ТОП 10:

Об особенностях формирования у слабовидящих географических представлений и понятий



Многие слабовидящие дети не имеют достаточно от­четливых географических представлений Они не могут непосредственно зрительно представить многие геогра­фические объекты и явления, например, восход и заход солнца, линию горизонта, силуэты гор, движение небес­ных светил, облаков, разнообразный природный ланд­шафт и др В связи с этим у них возникают трудности при формировании географических понятий

Специфические трудности возникают у детей с нару­шениями зрения при изучении плана и карты, при прове­дении измерительных работ на местности, выполнении лабораторных и практических работ по географии

В связи с недостатками зрения дети не могут непосред­ственно чувственно воспринимать многие явления и про­цессы, происходящие в природе Учитывая эго, при обу­чении географии и природоведению следует особое внимание обращать на развитие наблюдательности и фор­мирование зрительно-пространственного синтеза в про­цессе овладения системой знаний Для развития наблю­дательности огромное значение имеет проведение экскур­сий в природу При проведении экскурсий внимание уча­щихся фиксируется на тех свойствах объектов, которые могут быть восприняты не только с помощью зрения, но и других органов чувств (слух, осязание и т д ).

Использование неполноценного зрения в совокупно­сти с другими органами чувств позволяет осуществлять


чувственное познание динамических процессов и явлений в связи с изучением географии и природоведения.

Опираясь на имеющиеся знания и синтетическое вос­приятие окружающих объектов, слабовидящие дети мо­гут представить и мысленно воссоздать сложную топог­рафическую картину местности направление и распо-ложрние леса, болота, реки и т п Все это помогает раз­витию наблюдательности и формированию топографиче­ских представлений.

Перед тем как дать задание познакомиться с релье­фом местности, необходимо ознакомить детей с геомор­фологическими моделями и подробно объяснить цель и задачи проводимой экскурсии

При обучении географии используются геоморфологи­ческие модели гор с вершинами и перевалами, бассейна и излучин рек, водопада, геррасы, действующих и потух­ших вулканов и т. п. Уменьшенное изображение геогра­фических объектов в виде модели позволит учащимся путем зрительного и осязательного восприятия овладеть целостным представлением о происходящих в природе сложных динамических процессах, которые они затруд­няются воспринимать и наблюдать непосредственно

Для уяснения учащимися соответствующих понятии им читаются рассказы и статьи на изучаемую тему При этом учитель опирается на те представления, которые у них сложились при изучении моделей

После такой предварительной подготовки дается за­дание самостоятельно наблюдать те или иные географи­ческие объекты и явления во время проводимой экскур­сии При этом учитель предварительно ставит перед уча­щимися ряд познавательных задач и вопросов, способ­ствующих организации хода наблюдений.

Важное значение для формирования пространствен­ных представлений имеет выполнение разнообразных практических работ, связанных с необходимостью ориен­тации учащихся на местности В процессе выполнения этих работ развиваются приемы глазомерной оценки расположения разных географических объектов и рас­стояния до них Так, например, учитель может предло­жить определить, в каком направлении и на каком приб­лизительно расстоянии от учащихся находится лес, как далеко от них находятся населенные пункты В целях развития пространственной ориентировки детей необхо­димо научить самостоятельно пользоваться планом, кар-


той, глобусом. Перед этим надо хорошо изучить услов­ные обозначения" географических объектов.

Очень важно со слабовидящими школьниками млад­ших классов отработать понятия, связанные с простран­ственной ориентировкой: «ближе» — «дальше»; «шире» — «уже»; «мельче» — «глубже». Важно сформировать по­нятия, связанные с оценкой направлений: «поперек», «вдоль» и др. При обучении детей ориентировке в плане и карте в качестве раздаточного материала используют­ся разные по масштабу карты и планы. Контуры карт и планов обводятся жирным черным карандашом для чет­кости восприятия. Черным карандашом или тушью обри­совываются также очертания границ разных государств, рек, морей и т. пЛ Для изготовления раздаточного мате­риала по географии могут привлекаться родители, уча­щиеся старших классов, а также участники кружков до­мов пионеров. При изучении животного мира по геогра­фии следует посетить зоопарк, предварительно ознако­мившись с чучелами птиц и животных в биологическом кабинете.

При сопровождающейся объяснением демонстрации картин, карт, схем детям с низким зрением разрешается к ним подходить. При остроте зрения 0,! и ниже реко­мендуется предлагать в качестве раздаточного матери­ала раскрашенные географические карты для слепых.

При формировании географических представлений используются знания, которые дети усвоили во время занятий математикой, природоведением, черчением,тру­дом. Для усвоения слабовидящими школьниками услов­ных обозначений, связанных с ориентировкой по сторо­нам горизонта, учитель может подобрать специальные географические задачи.

Географические познавательные задачи позволяют учащимся установить сложные причинно-следственные связи и зависимости между разными процессами и яв­лениями. Чтобы при изучении географии учащиеся овла­дели умением сознательно пользоваться иллюстративны­ми средствами наглядности, они должны хорошо уяснить принцип плоскостного изображения условных обозначе­ний географических объектов и правильно соотносить их с реальными географическими объектами. При этом

1 Для подрисовки контуров настольных географических и исто­рических карт могут быть использованы карты из старых учебников.


настоящие размеры географических объектов дети долж­ны научиться правильно соотносить с известным масш­табным уменьшением этих размеров на плане или карте. Внимание учащихся обращается на масштабное вос­произведение, основанное на предварительных измере­ниях и расчетах, которые они производят на практиче­ских занятиях. Чтобы сформировать правильные понятия о географическом пространстве, детей учат приемам ориентировки предметов по сторонам горизонта и локали­зации их места на плане. В этой связи детям предлагает­ся ряд практических упражнений и познавательных за­дач. Учитывая трудности слабовидящих при ориентиров­ке на карте и плане, с ними следует хорошо отработать навыки, связанные с определением положения отдельных ориентировочных пунктов на карте. Обучение умению пользоваться зрительными ориентирами при работе с кар­той позволит слабовидящим быстро находить искомый ге­ографический объект и устанавливать его связь с другими. Такими зрительными ориентирами могут быть: матери­ки, океаны, моря, крупные реки. Основное значение при этом приобретает взаимное расположение объектов, что позволяет при нахождении географических пунктов вос­создавать целостный образ карты, на которой легко мо­гут быть выделены отдельные географические пункты в их пространственных отношениях к другим. Формирова­ние географических представлений, как отмечалось выше, тесно связано с развитием оценки направлений, что предполагает применение различных видов пластического моделирования. Во время индивидуальной работы со слабовидящими детьми рекомендуется практиковать уп­ражнения с применением контурных карт, на которых выделены некоторые исходные ориентиры, по которым они воссоздают целостные представления о географиче­ских объектах. Особо важное значение при обучении географии и природоведению имеет развитие у учащих­ся наблюдательности. Это достигается разными метода­ми: путем организации экскурсии в природу для наблю­дения сезонных изменений в разные времена года, путем наблюдения за динамическими суточными изменениями (высота солнца над горизонтом, положение тени в раз­ное время дня).

Важное познавательное значение имеют фенологиче­ские наблюдения за погодой, за температурными изме­нениями и т. п. Чтобы облегчить проведение фенологиче-

9. М. И. Земцова 129


ских наблюдений, рекомендуется использовать специаль­ные приборы, позволяющие заменить неполноценное зрение слуховым наблюдением (фотофон, фоноскоп и другие)1. Такие приборы предназначены для детей с очень низким зрением (с остротой зрения 0,05—0,09)

Умелое сочетание различных практически действен­ных методов обучения с наблюдениями и накоплением географических и природоведческих знаний позволит слабовидящим детям в процессе обучения сформировать правильные географические представления и понятия, а также сознательно овладеть соответствующими знания­ми и практическими умениями.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.220.21 (0.004 с.)