Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практические работы в связи с изучением биологии
На занятиях по биологии у слабовидящих детей возникают большие трудности при рассматривании и наблюдении микрообъектов. Для преодоления этих трудностей используется специальный раздаточный материал и разные оптические средства (ортоскопические и другие лупы). 133 Важное значение для сознательного усвоения знаний по биологии имеют опытнические и практические занятия на школьном учебно-опыгном участке, в теплице, в уголке живой природы Наряду < другими школьниками слабовидящие дети привлекаются к разным опытническим работам Под руководством учителя они возделывают грядки, высаживают растения, ухаживают за ними, систематически проводят наблюдения за произрастанием растений в разных условиях В связи с опытническими работами и наблюдениями за цветочно-декоративными, плодово-ягодными и овощными растениями они выясняют влияние света, тепла, влаги и разнообразных почвенных удобрений на ход развития растений Слабовидящим школьникам доступны многие виды работы на школьном опытном участке, связанные с выращиванием растений Они м.огут подготавливать почву к посеву, высеивать семена, ухаживать за растениями, производить подкормку, собирать урожай и др При поливе растений следует употреблять ведра и лейки небольших размеров, учитывая, что подъем тяжестей может отрицательно повлиять на состояние зрения. Для облегчения зрительной ориентации на грядках рекомендуется устанавливать разные ориентиры, к палочкам следует прикреплять этикетки с названиями растений. У преобладающего большинства слабовидящих зрение снижено в результате близорукости (миопии). Это обязывает очень внимательно относиться к выбору вида труда на учебно-опытном участке При высокой близорукости, сопровождающейся изменением глазного дна, не следует предлагать работы, связанные с выраженной физической нагрузкой (копка земли лопатой, переноска тяжестей, прополка сорняков и т. п) Им не следует выполнять работы, связанные с частым нагибанием туловища, наклонением головы и вынужденной позой Нельзя допускать этих детей к работе в условиях загрязненного воздуха и с применением химикатов Виды сельскохозяйственного труда, дозировка времени для разных групп детей определяется школьным врачом.
Занятия физкультурой и физическое воспитание Во время занятий физкультурой со слабовидящими надо учитывать их некоторые специфические особенности Установлено, что нарушение и недоразвитие зрительных функций ведет к вторичным отклонениям в физическом развитии детей. В связи с недостатками зрения у них нарушается осанка, поза, координация, точность, скорость движений (А И Афанасьев, Л Ф Касаткин, Б В Сермеев и др) Основной причиной нарушения осанки у слабовидящих детей является неправильная поза при выполнении различных учебных задании (чтение, письмо, рисование, трудовая деятельность) Желая возможно яучше рассмотреть и воспринять учебный материал при чтении или письме, учащиеся близко наклоняют голову к книге или тетради Вынужденное положение тела и неправильная осанка ведут к искривлени'о позвоночника, плоскостопию и другим дефектам физического развития В связи с малой подвижностью и сниженной активностью слабовидящих детей в двигательной деятельности у них наблюдаются и недостатки в развитии мышечных усилий, формировании- чувства ритма (В. А. Кручи-нин). Нарушение осанки влияет на общее состояние разных органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой, нарушение дыхания и кровообращения приводит к повышенной утомляемости. Для предупреждения нарушения осанки у слабовидящих школьников на уроках физкультуры или на занятиях по лечебной гимнастике необходимо проводить специальные упражнения. Лечебная и корригирующая гимнастика назначается после медицинского осмотра. С некоторыми учащимися проводятся индивидуальные занятия по коррекции недостатков физического развития и подбирается специальный комплекс упражнений. Перед тем как направить слабовидящих школьников на занятия физкультурой, надо получить рекомендации от врача-офтальмолога. Как известно, при некоторых клинических формах нарушения зрения (осложненная миопия с изменением глазного дна, дистрофические изменения сетчатки, хореоретинит, ретинит) резкие движения, силовые приемы, резкий наклон головы, выраженные физические напряжения противопоказаны.
Следует помнить, что резкие движения, значительные физические усилия и ушибы головы могут повлечь за собой отслойку сетчатки и обусловить полную потерю зрения. Слабовидящие школьники с указанными выше диагнозами, как правило, освобождаются от выполнения многих упражнений (метание и толкание ядра, соскоки и т. п.) во время занятий физкультурой. Иногда упражнение дается в сравнительно облегченном виде, например толкаемое ядро весит не более одного килограмма. Значительно ограничиваются упражнения в равновесии; учащимся предлагается выполнять их на низкой высоте (А. И. Фуре). Для развития у слабовидящих школьников пространственной и временной ориентации используются разнообразные технические средства, звуковые и световые ориентиры. Важное коррекционное значение имеет участие слабовидящих детей в подвижных играх во время занятий физкультурой. Во время таких игр формируется точность, координация и скорость движений; вместе с тем формируются внимание, наблюдательность, волевые усилия. Кроме того, игры способствуют формированию некоторых моральных качеств: смелости, решительности, чувства коллективизма, культуры поведения и т. д. Игровая деятельность оказывает положительное влияние на общий тонус центральной нервной системы и на функциональное состояние всего организма. Она создает положительный эмоциональный настрой, вселяет чувство уверенности в своих силах. Поэтому очень важно привлечь слабовидящих школьников к участию в коллективных играх. Однако при этом следует учитывать, что слабовидящие дети имеют серьезные недостатки ориентации в пространстве, и поэтому необходимо обеспечить меры безопасности. О трудовом обучении В процессе овладения трудовыми умениями и навыками слабовидящие учащиеся обнаруживают недостатки зрительно-пространственного анализа и синтеза. В связи с этим затрудняется формирование предметных и пространственных представлений, саморегулирование и самоконтроль при выполнении трудовых движений. У некоторых детей движения не совсем точны и координированы, то и другое отрицательно сказывается на качестве работы. В результате у детей возникает отрицательное отношение к труду. Иногда постигающие слабовидящих детей в начальных классах ошибки и неудачи служат предметом насмешек со стороны одноклассников. Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей качественному выполнению работы и сформировать доброжелательное отношение к ним со стороны окружающих. По мере овладения элементарными умениями и навыками дети начинают относиться к труду со все более возрастающим интересом. Они любят моделировать, конструировать, выполнять различные поделки из картона, бумаги и других материалов. Многие из них достигают большого совершенства, в частности, в пластическом моделировании. Следует отметить важное кор-рекционное значение трудового обучения. На этих уроках учащиеся старших классов овладевают многими сложными видами труда (изготовление изделий из металла, дерева, картона; сборка различных узлов, механизмов; работа на металлорежущих станках). Следует соблюдать правила техники безопасности. Так, например, для предохранения глаз от возможного попадания металлической стружки необходимо работать в специальных защитных очках. Кроме того, на рабочих местах должны быть установлены металлические сетки. Следует принять меры, исключающие возможность травмы рук. Слабовидящим школьникам противопоказаны те виды труда, которые связаны с использованием химикатов, требуют значительных физических усилий, происходят в условиях загрязненного воздуха. Важное значение в период обучения в школе имеет политехническая трудовая подготовка. Пользуясь политехническими знаниями, учащиеся успешно овладевают приемами практической работы в учебных мастерских. Особенности обучения слабовидящих труду подробно списаны в специальном пособии'.
Как правило, многие родители освобождают своих детей от всяких видов хозяйственно-бытового труда. В результате дети проявляют в этом смысле полную беспомощность. Понятно, что школа должна восполнять этот недостаток. 1 «Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих». Под ред. М. И. Земцовой. М., «Просвещение», 1969. Слабовидящие дети, наряду с другими школьниками, могут выполнять работы по уходу за классным помещением (уборка класса во время дежурства, вытирание пыли, уход за комнатными растениями, певчими птицами и т д). Кроме того, они успешно овладевают приемами шитья и кройки, вязания, плетения из шнура и т п Естественно, что при этом необходимо обеспечить соблюдение учащимися правил безопасности При обучении домоводству следует практически ознакомить слабовидящих детей с разными видами швов, с вышивкой по трафаретам, а также художественным вырезыванием и другими видами декоративно-прикладного искусства При резком снижении зрения, в частности при частичной атрофии зрительного нерва, во время выполнения тех или иных работ надо широко привлекать осязание Это делается для того, чтобы учащиеся не слишком напрягали зрение. Имея в виду охрану зрения учащихся, следует применять различные технические средства. Так, при шитье надо пользоваться игловдевателем, а при вышивании трафаретами На трудовое обучение слабовидящих школьников следует обратить особое внимание После окончания школы многие из них могут использовать полученные в школе умения и навыки в трудовой деятельности и в жизни. НЕКОТОРЫЕ ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОЙ РАБОТЕ.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 454; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.209.8 (0.009 с.) |