Системный характер нарушения зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный характер нарушения зрения



И вторичные отклонения в развитии

Слабовидящих детей

При аномальном развитии детей с сенсорными не­достатками (слабовидящие, глухие и др) отмечаются:

а) первичные отклонения в деятельности функций,
обусловленные повреждением того или иного органа
вследствие заболеваний или травматических повреж­
дений организма;

б) вторичные отклонения в виде временного недо­
развития некоторых психических и двигательных функ­
ций, тесно связанных с пострадавшими сенсорными функ­
циями. Так, при нарушении зрения, как отмечалось
выше, обнаруживаются затруднения в развитии двига­
тельных функций, ориентации в пространстве, восприя­
тии, в формировании предметных и пространственных
представлений Все это обусловливает специфические
трудности при обучении.

Прежде всего отмечаются отклонения в развитии самой зрительной системы. Это так называемые внут­рисистемные функциональные нарушения зрения (ос­трота зрения, поле зрения, цветоразличение и др.). На­рушения зрительной системы отрицательно сказываются на формировании других систем, тесно связанных со зрением (двигательная ориентация, пространственное и предметное восприятие с помощью осязания или слуха и т. д.).

При внутрисистемном нарушении или недоразвитии какой-либо функции зрения в той или иной степени могут пострадать другие звенья зрительной системы. Так, например, при снижении до определенного уровня остроты центрального зрения часто отмечается сужение поля зрения. При нарушении бинокулярною, стереоско-


пического, зрения отмечаются отклонения в развитии двигательных функций глаза (недостатки фиксации взора, снижение амплитуды движения глаз, нарушение прослеживающих функций), недостатки контрастного различения. Недоразвитие или нарушение двигатель­ных функций глаза, в свою очередь ограничивает воз­можности обозрения окружающего мира, затрудняет развитие динамического восприятия, пространственной ориентации. Все это значительно затрудняет формиро­вание зрительно-сенсорных функций. Обеднение сен­сорного опыта при сохранности интеллекта и речи у слабовидящих детей иногда обусловливает диспропорции в развитии непосредственно чувственных систем свя­зей, с одной стороны, и словеснологических связей — с другой.

При межсистемном нарушении функций отмечают­ся недостатки и задержки не только в развитии психи­ческих функций, но имеют место также недостатки в физическом развитии и формировании движений.

Отсутствие необходимого самоконтроля и саморегу­лирования движений при неполноценном зрении отри­цательно сказывается на двигательных функциях. Ис­следования показывают, что у слабовидящих школьни­ков отмечаются замедленность темпа движений, недо­статки координации и точности, отклонения в развитии чувства ритма и пространственной ориентации, в ча­стности, во время занятий физкультурой, спортом, тру­дом. У них нарушается также микроориентировка при чтении, письме, рисовании и других видах деятельности, связанных с использованием зрения. Все это обусловли­вает специфические трудности обучения детей с нару­шениями зрения.

Степень выраженности вторичных отклонений в раз­витии зависит от многих причин: от возраста, в кото­ром наступило нарушение зрения, от индивидуальных и типологических особенностей учащихся, от разных причин снижения зрения, структуры и состава нарушен­ных функций, а также от компенсаторных возможно­стей и условий обучения и воспитания.

Вторичные отклонения в развитии можно преду­предить Возникшие отклонения могут быть преодолены в процессе правильно организованного обучения.

Нормализация хода развития слабовидящего ребен­ка зависит от характера и степени нарушения функций,


с одной стороны, и процессов компенсации и коррек­ции, с другой. Развитие процессов компенсации свя­зано с мобилизацией резервных возможностей как внутри зрительной системы, так и в других сенсорных системах. Наиболее успешно процессы компенсации и восстановления функций зрения осуществляются в ре­зультате коррекционно-воспитательнои работы, в ходе обучения и воспитания детей, сочетающихся с лечеб­но-восстановительной работой.

Процесс нормализации развития ребенка зависит главным образом от содержания, методов и условий обучения. Путем специально направленного обучения можно на очень ограниченной чувственной основе нормализовать психическое и физическое развитие.

Исследования дефектологов (А. И. Мещеряков, И А Соколянский, А В. Ярмоленко и др) показали, что в условиях специального обучения даже слепоглу­хонемые дети могут достигнуть высокого совершенства в сенсорном и умственном развитии, получить среднее, а в некоторых случаях и высшее образование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.214.173 (0.016 с.)