ТОП 10:

Периферическое зрение (поле зрения)



Под периферическим зрением понимается функция сетчатки глаза, реализующаяся вне желтого пятна. Периферическое зрение характеризуется в принципе теми же свойствами, что и центральная часть сетчатки (в области желтого пятна), от которой зависит состоя­ние остроты зрения. Периферическое зрение участвует в различении положения, формы предметов. Оно имеет важное значение для обозрения и прослеживания дви­жущихся объектов. Восприятие движущихся предметов, так называемое динамическое восприятие, перифериче­ским зрением осуществляется значительно лучше, чем центральной частью сетчатки.

Периферическое зрение отличается более высокой чувствительностью к свету, что позволяет видеть пред­меты в сумерки и ночью. Состояние периферического зрения оценивается путем измерения доля зрения.

Величина поля зрения определяется максимальным расстоянием, в пределах которого можно одновремен­но воспринимать неподвижным взором два предмета.

Поле зрения в значительной мере зависит от со­стояния остроты центрального зрения. Эта зависимость не является однозначной. Иногда при нормальном со­стоянии остроты зрения границы поля зрения бывают резко сужены. У многих детей при нарушении остроты зрения (до известных пределов) границы поля зрения остаются в пределах нормы.

Определение поля зрения производится обычным или проекционным периметром, позволяющим оценить его границы. Нормальные границы поля зрения характери­зуются следующими показателями: для белого цвета, с височной стороны (кнаружи) 90°, с носовой стороны (кнутри) 60°, книзу 70°, кверху 60°. Бинокулярное по­ле зрения на белый цвет составляет около 120°. Гра­ницы поля зрения на другие цвета хуже, чем на белый цвет. Так как на периферии преобладают палочки, а не колбочки, ощущение цвета очень слабое. Все цвето-рые раздражители кажутся одинаковыми. Ближе к центру сетчатки при адекватном воздействии появляют­ся ощущения сначала синего, затем желтого, красного и, наконец, зеленого цвета.

Следует учитывать как монокулярное, так и бино­кулярное поля зрения. При концентрическом сужении



340

320

zoo

1BD

 


Рис. 4. Границы нормального поля зрения.


60

30

150

165 195

345

гю

330

/гъ

3/5

300

гв5 ' 'до1

270


Рис. 5. Сужение поля зрения с носовой стороны.



105

SO

135

150

1B5

300

285

210


Рис 6. Концентрическое сужение поля зрения до точки фиксации

поля зрения периферические ограничения поля зрения более или менее одинаковы во всех направлениях. В других случаях поле зрения суживается только с одной какой-либо стороны — или с внутренней, или с наружной. Иногда при наличии глубоких нарушений периферического зрения на обоих глазах выпадают соответствующие друг другу части поля зрения или про­тивоположные части. Такое изменение поля зрения на­зывается гемианоптическим. На рис. 4, 5, 6 показаны разные формы нарушения поля зрения: а) границы нор­мального поля зрения, б) сужение поля зрения с носовой стороны; в) концентрическое сужение поля зрения до точки фиксации.

Ограниченные дефекты поля зрения, получившие название скотом, различаются по месту их расположе­ния. Встречается центральная скотома, захватывающая точку фиксации взора и зависящая от поражения жел­того пятна; парацентральная — находящаяся вблизи


точки фиксации, периферическая скотома, захватываю­щая некоторые периферические части сетчатки Раз­личаются абсолютная и относительная скотомы При абсолютной скотоме на белый цвет отсутствует всякое ощущение в этой части сетчатки. При относительной скотоме зрительная чувствительность лишь снижена. Например, белые объекты кажутся серыми. Способ­ность различать цвета при этом утрачивается, ощуще­ние же белого цвета сохраняется.

При нормальном поле зрения человек способен в известных пределах обозревать предметы и процессы целостно, одновременно, во взаимных связях, простран­ственных и временных отношениях. Нормальное поле зрения позволяет бегло читать, охватывая сразу це­лое слово, иногда строку, бегло просматривать целую страницу, охватывать взором настенные таблицы, кар­ты и другие дистантно расположенные объекты Суже­ние поля зрения затрудняет целостность, одновремен­ность и динамичность восприятия.

Оно может быть односторонним (на одном глазу) и двусторонним (на оба глаза); равномерным, концен­трическим во всех направлениях (вертикальном, го­ризонтальном и промежуточных) или более выражен­ным в каких-либо отдельных направлениях (по гори­зонтали, вертикали или по промежуточным направле­ниям).

Дети с разной степенью нарушения поля зрения имеют разные возможности в отношении восприятия предметов и изображений. Согласно расчетам, прове­денным Н. В. Серпокрыл, дети с сужением границ по­ля зрения до 5° могут охватить взором предметы ве­личиной в 5 см, при сужении поля зрения до 10° — в 10 см, до 15° — в 15 см При концентрическом сужении поля зрения от 5 до 15° учащиеся могут воспринимать предметы высотой до 15 еж с расстояния 33 см. Если поле зрения сужено кверху на 10°, книзу на 30°, уче­ник может видеть при фиксированном взоре предметы высотой 20 см.

У слабовидящих школьников сужение границ поля аречия на белый цвет отмечается в 90% случаев, на синий — 77%, на зеленый — в 57%. У нормально ви­дящих детей сужение границ поля зрения на белый цвет отмечалось всего в 10% случаев, а на синий — в 23% случаев (исследования Н. В. Серпокрыл).


Состояние периферического зрения зависит от при­чин снижения зрения и от клинических форм, обусло­вивших зрительные дефекты. В одних случаях оно может быть обусловлено заболеванием внутренних оболочек глазного яблока и периферического конца зрительного нерва. В других случаях оно связано с за­болеванием центрального конца зрительного нерва. Так, например, значительное сужение поля зрения (до 30—40°) отмечается при частичных атрофиях зри­тельного нерва, пигментной дегенерации сетчатки, хо-риоритинитах. Бывают нарушения поля зрения в форме периферических скотом. Такие нарушения сколько-ни­будь заметно не сказываются на процессах чтения, пись­ма, изобразительной деятельности и других видах учеб­ной работы. При центральных скотомах даже весьма ограниченное выпадение поля зрения мешает зрительно­му восприятию учебного материала

В связи с тем что скотома затрудняет восприятие отдельных частей предметов, изображений букв, цифр, частей рисунков и картин, ребенок не в состоянии бы­стро опознавать предъявляемые ему средства нагляд­ности При узнавании объектов ему приходится мыс­ленно восполнять пробелы восприятия, а это связано с замедленностью зрительного различения, трудностью зрительно-пространственного анализа,- повышением утомляемости, снижением работоспособности. Иногда мельчайшие центральные скотомы сопровождаются разрушением светочувствительных элементов (при мно­жественном склерозе, нарушениях от ожогов солнцем желтого пятна и т п). В этих случаях у детей могут возникать огромные трудности при чтении, письме, вос­приятии и выполнении рисунков и других видах за­нятий.

Сужение поля зрения отмечается также при различ­ных заболеваниях сетчатки, зрительного нерва и при по­мутнениях роговицы Помутнение роговицы может за­крывать область желтого пятна, в связи с чем затруд­няется ясное видение воспринимаемых объектов Особен­но большое выпадение поля зрения отмечается при от­слойке сетчатки.

При органических заболеваниях центральной нерв­ной системы причиной выпадения поля зрения обычно является заболевание зрительных путей, центрального конца зрительного нерва (сзади от хиазмы). В этих


случаях периферическое поле зрения значительно на­рушается и носит характер гемианопсии Отмечается тлубокая патология зрительного восприятия, обуслов­ленная нарушением деятельности мозговых клеток ко­ры больших полушарий мозга. При поражении левой половины нервных зрительных путей выпадает правая половина поля зрения В этих случаях ребенок видит только левую сторону рассматриваемых предметов и изображений или воспринимает отдельные части, рас­положенные с левой стороны При заболевании зри­тельных путей с правой стороны выпадает левая по­ловина поля зрения, и ребенок видит только правую сторону воспринимаемого объекта или изображения

При таком глубоком нарушении периферического зрения острота центрального зрения может бьпь сох­ранной Однако у детей возникают исключительные трудности при зрительном восприятии в сочетании с нарушением других высших форм познавательной дея­тельности Наряду с нарушением периферического зре­ния у них бывает расстроено бинокулярное и стерео­скопическое зрение и нарушено восприятие формы и величины предметов Обычно эти дети характеризуют­ся глубоким нарушением зрительного синтеза, простран­ственной ориентации, пространственного мышления, операций обобщения и других высших психических про­цессов

Эти нарушения настолько серьезны, что такие дети не могут обучаться в обычных условиях С ними нуж­но заниматься в индивидуальном порядке в условиях специального учреждения. Они должны находиться под постоянным наблюдением невропатолога и оку­листа

Небольшое снижение периферического зрения отме­чается при многих клинических формах Сужение поля зрения по крайней периферии сетчатки, как отмеча­лось выше, не отражается на восприятии учеб'нни материала (при чтении, письме, рисовании и других видах деятельности, связанных с использованием зри­тельных функций). При ориентации в более широком пространстве сужение поля зрения компенсируется поворотом головы и глаз в сторону наблюдаемого объекта Однако при ..^ачыелъчом сужении пглч ip<.; чя хотя бы одного глаза (до 30° и ниже) у учащихся могут возникать серьезные трудности во время познава-


тельной и игровой деятельности, а также при занятиях физкультурой, спортом и трудом

При выполнении трудовых операций, в частности во время работы на станках, учащиеся с концентри­ческим сужением поля зрения могут быть подвержены травматизму, так как они не в состоянии охватывать периферическим зрением все, что делается вокруг. У них, как правило, страдает целостность и одновремен­ность обозрения предметов Они вынуждены рассмат­ривать предметы по частям, обводя глазами их конту­ры и последовательно выделяя отдельные признаки. В связи с этим целостный одновременный характер вос­приятия у таких детей заменяется последовательным (сукцессивным узнаванием). Это значительно замедля­ет рассматривание предметов и изображений и требу­ет длительной их экспозиции. В связи с замедленностью и фрагментарностью восприятия у них возникают боль­шие трудности при чтении, списывании текстов, вы­полнении рисунков и т п Учебные пособия при су­женном поле зрения воспринимаются замедленно, в несколько этапов При этом отмечается большое на­пряжение зрительного внимания, что обусловливает замедленность восприятия и повышенную утомляемость. В отдельных случаях в школах встречаются дети, у которых границы поля зрения сужены до 10—15° или до точки фиксации Такие дети являются практически слепыми, они лишены возможности обучаться с по­мощью зрения. Эти дети не могут свободно передви­гаться в незнакомой местности При ориентации на улице в условиях большого города они нуждаются в посторонней помощи, даже если у них нет глубокого нарушения остроты зрения Дети с таким глубоким нарушением поля зрения должны направляться в спе­циальные школы для слепых детей

Следует, однако, отметить, что в процессе обучения у учащихся развивается определенная зрительная сно­ровка при восприятии предметов и изображений, кото­рая облегчает их ориентацию в пространстве Это зависит от сохранности других зрительных функций

В связи с О1ромным значением периферического зре­ния для восприятия учебного материала и ориентации в окружающем учителю необходимо иметь сведения о сос­тоянии не только остроты центрального зрения, но и о периферическом зрении слабовидящих школьников


Выраженное нарушение поля зренмя у слабовидя­щих детей учитель может обнаружить в процессе наб­людения за тем, как учащиеся воспринимают материал во время уроков (при чтении, при письме, при ориен­тации на рабочем месте, при оценке расстояний и на­правлений во время занятий физкультурой) и во время игры. Из поля восприятия этих детей выпадают мно­гие зрительные ориентиры при передвижении в про­странстве, а также при обозрении предметов, распо­ложенных на парте или рабочем месте. Такие дети обязательно должны обследоваться глазным врачом. Как правило, они подлежат медицинскому обследова­нию в начале и конце учебного года для того, чтобы определить те изменения, которые произошли в функ­циональном состоянии центрального и периферического зрения. Полученные данные помогут учителю приме­нить некоторые индивидуальные нормы зрительной нагрузки в процессе учебной работы, правильно оценить трудности, которые возникают у детей при чтении, письме, рисовании и черчении в связи с нарушением зрения.

Таким детям следует обеспечить индивидуальный режим в чередовании труда и отдыха. Непрерывная зрительная нагрузка для этих детей не должна быть дли­тельной. Она устанавливается индивидуально. Для отды­ха глаз предлагают такие виды учебной работы, которые не связаны с напряжением зрения. Иногда могут быть предложены организационные задания (стереть написан­ное на классной доске, раздать тетради и т. д.). Не­которым детям со значительным нарушением остроты центрального зрения и периферического зрения реко­мендуется давать отдых для глаз в середине урока путем переключения взора вдаль на 2—3 минуты.

В целях улучшения периферического зрения при не­которых формах нарушения органа зрения применяют­ся специальные упражнения, способствующие формиро­ванию приемов и способов обозрения предметов в их пространственных отношениях. Для этого во внеклас­сное время в школе или в домашних условиях исполь­зуются различные дидактические игры, связанные с ди­намическим обозрением объектов, расположенных в разных направлениях. Однако далеко не при всех кли­нических формах зрительных дефектов можно поднять функции периферического зрения.


Форменное и глубинное зрение

В литературе отмечается три вида пространственного зрения

а) форменное зрение, позволяющее воспринимать
телесность и форму предмета, что может быть обеспе­
чено как монокулярным, так и бинокулярным зрением;

б) стереоскопическое зрение, обеспечивающее вос­
приятие объемности предметов в трехмерном простран­
стве с помощью бинокулярного зрения;

в) глубинное зрение, позволяющее оценивать глу­
бину пространства (глубинный глазомер), восприни­
мать удаление и взаимное расположение объектов в раз­
ных направлениях по отношению их друг к другу.

Развитие пространственного зрения тесно связано с пространственным анализом и синтезом. На более ран­них возрастных этапах развивается форменное зре­ние. Позднее формируется глубинное зрение, которое в нормальных условиях развивается уже со старшего дошкольного возраста.

Затем формируются более сложные пространственные представления, связанные с развитием глубинного и сте­реоскопического зрения. Оценка глубины пространства является результатом совместной деятельности сенсор­ных и двигательных функций глаза и зависит от содер­жания, методов и условий обучения и воспитания.

Важное значение при зрительном восприятии имеет форменное зрение, позволяющее различать форму и телесность предметов.

Слабовидящие дети воспринимают формы плоских, двухмерных предметов без особых затруднений (по сравнению с нормально видящими сверстниками).

Значительно сложнее протекает процесс восприятия объемных предметов, связанный со зрительной оценкой глубины пространства (глубин-ным глазомером) и про­странственной ориентацией.

При монокулярном зрении, т. е. видении одним гла­зом, у ребенка восприятие глубины пространства нару­шается и протекает более замедленно. В обычных ус­ловиях при нормальном бинокулярном и стереоско­пическом зрении человек может правильно производить оценку глубины пространства. При монокулярном зре­нии это осуществляется в несколько раз медленнее (М А Тумаркипа). Поэтому нельзя требовать от

3 М И Зем юоа 33


ребенка, у которого сохранен только один глаз, быстро выполнять задания, требующие оценки глубины про­странства и отношений между разноудаленными пред­метами. Большие трудности возникают у этих детей при восприятии перспективы, ориентации в большом пространстве, например во время занятий физкульту­рой и спортом (метание в цель, игра с мячом и т. п.).

Следует учитывать, что при одноглазии значитель­но снижается устойчивость ясного видения, отмечает­ся значительное сужение поля взора, нарушение стере­оскопического зрения. Все это весьма затрудняет оценку расстояний и пространственных отношений меж­ду предметами.

Следует, однако, отметить, что оценка простран­ственных отношений может совершенствоваться и в этих случаях в результате применения системы специ­альных тренировочных упражнений для развития мо­нокулярного зрения у одноглазых детей. В методиче­ском отношении весьма ценными являются специальные упражнения по развитию монокулярного зрения, фор­мированию умений оценивать с помощью одного глаза величину и форму предметов, пропорциональные отно­шения (рассматривание предметов и изображений в связи с овладением системой знаний, рисование, лепка, моделирование, конструирование и др., а также заня­тия, способствующие развитию макроориентировки: подвижные игры, некоторые виды занятий физкульту­рой, ритмикой и т. п.).

В процессе учебной работы учащиеся восприни­мают предметы преимущественно с расстояния 30— 33 см (при чтении, письме). Необходимость оценки глу­бины пространства на таком расстоянии часто возни­кает также при выполнении различных видов изобра­зительной деятельности, во время занятий трудом, проведения лабораторных и практических работ. У слабовидящих детей оценка глубины пространства на­рушается и при бинокулярном зрении. Развитие глу­бинного зрения зависит от состояния остроты зрения. При остроте центрального зрения 0,2 и ниже отмеча­ется значительное нарушение глубинного глазомера. По своим возможностям такое зрение приближается к монокулярному зрению (М. А. Тумаркина). При более высокой остроте прения (0,3—0,6) глубинное зрение по своим возможностям и устойчивости близко к норме.


Зрительная оценка глубины пространства зависит от состояния других зрительных, а также двигательных функций глаза, в особенности от состояния бинокуляр­ного, стереоскопического и глубинного, зрения.

Выраженные аномалии развития бинокулярного и сте­реоскопического зрения отмечаются у детей, страдающих косоглазием. У этих детей значительно снижена или на­рушена способность видеть двумя глазами и сливать изображения в единый зрительный образ (Э. С. Авети-сов, И. Д. Смольянинова и др.)- В связи с нарушением бинокулярного и стереоскопического зрения при косогла­зии у детей возникают трудности в восприятии глубины пространства и в формировании сложных пространствен­ных представлений. При выполнении ими учебных зада­ний, связанных с оценкой пространства в трех его из­мерениях (например, зрительное наблюдение географи­ческих объектов в естественных условиях, выполнение многих работ по черчению и изобразительной деятель­ности, а также проведение некоторых видов занятий физкультурой и спортом), у них встречаются большие трудности. С такими детьми проводят индивидуальную работу.

Следует учитывать, что нарушение глубинного зрения при косоглазии, как правило, сочетается с недоразвитием глазодвигательных функций. В связи с этим страдает зрительная фиксация, возникают трудности в прослежи­вании движущихся объектов.

При содружественном косоглазии, как правило, на­рушена симметрия в положении глаз, что осложняет осуществление зрительно-пространственного синтеза и вносит своеобразие в развитие стереоскопического зре­ния у детей (Э. С. Аветисов, Заксенвегер (ГДР), М. Б. Эйдинова и др.).

При содружественном, косоглазии отсутствует единст­во в деятельности обоих глаз. В связи с этим с большим затруднением осуществляется направленный взгляд при восприятии того или иного объекта. Это, в свою очередь, затрудняет зрительно-пространственный анализ воспри­нимаемых объектов и формирование трехмерного зри­тельного образа.

Со зрительной оценкой пространства связаны все ви­ды учебной, трудовой и игровой деятельности детей.

Нарушение зрительно-пространственного синтеза при содружественном косоглазии обусловливает замедлен-

3* 35


ность темпов выполнения движений, недостатки разви­тия координации при письме, рисовании, занятии трудом. Наибольшие трудности у этих детей возникают при вос­приятии и выполнении перспективных изображений. Ди­дактический материал должен экспонироваться сравни­тельно дольше. Им надо давать больше времени для рас­сматривания и наблюдения объектов

Для ознакомления этих детей с иллюстрациями необ­ходимо широко использовать раздаточный материал. Благодаря этому дети получают возможность не спеша рассмотреть изображенные предметы и явления. В ре­зультате у них формируются правильные зрительные представления.

При нарушении бинокулярного и стереоскопического зрения у детей возникают большие затруднения во вре­мя занятий черчением, изобразительным искусством и т. п. Узнавание сложных изображений с перспектив­ными сокращениями объектов, множественными пересе­чениями контурных очертаний предметов, с многообра­зием светлотных и цветовых отношений, изменением пропорций, для этих детей весьма затруднено. При не­устойчивости фиксации взора, усугубляющейся наруше­нием бинокулярного зрения, они часто бывают не в сос­тоянии воспринимать предметы и изображения в их тес­ной взаимной связи. Эти дети ограничиваются выделени­ем отдельных признаков изображаемых предметов. Зри­тельное узнавание у них протекает последовательно и многоэтапно и характеризуется наличием большого ко­личества уподоблений, замен одних воспринимаемых объ­ектов другими, сходными с ними.

У многих детей, имеющих нарушения бинокулярного и стереоскопического зрения, отмечаются серьезные не­достатки в фиксации взора, в оценке глубины простран­ства, прослеживании движущихся предметов. Это за­трудняет динамическое восприятие, в частности, при про­смотре кинофильмов. У таких детей возникают некото­рые специфические трудности при восприятии изображе­ний, переданных в перспективе и в сложных ракурсах. При оценке глубины пространства эти учащиеся опира­ются на приемы логического объяснения и на знания правил перспективных сокращений. При восприятии предметов и явлений действительности они опираются На отдельные смыслоразличительные признаки и мыс­ленно вносят коррективы в пространственные отношения

S6


и взаимосвязи частей предметов, которые им трудно не­посредственно воспринимать с помощью неполноценного зрения. Аналогичными приемами восприятия глубины пространства пользуются также учащиеся при моноку­лярном зрении. В связи с этим при необходимости давать оценку глубины пространства, например при проведении работ на местности, наблюдении трехмерных объектов и т. п , учитель должен сопровождать восприятие уча­щимися соответствующих объектов их словесной обри­совкой. Можно давать предварительное словесное опи­сание тех объектов, которые учащимся предстоит наблю­дать самостоятельно.

В условиях специального обучения пространственное зрение развивается и совершенствуется Под влиянием применения системы направленных упражнений, способ­ствующих развитию бинокулярного и стереоскопического зрения, восприятие глубины пространства при разных формах косоглазия и других нарушениях зрения улуч­шается (исследования Э. С. Аветисова, И. Л. Смольяни-новой, Заксенвегера (ГДР) и др.). Занятия по восста­новлению бинокулярного и стереоскопического 3pei ия проводятся в глазных кабинетах некоторых лечебных учреждений.

В условиях воспитания и обучения детей для форми­рования пространственных представлений используются различные графические и измерительные работы, неко­торые виды игровой и трудовой деятельности, различ­ные виды внеклассных заданий, связанных с занятиями физкультурой, спортом, туристическими походами и т. д.

Важным средством развития бинокулярного и стерео­скопического зрения в домашних условиях являются раз­личные виды бытового труда и игровой деятельности: пластическое моделирование, конструирование из бума­ги, картона и других материалов, занятия с мозаикой, плетение, рисование, игра в мяч, в кегли и т. п. Для раз­вития стереоскопического зрения в домашних условиях могут применяться различные стереоскопические рисунки и рассматривание в стереоскоп разных картинок. Для рассматривания изображений могут применяться алло­скоп, фильмоскоп и др. В процессе разных видов игровой и трудовой деятельности развивается не только биноку­лярное стереоскопическое зрение, но и другие зритель­но-сенсорные и двигательные функции глаза, обеспечи­вающие зрительно-пространственный синтез и формиро-


вание целостных зрительных образов объемных предме­тов, воспринимаемых в трехмерном пространстве. В про­цессе обучения важно развивать у детей наблюдатель­ность, творческое, воссоздающее воображение, прост­ранственное мышление и другие высшие формы познава­тельной деятельности.

Лечебно-восстановительные упражнения по развитию бинокулярного зрения при его нарушении рекомендуют­ся глазными врачами, которые проводят наблюдения за состоянием зрения у этих детей. Многие упражнения мо­гут проводиться в условиях учебной работы в связи с изучением программного материала, например по изо­бразительному искусству, труду, природоведению и т. д. Такие упражнения, как правило, должны соответствовать общим дидактическим требованиям и иметь целенаправ­ленный, осознанный характер. Очень важно, чтобы они представляли для учащихся известный интерес. Позна­вательная ценность таких упражнений должна сочетать­ся с элементами занимательности.

В целях воспитания в процессе этих занятий эстети­ческих чувств, которые могут оказать свое положитель­ное воздействие на ход развития зрительных функций, учащимся предлагается выполнение разных декоративно-прикладных работ (художественное вырезывание" выпи­ливание, вязание, плетение, изготовление различных са­модельных настольных игр, карнавальных костюмов и т. п.). В домашних условиях детям могут предлагаться игры, связанные с ориентацией в пространстве (кольце-брос, забрасывание шариков в трубочку и др.).

Слабовидящим детям начальных классов важно пред­лагать игровые упражнения ив условиях школы. У детей младшего школьного возраста имеются большие потен­циальные возможности для развития в условиях обуче­ния бинокулярного и стереоскопического зрения. Эти возможности обусловлены тем, что указанные функции находятся у них в стадии формирования и обладают большой пластичностью и податливостью.

Под воздействием целенаправленных специальных упражнений, способствующих развитию бинокулярного и стереоскопического зрения, оценка пространственных от­ношений значительно улучшается. Дети, у которых имеет­ся содружественное косоглазие, научаются пользоваться двумя глазами, что облегчает осуществление биноку­лярного синтеза при восприятии дистантно расположен-


ных объектов, а также предметов, расположенных в пре­делах узкого зрительного поля.

Восстановление глубинного и стереоскопического зре­ния служит зрительно-сенсорной основой для формиро­вания \ слабовидящих детей сложных пространственных представлений, что может способствовать успешному ус­воению знаний, в частности, по таким предметам, как геометрия, стереометрия, черчение, физика, изобрази­тельное искусство и др.

Развитие зрительно-пространственного синтеза спо­собствует улучшению ориентировки в пространстве: во время игровой деятельности, занятий физкультурой, спортом, трудом. Все это оказывает положительное воз­действие на развитие высших форм зрительного анализа и синтеза.

Цветоразпичение и контрастная чувствительность

Как известно, нормально видящий глаз воспринимает свет, характеризующийся длиной волн от 390 до 760 нм (миллионных долей миллиметра). К разным лучам спект­ра чувствительность глаза неодинакова: к желто-зелено­му цвету она выше, к синему в 40 раз ниже, чем к жел­тому.

Световые лучи разной длины волны вызывают раз­ные ощущения цвета. Свет с длиной волны около 665 нм соответствует красному цвету, 580 нм— желтому, 527— зеленому, 475 нм — синему, 445 нм — фиолетовому. Наи­более чувствителен глаз к световым лучам с длиной вол­ны 555 нм.

При нарушении различительной способности к цвету учащиеся испытывают затруднения при узнавании раз­ных цветов. Существуют разные типы нарушений цвето­вого зрения:

а) полная цветовая слепота: все цвета кажутся се­
рыми (так называемая ахромазия);

б) частичное нарушение цветоразличения — оттенков
красных и зеленых цветов.

В этом случае все цвета нередко воспринимаются в двух основных тонах —желтом (в длинноволновой час­ти спектра) и голубом (в коротковолновой части спект­ра). В некоторых случаях отмечается преимущественное снижение различительной способности к красным, в дру­гих— к зеленым лучам;


в) частичное нарушение цветоразличения к сине-фи­олетовой части спектра.

В этом случае спектр воспринимается в красном и голубовато-зеленом тонах.

У учащихся школ слепых, имеющих остаточное зре­ние в пределах 0,01—0,04, понижение цветоощущения встречается весьма часто (А. И. Каплан, Н. В. Серпо-крыл).

Однако наряду с цветовой слепотой и разными фор­мами патологии цветового зрения у многих детей с на­рушением зрения наблюдается и нормальное цветораз-личение (А. И. Каплан). Среди слабовидящих наруше­ния цветоразличения встречаются довольно часто. В массовых школах такие случаи очень редки.

Нарушение цветоразличения может быть обусловлено поражением колбочкового аппарата глаза зрительного нерва или центральной нервной системы. Оно может быть врожденным и приобретенным. Врожденные де­фекты цветоразличения обусловлены внутриутробными аномалиями развития органов зрения или патологией генетического характера. Приобретенные формы наруше-ьия цветового восприятия возникают в результате орга­нических заболеваний органа зрения, центральной нерв­ной системы или травматических повреждений.

Врожденные и приобретенные формы нарушения цве-юразличения характеризуются разными признаками (Е. Б. Рабкин). При врожденных и приобретенных фор­мах цветоаномалий чувствительность зрительного ана­лизатора к разным участкам спектра различна. Так, при врожденных нарушениях отмечается снижение чувстви­тельности главным образом к красному и зеленому цве­там, а при приобретенных нарушениях— к трем основ­ным цветам: красному, зеленому, синему.

Неодинакова также и чувствительность органа зре­ния к различным светлотам. При врожденных расстрой­ствах различения ' светлотных отношений контрастная чувствительность может не нарушаться, а при приобре­тенных формах она снижена.

Врожденные формы нарушений цветоразличения имеют устойчивый, стабильный характер, а приобретен­ные весьма изменчивы, могут переходить одна в дру­гую.

Цветоразличительная функция при приобретенных формах нарушений может давать значительные сдвиги в


развитии и даже полностью нормализоваться (следует, однако, заметить, что в некоторых случаях цветоразли-чение может снижаться и при приобретенных формах патологии цветоразличения).

Врожденные нарушения цветоразличения встречают­ся на оба глаза и рассматриваются как явление биноку­лярное, а приобретенные нарушения могут иметь как бинокулярный, так и монокулярный характер. Бинокуляр-ность нарушений в значительной мере позволяет отли­чать врожденные формы аномалий развития цветораз­личения от приобретенных форм, что имеет большое значение как для диагностики, так и для прогноза разви­тия способности различать ц^ета при некоторых формах нарушения зрительной системы в условиях обучения и воспитания.

Формы и степени расстройства цветоразличения за­висят от клинических форм слепоты и слабовидения, их происхождения, локализации и течения (А. И. Каплан).

Для зрительного ощущения определенное значение имеет изменение угла зрения, т. е. расстояния от глаз до воспринимаемого цветного объекта. Впервые это было подмечено И. М. Сеченовым и зкспериментально пока­зано Б. Г. Ананьевым, А. И. Зотовым, Б. М. Тепловым и др

Особенности пространственной динамики восприятия цветов цветоаномалами при нарушении зрения на боль­шом фактическом материале описаны А. И. Зотовым.

Под влиянием упражнений в ходе обучения способ­ность различать цвета при многих приобретенных фор­мах нарушений цветоразличения может развиваться (А. И. Зотов, Ж- И. Шиф и др.). При этом большую роль играют специально направленные упражнения в цветоразличении, проведение разных дидактических игр, связанных с различением цветов и цветовых оттенков, использование цветовой мозаики, цветового домино, пар­ных картинок, рассматривание и анализ по смысловому содержанию, по форме и другим признакам предметных и сюжетных картинок, рисунков, самостоятельное вы­полнение красочных рисунков в связи с занятиями по изобразительному искусству, беседы об искусстве, соче­тающиеся с рассматриванием и анализом красочных ху­дожественных картин, в основном предусмотренных программой изобразительного искусства (об этом будет подробнее сказано ниже).


Цветовое различение развивается в процессе выполне­ния многих видов учебной деятельности (занятия изо­бразительной деятельностью, домоводством; выполнение лабораторных и практических работ, требующих визу­ального наблюдения за протеканием физических и хими­ческих процессов, сопровождающихся изменением цвета и цветовых оттенков, и др.).

При утомлении цветоразличение может ухудшаться. Поэтому важно соблюдать определенный режим зритель­ной нагрузки при выполнении учебных заданий.

Характеризуя цветоразличение, следует иметь в виду его основные свойства: светлоту (яркость), цветовой тон, насыщенность. Цветоразличение зависит от условий вос­приятия: от яркости, контрастности, насыщенности того или иного цвета.

Для облегчения восприятия окрашенных в разные цвета предметов и изображений следует усиливать яр­кость, контрастность, увеличивать насыщенность цвета, что облегчает учащимся вычленение объекта из фона и обеспечивает более четкое восприятие изображаемых предметов, процессов и явлений.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.30 (0.022 с.)