Раздел I Основы государственной политики в области информатики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I Основы государственной политики в области информатики



Принятые сокращения

Закон «Об информации» - Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Концепция правовой информатизации РФ - Концепция правовой информатизации Российской Федерации, утвержденная указом Президента РФ от 28.06.1993 № 966

АДИС - автоматизированные дактилоскопические учеты и системы

АИПС - автоматизированная информационно-поисковая система

АИС - автоматизированная информационная система

АИСС - автоматизированная информационно-справочная система

ГАС - государственная автоматизированная система

ГИАЦ - Главный информационно-аналитический центр МВД России

ЕИТКИ - единая информационно-телекоммуникационная инфраструктура МВД России

ЕИТКС ОВД - Единая информационно-телекоммуникационная система органов внутренних дел

ИБ - информационная база

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии

ИПС - информационно-поисковые системы

ИР - информационные ресурсы ИТ - информационные технологии

ИЦ - информационный центр

КСА - комплекс средств автоматизации

ОГИЦ - общероссийский государственный информационный центр

ПСПД - подсистема связи и передачи данных ГАС «Выборы»

ПЦПИ - публичные центры правовой информации

РАСИПО - российская автоматизированная система информационно-правового обеспечения

СПС - справочная правовая система

СТРАС - специализированные территориально-распределенные автоматизированные системы

ЭДиД - электронный документооборот и делопроизводство

ЭС - экспертная система

ЭУ - электронный учебник

ЭУИ - электронное учебное издание

ЭУП - электронное учебное пособие

Введение

Решение современных проблем управления обществом непосредственно связано с развитием информационных процессов. Компьютерная техника и высокотехнологичные способы обработки информации стали неотъемлемыми компонентами человеческой деятельности. Эволюция знаний о природе и свойствах информации, закономерностях её развития и использования, а также изменения общества в условиях применения высоких телекоммуникационных гиппологий на рубеже 60-70-х гг. прошлого века, сформировали новую междисциплинарную область знаний - информатику.

Более чем полувековая эволюция человеческой деятельности и области информационных систем привела к масштабной информатизации во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в юридической.

Стремительно развивающийся процесс внедрения в жизнь научно-технических фундаментальных открытий и настоящее время выражается в максимальном вкладе и общественное производство со стороны биотехнологий, нанотехнологий, когнитивных технологий и генной инженерии. Все эти виды наукоемких технологических решений тесно связаны с информационными знаниями, на развитие именно этих областей человеческой деятельности направлены государственные инвестиции.

В последние годы особый подъем связан с модернизацией бытовой техники и средств «домашней информатизации». В наступающей эре тотальной информатизации и внедрения цифровых (высоких) информационных технологий человек уже не представляет себе жизнь без компьютерных форм информации.

В 1970-80-х гг. правоведы вели научные дискуссии и рамках соотношения проблем информатики и права. В результате наиболее плодотворным оказалось направлении, которое к середине 1990-х гг. было объединено под общим наименованием «правовая информатика». В рамках этой области знаний стали изучаться проблемы формирования правовой информации и информационного обеспечения юридической деятельности, возникающие в условиях активного использования сложной вычислительной техники. Таким образом, к концу века появилась новая научная дисциплина, предметом которой были основные закономерности правовой информации и информационных процессов в правовой системе. С этого же времени одноименная отрасль знаний получила статус учебной дисциплины.

Изучение информационных знаний в юридических вузах имеет свои особенности. Практическая профессиональная деятельность юристов связана преимущественно с применением норм права, поэтому изучение математических и естественно-научных основ теории информации, а также знаний о технических и технологических аспектах использования компьютеров, не входит в обязательный учебный курс юридических вузов. При этом в образовательный стандарт третьего поколения включен комплекс знаний об общих положениях государственной политики в области развития информатики, а также закономерностях формирования правовой информации и информационного обеспечения профессиональной юридической деятельности.

Юридическая профессиональная деятельность в современных условиях жизни тесно связана с поиском, обработкой и использованием правовой информации. Традиционные формы и способы получения информации о праве для юриста-практика и правоведа-исследователя являются необходимым инструментом поиска предметного материала. Правовая информация на печатных носителях (тексты законов и других нормативных актов, кодексы и комментарии к ним, систематизированные сборники нормативных правовых актов, опубликованная судебная практика и др.), юридическая литература научного и практического значения по-прежнему используются юристами в качестве исходного информационного материала для принятия правовых решений. Однако жизнь требует от них знаний в области информационных средств и технологий поиска и использования юридических текстов в электронном виде, а также практических умений и навыков (компетенций) их применения. Персональные компьютеры и рациональные способы изменения состояния информации (информационные технологии) позволяют юристу быстро найти и обработать юридические тексты. Кроме того, они дают возможность решать быстро и правильно, а значит наиболее эффективно, возникающие правовые задачи.

Основной целью учебного курса «Информационные технологии в юридической деятельности» является приобретение студентами-юристами наиболее общих знаний по информатике в рамках формирования и реализации государственной информационной функции, в том числе в условиях информатизации юридической деятельности. Кроме того, обучение навыкам в области создания, получения, обработки, хранения, распространения и использования правовой информации с использованием автоматизированных информационных систем позволяет им адаптироваться в развивающемся информационном обществе.

В настоящем учебнике рассматриваются теоретические и практические вопросы о сущности информатики как одной из главных областей государственной информационной политики и правовой информатики как системы знаний о роли и значении правовой информации, а также информационных процессах в юридической деятельности.

В ходе освоения учебника (1 и 2 главы раздела I) студентам предстоит изучить общие положения информатики и ее место в системе знаний, а также отдельные базовые понятия информатики. Информатика как междисциплинарная область знаний формируется на основе фундаментальных знаний в области физики и математики, биологии и физиологии, философии и социологии. Понятия и категории информатики, определяющие основы информационных знаний, рассматриваются на основе комплексных знаний.

В главе 3 приводятся теоретические аспекты государственной политики в информационной сфере, а в главах 4 и 5 студентам предлагается изучить актуальные проблемы развития информационного общества и вопросы его формирования в России, а также концептуальные основы административной реформы как главного стратегического плана модернизации органов исполнительной власти в информационной сфере. В главах 6-10 рассматриваются основы государственной политики в области информатики и информатизации по отдельным направлениям: использования информационных технологий в деятельности государственных органов, в том числе формирования электронного правительства и оказания публичных услуг с помощью информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); информационного обеспечения процессов управления; региональной информатизации; информационного обеспечения избирательных процессов. В главе 11 приводятся основы теории и практики обеспечения государственной политики в области информационной безопасности.

В разделе II учебника рассматриваются вопросы предмета правовой информатики и ее место в системе юридических знаний, а также основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере. В главе 13 приводятся теоретические вопросы о роли и сущности правовой информации как системообразующей категории правовой информатики. Информационные процессы и системы в правовой сфере как элементы юридической деятельности и правовой информатизации рассматриваются главе 14, а глава 15 посвящена наиболее общим знаниям о справочных правовых системах. Главы 16, 17, 18 и 19 трактуют вопросы отдельных направлений правовой информатизациизаконотворчестве, судебной деятельности, органах прокуратуры и внутренних дел).

Практические знания по приобретению навыков и умений (компетенций) в области применения информационных технологий в юридической деятельности, в том числе справочных правовых систем приводятся в другом учебном пособии - компьютерном практикуме по правовой информатике, который выходит отдельным изданием.

Эволюция информатики

Исторический путь развития информатики тесно связан с эволюцией знаний об информации. При описании истории информации следует обратить внимание на познавательное и коммуникативное начало человеческой деятельности в качестве главных условий развития общества (4, 104-105).

Действительно, стремление человека к познанию окружающей действительности является главным средством развития культуры. Homo sapiens (человек разумный) не может существовать без знаний и общения (коммуникаций), поскольку они являются внутренней его потребностью и условием существования. Основой знаний и коммуникаций является информация и ее структурные элементы (сведения и сообщения).

С момента появления письменности у древних шумеров около семи тысяч лет назад берет свое начало не только история информации, но и история развития способов ее обработки, хранения и передачи. Сначала были созданы простые символьные и изобразительные формы представления информации, которые отображались преимущественно на камне, глиняных табличках, папирусе и пергаменте. Символьная и графическая форма информации ранних цивилизаций дошла до наших дней в виде иероглифического алфавитные знаки-буквы появились около пяти тысяч лет назад в древнем Египте (5, 15-17).

В результате совершенствования текстовой информации были созданы семитический и финикийский алфавит, т.е. буквенные выражения с постоянным составом знаков, на основе которых созданы греческий и латинский алфавиты. (6, 34). Первый алфавит был создан в середине второго тысячелетия до н.э. (7, 37). Несмотря на усовершенствования в написании текстов, носители информации оставались прежними: камень, глина, папирус, пергамен.

Первый этап развития информатики. Начало периодизации развития информационных знаний (или знаний об информации) как ресурсной основы развития общества связано с созданием качественно нового носителя и средства производства информации (бумаги и печатного станка), что привело к появлению первых коллективных (массовых) источников информации. Изобретение бумаги относится ко II в. н.э. Книгопечатный станок на основе деревянных матриц изобретен в Китае (VIII в.), а на металлических клише - в Германии (XV в.).

Создание печатного станка создало условия существования первого революционного процесса в истории информации, поскольку они дали возможность получать многотиражную информационную продукцию. С названным открытием обычно связывают начальный этап научно-технической революции и появление научной терминологии.

Возможность выпуска многотиражных книг, географических карт, технических чертежей, энциклопедий дала толчок к созданию первых поисковых систем на алфавитной основе. Неслучайно расцвет эпохи Возрождения совпал по времени с началом производства печатной книги, в это время стали качественно изменяться многие параметры организации и самоорганизации общества и человека. Многие исследователи между рукописной и печатной культурой проводят точно такой же водораздел, как между печатной и медийно-компьютерной в наше время.

Анализируя революционные преобразования в развитии общества, произошедшие после создания печатного станка, известный социолог электронной эпохи Маршал Маклюэн в своей книге «Галактика Гутенберга» подчеркнул, что развитие книгопечатания не только изменило технологию создания книг и наложило отпечаток на язык и формы человеческого восприятия действительности, но и качественно преобразовало систему человеческой деятельности и общественных ценностей (8, 288-295).

С началом книгопечатания гораздо активнее стали распространяться научные знания. В это же время были созданы многие отрасли научных знаний, дошедшие до наших времен. Именно с XVII-XVIII вв. берет свое начало современная наука как система структурированных знаний.

В это же время были сконструированы первые механические вычислительные средства выполнения арифметических действий. Механическое хранение последовательности команд имеет давнюю историю, оно, например, применялось в самоиграющих музыкальных инструментах и других автоматах. Одно из первых механических вычислительных устройств сконструировал в 1642 г. Блез Паскаль, помогая своему отцу, чиновнику казначейства, при бухгалтерских расчетах. В дальнейшем Готфрид Лейбниц усовершенство вал конструкцию Паскаля и создал в 1673 г. машину, позволявшую выполнять операции умножения и деления. Принцип работы калькулятора Лейбница сохранился почти во всех последующих механических вычислительных устройствах (7, 126-127). Можно согласиться с мнением некоторых авторов о том, что Лейбниц является основателем информатики как науки (3, 75-76).

Второй этап развития информатики. Следующий период развития информационной сферы человеческой деятельности совпадает со вторым этапом научно-технической революции: изобретением телеграфа (1774 г.); фотографии (1826 г.); телефона (1876 г.); радио (1895 г.); кинематографа (1895 г.); телевидения (1923 г.). Достижения технического прогресса далеко продвинули процесс создания, передачи и использования информации. Были созданы фундаментальные условия и для производства новых форм информации, и для быстрых средств ее передачи.

В конце XIX в. была основана новая область человеческой деятельности - документация, объектом которой была библиографическая информация или описание структуры знаний. Ее родоначальником стал бельгийский социолог Поль Отле, который вместе со своим соратником Анри Лафонтеном, впоследствии видным деятелем, лауреатом Нобелевской премии мира, создали Международную федерацию по документации (1,32). Название этой области знаний просуществовало до середины XX в., когда был введен в оборот термин информация, после чего все области знаний, объектом которых была информация, стали менять наименование на informatique (информатика).

В литературе по истории информатики существует мнение о том, что информатика развивалась в недрах кибернетики, фактически на единой технической базе - вычислительной технике, средствах связи и передачи данных. Кроме того, кибернетика как наука об общих законах и закономерностях управления и связи, объективно была вынуждена заниматься вопросами использования информации в интересах управления (3, 31). В этой точке зрения есть здравое зерно, поскольку действительно по своим фундаментальным параметрам кибернетика и информатика имеют много общего, однако объекты этих наук не совпадают. Объектом исследования кибернетики является управление и управленческие процессы, а объектом информатики - информация и информационная деятельность.

К середине 1960-х гг. в научной литературе произошло фактическое оформление новой области научных знаний, объектом исследования которых является информация и информационные процессы. К тому времени активно развивались математические и технические науки, в рамках которых многие результаты исследования были направлены на создание и совершенствование вычислительной техники обработки информации и технических средств ее передачи (связи).

Окончательное оформление информатики как области научных знаний завершено в 1970-80-е гг., преимущественно в области физико-математических и технических наук. В настоящее время в перечне специальностей научных работников, утвержденном приказом Минобрнауки России от 25.02.2009 № 59, информатика включена в группу специальностей «Информатика, вычислительная техника, управление и обработка информации» под № 05.13.00, а присвоение научной квалификации производится в рамках технических и физико-математических наук.

Третий этап развития информатики. Этот период можно с уверенностью назвать революционным, поскольку он связан с созданием компьютера и связанных с ним технических средств высокоскоростной обработки и использования информации.

История создания компьютеров берет свое начало с простейших вычислительных устройств и средств. Самыми древними счетными устройствами считаются абак и счетная доска или обычные бухгалтерские счеты, которые еще недавно использовались кассирами во всем мире. Упоминавшиеся выше механические калькуляторы стали первыми прообразами компьютеров. В середине XIX в. Чарльзом Бэбиджем была сконструирована «аналитическая машина» - первая в истории попытка создания универсальной цифровой вычислительной машины с программным управлением. В его машине арифметическое и запоминающее устройства были конструктивно разделены, работа с адресами и кодами осуществлялась раздельно. Бэбидж изобрел машину, которая могла печатать выходные данные на бумаге, что исключало возможность ошибок при написании чисел. Составлением алгоритмов вычисления на аналитической машине Бэбиджа в тесном сотрудничестве с ним занималась первая в мире программист Августа Ада Кинг Лавлейс, дочь лорда Байрона. Ей приписывают создание команды для организации вычислительного процесса (3,77-78). В ее честь в 1980 г. по заказу Министерства обороны США был разработан универсальный язык программирования «Ада», который ныне используется в больших компьютерных системах.

Идеи Чарльза Бэбиджа не могли быть полностью реализованы по причине отсутствия в то время необходимых материалов и технологий. Только появление радио дало возможность построить принципиальную схему электронно-лампового компьютера, т.е. электронной вычислительной схемы, которая принципиально не изменилась и поныне. В конце 1930-х гг. были сконструированы первые модели электронно-вычислительной машины (ЭВМ), а в 1946 г. в США построена первая ЭВМ. С этим фактом связывается начало нового компьютерного информационного века.

Первая отечественная электронно-вычислительная машина была создана в СССР 25 декабря 1951 г. К середине 1950-х гг. была создана и работала на полную мощь Большая электронно-вычислительная машина (БЭСМ), которая находилась в течение длительного времени на уровне лучших американских машин и была самой быстродействующей в Европе (!), она выполняла 10 тыс. операций в секунду (первая в мире американская ЭВМ 1946 г. работала на 18 тысячах радиоламп и выполняла одну тысячу операций в секунду).

В 1965 г. в нашей стране была создана ЭВМ на полупроводниках нового поколения серийного производства, она выполняла один миллион операций в секунду и составляла основу парка высокопроизводительных вычислительных машин, по своим параметрам превосходивших американские аналоги (9, 46-48).

Следует заметить, что отечественная компьютерная индустрия (составная часть информатизации) развивалась в нашей стране в условиях повышенной секретности, так как первые ЭВМ обслуживали оборонный комплекс (преимущественно в ядерных и ракетно-космических программах) и, судя по потенциалу стратегического оружия, справлялась с этой задачей успешно. У истоков создания фундаментальных основ отечественной информатики и вычислительной техники стояли выдающиеся советские ученые: академики А. И. Берг, В. М. Глушков, С. В. Емельянов, М. В. Келдыш, А. Н. Колмогоров, С. А. Лебедев, А. А. Ляпунов, Н. Н. Моисеев, Г. С. Поспелов, Б. Н. Петров и многие другие. Заметим, что созданные отечественной наукой и техникой суперкомпьютеры и ныне обеспечивают потребности фундаментальной науки, экономики и промышленного производства в рамках создания крупных научно-технических и социальных проектов (ядерной энергетики, биологии, нанотехнологий, экспертных систем прогнозирования, принятия управленческих решений, безопасности и др.).

Период массового производства и внедрения средств вычислительной техники во все сферы жизни, где требуются «малые» формы компьютеризации, начался с создания персональных компьютеров. В 1981 г. фирмой IBM был создан первый в мире PC (персональный компьютер), но его высокая стоимость (свыше 10 тыс. долл.) не позволяла запустить процесс массовой компьютеризации человеческой деятельности. Не только высокая стоимость персональных ЭВМ препятствовала началу названного процесса, но и другие технологические и социальные условия.

К тому времени только начинался процесс перехода на цифровые линии передачи информации, которые впоследствии стали основным техническим средством передачи данных (компьютерной информации). Только после создания новых стандартов (протоколов TCP/IP) передачи данных (1983 г.) и внедрения иерархической системы именования компьютеров и их IP-адресов Domain Name System (доменов), составляющих технологическую основу глобальной сети Интернет, в мире были созданы все условия для массовой информатизации.

Кроме того, поистине революционная ситуация в информатике к концу 1980-х гг. совпала с благоприятными социальными условиями жизни - периодом перехода мировой экономики на новую модель ведения бизнеса, связанную с изменением принципа разделения труда и форм собственности на средства производства, а также системы производства и управления знаниями (3, 104).

Процесс превращения глобальной сети Интернет из профессиональной формы коммуникаций в общедоступное средство массового использования начался после создания Тимом Бернерс-Ли специального программного языка использования и связывания между собой информационных материалов при помощи гиперссылок. Это позволило сформировать новую форму навигации и поиска информации в глобальном масштабе, а также дало толчок для развития новых семантических и поисковых технологий. После этого сеть Интернет стала носить характер всемирной и удобной для использования системы знаний.

Таким образом, создание персонального компьютера и цифровых технологий передачи информации, изменение технологической основы сети Интернет, а также изменение социально-экономических условий в общественном развитии обусловили формирование глобальной информатизации.

Четвертый этап развития информатики. В нашей стране этот этап связан с массовым процессом информатизации во всех сферах человеческой деятельности и формированием; государственной политики в информационной области человеческой деятельности.

Процесс массовой информатизации обычно связывают с внедрением и развитием компьютеризации, под которой понимается не только массовое внедрение средств вычислительной техники во все сферы жизни, но и формирование индустрии всей системы информационной инфраструктуры. В этом смысле в нашей стране только к концу 1990-х гг. начался процесс массовой информатизации на основе нового поколения ЭВМ и сетевых технологий. Массовая информатизация в условиях информационного общества предполагает широкое внедрение информационных технологий в производство товаров и услуг, фундаментальные научные исследования и повсеместное использование компьютеров на бытовом уровне.

Формирование нового направления политики государства в информационной сфере связано с принятием официальных документов, определяющих основные положения развития информационной сферы человеческой деятельности. Таким документом директивного характера является Стратегия развития информационного общества в России, утвержденная Президентом РФ 07.02.2008, которая является основой для подготовки и уточнения всех доктринальных, концептуальных, программных, правовых и иных документов, определяющих деятельность органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации.

Вторым основополагающим документом является Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002- 2012 гг.)», в соответствии с которой предусмотрен резкий скачок в процессе внедрения информационных технологий в реальном секторе экономики и государственной системе управления. Программа «Электронная Россия» позволяет создать потенциал значительного сокращения материальных издержек бизнеса и повысить эффективность деятельности государства.

В соответствии с названными документами должны быть созданы основные предпосылки удовлетворения информационных потребностей на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий, а также обеспечен выход нашей страны в число передовых в области развития информационного общества.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит смысл научно-технического прогресса?

2. Определите понятие информатики.

3. Назовите предмет информатики.

4. Охарактеризуйте основные этапы развития знаний об информации.

5. Расскажите об информатике как комплексной системе научных знаний об информации.

6. Что такое коэволюция информатики и юриспруденции?

7. Перечислите критерии разграничения информатики как науки и учебной дисциплины.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте сравнительную характеристику концепций понимания информации.

2. Каковы основания понимания сущности информации?

3. Охарактеризуйте структуру модели природы информации.

4. Перечислите основные свойства информации.

База данных

Информационные ресурсы могут формироваться, накапливаться и храниться как базы данных и банки данных. Термин «база данных» заимствован из иностранной научной литературы по информатике и обычно понимается как совокупность взаимосвязанных данных, т.е. информации, создаваемой и используемой исключительно только с помощью ЭВМ и связанных с компьютерами систем. Данные - информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при участии человека.

Итак, информационные ресурсы и базы (банки) данных - это не просто информация, не просто сведения о чем-то, а определенные структурированные массивы информации, документы и массивы документов, систематизированных в строгую логически обусловленную структуру. Документы могут быть текстовыми и графическими (рисунки, чертежи, фотографии, геологические и географические карты). Законодательное определение понятия «база данных» приводится в тексте ст. 1260 ГК РФ с уточнением в п. 1 ст. 1334 ГК РФ понятия «материалы».

Законодатель употребил специальный технический прием лингво-нормативного толкования (как способ устранения коллизии норм - ч. 4 ГК РФ) и разъяснил, что под «материалами», упоминаемыми в ст. 1260 ГК РФ при разъяснении понятия «база банных», подразумеваются «самостоятельные информационные элементы».

Если следовать такой позиции законодателя, то термин «база данных» можно определить с учетом вышеупомянутого уточнения.

База данных - представленная в объективной форме совокупность самостоятельных информационных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных информационных элементов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть созданы, найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

Из приведенного определения можно выделить три характерных признака.

Первый из них связан с самостоятельным характером информационных материалов, т.е. их логической завершенностью. Например, такими могут быть отдельные статьи, сборники статей, собранные по определенной тематике. Расчеты могут быть самостоятельными, если они соответствуют заданным параметрам и могут быть использованы как отдельные материалы. Самостоятельный характер носят диссертации, собранные по определенным темам и научным направлениям.

Второй признак отражает системность самостоятельных информационных материалов, т.е. расположение их в строгой логической связанности между собой, в зависимости от какого-либо заданного критерия. Например, самостоятельные информационные материалы, отражающие какую-либо отрасль управления (финансово-экономические отчеты, бюджетные расчеты за определенный период, обзоры судебной практики по кругу участников правоотношений либо по характеру судебных дел и др.).

Третий характерный признак базы данных жестко связывает информационные материалы с электронно-вычислительной машиной, т.е. подразумевает факт их производства

и обработки на компьютере с последующим использованием на нем же.

Однако названными и выделенными в законе отличительными признаками базы данных их характеристика не ограничивается. Существуют еще и технологические свойства баз данных. Например, к таким относится программная оболочка собранных информационных материалов или их коллекций. Программная оболочка заключается в возможностях использования специальной компьютерной семантики при формировании базы данных. Специальные компьютерные языковые средства позволяют создать удобные условия использования баз данных в зависимости от программных задач дальнейшего их применения теми или иными профессиональными группами. Например, в ходе использования базы данных с помощью программного навигатора могут быть найдены списки информационных материалов в зависимости от заданного параметра, отдельные их фрагменты с возможностью систематизации. Семантические средства дают возможность выбрать по специальным критериям из множества массивов информационных материалов только сведения, которые касаются определенного круга лиц, найти их персональные данные и определить особенности использования полученной информации.

Простейшие базы данных - это телефонные справочники, расписания движения поездов, списки и сведения о сотрудниках, список цен на товары, каталог книг в библиотеке, словари и тезаурусы, каталоги видеозаписей.

Сложные базы данных - сводные сведения о владельцах недвижимого или движимого имущества с использованием гипертекстовых технологий, когда в одной базе могут находиться сведения различного характера (например, о наличии недвижимости и паспортные данные, финансовая информация о клиенте банка в совокупности с другими сведениями о нем и т.д.).

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое электронная информация?

2. Понятие и признаки электронной цифровой подписи.

3. Сущностные признаки базы данных.

4. В чем особенность структуры электронной ресурсной системы библиотек?

5. Какова структура электронных учебных материалов?

Информационные ресурсы

Как мы уже говорили, информационный интерес традиционно понимается как реальная потребность человека искать, получать, обрабатывать, передавать и использовать информацию в целях решения различных задач в реальной жизни.

Специалисты в области информатики подчеркивают, что стержневым вопросом процесса информационного обеспечения современной деятельности является вопрос об информационных ресурсах (ИР).

Существует даже понятие «жизненно важный интерес» в информационной сфере. Оно совмещает в себе наиболее важные отношения в той системе общественных отношений, которые складываются по поводу информации. Такие отношения по реализации потребностей субъектов в информационной сфере принято называть объектом информационной безопасности (20).

Вся система современной информатизации сосредоточена вокруг информационного ресурса. Именно он является главным, стержневым интересом любого субъекта информационной деятельности. В прежней редакции Закона «Об информации» давалось такое определение понятия ИР: отдельные документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др.). К сожалению, в ныне действующей редакции Закона «Об информации» приведенное определение исчезло, как и упоминание ИР вообще.

Выделяются отдельные содержательные свойства и признаки ИР.

1. Массивность ИР.

Информационные ресурсы - это всегда массивы или совокупность информации (архивы, фонды библиотек, базы и банки данных), а не отдельная информационная единица. Однако это не конгломераты информации, т.е. не хаотично собранные информационные материалы.

2. Системность или структурированность ИР.

Как правило, информационные ресурсы всегда систематизированы, т.е. распределены по отдельным критериям в зависимости от их потребительских свойств. ИР всегда представляют собой упорядоченную совокупность в зависимости от какой-либо цели, причем они должны быть логически связаны между собой (например, база данных диссертаций, т.е. научных рукописных трудов, исторические архивные материалы и т.д.). Таким образом, ИР являются систематизированным массивом информации.

3. Фундаментальная ценность ИР.

Это свойство ИР выделяет их как благо с незаменимыми качествами. Фундаментальная ценность проявляется как минимум в четырех составляющих:

– научной и образовательной деятельности (ИР как знания);

– экономической и производственной деятельности (ИР как нематериальные активы предприятий, интегрированный элемент приращения дохода);

– управленческой деятельности (ИР как основание и обеспечение принятия решений);

– духовно-культурной сфере (ИР как библиотечные, архивные, музейные информационные ценности).

Ценность для управленческой человеческой деятельности ставит ИР в один ряд с другими ресурсными основаниями (энергией, природными ископаемыми, кадрами, финансами, культурой и др.);

4. Материальная (экономическая) ценность ИР проявляется в экономическом или стоимостном измерении (т.е. возможности материальной оценки с точки зрения количества и качества информации). Стоимостная характеристика ИР проявляется в добавлении (value adding) стоимости разного рода человеческой деятельности, особенно связанной с интеллектуальными (творческими) ее разновидностями (1, 242). Особенно это проявляется в современный период развития общества, когда информационные технологии проникли в реальный сектор экономики, рекламный рынок и особенно в сферу услуг. Значительное применение ИР имеют в новой области человеческой деятельности - индустрии знаний (1, 265-304).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 1372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.105 с.)