ТОП 10:

Занятия изобразительной деятельностью



И их значение для развития наблюдательности

И совершенствования зрительно-пространственных

Представлений

Трудности зрительно-пространсгвенного анализа, не­умение пользоваться приемами наблюдения обусловли­вают своеобразие обучения слабовидящих изобразитель­ной деятельности.

Однако опыт передовых учителей показал, чго слабо­видящих можно научить разносюронне и достаточно полно воспринимать натурные объекты, овладевать обо­гащенными конкретным содержанием образами и пере­давать их в реалистических рисунках и скульптуре.

Формирование образов предполагает целенаправлен­ное наблюдение, зрительную память, зрительное произ­вольное внимание, образное и пространственное мышле­ние. При обучении слабовидящих изобразительному ис­кусству возникает необходимость в преодолении значи­тельных и специфических трудностей

Неполноценное зрение не позволяет им выделить мно­гие признаки, свойства, форму, строение и взаимосоотно­шение отдельных частей в натурном объекте В выпол­ненных некоторыми слабовидящими рисунках с натуры отмечается нарушение пропорциональных отношений, неправильное взаимоположение некоторых частей и т п. Особенно большие трудности возникают у детей в про-

1 Специальные приборы подробно описаны в работе Р С Мур i-това «Технические средства обучения слепых и слабовидящих школьников». М, «Просвещение», 1968


цессе наблюдения и передачи перспективных изображе­ний Эти трудности обусловлены недоразвитием у детей бинокулярного, стереоскопического и глубинного глазо­мера (при косоглазии, амблиопии, монокулярном зрении и других зрительных недостатках). Использование неко­торых специфических приемов обучения позволяет сла­бовидящим детям воспринимать натурные объекты и передавать их в рисунках При наблюдении натурных объектов важно использовать разные сенсорные функ­ции зрение, осязание, слуховое восприятие

На основе воссоздающего воображения обогащаются образы восприятия и памяти На ^тои же основе форми­руется умение воплощать указанные образы в скульпту­ре и рисунке

Слабовидящие школьники осуществляют изучение натуры в сравнительно медленном темпе Они не видят детально некоторых существенных признаков предметов Эти специфические особенности зрительно пространствен­ного анализа затрудняют воссоздание целостного, синте­тического образа и передачу трехмерного натурною объекта в виде двухмерного рисунка на плоскости Сла­бовидящие школьники нуждаются в специфических прие­мах обучения изобразительному искусству При изуче­нии натурного предмета применяются разные методиче ские приемы Прежде всего детям необходимо словесно обрисовать натурный объект, выделив его основные при­знаки, форму, строение, величинные отношения После предварительной обрисовки натурного объекта и выделе­ния основных признаков учащимся предлагается самостоя­тельно рассмотреть натурный объект, а затем обследо­вать его с помощью осязания Рассматривание и обсле­дование натурного объекта учащимися сопровождается словесным объяснением учителя В тех случаях, когда у детей возникают трудности, связанные со становлением образа, рекомендуется использовать наглядные таблицы, в которых последовательно раскрываются строение и основные признаки, характеризующие предмет Перед тем как предложить передать натурный объект в изобра­жении, рекомендуется ознакомить учащихся с изобрази­тельными средствами и последовательными стадиями построения рисунка Учи-тель наблюдает за правильным ходом построения изображений.

У слабовидящих детей могут возникать расхождения между формирующимся образом натурного объекта и

9* 131


графическим его изображением на плоскости. Поэтому надо научить детей приемам сличения натуры с изобра­жением и умению вносить при этом необходимые уточне­ния в рисунок.

Для обогащения образа памяти рекомендуется про­честь те или иные отрывки из литературных произведе­ний на соответствующую тему. Это поможет учащимся осмыслить сформировавшийся на основе восприятия на­туры зрительно-пространственный образ.

Использование литературных текстов на уроках изоб­разительного искусства в значительной мере восполняет пробелы непосредственно чувственного опыта детей и по­могает им с помощью воссоздающего воображения и логической памяти сформировать расчлененный зритель­ный образ предмета. На основе того, что они наблюдали с помощью зрения, обследовали руками при изучении на­туры и слышали во время рассказа учителя или чтения им литературных текстов, у них воссоздается целостный зрительный образ. На основе пространственного вообра­жения, интеллектуальной интерпретации и логической переработки воспринятого у учащихся могут сформиро­ваться достаточно полные зрительные образы, которые они правильно передают в изображении.

В связи с обучением изобразительному искусству важно научить детей произвольно оперировать образами, мысленно уменьшать или увеличивать предметы, уста­навливать связи между отдельными частями предмета, соотносить образ восприятия отдельного предмета с об­разом восприятия рисунка. Особенно важно научить уча­щихся приемам передачи трехмерного предмета в виде двухмерного изображения в рисунке. Сформировавшие­ся у детей сложные синтетические образы важно облечь в словесную форму. Для этого рекомендуется использо­вать чтение литературных текстов на соответствующие темы не только в начале выполнения рисунка, но и пос­ле его завершения; кроме того, ученикам следует пред­лагать подробно рассказывать о том, что они нарисовали.

В этих условиях наглядный образ служит опорой словесной обрисовки изображаемого предмета, а слово помогает воссоздать наглядный образ памяти и внести необходимые уточнения в рисунок. На уроках изобрази­тельной деятельности выполняются иллюстрации к сказ­кам, рассказам, басням, стихотворениям и другим лите­ратурным произведениям. В качестве литературных и


иллюстративных произведений на уроках могут быть ис­пользованы отрывки из произведений Пушкина, Лермон­това, Есенина, Пришвина и др.

Положительный опыт использования литературных текстов на уроках изобразительной деятельности имеется в целом ряде школ слабовидящие, в частности, в москов­ских школах-интернатах № 2 и № 5 для слабовидящих детей (учителя В. А. Бельмер, А. И. Жарикова), в ленин­градских школах слабовидящих, в киевской школе для слабовидящих детей.

Обучение изобразительной деятельности имеет важ­ное коррекиионное значение для формирования предмет­ных и пространственных представлений, развития про­странственного мышления у слабовидящих детей. Поль­зуясь глазомером при изучении натуры, они оценивают форму, величинные отношения, овладевают приемами восприятия ближнего и дальнего пространства, простран­ственными понятиями. В процессе обучения рисунку фор­мируются понятия: «правее», «левее», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади» — и вырабатываются приемы оценки глубины пространства на основе зрительного анализа и синтеза. Важное методическое значение имеет обуче­ние детей восприятию и выполнению перспективных ри­сунков. Восприятие перспективы и передача ее в изобра­жении способствует формированию глубинного глазоме­ра, бинокулярного зрения и развитию сложных психиче­ских процессов, обеспечивающих восприятие натуры и передачу ее в рисунке.

Следует учитывать, что при неполноценном зрении учащиеся не могут продолжительно заниматься рисова­нием или черчением, В связи с этим придается большое значение охране и рациональному использованию зрения в процессе обучения рисунку.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.220.21 (0.006 с.)