Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы
Организационные формы учебной работы со слабовидящими детьми В связи с повышением уровня общеобразовательной подготовки учащихся и обогащением содержания обучения встают сложные вопросы, касающиеся методов и организационных форм обучения слабовидящих детей в условиях массовой школы При наличии в классе большого количества учащихся учителю приходится изыскивать наиболее рациональные пути и формы сочетания фронтальной работы с индивидуальными приемами обучения, учитывая при этом особенности развития и усвоения знаний каждым отдельным школьником При обучении слабовидящих детей в общих условиях массовой школы в настоящее время определились следующие две основные формы организации учебного процесса: а) обучение слабовидящих детей в общих условиях с б) обучение слабовидящих детей в созданных для Успех обучения и развития слабовидящих школьников в массовой и специальной школах в значительной мере зависит от применения индивидуальных форм работы с каждым учащимся. Индивидуальный подход к учащимся позволяет своевременно предупредить трудности и восполнить пробелы при усвоении знаний. Учитывая специфические особенности учащихся с нарушением зрения, многие учителя массовой школы применяют разнообразные творческие приемы и методы работы. В результате этого слабовидящие дети не отстают от нормально видящих школьников В классах для слабовидящих применяются повышенные нормативы освещенности Классы оборудованы специальными партами для слабовидящих детей. Те, у кого зрение снижено значительно, обучаются по специальным учебникам, пользуются специальным раздаточным материалом. 7* 99 Для этих детей рекомендуются специальные парты. Со слабовидящими школьниками, испытывающими трудности в обучении, в начальных классах систематически ведется индивидуальная работа с привлечением родителей (при подготовке домашних заданий). Можно привести много положительных примеров, иллюстрирующих успешное обучение этих детей в массовой школе Однако далеко не во всех случаях дело обстоит благополучно Некоторые из слабовидящих детей уже на первом году обучения обнаруживают трудности в усвоении знаний
В связи с переходом на новые программы и ускорением темпов изучения учебного материала повышаются требования к психическому развитию и к общеобразовательной подготовке детей В этих условиях некоторые слабовидящие дети, особенно первоклассники, испытывают трудности в усвоении знаний Это усугубляется тем, что подавляющее большинство из них приходят в школу из семьи, не получив соответствующего дошкольного воспитания Как правило, они не владеют приемами самостоятельной работы, не умеют правильно пользоваться карандашом, ручкой, учебными книгами и учебными принадлежностями, правильно сидеть за партой, обнаруживают неподготовленность к систематическому обучению, трудно ориентируются при письме, чтении, рисовании. Подготовка слабовидящих детей к школе Учитывая специфические трудности развития слабовидящих детей, необходимо организовать работу по подготовке первоклассников с нарушениями зрения к школе. До начала учебных занятий в школе, опираясь на помощь родителей и учащихся старших классов, учителю рекомендуется заготовить специальный раздаточный материал для индивидуального использования его при обучении слабовидящих детей счету, письму, чтению и другим предметам. До занятий в школе учитель знакомится с личными делами слабовидящих детей, поступающих в 1 класс, с медицинскими справками, а также с семейными условиями воспитания. Это поможет найти более правильные формы и приемы работы с каждым отдельным учеником. За 4—5 дней ло начала учебного года для слабови- первоклассников в школе организуются пропедевтические занятия (по 2—3 часа в день) с целью выяснения особенностей их развития. Эти занятия ставят задачей выяснить уровень подготовки детей к школе* умение читать и писать буквы, слоги или слова, считать (в пределе 5), наблюдать, пользоваться связной речью. На занятиях дети рассказывают о том, с чем они сталкиваются в повседневной жизни, в общении со взрослыми, передают содержание прочитанных ими-на пропедевтических занятиях несложных рассказов, составляют из 2—4 предложений рассказ по картинке на основе предварительного наблюдения предметов или живых объектов, например кошки, собаки. Особенно важное значение приобретает выяснение уровня развития у детей фонематического слуха, словарного запаса, правильного понимания значения слов. Важно научить детей до прихода их в школу элементарным приемам организации учебной работы: умению правильно сидеть, пользоваться карандашом, ручкой, кисточкой, закрашивать контурные картинки. Такая развивающая подготовка слабовидящих детей до поступления их в школу значительно облегчит работу учителя
При обучении в школе важно подготовить детей к совместной работе в классном коллективе, привить им элементарные навыки дружбы и товарищества. Некоторые поступившие в первый класс слабовидящие дети держатся отчужденно от коллектива, иногда обнаруживают гегативрое отношение к учителю и своим сверстникам Эти личностные недостатки некоторых детей нередко осложняются неправильным отношением к ним со стороны сверстников Иногда нормально видящие одноклассники дают слабовидящим детям разные клички: «очкарик», «косой», «одноглазый» и т п. Это вызывает у слабовидящих детей чувство обиды, иногда отрицательное отношение к учению в школе Чтобы предупредить возникновение подобного рода ненормальных отношений, учитель с первых же дней пребывания слабовидящих детей в школе создает вокруг них здоровую обстановку. Учитель ни в коем случае не должен упрекать учащихся с низким зрением за небрежность письма, неправильное выполнение рисунков, неумение читать и т. п. В большинстве случаев эти трудности обуслоз- лены неполноценным зрением. Незаслуженный упрек может вызвать отрицательное отношение к учителю со стороны слабовидящего ученика. В случаях трудности чтения, письма, рисования, выполнения изделий учителю необходимо своевременно оказать помощь таким дегям. Индивидуальная работа В первые же дни обучения детей в школе учитель определяет основные направления индивидуальной работы с учетом особенностей развития детей. Некоторые учителя пытаются восполнить пробелы в знаниях учащихся путем увеличения объема домашних заданий. В большинстве случаев это не дает положительных результатов, приводит к перегрузке учащихся. Как правило, слабовидящие дети не справляются с большим объемом домашних заданий. Увеличение объема домашних заданий вызывает у слабовидящих отрицательное отношение к школе. Индивидуальный подход к детям следует осуществлять в основном на уроке. Индивидуальную работу с учащимися надо начинать с выяснения того, какие у них имеются пробелы в знаниях и чем они обусловлены. Для этого надо изучить особенности развития и усвоения знаний каждого из учащихся. Для изучения слабовидящих первоклассников на каждого из них заводится специальная тетрадь, в которую записываются все медицинские данные, характеризующие состояние зрения, краткая характеристика текущей успеваемости, причины и характер возникающих в процессе усвоения знаний трудностей, чем они обусловлены. В тетради также записывается, какие меры приняты учителем. К тетради прилагается ориентировочный план индивидуальной работы с данным учеником. Следует учитывать, что характер трудностей у разных учеников различен. У одних отмечаются небрежность и графические недостатки в письме, у других — трудности фонематического анализа и синтеза, что препятствует овладению грамотой, у третьих трудности отмечаются при овладении счетными операциями или геометрическим материалом. Учителю приходится изыскивать индивидуальные формы работы с каждым учащимся, учитывая особенности развития и специфические трудности усвоения знаний.
На первых этапах обучения большое внимание обращается на формирование у учащихся с нарушением зрения некоторых организационных навыков. Как известно, многие дети не могут быстро приготовиться к уроку: положить на место учебники и школьные принадлежности, подготовить тетради для письма и т. п. В связи с этим у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, отмечается большая потеря времени на организационные моменты во время урока. Поэтому с первых же дней обучения в школе детей следует приучить экономить время, отведенное на организацию работы по подготовке к уроку. Особенно важно уже на первых порах обучения в школе научить детей бережно обращаться с учебниками и учебными принадлежностями, правильно организовывать свре учебное место. Каждый предмет должен иметь постоянное место, например на определенных местах должны лежать тетради, учебники, письменные принадлежности и т. п. Необходимо приучить детей пользоваться закладкой, так как имеющие низкое зрение обычно долго отыскивают нужную страницу. Особое внимание следует обратить на правильную посадку, позу при письме, чтении и выполнении других видов учебной работы. Неправильная посадка может вести к нарушению осанки и другим недостаткам физического развития. Во время устных занятий следует требовать от учащихся, чтобы они сидели прямо и слегка опирались на спинку стула, ноги должны лежать на подножке парты, руки рекомендуется держать на парте или заложить за спину (во время устных занятий). Некоторые слабовидящие дети проявляют большую медлительность в своих действиях: они медленно пишут, рисуют. У них отмечаются недостатки двигательной активности на перемене и во время игр. После звонка они медленно выходят из класса и входят в класс. Путем объяснения расположения парт, дверей, рекреаций и показа приемов выхода из класса можно слабовидящих первоклассников научить быстрой ориентации при входе и выходе из класса, не наталкиваться на окружающие предметы.
Учитель должен изучить задатки и способности каждого ученика. Индивидуальная работа предусматривает использование положительных возможностей и способностей учащихся, что помогает создать стойкий интерес к учению и является важным условием сознательного овладения системой знаний и умений В зависимости от конкретных задач и условий учебно-воспитательной работы, сообразуясь с возможностями развития каждого школьника, педагог выбирает приемы индивидуального подхода Формы индивидуальной работы с учащимися изменяются в зависимости от содержания учебного материала, от продвижения того или иного учащегося в овладении системой знаний, от своеобразия зрительных дефектов и компенсаторного развития Наиболее хорошо успевающим и быстро усваивающим материал учитель дает индивидуальные задания повышенной степени трудности, например предлагает прочесть дополнительную литературу, подготовиться к проведению какой-либо практической работы в классе или дома, изготовить модели с применением несложных расчетов, измерений и вычислений В старших классах индивидуальные задания наиболее успевающим ученикам даются в связи с изучением отдельных учебных предметов в классе или на факультативных занятиях, а также в связи с проведением разли i-ных форм внеклассной работы При индивидуальном подходе учитывается возрасг, особенности развития учащихся, специфические трудности усвоения знаний, работоспособность, утомляемость учащихся, потенциальные возможности компенсаторного развития и формирования личности в целом У слабовидящих детей могут возникать специфические трудности, обусловленные нарушением зрения Однако эти трудности могут быть преодолены путем применения индивидуальных форм работы и использования специальных методл-ческих приемов
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 4008; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.233.107 (0.025 с.) |