Понятие «Электронное правительство» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие «Электронное правительство»



Повышение эффективности государственной системы управления обществом на основе использования информационных технологий является структурно-сложной комплексной постоянно обновляемой формой реализации государственной информационной политики. Одним из самостоятельных ее элементов является создание информационной технологии «Электронного правительства».

Основным документом, в соответствии с которым в России формируется электронное правительство, является Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (далее - Концепция), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 06.05.2008 № 632-р (в ред. постановления Правительства РФ от 10.03.2009 №219).

Вторым документом, в соответствии с которым создастся инфраструктура «Электронного правительства», является Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002-2010 годы)», утвержденная постановлением Правительства РФ от 28.01.2002 № 65 (в ред. постановления Правительства РФ от 10.09.2009).

Третьим документом является Государственная программа РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 №1815-р.

Следует отметить, что словосочетание «Электронное правительство» вошло в обиход последнего времени наряду с другими терминами, обозначающими комплексное развитие процесса удовлетворения информационных потребностей с помощью применения и использования ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). Придание нового обозначения данному процессу связано преимущественно с автоматизированными информационными системами (например, «электронное правосудие»), однако слово «электронное» стали распространять и на крупные проекты по реформированию человеческой деятельности и переходу на ИКТ. Так, программы информационного обеспечения социально-экономического развития региона или города стали сокращенно обозначать наименованием «электронный регион», «электронный город».

В современных словарях по языкознанию определение термина «электронное правительство» отсутствует, поэтому лингвистически его определить невозможно, поскольку употребление слова «электронное» при сочетании со словом «правительство» выбрано с большой степенью условности, как и другие понятия: «электронная информация», «электронный документ», «электронное правосудие» и все другие видовые названия, обозначающие новые разновидности продукции цифровой цивилизации третьего тысячелетия. Следуя названной тенденции, авторы разрабатываемого проекта организации деятельности органов исполнительной власти в условиях широкого применения ИКТ использовали название «Электронное правительство».

В тексте Концепции термин «Электронное правительство» определяется как новая форма деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Характерные признаки «Электронного правительства»:

1. Новая форма организации деятельности органов государственной власти. Новизна формы деятельности государственных органов связана с широким применением информационно-коммуникационных технологий, в частности, с созданием автоматизированной информационной системы сбора, обработки, хранения и использования массива информации по различным областям человеческой длительности. Такие массивы (информационные ресурсы) являются исходной информацией для предоставления публичных услуг. Названная система станет новым инструментом взаимодействия органов государственной власти между собой и с гражданами или организациями.

2. Качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Оперативность предоставления публичных услуг (значительное сокращение сроков) и их удобство будет обеспечиваться за счет автоматизации всех информационных процессов не только в части получения организациями и гражданами государственных услуг, но и в предоставлении информации о деятельности государственных органов.

Формирование «Электронного правительства» в Российской Федерации стало возможным благодаря существованию ряда предпосылок.

Во-первых, это широкое распространение информационно-коммуникационных технологий во всех сферах человеческой деятельности: социально-экономической сфере, государственном управлении, реальном секторе экономики, бизнесе и электронной коммерции, здравоохранении, образовании и науке, в повседневной жизни. По уровню распространения персональных компьютеров среди населения и доступности сети Интернет Россия стремительно сокращает отставание от развитых стран. Повышается уровень компьютерной грамотности.

Во-вторых, это достижение определенного уровня информатизации органов государственной власти. Практически завершен этап первоначального оснащения органон государственной власти современной вычислительной техникой и создания соответствующей информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры обеспечения их деятельности. Вместе с тем результаты внедрения информационно-коммуникационных технологий и органах государственной власти в настоящее время носят преимущественно внутриведомственный характер, что не позволяет значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.

В-третьих, в настоящее время практически отсутствуют государственные услуги, которые могут быть получены организацией или гражданином без непосредственного посещения государственного органа. Не определены приоритеты перевода государственных услуг в электронный вид. Недостаточными темпами развивается инфраструктура публичного (общественного) доступа граждан к созданным органами государственной власти сайтам в сети Интернет и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания граждан. До настоящего времени не сформирована единая инфраструктура межведомственного обмена данными в электронной форме.

В-четвертых, действующие государственные информационные системы формировались отдельными органами государственной власти в условиях отсутствия единой нормативной правовой и нормативно-технической балы, Содержащиеся в них сведения недоступны другим органам государственной власти для оперативного использования, что на практике приводит к значительным временным задержкам при межведомственном обмене информацией, многократному сбору и дублированию информации в разных системах. При этом часть информации оперативно не обновляется, что приводит к противоречивости данных, содержащихся в государственных информационных системах. Использование недокументированных форматом данных, протоколов обмена, иных закрытых информационных технологий и отсутствие единых классификаторов, справочников и схем данных ограничивают возможность применения автоматизированных средств поиска и аналитической обработки информации, содержащейся в различных системах, и затрудняют доступ организаций и граждан к государственным информационным системам. Это снижает оперативность подготовки управленческих решений, совместимость информационных систем, что отрицательно сказывается на качестве государственных услуг, оказываемых организациям и гражданам.

В-пятых, инфраструктура информационного взаимодействия государственных органов еще несовершенна и находится в процессе реформирования. Практически отсутствует инфраструктура, обеспечивающая взаимодействие органов государственной власти с организациями и гражданами в рамках предоставления государственных услуг. Не автоматизированы процедуры сбора и обработки информации, необходимой для определения и контроля целевых показателей результативности деятельности органов государственной власти.

Сложившаяся ситуация пока не позволяет обеспечить новый уровень качества государственного управления и оказания услуг организациям и гражданам на основе информационно-коммуникационных технологий и значительно снижает эффективность расходования бюджетных средств на создание и развитие государственных информационных систем. Получение необходимой информации и государственных услуг в большинстве случаев требует непосредственного обращения организаций и граждан в органы государственной власти, формирования запросов и предоставления необходимой информации на бумажном носителе.

Предоставление услуг, предусматривающих межведомственное взаимодействие или обращение граждан и несколько ведомств, связано с большой потерей времени и длительными задержками из-за отсутствия взаимодействия между соответствующими ведомственными информационными системами, что создает значительные неудобства для граждан. Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности всех государственных органов, носят комплексный межведомственный характер и не могут быть решены на уровне отдельных органов государственной власти.

Формирование «Электронного правительства» требует проведения скоординированных организационно-технологических мероприятий и согласованных действий органов государственной власти в рамках единой государственной политики.

7.2. Цели, задачи и приоритеты государственной политики
по формированию «Электронного правительства»

Целями формирования в Российской Федерации «Электронного правительства» являются:

1) повышение качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам государственных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан;

2) повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти (далее - официальной информации) и расширение возможности доступа к ней и непосредственного участия организаций, граждан и институтов гражданского общества в процедурах формирования и экспертизы решений, принимаемых на всех уровнях государственного управления;

3) повышение качества административно-управленческих процессов;

4) совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения принимаемых решений на всех уровнях государственного управления, обеспечение оперативности и полноты контроля за результативностью деятельности органов государственной власти и обеспечение требуемого уровня информационной безопасности «Электронного правительства» при его функционировании.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

1) развитие и широкое применение в деятельности органов государственной власти средств обеспечения удаленного доступа организаций и граждан к официальной информации, основанных на использовании современных информационно-коммуникационных технологий;

2) предоставление государственных услуг с использованием многофункциональных центров и сети Интернет на основе создания единой инфраструктуры обеспечении межведомственного автоматизированного информационного взаимодействия и взаимодействия органов государственной власти с организациями и гражданами;

3) создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота;

4) внедрение ведомственных информационных систем планирования и управленческой отчетности в рамках создания единой государственной системы контроля результативности деятельности органов государственной власти по обеспечению социально-экономического развития Российской Федерации;

5) формирование нормативной правовой базы, регламентирующей порядок и процедуры сбора, хранения и предоставления сведений, содержащихся в государственных информационных системах, обмена информацией в электронной форме между государственными органами, организациями и гражданами, а также контроль за использованием государственных информационных систем.

Приоритетными направлениями государственной политики в области формирования «Электронного правительства» на среднесрочную перспективу (в ближайшие пять лет) являются:

1) развитие системы обеспечения удаленного доступа граждан к официальной информации на основе использования информационно-коммуникационных технологий;

2) предоставление государственных услуг с использования современных информационно-коммуникационных технологий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.009 с.)