ТОП 10:

Демонстрация учебных пособий и опытов



При формировании представлений у слабовидящих применяются разные формы демонстрации наглядных пособий Как было показано выше, дети с нарушением зрения затрудняются при восприятии многих иллюстра­тивных средств наглядности Поэтому при демонстрации учебных пособий следует предварительно давать словес­ные объяснения содержания картины, кинофильма, рисун­ка и т п При этом большое внимание уделяется пра­вильному сочетанию показа отдельных предметов или их частей с их словесной обрисовкой Учебные пособия дол­жны предъявляться слабовидящим школьникам на зна­чительно белее длительное время При остроте аренич у учащихся 0,1 и ниже время экспозиции учебного посо­бия увеличивается в два, а в некоторых случаях в 5— 10 раз

При кратковременной экспозиции картин, таблиц, схем и др многие дети с низким зрением, как показало выше, могут воспринимать лишь отдельные фрагменты или объекты, выполненные крупным планом Им трудчо устанавливать между ними пространственные и времен­ные связи и отношения Чтобы облегчить зрительно-про­странственный анализ и синтез при восприятии изобра­жений, наглядному узнаванию должно предшествовать словесное объяснение или чтение литературных текстов, позволяющих уяснить смысловое содержание картины, рисунка, схемы и т п.

Перед просмотром кинофильмов или диапозитивов очень важно рассказать учащимся их содержание, рас­крыть идейный смысл, выяснить пространственные и при­чинно-следственные связи между изображенными пред­метами и явлениями При демонстрации многоплановой картины рекомендуется сначала раскрыть ее содержа­ние, а далее перейти к детальному рассмотрению фраг­ментов Учащимся предлагается сначала рассмотреть, что изображено на переднем плане картины (при эгом учитель дает необходимые пояснения) Далее школьники рассматривают, что изображено на среднем и дальнем


планах Такая деталировка и фрагментация картины при рассматривании облегчает зрительный анализ и воссоз­дание целостного зрительно синтетического образа

Чтобы облегчить зрительное восприятие иллюстратив­ных пособий, их следует развешивать на видном месте, на уровне глаз учащихся, обеспечив при этом достаточ­ную яркость изображения. Это достигается при помощи специального осветительного устройства (софита) Осве­тительное приспособление крепится сверху классной дос­ки, на которой развешивается картина, карта, схема и т п Это устройство, обеспечивая достаточную яркость воспринимаемой картины или карты, вместе с этим за­щищает глаза от раздражающего воздействия света Та­кого рода осветительные устройства классной доски об­легчают восприятие написанного на ней и нормально ви­дящими шкочьниками Во время демонстрации пособия учащимся с низким зрением разрешается подходить к доске на нужное им расстояние Многие слабовидящие дети не могут наблюдать происходящие во время демон­страции процессы и явления, поэтому им разрешается подходить во время демонстрации опытов к столу, на ко­тором учитель показывает опыты В некоторых случаях (при наличии необходимого оборудования) учитель мо жет применять различные приборы и пособия со звуковой сигнализацией Они позволяют слабгвидящим и нор­мально видящим школьникам наблюдать происходящие процессы и явления, опираясь на слуховое восприятие

Во время демонстрации опытов соблюдаются правила о* раны зрения Как было показано выше, некоторые сла­бовидящие дети не могут непрерывно более 20 минут на­блюдать мелкие объекты или изображения Вследствие утомления зрения у них сравнительно быстро наступает снижение различительной способности Чтобы повысить четкость восприятия при демонстрации пособий или ил­люстративных средств наглядности, предусматриваются достаточная освещенность, которая повышает яркость и контрастность рассматриваемых объектов и изображе­ний и помогает выделению их из фона

При выполнении учащимися самостоятельных лабо­раторных работ важное значение имеет предварительная инструкция, в которой даются объяснения, раскрываю­щие цель, содержание работы, средства, способы и ход ее выполнения Особое внимание обращается на соблю­дение учащимися правил безопасности работы при поли-


зовании реактивами Следует предупреждать о возмож­ных ошибках при проведении работ и их последствиях

Большое значение придается правильной организации учебного места Надо приучить школьников к строгому соблюдению порядка на учебном месте Это освобождает их от излишних поисков необходимых для проведение лабораторных и практических работ предметов (реакти­вов, посуды и пр )

Развитие представлений и речи в связи с наблюдениями во время энснурсий

Следует учитывать, что учащимся с низким зрением трудно воспринимать сравнительно далеко отстоящее предметы В таких случаях необходимо привлекать и дру­гие виды чувствительности Это особенно важно при про­ведении экскурсий в природу

Для иллюстрации приведем некоторые данные из опы­та проведения экскурсии учгтельницей II класса москов­ской школы-интерната № 1 Т В Музалевской Цель эк­скурсии— показать происшедшие в осеннем лесу сезон­ные изменения Предварительно учительницей была про­ведена работа на уроке Учащиеся читали рассказы и сти­хотворения, рисующие природные изменения осенью Да­лее учительница провела беседу на тему «Какие можно наблюдать изменения в природе, в жизни и труде людей осенью» На другой день учащиеся пошли на экскурсию в лес Придя на место экскурсии, учительница предложи­ла детям обозреть, какие изменения произошли в лесу с лета Дети высказывались по поводу наблюдаемых яв­лений В это время педагог обратил внимание детей на красоту окраски осенних листьев, на разнообразие цвето­вых оттенков, на плывущие по небу облака Учительница попросила детей прислушаться к тому, как шелестят ли­стья разных пород деревьев

Чтобы уточнить впечатления об осенней картине леса, учительница поставила несколько вопросов, требующих сравнительной оценки леса в разные времена года «Ка­кой лес был летом, зимой? Что в нем изменилось? Какс о цвета стали листья на деревьях? Как греет и светит солн­це? Слышите ли вы пение птиц?» и др

Обобщая ответы учащихся, учительница вносила до­полнения и пояснения «Осенью деревья бывают краси­выми листья на них разного цвета желтые, красные, ко-

8 М И Земцова 113


ричневые, серые, светло-желтые, как бы золотого цвета». Далее она предложила детям понаблюдать, что проис­ходит вокруг, внимательно прислушаться и посмотреть, как падают листья. При этом задала вопрос: «Как можно назвать явление, которое они наблюдают?» Все ответи­ли: «Листопад». Потом она предложила пройти по лесу, посмотреть вокруг, прислушаться к звукам леса и рас­сказать о том, что они заметили. Дети сказали, что под ногами шуршат разного цвета и формы листья. Затем учительница предложила рассмотреть и ощупать руками листья клена, дуба, березы и осины, сравнить их между собой и ответить на вопросы: «Одинаковой ли листья ве­личины (формы, цвета)?» Потом предложила послушать, как шумят листья на разных деревьях: на осине, дубе, березе, клене.

С помощью слухового восприятия дети убедились, что листья на разных породах деревьев при дуновении ветер­ка издают разные шумы. Учительница предложила детям посмотреть на кору разных деревьев и ощупать ее рука­ми. Б результате дети убедились в том, что цвет и шеро­ховатость коры различных деревьев не одинаковы. Далее она предложила прислушаться и словесно обрисовать звуковую картину осеннего леса. В ходе наблюдения де­ти заметили, что осенью не слышно голосов многих птиц и жужжания насекомых. Дети заметили, что осенью солн­це греет меньше и не поднимается так высоко, как летом. Небо осенью покрыто тучами.

Во время экскурсии дети опирались на зрительное, слуховое и осязательное восприятие осенней природы. В результате наблюдений за происходящими в лесу се­зонными изменениями обогатились представления детей об окружающем. У них образовались сложные синтетиче­ские образы осеннего леса.

Дети с очень низким зрением во время экскурсии мо­гут пользоваться основанными на звуковой сигнализации специальными техническими средствами1: фотофон, фо­носкоп и др. Эти приспособления позволяют детям с очень низким зрением на основе звуковых сигналов раз­личать линию горизонта, силуэты гор, расположение лу­ны, звезд, различных отдаленных крупных объектов, со-

1 Специальное оборудование (оптические приборы и пособия для слабовидящих) можно заказать и получить по безналичному расчету в специализированном магазине «Рассвет* (Москва).


оружения, высокие деревья и т. п. Все это обогащает представления слабовидящих об окружающей действи­тельности.

Крупные объекты следует обозревать сначала по ча­стям, потом в целом. Обозрение и целенаправленные наб­людения следует сопровождать словесным объяснением и описанием. Во многих случаях производимое учителем словесное объяснение направлено на то, чтобы создать у учащихся целостное представление об изучаемых объ­ектах. После этого происходит детальное рассматрива­ние частей, отдельных фрагментов.

Как известно, важным средством наглядности явля­ются кинофильмы и диапроекции. Для обогащения пред­ставлений при рассматривании диапроекции рекоменду­ется применять разные формы звукового сопровождения, например, магнитофонные записи, грампластинки и др. Звукозапись и звуковоспроизведение следует использо­вать при обучении иностранному языку, ознакомлении с художественными и музыкальными произведениями, а также при обучении учащихся первых классов произно­шению и т. д. В некоторых школах имеются записанные на магнитофонных пленках радиопередачи, пользуясь ими, учащиеся пишут работы, самостоятельно составля­ют рассказы. Демонстрации диафильмов сопровожда­ются грамзаписями.

Сочетание зрительных образов со слухо-речевыми образами*создает условия для успешного формирования прочных и легко воспроизводимых синтетических, слож­ных представлений.

Многие литературные произведения после чтения са­мими учащимися в домашних условиях могут прослуши­ваться в грамзаписи. Прослушивание в грамзаписи про­изводится в некоторых случаях в исполнении артистоз, что способствует развитию у учащихся выразительной речи.

Рекомендуется также использовать пластинки из фо-нохрестоматии. Приведем иллюстрации из опыта учитель­ницы Молодечненской школы-интерната для слабовидя­щих БССР 3. Н. Чечко на примере изучения былин. Пос­ле того как учащиеся овладели понятиями о былинах, они рассматривали картину «Гусляры и Баян» В. М. Вас­нецова, далее прослушивали грампластинку из фонохре-стоматии с записью былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Учительница при этом дала словесную обри-

8* 115


совку образной картины. Приведем описание части урока литературы. Учительница просит представить, как Баян с гуслярами сидит на холме, а вокруг расположились князь с дружиной. Они просят певца рассказать им что-нибудь. Гусляр ударяет по струнам и начинает рассказы­вать. Учительница включает проигрыватель и просит про­слушать запись. Учащиеся, опираясь на слово учительни­цы и звукозапись, мысленно рисуют образы Ильи Муром­ца, Соловья-разбойника и с большим интересом прослу­шивают грамзапись. Живое, эмоциональное восприятие музыки и художественного слова способствует эстетиче­скому воспитанию детей, развитию слухового восприятия, образной памяти, речевому развитию учащихся, форми­рованию содержания понятия «былина».

Фонохрестоматия используется также при изучении других литературных произведений.

Обогащение образной речи у детей в связи с работой над сочинениями

Сочинение имеет важное значение для развития и формирования мыслительной деятельности учащихся. В связи с обеднением конкретных представлений у слабови­дящих страдает письменная и устная речь. Учитель при­меняет специальные методические приемы, в частности при проведении подготовительной работы к сочинениям, которые пишутся на основе наблюдений. У слабовидя­щих детей обычно возникают большие трудности при на­писании сочинений описательного порядка. Приведем для иллюстрации сочинения слабовидящих учащихся V класса на тему: «Что я знаю о березке» (учительница 3. Н. Чечко).

1. Ученик М. Г. пишет: «Березка — красивое дерево:
ствол у нее белый, листочки маленькие, свисают вниз».

2. Ученик Д. М.: «Березка растет в лесу, в поле. Ствол
у нее белый, а листья небольшие. Осенью листья у берез­
ки желтые, немного зеленоватые, во время ветра они ше­
лестят».

3. Ученик С. Е.: «Белая береза весной очень красивая.
Она отличается от других деревьев тем, что у нее малень­
кие листочки и белый ствол».

Приведенные сочинения учащихся с низким зрением были написаны без какой-либо предварительной подго­товки, лишь на основе того, что они знали о березке из


личного опыта. Эти сочинения, как мы видим, имеют бед­ное конкретное содержание. Для того чтобы обогатить представления и образное мышление детей, расширить их знания о березе, учительница провела подготовитель­ную работу. Она наблюдала с учащимися березу в ес­тественных условиях, читала им стихотворения и другие литературные тексты. Обращала внимание на эпитеты, сравнения и другие формы образной речи, использовала словарную работу (подбор стихотворений, метафор, об­разных выражений, эпитетов). Это способствовало обо­гащению речи учащихся конкретным содержанием. Пос­ле этого она вновь предложила детям написать сочинение на эту же тему. Приведем для иллюстрации сочинение ученика С. Е. (3): «Как прекрасна наша русская береза. Недаром народ сложил о ней много легенд и сказок. Ей посвящаются стихотворения знаменитых русских поэ­тов — Некрасова, Есенина и др. Белая березонька похо­жа на красавицу. Про нее можно сказать — во всяком наряде хороша.

Распустятся весной на ней клейкие листочки, и стоит березонька вся кудрявая и светится вся красотой. А осенью трудно даже подобрать слова, чтобы описать ее. Золотые листья усыплют деревце и радуют взгляд. А зи­мой снег укутает ее белой пушистой шубкой. И ждет она с нетерпением первых весенних дней».

Мы видим, какая огромная разница между сочине­нием учащегося С. Е., написанным без предварительной подготовки, и сочинением этого же ученика после прове­денной подготовки,

В результате работы учителя обогатилась речь детей, словарный запас пополнился образными выражениями, обогатился личный опыт.

Большое познавательное значение имеют приемы формирования у слабовидящих детей на уроках родного языка и литературы образного мышления. Это особенно важно при подготовке учащихся к написанию сочинений на основе сделанных ими наблюдений. В этом отношении следует отметить положительный опыт учительницы Мо-лодечненской школы БССР Б. И. Аксельрод. Перед на­писанием сочинения на тему «Березка» (V класс) она ходила с учащимися на экскурсию, чтобы обогатить пред­ставления детей о березке и создать у них яркие непо­средственно чувственные образы о картинах приро­ды. Во время экскурсии она описывала в художественной


форме наблюдавшиеся детьми картины природы. При этом широко использовала образную речь: сравнение, метафоры и т. п. На уроке в классе учащиеся рассматри­вали и анализировали картину Левитана «Золотая осень». Это обогатило представления детей. В своих со­чинениях дети умело применили образные выражения, эпитеты, сравнения, метафоры. Приведем для иллюстра­ции несколько сочинений учащихся V класса на тему «Березка».

Ученица Д. Н : «Золотая осень! Как прекрасна эта пора года' Белоствольные березки стоят в золотом наря­де и любуются собой. Бедные осинки почти совсем голые. Между березами и соснами стоит зеленая ель. Она даже не думает приготовляться к зиме и смеется над деревья­ми, стоящими в золотом наряде. Трава вся пожелтела и покрылась разноцветным ковром. По середине луга про­текает река. Она не хочет сдаваться зиме. В реке вода прозрачная и каждая травинка отражается в ней, как в зеркале На берегу стоит стройная, кудрявая береза, она как будто красуется перед водой. Недалеко от кудрявой березы стоят сосны в зеленом тулупе и улыбаются».

Ученица М. П.: «Золотая осень! Как прекрасна эта пора года! Ее очень любил великий русский поэт А С. Пушкин. Красоту осенней природы отобразил на картине художник Левитан. Вот она передо мной. На ней ярко показаны признаки увядающей природы. Бело­ствольные березы стоят в своем золотом наряде и весело улыбаются. Недалеко от березок стоят грустные осинки. Они уже сбросили свое разноцветное платье. Трава в не­которых местах пожелтела. Листочки, упавшие на нее, образовали расписной ковер На другом берегу стоят сос­ны в зеленом наряде. Речка как будто изумрудная. Она журчит и как будто говорит: «Спите, спите, осинки. Спо­койного вам сна!» Возле самой речки стоит одинокая береза. Она свесила свои кудри прямо к речке».

Ученица Т Н.: «Прекрасна картина Левитана «Золо­тая осень». Но она навевает тихую грусть. Прощается природа со своим летним нарядом. Надо сказать и о бе­резках, они стоят в своем дорогом наряде, а около них осинки. Осинки дрожат, им холодно. Они завидуют бе­резкам. Вода в речке холодная, прозрачная и перелива­ется разноцветными огоньками Около речки растут кус­ты вербы Светит солнышко. Небо чистое, только кое-где плывут по небу легкие облака. Видна маленькая дере-


вушка, а за деревушкой лес. Эту пору года описывает А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!..»

Приведенные сочинения с большой убедительностью свидетельствуют о том, что использование правильных методов и приемов обучения может сформировать у слабовидящих детей богатые зрительные представления о природе, развить связную речь и образное мышление

Важное значение для формирования образной речи и образного мышления имеют беседы о произведениях изо­бразительного искусства, сопровождающие непосредст­венное восприятие природы, жизни и труда людей, разбор репродукций художественных произведений и т. п. Мож­но привести опыт другой учительницы этой же школы И. А. Российской, которая использует разнообразные приемы формирования образного мышления в процессе обучения детей русскому языку и развитию речи. Уже на первом году обучения детей на занятиях по развитию речи она формирует у детей интерес к природе, раскры­вает перед ними красоту русской природы, обогащает их речь образными выражениями Во время экскурсий учи­тельница организует целенаправленные наблюдения кар­тин природы, прививает детям чувство прекрасного, фор­мирует умение понимать и ценить красоту природы. В классе на уроках она разбирает с детьми репродукции картин, в частности из альбома «Деревья наших лесов», читает им рассказы, стихи, описывает красоту природы в разные времена года, предлагает самим учащимся вы­разительно читать стихотворения, в которых отражают­ся процессы и явления природы Все это способствует созданию у учащихся положительных эмоций, формиро­ванию ярких зрительных образов, в которых отражается красота русской природы. Дети овладевают приемами сравнения природных явлений, применяют образные вы­ражения На уроках по развитию речи учительница ши­роко использует слуховое восприятие. В процессе наблю­дения за явлениями природы она обращает внимание детей на своеобразный звуковой пейзаж местности, пред­лагает им прислушаться к шуму леса, пению птиц, жур­чанию ручья, шелесту листьев и т. п. В последующем она предлагает детям самостоятельно нарисовать по слухо­вому восприятию пейзаж наблюдаемой местности. В клас­се эта работа закрепляется в связи с чтением отрывков из произведений Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Пришвина, Плещеева и др.


Сочетание непосредственных наблюдений предметов, процессов, явлений природы с их образным описанием в стихах, рассказах учителя позволяет обогатить память детей яркими образами, оказывает положительное влия­ние на развитие образной речи, образного мышления. У детей формируется любовь к природе своей Родины.

Большое познавательное и воспитательное значение имеют целевые прогулки в природу, в парк, в лес, на речку, в поле и др Во время целевых прогулок и экскур­сий учитель обращает внимание детей на красоту приро­ды, широко пользуясь при ее описании образной речью, сравнениями, эпитетами (ажурная рябина, кудрявая бе­реза, раскидистый дуб, стройные сосны и т. п.) Внимание детей привлекается к разнообразию красок, форм, запа­хов. Учащиеся собирают цветы, делают букеты, венки. Некоторые растения являются материалом для кол­лекций.

Непосредственное наблюдение за явлениями природы и их словесное описание является средством формирова­ния образных представлений и образного мышления. Соотнесение живых объектов природы (листьев, цветов и т. п.) с образами памяти и конкретным значе­нием слова является важным средством развития образ­ного мышления в процессе овладения знаниями.

Развитие образного мышления способствует овладе­нию учащимися умением самостоятельно читать и анали­зировать литературные произведения В связи с неполно­ценным зрением многие слабовидящие школьники чита­ют очень мало. Интерес к книге падает, так как чтение носит замедленный характер. Падение интереса к книге сужает кругозор школьника и отрицательно сказывает­ся на развитии речи. Чтобы вызвать у учащихся началь­ных классов интерес к чтению, учитель допжен иногда читать вслух те книги, которые рекомендованы для вне­классного чтения. Родителям и другим взрослым членам семьи также рекомендуется читать книги слабовидящим с низким зрением. Если имеются условия, можно прак­тиковать воспроизведения литературных произведений (для внеклассного чтения) в магнитофонной записи. Очень важно научить слабовидящих воспринимать лите­ратурные произведения на слух. Некоторые предусмот­ренные программой произведения следует рекомендовать детям читать во время каникул. При чтении в классе учитель принимает во внимание, что слабовидящие за-


трудняются в отношении техники чтения и понимания смысла прочитанного Учитель использует разные мето­дические приемы, способствующие активизациии речи и мыслительной деятельности детей. Для формирования образов используется восприятие предметов, явлений и процессов, рассматривание репродукций картин разных художников, слушание музыки.

Уже в начальной школе надо приучать детей рабо­тать над критическим анализом литературных произве­дений. Это способствует формированию самостоятельной мысли учащихся. В целях активизации целенаправлен­ной мыслительной деятельности учащимся начальных классов рекомендуется составлять планы сочинений для устных рассказов, ставить вопросы к прочитанному, а в старших классах делать лаконичные записи. Чрезвычай­но важно работать над значением встречающихся в лите­ратурных произведениях слов. Такая необходимость воз­никает в связи с тем, что некоторые слабовидящие рас­полагают сравнительно бедным запасом конкретных представлений. Иногда слабовидящие деги пользуются словами, не понимая их значения. Поэтому педагог дол­жен внимательно следить не только за развитием у де­тей связной речи, но и за правильным соотнесением кон­кретных образов с соответствующими значениями слов. Это особенно важно при подготовке учащихся к само­стоятельным творческим сочинениям Учитель должен способствовать формированию у детей конкретных пред­ставлений в процессе наблюдений, помогать им отби­рать нужный литературный материал (образные выра­жения, цитаты и т п) Главная задача — научить детей привлекать нужный для написания сочинения материал самостоятельно, используя при этом усвоенные ими зна­ния.

Контроль за усвоением учащимися знаний и навыков самостоятельной работы

При обучении слабовидящих особенно важное значе­ние имеет систематический контроль за усвоением знаний и формированием необходимых навыков. Слабовидящим детям, так же как и нормально видящим, нельзя давать новый материал, не убедившись в том, что они хорошо усвоили пройденный Для того чтобы выяснить, как уча­щиеся усвоили те или иные знания, педагог может исполь-


зовать разнообразные приемы Так, например, он может предложить учащимся выполнить те или иные упражне­ния, зарисовать или воспроизвести в форме модели зна­комые им предметы Следует приучать детей самостоя­тельно подбирать учебный материал, позволяющий исправить допущенные ошибки Нередко слабовидящие дети забывают правила В связи с этим перед выполне­нием заданий или контрольных работ им рекомендуется начать с восстановления в памяти соответствующих правил.

Рекомендуется регулярно проверять качество выпол­няемых слабовидящими детьми домашних заданий, тща­тельно анализировать их ошибки и систематически вести работу по их предупреждению и устранению Давая оценку выполненной работы, всегда следует объяснить, почему поставлена та или иная оценка и что нужно сде­лать для того, чтобы добиваться в дальнейшем больших успехов

Самое главное заключается в том, чтобы научить уча­щихся работать самостоятельно Приходить им на по­мощь следует лишь в тех случаях, когда они не могут самостоятельно справиться с заданием В связи с этим в период обучения очень важно выработать у детей навыки умственного труда, с помощью которых они оказываются в состоянии выделять главное при чтении и пересказе прочитанного Важно также сформировать у них умение сравнивать, использовать усвоенное в аналогичных слу­чаях Учителю необходимо научить детей самостоятельно работать над книгой, кратко конспектировать, составлять планы прочитанных статей, оформлять те или иные рабо­ты в виде таблиц, графиков, схем и т. п. Это поможет им овладеть приемами культурного труда, приучит самостоя­тельно контролировать ход своей работы, организовы­вать свою учебную деятельность







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.220.21 (0.012 с.)