отчет по форме 2-Е «О работе с заявлениями и сообщениями граждан».

Стадию расследования по уголовному делу информационно сопровождают системы «Учет уголовных дел» и «Надзор за сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей».

В каждой из этих систем содержатся базы данных: движение по уголовному делу от момента его возбуждения и до принятия окончательного решения; сведения по обвиняемым - даты задержания и ареста, квалификация, совершенного преступления, сроки следствия и содержания обвиняемых под стражей; результаты расследования по делу и рассмотрения его в суде, причины освобождения из-под стражи и другие процессуальные решения.

К сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, относится действующая автоматизированная система «Учет нераскрытых убийств». Ее информационной основой служит формализованный бланк специального донесения об умышленных убийствах.

В настоящее время все большую актуальность приобретает работа по раскрытию убийств, связанных с безвестным исчезновением граждан. В целях обеспечения конституционных прав граждан, совершенствования прокурорского надзора за разрешением заявлений и сообщений о безвестно пропавших и об обнаружении неопознанных трупов создана справочно-информационная система с условным наименованием «Опознание». В данной системе реализованы такие функции, как ввод информации о безвестно пропавших; неопознанных трупах и больных, не имеющих возможности о себе сообщить; поиск информации по материалам и уголовным делам данной категории; получение аналитических справок и т.д.

Режим поиска позволяет контролировать своевременность и правильность разрешения заявлений и сообщений о безвестно пропавших гражданах, а также дает возможность определять заявления и сообщения, имеющие общие признаки, что может свидетельствовать о едином лице (группе лиц), совершившем преступления. Выходные формы характеризуют эффективность работы с заявлениями, способствуя выявлению нарушений при их разрешении.

Таким образом, справочно-информационная система «Опознание» помогает организовать эффективный прокурорский надзор за рассмотрением указанных материалов и принятием по ним обоснованных решений. Дальнейшее развитие системы позволит создать интегрированный банк данных о безвестно пропавших гражданах на уровне прокуратур субъектов РФ, что связано в первую очередь с наличием телекоммуникационной сети.

Специфика деятельности следователя, широкий круг и сложность решаемых им задач, большой объем составляемых процессуальных и иных документов требуют совершенной системы информационного обеспечения.

Информационная система предварительного расследования обеспечивает сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений по уголовному делу. Она помогает анализировать процесс раскрытия и расследования преступления и получать информацию с последующим процессуальным закреплением ее в виде доказательств.

Следственная деятельность во многом предопределена ее информационной природой, поскольку следователь путем осуществления процессуальных следственных действий, анализа полученной из различных источников информации собирает доказательства о причастности подозреваемого лица к совершению преступления и доказывает умысел в совершении противоправного деяния. Исходя из этого, деятельность следователя можно разделить на две составляющие: первая - поиск и сбор необходимой информации и вторая - анализ информации и обоснование выводов (164).

Для реализации следственной деятельности в помощь следователям разработаны автоматизированные системы, объединенные в функциональный единый блок «АРМ следователя» - комплексы индивидуальных технических и программных средств, предназначенных для автоматизации информационной поддержки процесса предварительного следствия. Целью создания этой системы является оптимизация работы следователя, сокращение сроков и повышение качества следствия за счет:

– сокращения временных затрат на поиск информации, передачу и получение информации по каналам связи, включая доступ к законодательной и справочной информации, к оперативно-справочным, розыскным и криминалистическим учетам органов внутренних дел, к материалам конкретного уголовного дела;

– исключения или минимизации ошибок при применении законодательства в ходе предварительного следствия (например, при подготовке процессуальных документов);

– выработки обоснованных и рациональных решений в ходе расследования преступлений, при проведении комплексного анализа доказательственной, оперативной, нормативной, справочной и иной информации;

– использования автоматизированных методик при проведении отдельных следственных действий и при расследовании некоторых видов преступлений и экспертных систем принятия уголовно-правовых и уголовно-процессуальных решений.

В структуру «АРМ следователя» входит три функциональных блока.

Блок «Правовая информация» включает нормативную правовую базу, обеспечивающую предварительное следствие. Информационный блок «Правовая информация» позволяет реализовывать доступ в подсистему ведомственных информационно-правовых фондов, которая предназначена для обеспечения федеральных ведомств «электронными оригиналами» нормативных правовых актов из официального источника. Федеральные информационно-правовые фонды - это открытое информационное хранилище, содержащее законодательные акты и подзаконные документы федерального уровня. Органы прокуратуры являются пользователями таких фондов, доступ к которым организован через региональные специализированные подразделения ФСО России в субъектах РФ.

Блок «Функциональные АИСС» включает автоматизированные информационно-справочные системы: «Бланк»; «Судебные экспертизы»; «Учеты»; «Методические рекомендации по планированию расследования отдельных видов преступлений».

Следует отметить, что в работе органов следствия, дознания, прокуратуры значительное место отводится составлению процессуальных документов. Без письменных процессуальных документов профессиональная деятельность указанных субъектов невозможна, поскольку они составляют материальную сторону мыслительной, волевой, психологической деятельности. Уголовно-процессуальный кодекс России предусматривает составление около 130 постановлений, 80 протоколов, 40 протестов и других видов актов. При этом каждый вид документа имеет свое отличие, как по содержанию, так и по форме. Составление указанных документов вручную занимает много времени и не позволяет указанным субъектам эффективно использовать свое время. Использование информационных технологий позволяет в значительной степени ускорить работу органов следствия и дознания и повысить их эффективность (164).

В информационный блок «Функциональные АИСС» включены все бланки процессуальных документов, указанных в приложениях к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. Бланки тех процессуальных документов, которые упоминаются в тексте Уголовно-процессуального кодекса РФ, но не вошли в указанные приложения, разрабатываются управлением методического обеспечения Генеральной прокуратуры РФ совместно с сотрудниками НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ. Методики расследования преступлений в их автоматизированном виде - это научное обобщение практического опыта, задачей которого является минимизация затрат следователя на поиск и получение необходимых методических рекомендаций при той или иной ситуации или следственном действии.

Блок «Ведение уголовного дела» предназначен для информационно-аналитического сопровождения деятельности следователя при расследовании уголовных дел, находящихся у него в производстве. По каждому уголовному делу (и даже по отдельному эпизоду) можно получить установочные данные: обвиняемых, потерпевших, свидетелей и иных субъектов процесса предварительного следствия; сведения обо всех проведенных следственных действиях по делу и дате их проведения. Система позволяет в автоматизированном режиме контролировать сроки предварительного следствия, содержания обвиняемых под стражей, выполнения плана расследования и др.

Созданные и разрабатываемые в рамках «АРМ следователя» автоматизированные системы являются системами открытого типа, т.е. позволяют включать по мере создания дополнительные функциональные подсистемы или комплексы задач, вставлять в уже функционирующие системы новые документы, а также корректировать имеющиеся.

Использование информационных технологий предварительного расследования способствует:

– получению более рациональных вариантов решения задач расследования за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем;

– освобождению следователей, оперативных работников, экспертов и иных субъектов расследования от рутинной работы за счет ее автоматизации;

– обеспечению достоверности информации;

– замене бумажных носителей данных на магнитные и оптические носители информации, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;

– совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в органах предварительного следствия;

– уменьшению затрат на производство расследования по уголовному делу (164).

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите общие положения информатизации органов прокуратуры.

2. Охарактеризуйте основы системы делопроизводства в органах прокуратуры.

3. Опишите информационные системы следственной деятельности.

4. Охарактеризуйте состав блока «АРМ следователя».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 21694; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.024 с.)