ТОП 10:

Практические работы в связи с изучением биологии



На занятиях по биологии у слабовидящих детей воз­никают большие трудности при рассматривании и наб­людении микрообъектов. Для преодоления этих трудно­стей используется специальный раздаточный материал и разные оптические средства (ортоскопические и другие лупы).

133


Важное значение для сознательного усвоения знаний по биологии имеют опытнические и практические занятия на школьном учебно-опыгном участке, в теплице, в угол­ке живой природы

Наряду < другими школьниками слабовидящие дети привлекаются к разным опытническим работам Под руководством учителя они возделывают грядки, высажи­вают растения, ухаживают за ними, систематически про­водят наблюдения за произрастанием растений в разных условиях

В связи с опытническими работами и наблюдениями за цветочно-декоративными, плодово-ягодными и овощ­ными растениями они выясняют влияние света, тепла, влаги и разнообразных почвенных удобрений на ход развития растений

Слабовидящим школьникам доступны многие виды работы на школьном опытном участке, связанные с вы­ращиванием растений Они м.огут подготавливать почву к посеву, высеивать семена, ухаживать за растениями, производить подкормку, собирать урожай и др При по­ливе растений следует употреблять ведра и лейки не­больших размеров, учитывая, что подъем тяжестей мо­жет отрицательно повлиять на состояние зрения.

Для облегчения зрительной ориентации на грядках рекомендуется устанавливать разные ориентиры, к па­лочкам следует прикреплять этикетки с названиями рас­тений.

У преобладающего большинства слабовидящих зре­ние снижено в результате близорукости (миопии). Это обязывает очень внимательно относиться к выбору вида труда на учебно-опытном участке

При высокой близорукости, сопровождающейся изме­нением глазного дна, не следует предлагать работы, свя­занные с выраженной физической нагрузкой (копка земли лопатой, переноска тяжестей, прополка сорняков и т. п ) Им не следует выполнять работы, связанные с частым нагибанием туловища, наклонением головы и вынужденной позой Нельзя допускать этих детей к ра­боте в условиях загрязненного воздуха и с применением химикатов

Виды сельскохозяйственного труда, дозировка време­ни для разных групп детей определяется школьным врачом.


Занятия физкультурой и физическое воспитание

Во время занятий физкультурой со слабовидящими надо учитывать их некоторые специфические особенно­сти Установлено, что нарушение и недоразвитие зри­тельных функций ведет к вторичным отклонениям в фи­зическом развитии детей. В связи с недостатками зрения у них нарушается осанка, поза, координация, точность, скорость движений (А И Афанасьев, Л Ф Касаткин, Б В Сермеев и др ) Основной причиной нарушения осанки у слабовидящих детей является неправильная поза при выполнении различных учебных задании (чте­ние, письмо, рисование, трудовая деятельность) Желая возможно яучше рассмотреть и воспринять учебный ма­териал при чтении или письме, учащиеся близко накло­няют голову к книге или тетради Вынужденное положе­ние тела и неправильная осанка ведут к искривлени'о позвоночника, плоскостопию и другим дефектам физи­ческого развития

В связи с малой подвижностью и сниженной актив­ностью слабовидящих детей в двигательной деятельно­сти у них наблюдаются и недостатки в развитии мышеч­ных усилий, формировании- чувства ритма (В. А. Кручи-нин).

Нарушение осанки влияет на общее состояние раз­ных органов и систем, особенно дыхательной и сердеч­но-сосудистой, нарушение дыхания и кровообращения приводит к повышенной утомляемости.

Для предупреждения нарушения осанки у слабовидя­щих школьников на уроках физкультуры или на заня­тиях по лечебной гимнастике необходимо проводить спе­циальные упражнения. Лечебная и корригирующая гим­настика назначается после медицинского осмотра. С не­которыми учащимися проводятся индивидуальные заня­тия по коррекции недостатков физического развития и подбирается специальный комплекс упражнений.

Перед тем как направить слабовидящих школьников на занятия физкультурой, надо получить рекомендации от врача-офтальмолога. Как известно, при некоторых клинических формах нарушения зрения (осложненная миопия с изменением глазного дна, дистрофические из­менения сетчатки, хореоретинит, ретинит) резкие движе­ния, силовые приемы, резкий наклон головы, выражен­ные физические напряжения противопоказаны.


Следует помнить, что резкие движения, значительные физические усилия и ушибы головы могут повлечь за со­бой отслойку сетчатки и обусловить полную потерю зре­ния. Слабовидящие школьники с указанными выше диагнозами, как правило, освобождаются от выполнения многих упражнений (метание и толкание ядра, соскоки и т. п.) во время занятий физкультурой. Иногда упраж­нение дается в сравнительно облегченном виде, напри­мер толкаемое ядро весит не более одного килограмма. Значительно ограничиваются упражнения в равновесии; учащимся предлагается выполнять их на низкой высоте (А. И. Фуре).

Для развития у слабовидящих школьников простран­ственной и временной ориентации используются разно­образные технические средства, звуковые и световые ориентиры.

Важное коррекционное значение имеет участие сла­бовидящих детей в подвижных играх во время занятий физкультурой. Во время таких игр формируется точ­ность, координация и скорость движений; вместе с тем формируются внимание, наблюдательность, волевые уси­лия. Кроме того, игры способствуют формированию не­которых моральных качеств: смелости, решительности, чувства коллективизма, культуры поведения и т. д. Игро­вая деятельность оказывает положительное влияние на общий тонус центральной нервной системы и на функ­циональное состояние всего организма. Она создает по­ложительный эмоциональный настрой, вселяет чувство уверенности в своих силах.

Поэтому очень важно привлечь слабовидящих школь­ников к участию в коллективных играх. Однако при этом следует учитывать, что слабовидящие дети имеют серьез­ные недостатки ориентации в пространстве, и поэтому необходимо обеспечить меры безопасности.

О трудовом обучении

В процессе овладения трудовыми умениями и навы­ками слабовидящие учащиеся обнаруживают недостатки зрительно-пространственного анализа и синтеза. В связи с этим затрудняется формирование предметных и прост­ранственных представлений, саморегулирование и само­контроль при выполнении трудовых движений. У некото­рых детей движения не совсем точны и координированы,


то и другое отрицательно сказывается на качестве рабо­ты. В результате у детей возникает отрицательное отно­шение к труду. Иногда постигающие слабовидящих де­тей в начальных классах ошибки и неудачи служат пред­метом насмешек со стороны одноклассников.

Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей качественному выполнению работы и сформировать доб­рожелательное отношение к ним со стороны окружаю­щих. По мере овладения элементарными умениями и навыками дети начинают относиться к труду со все более возрастающим интересом. Они любят моделиро­вать, конструировать, выполнять различные поделки из картона, бумаги и других материалов. Многие из них достигают большого совершенства, в частности, в пла­стическом моделировании. Следует отметить важное кор-рекционное значение трудового обучения. На этих уро­ках учащиеся старших классов овладевают многими сложными видами труда (изготовление изделий из ме­талла, дерева, картона; сборка различных узлов, меха­низмов; работа на металлорежущих станках). Следует соблюдать правила техники безопасности. Так, напри­мер, для предохранения глаз от возможного попадания металлической стружки необходимо работать в специ­альных защитных очках. Кроме того, на рабочих местах должны быть установлены металлические сетки. Следу­ет принять меры, исключающие возможность травмы рук. Слабовидящим школьникам противопоказаны те ви­ды труда, которые связаны с использованием химикатов, требуют значительных физических усилий, происходят в условиях загрязненного воздуха. Важное значение в пе­риод обучения в школе имеет политехническая трудовая подготовка. Пользуясь политехническими знаниями, учащиеся успешно овладевают приемами практической работы в учебных мастерских. Особенности обучения слабовидящих труду подробно списаны в специальном пособии'.

Как правило, многие родители освобождают своих детей от всяких видов хозяйственно-бытового труда. В результате дети проявляют в этом смысле полную беспо­мощность. Понятно, что школа должна восполнять этот недостаток.

1 «Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих». Под ред. М. И. Земцовой. М., «Просвещение», 1969.


Слабовидящие дети, наряду с другими школьниками, могут выполнять работы по уходу за классным помеще­нием (уборка класса во время дежурства, вытирание пыли, уход за комнатными растениями, певчими птица­ми и т д). Кроме того, они успешно овладевают приемами шитья и кройки, вязания, плетения из шнура и т п Естественно, что при этом необходимо обеспечить соблюдение учащимися правил безопасности

При обучении домоводству следует практически оз­накомить слабовидящих детей с разными видами швов, с вышивкой по трафаретам, а также художественным вырезыванием и другими видами декоративно-прикладно­го искусства

При резком снижении зрения, в частности при час­тичной атрофии зрительного нерва, во время выполнения тех или иных работ надо широко привлекать осязание

Это делается для того, чтобы учащиеся не слишком напрягали зрение.

Имея в виду охрану зрения учащихся, следует при­менять различные технические средства. Так, при шитье надо пользоваться игловдевателем, а при вышивании трафаретами

На трудовое обучение слабовидящих школьников сле­дует обратить особое внимание После окончания школы многие из них могут использовать полученные в школе умения и навыки в трудовой деятельности и в жизни.


НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ РАБОТЕ.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.220.21 (0.007 с.)