Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые особенности обучения родному языку и развитию речи
В начальных классах дети овладевают грамотным письмом, чтением, счетом, изучают основные правила грамматики и правописания У слабовидящих детей при этом возникают специфические трудности, преодоление которых связано с использованием специальных приемов Некоторые слабовидящие школьники медленнее овладевают звуковым анализом и синтезом В связи с этим рекомендуется применять разные методические приемы, способствующие преодолению этих недостатков, например выделение из предложений слов, слогов, определение, какой звук слышится в начале, середине, конце слова, рекомендуется в письменной речи делить слова на слоги, придумывать слова, состоящие из одного, двух трех слогов, составлять слова из рассыпной азбуки При письменных упражнениях заменять и вставлять в таблицы с готовой основой буквы и слоги Важно применять упражнения по дифференциации сходных звуков, научить учащихся прислушиваться к собственному произношению слов, для того чтобы выделить указанные звуки и слоги, и многие другие упражнения, которые обычно применяются на первоначальном этапе обучения в школе Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядка звуков, нередко обнаруживаются в письменной речи Нарушения звуковой последовательности при написании слов в значительной мере объясняются неполноценностью зрительного восприч-тия текста С недостатками зрительного восприятия связаны также пропуски гласных букв, замены, перестановки и т п Однако далеко не у всех детей недостатки звукового анализа связаны с неполноценностью зрения У некоторых из них они обусловлены недоразвитием фонематического слуха, неумением сосредоточить внимание на фонемах Чтобы преодолеть эти трудности, рекомендуется подбирать для детей индивидуальные упражнения с учетом их специфических трудностей в усвоении учебного материала и недостатков развития зрения и речи Дети с частичной атрофией зрительного нерва допускают больше ошибок во время осуществления звукового анализа и синтеза, чем дети с аномалиями рефракции У некоторых слабовидящих школьников с частичной атрофией зрительного нерва отмечаются грубые фонематические ошибки1 искажение букв, пропуски, перестановки, внесение лишних букв, замены одних букв другими и т п Следует отметить, что некоторые ошибки у этих детей встречаются на всех годах обучения в начальных классах
В связи с недостатками слухового Анализа и синтеза эти дети делают большее число ошибок в диктантах, а не в списываемых ими текстах. Изучение знаний некоторых учащихся показало, что слабовидящие дети, не имеющие нарушений фонематического анализа и синтеза, делают больше ошибок при списывании (данные Н. С. Ко- стючек). В связи с развитием в процессе обучения слухового анализа и синтеза количество допускаемых в диктантах ошибок значительно снижается. Звуковой анализ и синтез могут быть развиты в процессе чтения, письма, изучения грамматики, развития речи. При выполнении слабовидящими письменных работ., необходимо обеспечить соответствующие гигиенические условия. Желательно, чтобы слабовидящие дети с остротой зрения 0,1 и ниже пользовались тетрадями со специальной разлиновкой. Писать при этом следует черными чернилами. В целях охраны зрения слабовидящим не следует давать большое число письменных заданий. Значительное место должен занять анализ допущенных ошибок и др. При проверке письменных упражнений не рекомендуется подчеркивать ошибки. Следует практиковать отметки на полях около соответствующей строки. Учащийся сам должен отыскать допущенную ошибку и выписать ее с соблюдением правил правописания. При анализе ошибок внимание детей необходимо обращать на то правило, которое было нарушено в результате допущенной ошибки. При этом им предлагается самостоятельно подобрать примеры или упражнения на данное правило. Ученикам первого класса (второе полугодие) со зрением 0,1 и ниже при наличии у них большой замедленности и трудностей при письме рекомендуется давать для списывания тексты, которые содержат не более 20 слов. Ученики II класса (при таком же зрении) не должны списывать более 30 слов. Ученикам I класса следует писать диктанты, тексты которых состоят из 16—23 слов; ученикам II класса — диктанты из 18—30 слов. Тем слабовидящим детям, которые справляются с учебным материалом, сокращать объем текстов при списывании не следует; исключение должны составлять учащиеся, у которых отмечаются нарушения письма или выраженная его замедленность.
Фонематический слух может развиваться у детей не только в связи с обучением родному языку, но и на других занятиях (пение, ритмика, музыка). Такие занятия способствуют формированию слухового внимания, звуковой памяти, чувства ритма и т. п. Все это в значительной мере способствует развитию слухового восприятия, слуховых представлений и определенным образом влияет на улучшение звукового анализа и синтеза. У многих слабовидящих учащихся начальных классов с остротой зрения 0,1 и ниже, особенно при частичной атрофии зрительного нерва, встречаются трудности при чтении (пропуски, замены букв и др.). В связи с этим по отношению к таким учащимся следует осуществлять индивидуальный подход. Кроме того, в качестве помощников при выполнении учениками домашних заданий надо привлекать их родителей и других членов семьи. При нарушении зрения грамматический строй речи не страдает. Многие слабовидящие дети имеют по русскому языку и литературе отличные и хорошие оценки. Вместе с тем учащиеся с нарушением зрения делают в письменных работах сравнительно большее количество морфологических и синтаксических ошибок. И. П. Чигринова показала, что недостатки и ошибки в письменных работах слабовидящих объясняются несовершенством методов обучения слабовидящих детей родному языку и недооценкой особенностей развития их речи. Чтобы облегчить запоминание и воспроизведение прочитанного материала, следует давать небольшие части текста рассказа, а потом читать и воспроизводить рассказ в целом. Надо как можно больше читать и рассказывать вслух во время занятий в школе и дома. Рекомендуется также рассказывать вслух содержание прочитанных книг, прослушанных по радио детских передач, воспринятого во время экскурсий, прогулок и т. п. Очень важно при этом научить детей кратко формулировать свои мысли, правильно использовать словарный запас и грамматический строй. Развитие устной речи оказывает положительное влияние на формирование правильной лаконичной письменной речи, овладение которой имеет для слабовидящих особенно большое значение.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 811; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.221.159.188 (0.018 с.) |