Этапы развития информатизации избирательных процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы развития информатизации избирательных процессов



Одним из самых первых объектов информатизации в нашей стране стала отечественная избирательная система. Еще в ходе проведения избирательной кампании, связанной с выборами в Федеральное Собрание в декабре 1993 г, в Центральной избирательной комиссии РФ уже была частично апробирована автоматизация отдельных процедур (ведение списков кандидатов в депутаты, избирательных округов и участков; централизованная рассылка нормативных и организационно-методических документов в окружные избирательные комиссии; сбор, обработка и представление статистической информации об активности избирателей в день выборов; обработка протоколом участковых избирательных комиссий о результатах голосования по общефедеральному округу и определение окончательных результатов выборов и др.).

Впервые идея использования средств автоматизированной обработки информации в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний была официально выражена в Концепции создания Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы» (далее - ГАС «Выборы»), утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии РФ 12.07.1994.

Идеи Концепции были нормативно оформлены в принятых в 1994-1995 гг. указах Президента РФ от 23.08.1994) № 1723 «О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» от 28.02.1995 № 227 «Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». Во исполнение названных указов постановлением Правительства РФ от 18.12.1995 № 1242 «О Федеральной целевой программе развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» на 1996-2000 годы» была принята названная программа (далее - Программа).

ГАС «Выборы» представляет собой единую автоматизированную систему, предназначенную для информационного обеспечения деятельности органов, проводящих проведение избирательной кампании по всем видам выборок и референдумов, а также обеспечения достоверности получаемой информации и защищенности информации от несанкционированного доступа и фальсификации.

Основной целью Программы явилась автоматизация деятельности избирательных комиссий всех уровней, совершенствование телекоммуникационной среды, унификация организационного, методического, информационного, лингвистического, программного и технического видов обеспечения, а также учет интересов граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и политических партий.

Достижение цели обеспечивалось решением основных задач:

– сокращение сроков получения результатов голосования и подведения итогов выборов;

– сокращение объемов трудоемких информационных работ на всех этапах проведения избирательной кампании по всем видам выборов и референдумов;

– информационная поддержка деятельности органов, проводящих избирательную кампанию, в интересах исполнения ими законодательства РФ о выборах;

– обеспечение достоверности получаемой информации;

– усиление защищенности информации от несанкционированного доступа и фальсификации, в частности внедрение электронной подписи;

– повышение уровня организации процессов подготовки и проведения выборов.

Программой предусмотрены мероприятия по развитию ГАС «Выборы»:

– автоматизация участковых избирательных комиссий (до 95 тыс. участков) с целью усовершенствования процедуры голосования;

– сопряжение с другими государственными и ведомственными автоматизированными информационными системами в центре и в субъектах РФ;

– развитие и адаптация программного обеспечения ГАС «Выборы» для информационного сопряжения с общегосударственной автоматизированной системой учета лиц, проживающих в Российской Федерации и временно пребывающих на ее территории, и официальных документов, удостоверяющих их личность;

– оснащение комплексов средств автоматизации объектов ГАС «Выборы» с учетом расширения функциональных возможностей системы;

– оснащение и обеспечение Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии РФ в части организационного, информационного и методического обеспечения ГАС «Выборы»;

– создание залов наблюдения за ходом выборов (ситуационных центров) с использованием средств отображения информации коллективного пользования;

– повышение надежности, расширение функциональных возможностей и улучшение технических характеристик ГАС «Выборы», в том числе за счет технических средств отечественного производства.

Опыт использования ГАС «Выборы» показал правильность выбранного направления автоматизации деятельности избирательных комиссий. В то же время тенденции рая вития информационных технологий объективно вызвали необходимость дальнейшего развития системы.

Актуальность развития ГАС «Выборы» определяется необходимостью организации системного сопровождения и эксплуатации комплексов средств автоматизации (КСА), повышения уровня автоматизации деятельности избирательных комиссий и использования ресурсов системы в период между выборами, взаимодействия с различными государственными автоматизированными системами и информационно-коммуникационными сетями общего пользования, совершенствования средств связи и передачи данных. Кроме того, необходимо было законодательно оформить статус ГАС «Выборы» в избирательной системе РФ и создать регистр избирателей и участников референдума, предъявить специфические требования к системе защиты данных, которые содержатся в базах данных КСА всех уровней системы и передаются по каналам связи.

Дальнейшее развитие ГАС «Выборы» определялось задачами, стоящими перед избирательными комиссиями, коммиссиями референдума, в соответствии с Основными направлениями развития ГАС «Выборы» на 2001-2004 гг., утвержденными постановлением ЦИК России от 21.02.2001 № 122/1221-3. Указанные направления определялись уровнем информатизации уже на начало 2001 г. Приведем некоторые из них:

– дальнейшее повышение уровня автоматизации избирательных процессов и развитие системы передачи данных;

– повышение устойчивости функционирования ГАС «Выборы»;

– интеграция ГАС «Выборы» в единое информационное пространство России;

– совершенствование системы информационной безопасности;

– создание подсистемы обучения кадров;

– правовое обеспечение функционирования и развития системы.

Определены основные функциональные и обеспечивающие компоненты ГАС «Выборы», реализующие направлении ее развития.

Функциональные компоненты:

– подсистема автоматизации избирательных процессов;

– подсистема регистр избирателей, участников референдума;

– информационно-справочная подсистема;

– подсистема Интернет-портал ГАС «Выборы»;

– подсистема отображения информации коллективного пользования.

Обеспечивающие компоненты:

– подсистема связи и передачи данных;

– подсистема управления и контроля функционирования;

– подсистема обучения кадров;

– подсистема обеспечения эксплуатации и сервисного обслуживания;

– подсистема обеспечения информационной безопасности.

Каждую из подсистем необходимо создавать на единой технологической платформе, средствах связи и передачи данных, на базе общесистемных классификаторов, словарей и справочников.

10.2. Нормативное правовое обеспечение государственной политики
в области информатизации избирательного процесса

Правовой основой использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы» являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФК.1 «О референдуме Российской Федерации», Федеральный закон от 19.09.1997 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФМ «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», Закон «Об информации», Закон «О ГАС «Выборы», иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты ЦИК России.

Нормативное правовое обеспечение государственной политики в области информатизации избирательного процесса обеспечивается Законом «О ГАС «Выборы». Данный закон призван регулировать отношения, возникающие при использовании ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума, при эксплуатации и развитии ГАС «Выборы», а также при решении с ее использованием задач, не связанных с выборами и референдумом.

Федеральный закон определяет основные термины и понятия, используемые при ведении работы в области информатизации. Приведем некоторые из них:

база данных ГАС «Выборы» - объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с использованием комплексом средств автоматизации ГАС «Выборы»;

безопасность информации в ГАС «Выборы» - состояние защищенности информации в ГАС «Выборы» от несанкционированного доступа к данной информации, а также от нарушения функционирования программно-технических средств сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации в ГАС «Выборы» или от вывода указанных средств из строя, обеспеченное совокупностью мер и средств защиты информации;

информационные процессы в ГАС «Выборы» - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации с использованием комплексов средств автоматизации ГАС «Выборы»;

информационные ресурсы ГАС «Выборы» - отдельные документы, отдельные массивы документов, документы и массивы документов, формируемые, хранимые и используемые в ГАС «Выборы»;

комплексы средств автоматизации ГАС «Выборы» - совокупность взаимосвязанных программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, накоплении, хранения, поиска и передачи информации;

персональные данные - сведения, которые содержатся в ГАС «Выборы», позволяют идентифицировать личность гражданина, их перечень устанавливается федеральными законами;

системный администратор - специалист, обеспечивающий эксплуатацию комплекса средств автоматизации и соответствующей избирательной комиссии, комиссии референдума;

развитие ГАС «Выборы» - целенаправленное улучшение характеристик ГАС «Выборы» или расширение ее Функций;

юридическая сила документа - свойство документа и ГАС «Выборы», в соответствии с федеральным законодательством позволяющее использовать документ отдельно НИИ и сочетании с другими документами для совершения юридически значимых действий.

Федеральный закон также определяет основные принципы использования, эксплуатации и развития ГАС «Выборы»:

– соблюдение конституционных прав граждан при автоматизированной обработке информации о них;

– обеспечение гласности деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума при использовании ГАС «Выборы»;

– недопустимость вмешательства в информационные процессы в ГАС «Выборы» органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, других лиц и организаций, которые в соответствии с федеральными законами не могут вмешиваться в данные процессы;

– обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы» в сочетании с открытостью системы и доступностью информации, содержащейся в информационных ресурсах «ГАС Выборы», в соответствии с федеральными законами; недопустимость подключения ГАС «Выборы» к сети Интернет;

– обеспечение достоверности информации, получаемой с использованием ГАС «Выборы».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-22; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.02 с.)