ТОП 10:

Анализ причин неуспеваемости слабовидящих детей



Успеваемость и развитие детей с нарушениями зре­ния не находятся в прямой зависимости от зрительных дефектов. Решающее влияние на успеваемость и фор­мирование познавательных процессов оказывают усло­вия и методы обучения и воспитания.

Проведенное Институтом дефектологии АПН СССР изучение состояния знаний слабовидящих детей млад­шего школьного возраста показало, что преобладающее большинство справляется с программой массовой шко­лы. Однако некоторые из них не успевают. Неуспевае­мость этих школьников обусловлена как специфически­ми, так и общими причинами. К их числу относятся:

а) большой объем программного материала и быст­
рые темпы его прохождения. В связи с этим учащиеся
с низким зрением не в состоянии закреплять знания,
что затрудняет сознательное усвоение дальнейших раз­
делов программы по тому или иному учебному предмету;

б) недостатки методов обучения и отсутствие учета
своеобразия развития слабовидящих школьников;

в) перегрузка учащихся учебными занятиями, что
приводит к повышению утомляемости, снижению рабо­
тоспособности;

г) отсутствие должных гигиенических условий для
работы школьников (специальных учебников с круп­
ным шрифтом, раздаточного материала, специальных
пособий, необходимых нормативов освещенности школь­
ных помещений и т. п.). Отсутствие гигиенических усло­
вий обучения усугубляет недостатки физического разви­
тия слабовидящих детей: нарушение осанки, плоскосто­
пие, сколиозы, нарушения точности, скорости, координа­
ции движений, пространственной и временной ориента»
ции;

д) недостатки и трудности познавательной деятель­
ности, обусловленные при низком зрении вторичными
отклонениями от нормы в психическом развитии (бед­
ность предметных и пространственных представлений,
недостатки в развитии речи, трудности формирования
образной памяти, произвольного внимания, образного
мышления).

Причины неуспеваемости у слабовидящих могут быть также обусловлены недостаточной педагогической специальной подготовкой учителей и классных руково-


дителей, в результате чего в процессе обучения не учи­тывается своеобразие развития детей. Слабовидящие де­ти нередко подравниваются под общий уровень нор­мально видящих школьников. Иногда неуспеваемость слабовидящих детей обусловлена причинами, не относя­щимися непосредственно к особенностям их развития. К числу этих причин относятся: отсутствие должных условий воспитания в семье, в результате чего некото­рые слабовидящие дети педагогически запущены и не могут справляться с учебным материалом в первые же дни обучения в школе.

Педагогическая запущенность может иметь разные причины. Чаще всего она обусловлена неправильным воспитанием и сложившимися ненормальными семей­ными отношениями. Это предполагает детальное изуче­ние условий семейного воспитания ребенка и установле­ние необходимых контактов учителя с родителями.

У некоторых детей неуспеваемость обусловлена не­достатками поведения и отрицательными чертами лич­ностного характера: негативизм, упрямство, неумение организовать свое поведение, в результате чего склады­вается ненормальное отношение с учителем, что может отрицательно сказываться на успеваемости. Следует за­метить, что такого рода причины не являются специфи­ческими для слабовидящих школьников. Они могут лишь усугублять трудности детей, обусловленные не­достатками зрения.

В ряде случаев неуспеваемость слабовидящих детей обусловлена частым отрывом от школы для проведе­ния курса лечения. Иногда ученик по этой причине про­пускает занятия в течение очень длительного времени (от 1 до 3 месяцев).

У некоторых слабовидящих школьников, вследствие перенесенных органических заболеваний центральной нервной системы и внутриутробных аномалий развития, могут быть избирательные задержки в психическом раз­витии, приводящие к серьезным пробелам в их знаниях.

Не располагая необходимыми знаниями психическо­го и физического развития слабовидящих детей, некото­рые учителя относят их иногда к умственно отсталым. В действительности интеллект у них сохранен. Отклоне­ния в их развитии объясняются в значительной мере недостатками зрения и вторичными отклонениями в психическом и физическом развитии. При быстрых тем-


пах прохожденья программного материала им трудно усваивать знания. В результате это нередко ведет к стойкой неуспеваемости. При своевременной помощи и систематической индивидуальной работе такие дети мо­гут справляться с учебным материалом.

Среди неуспевающих слабовидящих школьников встречаются дети с астеническими состояниями нервной системы, усугубляющимися зрительной недостаточно­стью. Эти дети характеризуются эмоциональной неус­тойчивостью, снижением работоспособности, легкой утомляемостью. При значительном снижении зрения в пределах до 0,2—0,3 таким детям трудно учиться в общих условиях массовой школы Они нуждаются в щадящем режиме зрительной нагрузки, регламентации домашних заданий, в индивидуальной помощи со стороны учите­ля. В отдельных случаях такие дети выполняют клас­сные письменные работы в сокращенном объеме.

Мы видим, что слабовидящие дети неоднородны в отношении состояния зрения, клинических форм, зри­тельных нарушений, особенностей психического и физи­ческого развития. В связи с этим возникает необходи­мость в осуществлении дифференцированных форм обу­чения в условиях массовой школы. Применительно к каждому конкретному слабовидящему ученику надо осушествлять продуманные формы педагогической ра­боты с учетом особенностей его развития.

Чтобы предупредить неуспеваемость учащихся, пе­дагоги должны глубоко изучать детей с нарушениями зрения во всех отношениях. Это поможет выяснить спе­цифические трудности в усвоении знаний, раскрыть причины неуспеваемости каждого ребенка, поставить своеобразный педагогический диагноз отставания, на­метить перспективные линии развития ребенка, приме­нить эффективные методические приемы, направленные на преодоление недостатков развития и на сознательное усвоение знаний.

Изучение слабовидящих детей

Учителю массовой школы необходимо иметь пред­ставление о зрительных возможностях учащихся, разби­раться в диагнозах, причинах снижения зрения, хорошо знать условия, при которых может ухудшаться или


улучшаться зрение, иметь представление об особеннос­тях развития, специфических трудностях усвоения знаний.

Учитель должен завести на каждого слабовидящего ребенка по особой тетради. В ней ему следует отмечать специфические трудности в связи с усвоением знаний, причины этих трудностей, предпринятые учителем ме­ры для их предупреждения и эффект, полученный в результате индивидуальной работы. У учителя должен быть список слабовидящих школьников с указанием степени нарушения зрения, диагноза, рекомендаций вра­ча относительно режима зрительной работы, показаний и противопоказаний к отдельным видам общественно полезного труда, показаний и противопоказаний, отно­сящихся к физическому воспитанию и занятию спор­том.

Необходимость изучения слабовидящих детей дик­туется еще и тем, что до поступления в школу многие из них не знают об имеющихся у них недостатках зре­ния. Часто и родители и учителя не подозревают, что у детей возникают трудности при обучении вследствие низкого зрения.

Известно, что некоторые ранее перенесенные болезни могут оказать отрицательное влияние на ход развития ребенка.

Поэтому учителю важно в первые же дни обучения слабовидящего ребенка в школе собрать о нем деталь­ные сведения и выяснить: в каком возрасте и по какой причине у него снизилось зрение; узнать, не было лн у ребенка до поступления в школу каких-либо заболева­ний или травматических повреждений центральной нервной системы; не было ли каких-либо иных заболе­ваний.

Знание состояния здоровья и зрения ребенка, хода его развития поможет учителю выяснить причины, обусловливающие специфические трудности при усвое­нии знаний, и оказать этим детям своевременную по­мощь.

В некоторых школах отсутствуют медицинские дан­ные о состоянии здоровья и зрения учащихся. Поэтому учитель должен обратиться к школьному врачу с прось­бой детально обследовать состояние зрительных функ­ций, общее состояние центральной нервной системы и всего организма.



ШШ

ЩШ

ШШШШш

 


I I I I I I I I I I , I I I I I I I t I I I I I I I I I I l-l I I I



Рис. 8 Недостатки письма у слабовидящих детей (I класс)



tli

JJJJf

ILL I

 


Рис 9 Образец правильного письма слабовидящего (I класс).

Наряду с этим сам учитель может путем наблюде­ния за учащимися на уроках определить в первые же дни пребывания ребенка в школе, имеющиеся у него зрительные недостатки. Как правило, дети, которые пло­хо видят, наклоняют голову близко к книге или тетради, небрежно пишут, испытывают трудности при чтении, рассматривании и выполнении рисунков, допускают за­мены и пропуски букв при списывании. Некоторые сла­бовидящие дети затрудняются при написании букв. Это выявляется в первый же день их обучения в школе. Они не видят разлиновки в тетрадях В их письме обнару­живается нарушение графического начертания букв и цифр; при этом не соблюдается параллельность штри­хов, иногда отсутствуют соединительные линии в сло­гах и словах, буквы пишутся разобщенно, бывают про­пуски букв, удвоения, искажения (рис. 8).

При более высокой остроте зрения (0,1—0,3) специ­альные недостатки письма обычно не проявляются (рис. 9).

Однако следует учитывать, что далеко не всегда име­ющиеся у детей трудности обусловливаются недостат­ками зрения. Могут быть другие причины нарушения


функций, затрудняющие письмо и восприятие учебного материала.

Из-за незнания учащихся учитель нередко предъяв­ляет к ним требования, не сообразуясь с их зрительны­ми возможностями. Это вызывает отрицательные эмо­циональные переживания, снижает интерес к учению. У детей появляется неуверенность в своих силах. Иногда несоответствие требований со стороны учителя к зритель­ным возможностям учащегося порождает конфликт между учителем и учеником. Нередко конфликт слу­жит поводом к возникновению и развитию невротичес­ких реакций у детей.

Некоторые учителя, желая повысить успеваемость этих учащихся, дают им дополнительные задания на дом, оставляют для выполнения заданий в школе. До­полнительные занятия в школе и с родителями дома далеко не всегда дают необходимый эффект в отноше­нии обучения слабовидящих школьников. Некоторые дети с пониженным зрением выполняют домашние зада­ния без соблюдения какого-либо режима зрительной нагрузки в течение 2—2,5 часов подряд. Это не только не способствует улучшению знаний учащихся, но и ве­дет к повышенной утомляемости и снижению работо­способности.

Многие слабовидящие дети не владеют приемами и способами самостоятельной работы. Учителя же и роди­тели больше обращают внимания на выполнение зада­ний, чем на развитие у учащихся приемов самостоя­тельной работы.

Изучение учащихся должно начинаться с ознакомле­ния учителя с медицинскими данными о ребенке. Эти данные он может получить от школьного врача, почерп­нуть из бесед с родителями.

При изучении слабовидящих школьников большие обязанности возлагаются и на школьного врача. Он дол­жен организовывать диспансерные комплексные обсле­дования, тщательно вести динамические наблюдения за состоянием здоровья и зрения детей, осуществлять лечебно-профилактические мероприятия, давать реко­мендации в отношении гигиены и охраны неполноцен­ного зрения, соблюдения зрительной нагрузки, показа­ний и противопоказаний к занятиям трудом, физкульту­рой, спортом и другими видами работ, связанными с выраженными физическими усилиями.


Врач должен иметь представление не только о состоя­нии здоровья и зрения, но и о характере первичных и вторичных отклонений, о реакции ребенка на учебную нагрузку, о работоспособности, утомляемости. В обя­занности врача входит предупреждение заболеваний с помощью оздоровительных мероприятий, которые про­водятся с учетом общего состояния здоровья, степени и клинических форм нарушений зрения. Врач постоянно следит за осуществлением гигиенических условий обу­чения и воспитания слабовидящих детей. Он участвует вместе с руководством школы и учителями в профориен­тации слабовидящих, сообразуясь с состоянием их здо­ровья и зрения. Все это предполагает глубокое ком­плексное обследование и динамическое медицинское наблюдение за детьми, имеющими нарушение зритель­ной функции.

Врач должен регулярно заполнять медицинскую карту. В нее следует вносить данные, характеризующие общее состояние здоровья, состояние центральной нервной системы, антропометрические данные (рост, вес, окруж­ность грудной клетки, упитанность и др.), состояние осан-' ки учащихся, показанные и противопоказанные учащимся виды труда и занятий физкультурой и спортом.

В медицинской карте чрезвычайно важно отразить состояние зрения, слуха, двигательной сферы. В меди­цинскую карту регулярно вносятся данные динамическо­го медицинского наблюдения за учащимися.

Классный руководитель должен составлять на каж­дого ученика со сниженным зрением педагогическую характеристику. В нее вносятся изменения и дополне­ния на каждом году обучения.

Можно рекомендовать следующую примерную схему составления такой характеристики:

1. Общие данные: а) фамилия, имя, отчество, год и
место рождения; б) состояние зрения, причины утраты
зрения, диагноз, в каком возрасте произошло сниже­
ние зрения.

2. Успеваемость ученика и ее динамика.

3. Утомляемость и работоспособность.

4. Отношение к учителям, родителям и товарищам.

5. Уровень речевого, умственного и физического раз­
вития ребенка.

6. Особенности эмоционально-волевой сферы.

7. Нравственные качества и особенности поведения.


8. Интересы, склонности и способности.

9- Умение пользоваться приемами самостоятельной работы на уроках и во время выполнения домашних заданий.

10. Умение пользоваться трудовыми навыками и на­выками самообслуживания.

Кроме названного, в педагогической характеристике отмечаются применявшиеся в процессе обучения в школе индивидуальные формы работы и полученные результа­ты, динамические изменения, происшедшие в состоянии здоровья и зрения ученика (в соответствии с данными медицинского осмотра и заключением врача), проис­шедшие сдвиги или существенные изменения в психи­ческом и физическом развитии ребенка, а также осу­ществлявшиеся лечебно-профилактические мероприятия, в особенности по охране зрения. В характеристике должны быть представлены рекомендации педагога и врача в отношении продолжения образования в данной школе и развития отдельных избирательных способнос­тей ребенка (музыка, труд, математика, литература и т. п.). В отношении учащихся выпускных классов, имею­щих сниженное зрение, в характеристике даются реко­мендации, предусматривающие пути и формы продол­жения образования или трудоустройства по той или иной специальности.

Педагогическая характеристика составляется на ос­нове наблюдений за учащимися, изучения особенностей их развития и обучения.

Внесение изменений в характеристику на каждом го­ду обучения школьника позволит учителю выяснить продвижение ученика в успеваемости, индивидуальные особенности развития и своевременно прийти ему на помощь, чтобы предупредить обусловленные сниженным зрением трудности при изучении программного мате­риала.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.100.232 (0.01 с.)