Особенности обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы



Организационные формы учебной работы со слабовидящими детьми

В связи с повышением уровня общеобразовательной подготовки учащихся и обогащением содержания обу­чения встают сложные вопросы, касающиеся методов и организационных форм обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы При наличии в классе боль­шого количества учащихся учителю приходится изыски­вать наиболее рациональные пути и формы сочетания фронтальной работы с индивидуальными приемами обуче­ния, учитывая при этом особенности развития и усвое­ния знаний каждым отдельным школьником

При обучении слабовидящих детей в общих услови­ях массовой школы в настоящее время определились следующие две основные формы организации учебного процесса:

а) обучение слабовидящих детей в общих условиях с
нормально видящими в одних и тех же классах;

б) обучение слабовидящих детей в созданных для
них при массовой школе специальных классах.

Успех обучения и развития слабовидящих школьни­ков в массовой и специальной школах в значительной мере зависит от применения индивидуальных форм ра­боты с каждым учащимся. Индивидуальный подход к учащимся позволяет своевременно предупредить труд­ности и восполнить пробелы при усвоении знаний. Учи­тывая специфические особенности учащихся с наруше­нием зрения, многие учителя массовой школы применя­ют разнообразные творческие приемы и методы рабо­ты. В результате этого слабовидящие дети не отстают от нормально видящих школьников В классах для сла­бовидящих применяются повышенные нормативы ос­вещенности Классы оборудованы специальными пар­тами для слабовидящих детей. Те, у кого зрение снижено значительно, обучаются по специальным учебникам, пользуются специальным раздаточным материалом.

7* 99


Для этих детей рекомендуются специальные парты. Со слабовидящими школьниками, испытывающими труд­ности в обучении, в начальных классах систематически ведется индивидуальная работа с привлечением роди­телей (при подготовке домашних заданий).

Можно привести много положительных примеров, иллюстрирующих успешное обучение этих детей в мас­совой школе Однако далеко не во всех случаях дело обстоит благополучно Некоторые из слабовидящих де­тей уже на первом году обучения обнаруживают труд­ности в усвоении знаний

В связи с переходом на новые программы и ускоре­нием темпов изучения учебного материала повышаются требования к психическому развитию и к общеобразо­вательной подготовке детей В этих условиях некоторые слабовидящие дети, особенно первоклассники, испыты­вают трудности в усвоении знаний Это усугубляется тем, что подавляющее большинство из них приходят в школу из семьи, не получив соответствующего дошколь­ного воспитания Как правило, они не владеют приема­ми самостоятельной работы, не умеют правильно поль­зоваться карандашом, ручкой, учебными книгами и учеб­ными принадлежностями, правильно сидеть за партой, обнаруживают неподготовленность к систематическому обучению, трудно ориентируются при письме, чтении, рисовании.

Подготовка слабовидящих детей к школе

Учитывая специфические трудности развития слабо­видящих детей, необходимо организовать работу по подготовке первоклассников с нарушениями зрения к школе. До начала учебных занятий в школе, опираясь на помощь родителей и учащихся старших классов, учителю рекомендуется заготовить специальный разда­точный материал для индивидуального использования его при обучении слабовидящих детей счету, письму, чтению и другим предметам.

До занятий в школе учитель знакомится с личными делами слабовидящих детей, поступающих в 1 класс, с медицинскими справками, а также с семейными усло­виями воспитания. Это поможет найти более правиль­ные формы и приемы работы с каждым отдельным учеником.


За 4—5 дней ло начала учебного года для слабови- первоклассников в школе организуются пропе­девтические занятия (по 2—3 часа в день) с целью выяс­нения особенностей их развития. Эти занятия ставят за­дачей выяснить уровень подготовки детей к школе* умение читать и писать буквы, слоги или слова, считать (в пределе 5), наблюдать, пользоваться связной речью. На занятиях дети рассказывают о том, с чем они стал­киваются в повседневной жизни, в общении со взрослы­ми, передают содержание прочитанных ими-на пропе­девтических занятиях несложных рассказов, состав­ляют из 2—4 предложений рассказ по картинке на основе предварительного наблюдения предметов или живых объектов, например кошки, собаки. Особенно важное значение приобретает выяснение уровня разви­тия у детей фонематического слуха, словарного запаса, правильного понимания значения слов. Важно научить детей до прихода их в школу элементарным приемам организации учебной работы: умению правильно сидеть, пользоваться карандашом, ручкой, кисточкой, закраши­вать контурные картинки. Такая развивающая подготов­ка слабовидящих детей до поступления их в школу зна­чительно облегчит работу учителя

При обучении в школе важно подготовить детей к совместной работе в классном коллективе, привить им элементарные навыки дружбы и товарищества. Некото­рые поступившие в первый класс слабовидящие дети держатся отчужденно от коллектива, иногда обнаружи­вают гегативрое отношение к учителю и своим сверст­никам Эти личностные недостатки некоторых детей не­редко осложняются неправильным отношением к ним со стороны сверстников Иногда нормально видящие одноклассники дают слабовидящим детям разные клич­ки: «очкарик», «косой», «одноглазый» и т п. Это вызы­вает у слабовидящих детей чувство обиды, иногда от­рицательное отношение к учению в школе

Чтобы предупредить возникновение подобного рода ненормальных отношений, учитель с первых же дней пребывания слабовидящих детей в школе создает вок­руг них здоровую обстановку.

Учитель ни в коем случае не должен упрекать уча­щихся с низким зрением за небрежность письма, не­правильное выполнение рисунков, неумение читать и т. п. В большинстве случаев эти трудности обуслоз-


лены неполноценным зрением. Незаслуженный упрек мо­жет вызвать отрицательное отношение к учителю со сто­роны слабовидящего ученика. В случаях трудности чтения, письма, рисования, выполнения изделий учите­лю необходимо своевременно оказать помощь таким дегям.

Индивидуальная работа

В первые же дни обучения детей в школе учитель оп­ределяет основные направления индивидуальной работы с учетом особенностей развития детей. Некоторые учите­ля пытаются восполнить пробелы в знаниях учащихся путем увеличения объема домашних заданий. В боль­шинстве случаев это не дает положительных результатов, приводит к перегрузке учащихся. Как правило, слабови­дящие дети не справляются с большим объемом домаш­них заданий. Увеличение объема домашних заданий вы­зывает у слабовидящих отрицательное отношение к школе.

Индивидуальный подход к детям следует осуществ­лять в основном на уроке. Индивидуальную работу с уча­щимися надо начинать с выяснения того, какие у них имеются пробелы в знаниях и чем они обусловлены. Для этого надо изучить особенности развития и усвоения зна­ний каждого из учащихся.

Для изучения слабовидящих первоклассников на каж­дого из них заводится специальная тетрадь, в которую записываются все медицинские данные, характеризующие состояние зрения, краткая характеристика текущей успе­ваемости, причины и характер возникающих в процессе усвоения знаний трудностей, чем они обусловлены. В тет­ради также записывается, какие меры приняты учителем. К тетради прилагается ориентировочный план индиви­дуальной работы с данным учеником. Следует учитывать, что характер трудностей у разных учеников различен. У одних отмечаются небрежность и графические недостат­ки в письме, у других — трудности фонематического ана­лиза и синтеза, что препятствует овладению грамотой, у третьих трудности отмечаются при овладении счетными операциями или геометрическим материалом. Учителю приходится изыскивать индивидуальные формы работы с каждым учащимся, учитывая особенности развития и специфические трудности усвоения знаний.


На первых этапах обучения большое внимание обра­щается на формирование у учащихся с нарушением зре­ния некоторых организационных навыков. Как известно, многие дети не могут быстро приготовиться к уроку: по­ложить на место учебники и школьные принадлежности, подготовить тетради для письма и т. п. В связи с этим у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, отмечается большая потеря времени на организационные моменты во время урока. Поэтому с первых же дней обу­чения в школе детей следует приучить экономить время, отведенное на организацию работы по подготовке к уроку.

Особенно важно уже на первых порах обучения в школе научить детей бережно обращаться с учебниками и учебными принадлежностями, правильно организовы­вать свре учебное место.

Каждый предмет должен иметь постоянное место, например на определенных местах должны лежать тет­ради, учебники, письменные принадлежности и т. п. Необходимо приучить детей пользоваться закладкой, так как имеющие низкое зрение обычно долго отыски­вают нужную страницу.

Особое внимание следует обратить на правильную по­садку, позу при письме, чтении и выполнении дру­гих видов учебной работы. Неправильная посадка может вести к нарушению осанки и другим недостаткам физи­ческого развития. Во время устных занятий следует тре­бовать от учащихся, чтобы они сидели прямо и слегка опирались на спинку стула, ноги должны лежать на под­ножке парты, руки рекомендуется держать на парте или заложить за спину (во время устных занятий). Некото­рые слабовидящие дети проявляют большую медлитель­ность в своих действиях: они медленно пишут, рисуют. У них отмечаются недостатки двигательной активности на перемене и во время игр. После звонка они медленно выходят из класса и входят в класс. Путем объяснения расположения парт, дверей, рекреаций и показа приемов выхода из класса можно слабовидящих первоклассников научить быстрой ориентации при входе и выходе из клас­са, не наталкиваться на окружающие предметы.

Учитель должен изучить задатки и способности каж­дого ученика. Индивидуальная работа предусматривает использование положительных возможностей и способ­ностей учащихся, что помогает создать стойкий интерес


к учению и является важным условием сознательного ов­ладения системой знаний и умений

В зависимости от конкретных задач и условий учебно-воспитательной работы, сообразуясь с возможностями развития каждого школьника, педагог выбирает приемы индивидуального подхода Формы индивидуальной рабо­ты с учащимися изменяются в зависимости от содержа­ния учебного материала, от продвижения того или иного учащегося в овладении системой знаний, от своеобразия зрительных дефектов и компенсаторного развития

Наиболее хорошо успевающим и быстро усваиваю­щим материал учитель дает индивидуальные задания по­вышенной степени трудности, например предлагает про­честь дополнительную литературу, подготовиться к прове­дению какой-либо практической работы в классе или до­ма, изготовить модели с применением несложных расче­тов, измерений и вычислений

В старших классах индивидуальные задания наиболее успевающим ученикам даются в связи с изучением от­дельных учебных предметов в классе или на факульта­тивных занятиях, а также в связи с проведением разли i-ных форм внеклассной работы

При индивидуальном подходе учитывается возрасг, особенности развития учащихся, специфические труд­ности усвоения знаний, работоспособность, утомляемость учащихся, потенциальные возможности компенсаторного развития и формирования личности в целом У слабови­дящих детей могут возникать специфические трудности, обусловленные нарушением зрения Однако эти трудности могут быть преодолены путем применения индивидуаль­ных форм работы и использования специальных методл-ческих приемов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 4008; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.233.107 (0.025 с.)