Направлении слабовидящих детей в специальные школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Направлении слабовидящих детей в специальные школы



Преобладающее большинство детей с недостатками зрения, как уже говорилось, может успешно обучаться в массовой школе. Для этого надо обеспечить такие ус­ловия, при которых они могли бы получить среднее об­разование и сохранить зрение. Обучению в массовой


школе подлежат все дети с остротой зрения на лучшем глазу 0,4 и выше с коррекцией оптическими стеклами.

Учащиеся с остротой зрения на лучшем глазу 0,3 и ниже с коррекцией стеклами подлежат направлению в специальные школы для слабовидящих, а с остротой зрения 0, 04 и ниже — в школы слепых детей.

Вопрос о направлении в специальные школы реша­ется в соответствии с инструкцией Министерства про­свещения СССР о приеме учащихся в специальные школы для детей с нарушениями зрения. При направле­нии в специальные школы учитываются офтальмологи­ческие показания, характеризующие состояние основ­ных зрительных функций. Чтобы решить вопрос, в ка­кой тип специальной школы направить детей с наруше­ниями зрения, учитываются состояние остроты зрения, поля зрения, тяжесть поражения органа зрения, причины утраты или снижения зрения, течение патологического процесса, а также другие, сочетающиеся со слабовидени-ем, нарушения центральной нервной системы. щ

Направление в специальные школы производится строго индивидуально. Например, при относительно нор­мальной остроте зрения и значительном сужении поля зрения (до 30°) детей следует направлять в специаль­ные школы для слабовидящих.

Дети с остротой центрального зрения в пределах от 0,05—0,08 при некоторых клинических формах наруше­ний органа зрения (дистрофия сетчатки, хореоретини-ты, дистрофия желтого пятна, злокачественная близору­кость, гидрофтальм и другие формы глаукомы, характе­ризующиеся частыми приступами и падением зрения) направляются в специальные школы для слепых. В дру­гих случаях дети с остротой зрения 0,05 и выше (при ка­таракте, афакии, близорукости, близоруком астигматиз­ме и др.) направляются в школы для слабовидящих.

Дети с более высокой остротой зрения, 0,4 и выше, подлежащие согласно инструкции Министерства про­свещения СССР обучению в массовых школах, в исклю­чительных случаях могут направляться в специальные школы, если у них серьезно нарушены другие функции зрительной системы.

Дети, направляемые в школы слабовидящих, разли­чают шрифт № 9 таблицы для определения остроты зрения вблизи с расстояния не ближе 15 см при обычной оптической коррекции.


В специальные школы направляются также слабови­дящие дети с временными задержками и нарушениями умственного развития, с недоразвитием слуха, речи, а также с двигательными нарушениями (при условии, ес­ли они умеют себя самостоятельно обслужить и пере­двигаться без посторонней помощи).

Учащиеся с нарушениями зрения, сопровождающи­мися поражением центральной нервной системы, подле­жат направлению в лечебные учреждения Министерства здравоохранения СССР или в детские учреждения Ми­нистерства социального обеспечения той или иной союз­ной республики. К числу таких детей относятся:

а) дети, у которых слабовидение или слепота сопро­
вождается дополнительными нарушениями других орга­
нов чувств (слепо-глухонемые, слабовидящие дети со
снижением или утратой слуха и др.);

б) дети с первичным недоразвитием двигательных
функций вследствие органического поражения централь­
ной нервной системы;

в) дети с глубокими первичными нарушениями и от­
клонениями развития речи по органическому типу;

г) дети с глубокой степенью отклонений умственного
развития и нарушением интеллекта;

д) дети-психопаты с глубокими нарушениями эмо­
ционально-волевой сферы и психопатическим поведе­
нием;

е) дети с серьезными соматическими нарушениями,
возникшими в результате перенесенных заболеваний;

ж) дети с диффузными нарушениями центральной
нервной системы.

Все эти учащиеся, как было показано выше, имеют серьезные первичные и вторичные отклонения в разви­тии. Они не могут учиться в массовых школах.

Направление в специальную школу для слепых и слабовидящих производится согласно Положения о рес­публиканских и областных медико-педагогических ко­миссиях. Областная медико-педагогическая комиссия организуется при областном отделе народного образо­вания. В случае необходимости комиссии могут созда­ваться, при наличии условий, при районном (город­ском) отделе народного образования.

В своей работе медико-педагогические комиссии руко­водствуются Инструкцией по приему детей в спецшколу соответствующего типа. Без заключения медико-педа-


готической комиссии переводить детей в специальные школы не разрешается.

При направлении в медико-педагогическую комис­сию предоставляются следующие документы

1 Педагогическая характеристика учащегося, в ко­
торой '-оворится о продолжительности его обучения в
массовой школе, содержится подробный анализ успе­
ваемости (особенно по родному языку и математике),
поведения, мероприятии, проведенных в целях повыше­
ния успеваемости (индивидуальная помощь, лечение
и др.)- При этом прилагается табель успеваемости

2 Письменные работы учащихся по родному языку
и математике (с анализом ошибок), выполненные на
уроках изобразительной деятельности рисунки.

3. Подробная выписка из истории развития ребен­ка, подписанная главным врачом детской поликлиники с заключениями:

педиатра об общем состоянии ребенка,

психоневролога с обоснованным медицинским диагно­зом и характеристикой умственного развития,

отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артику­ляции речи (приводятся данные о восприятии разго­ворной и шепотной речи, желательно аудиограммы),

офтальмолога с характеристикой органа зрения и с развернутым диагнозом,

врача-ортопеда (если у детей нарушена функция опорно-двигательного аппарата).

4 Свидетельство о рождении предъявляется.

Примечание. На детей, не обучавшихся в школе, предъявляются только документы, указанные в пп. 3,4.

При офтальмологическом обследовании надо прини­мать во внимание состояние всей зрительной системы, а не ограничиваться определением остроты зрения.

Для того чтобы учителя массовой школы и родители детей, направляемых в специальные школы, имели представление о системе обучения слабовидящих детей, кратко остановимся на типах, структуре специальных школ и содержании обучения в них.

В Советском Союзе для детей с нарушением зрения имеются следующие специальные общеобразовательные школы:

а) 9-летние общеобразовательные трудовые политех­нические школы-интернаты (раздельные для слепых и


слабовидящих детей)- В этих школах дети обучаются с 7- до 16-летнего возраста. Образовательный уровень соответствует 8 классам массовой школы. При школах слабовидящих имеются приготовительные классы, в ко­торые принимаются дети с 7—8-летнего возраста1;

б) средние 11-летние общеобразовательные трудо­
вые политехнические школы-интернаты (раздельные для
слепых и слабовидящих детей). В этих школах обучают­
ся дети от 7-летнего до 18—19-летнего возраста. Объем
знаний в этих школах соответствует программам средней
10-летней общеобразовательной массовой школы. При
общеобразовательных специальных школах создаются
приготовительные классы;

в) очно-заочные вечерние общеобразовательные сред­
ние специальные школы для работающей молодежи. Эти
школы строятся по принципу массовой школы анало­
гичного типа. Образовательный уровень соответствует
10-летней массовой школе;

г) 9-летние вспомогательные общеобразовательные
школы-интернаты для умственно отсталых детей с глу­
бокими нарушениями зрения. В этих школах учащиеся
получают знания в соответствии с программой обыч­
ной вспомогательной школы для умственно отсталых
нормально видящих детей. Такие школы имеются толь­
ко в РСФСР (одна из них в Новгородской области,
другая — в Тюмени). При крупных школах слепых и
слабовидящих в РСФСР и в других союзных респуб­
ликах организуются вспомогательные классы с напол­
няемостью 5—7 человек.

Для обучения слепоглухих детей с нарушением или утратой слуха в системе Министерства социального обеспечения РСФСР создано специальное учебно-воспи­тательное учреждение.

В специальных школах-интернатах слабовидящие школьники и слепые получают такой же объем знаний и умений, как и в массовой школе. В школах созданы условия для овладения основами наук, всестороннего развития, политехнической и профессионально-трудовой подготовки, предусматривается щадящий режим, спо-

1 Для слепых детей дошкольников в г. Уфе имеется специальный «Дом дошкольника», в который принимаются дети с 3- до 6-летнего возраста. Для детей с амблиопией и косоглазием в нашей стране создана сеть специачизированиых детских садов.


собствующий предупреждению утомляемости, осуществ­ляется система лечебно-профилактических мероприятий. В целях охраны зрения применяются повышенные норма­тивы искусственной освещенности, предусматриваются специальные условия учебной работы и специальная сис­тема учебного оборудования. Все это создает благопри­ятные условия для развития зрительного восприятия и повышает работоспособность слабовидящих школьни­ков.

Применение специальной мебели, в частности школь­ных парт, способствует предупреждению недостатков физического развития (нарушение осанки, позы, ско­лиозы и т. п.). В школах слабовидящих и слепых про­водится специально направленная коррекционно-воспи-тательная работа по ритмике, лечебной и профилакти­ческой гимнастике и т. д. С детьми, у которых наряду с нарушением зрения отмечаются речевые дефекты, ве­дутся индивидуальные и групповые логопедические заня­тия. Наполняемость классов в специальных школах для слабовидящих и слепых детей 12 человек. Небольшое число учащихся в классе позволяет вести индивидуаль­ную работу с учетом особенностей развития каждого ре­бенка.

В специальных школах введены факультативные занятия. Количество часов, отведенных на эти занятия, больше, чем в массовой школе. На этих занятиях уча­щиеся в соответствии с их интересами, способностями и зрительными возможностями получают более углублен­ные знания по литературе, математике, музыке истории и другим предметам.

На факультативных занятиях учащиеся также обу­чаются элементам электротехники, машиноведения, специальной графики, машинописи, домоводству, а так­же разным видам производственного и сельскохозяйст­венного труда (в соответствии с профилем специальной школы).

Учащиеся специальных школ находятся под постоян­ным медицинским наблюдением со стороны школьных врачей. При некоторых специальных школах созданы ортооптические и плеоптические кабинеты для лечения косоглазия и амблиопии.

Наличие сети специальных школ для обучения сла­бовидящих позволяет осуществить всеобуч в отношении каждого ребенка. Слабовидящие школьники, окончив-

7 М И Земцова 97


шие специальные средние школы, могут на общих осно­ваниях поступать в высшие учебные заведения, а также в профессионально-технические школы и училища по до­ступным им профилям. По окончании средней школы значительное число учащихся устраивается на работу на предприятия, в колхозы, совхозы и учреждения.

Некоторые слабовидящие с низким зрением (0,08 и ниже), а также слепые работают на предприятиях об­щества слепых, где для них созданы льготные условия (6-часовой рабочий день, увеличенный отпуск, путевки в специальные санатории и дома отдыха). Работающим на предприятиях и в учреждениях слепым и слабовидя­щим предоставляется целый ряд льгот и преимуществ, позволяющих завершить среднее образование и продол­жать образование в высших учебных заведениях по дос­тупным им специальностям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 1740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.63.190 (0.094 с.)