Приемы обучения слабовидящих детей предметам, требующим зрительной ориентации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы обучения слабовидящих детей предметам, требующим зрительной ориентации



Некоторые особенности обучения слабовидящих детей предметам политехнического цикла

Значительные трудности возникают у слабовидящих школьников при обучении их предметам политехнического цикла математике, физике, химии, географии, черчению, биологии

Овладение этими предметами связано с необходимо­стью визуального наблюдения, которое у слабовидящих школьников страдает несовершенством в связи с непол­ноценным зрением Однако, как показывает опыт обуче­ния, преобладающее большинство слабовидящих успешно овладевает знаниями и использует их в практической деятельности Это достигается главным образом за счет использования правильных методов учебной работы Особенно важное значение при обучении предметам поли­технического цикла имеет проведение лабораторных и практических занятий, разного рода опытов, вовлечение учащихся в самостоятельную и активную работу по мо­делированию, конструированию, измерению, использова­нию различных вычислительных операций и т д

При изучении математики важное значение имеет обу­чение детей приемам устного счета Устный счет заменя­ет выполнение вычислительных операций под контролем зрения

Устный счет можно использовать при выполнении разных видов работы, например, при самостоятельном составлении задач, геометрического и счетного материа­ла, решении примеров и текстовых задач

Большое значение для усвоения математики имеет обучение способам решения задач и рациональным прие­мам вычислительных операций

Многие дети слабо воспринимают на слух математи­ческие тексты Одним из важных приемов преодоления этих трудностей являются математические диктанты Они способствуют формированию у слабовидящих детей способности воспринимать на слух математические при-


меры, улавливать смысловое содержание условии задлч, овладевать математическими терминами. Использование математических диктантов в некоторой степени освобож­дает учащихся от необходимости воспринимать эти тексты зрительным путем. Во время математических дик­тантов учащиеся должны производить устные вычисле­ния. После того как произведены вычисления, учащиеся записывают в тетрадях готовые ответы. Тексты диктуют­ся очень медленно, что дает учащимся возможность осоз­нанно воспринимать на слух содержание математиче­ских примеров или задач и уяснять их смысловое содер­жание.

Учитывая, что некоторые слабовидящие дети не сразу уясняют смысловое содержание задач, рекомен­дуется применять моделирование при изучении метри­ческой системы мер и геометрического материала, а так­же при решении текстовых задач. В начальных классах обучение математике важно связывать с занятиями по труду, изобразительной деятельности, природоведению

И Др.

Применение практически действенных приемов при обучении математике является важным условием созна­тельного усвоения знаний. На уроках труда дети могут изготовлять различные модели из картона, мягкой жести, проволоки. При этом рекомендуется пользоваться раз­личными приемами измерений и вычислений. Особенно важно использовать моделирование условий задач с косвенным содержанием, так как иногда, не уяснив кон­кретное содержание условий задачи, учащиеся испыты­вают затруднения при их решении.

При обучении математике большое значение прида­ется развитию у учащихся приемов глазомерной оценки расстояний, объемов, площадей и т. п. Такие приемы глазомерной оценки могут использоваться при выполне­нии различных заданий, связанных с измерением (изме­рение длин, объемов, измерение и вычисление площадей и т. п.). Практически действенные формы заданий спо­собствуют сознательному усвоению знаний и освобожда­ют учащихся от излишней зрительной работы. При овладении геометрическим материалом необходимо обра­тить внимание на правильность формирования геометри­ческих представлений. Это достигается в процессе моде­лирования, конструирования, выполнения графических работ и т. д.


В целях проверки усвоения знаний рекомендуется проводить письменные и устные контрольные работы, а также предлагать познавательные задачи, связанные с выполнением практических работ учащихся. Такая форма работы будет способствовать более сознательному усвое­нию знаний.

Моделирование задач может широко практиковаться при обучении учащихся старших классов физике и чер­чению. При обучении физике моделирование позволяет ученикам уяснить сущность физических процессов и яв­лений, сформировать правильные понятия, опираясь на знания и личный опыт учащихся.

Сошлемся на положительный опыт учителя Ленин­градской специальной школы А. А. Минаева. При обуче­нии детей с нарушением зрения он предлагает учащимся во внеклассное время выполнение разнообразных прак­тических и лабораторных работ. Для того чтобы уча­щиеся овладели методом решения физических задач, научились пользоваться аналитическими формулами и овладели знанием основных физических законов и опре­делений, он широко использует моделирование условий задач. Это позволяет детям с неполноценным зрением наблюдать физические явления и устанавливать между ними зависимости в связи с решением задач. Учащиеся, работающие в кружке по физике, моделируют кронштей­ны, рычаги и многое другое. Демонстрацию рычагов пер­вого и второго рода он осуществляет на разных конст­руктивного устройства моделях колодцев. Учащиеся уяс­няют физико-технические принципы подъема воды из колодца, овладевают лежащими в основе соответствую­щего явления физическими законами. Они решают зада­чи, пользуясь чертежами и схемами тех или иных моде­лей. Моделирование задач применяется и на уроках чер­чения и математики. Это имеет огромное познавательное значение. Учащиеся получают возможность на практиче­ски наглядной основе уяснить реальное содержание зада­чи, установить и обозначить предусмотренные условием задачи искомые данные и величины, раскрыть между ни­ми связи и зависимости, применить математические рас­четы и измерения, использовать графические средства. Опираясь на полученные знания и практический опыт, уча­щиеся сознательно овладевают системой знаний. Выпол­ненные модели опробируются на лабораторных занятиях, что позволяет уяснить практическое значение получен-


ных учащимися знаний по математике, физике, черчению и сформировать правильные понятия об изучаемых фи­зических явлениях и процессах

Моделирование условий задач, проведение практиче­ских и лабораторных работ обогащает мыслительную деятельность учащихся, способствует развитию простран­ственного и технического мышления, развивает ориенти­ровку в сложных физических явлениях, вооружает дей­ственными знаниями, которые учащиеся могут созна­тельно использовать в процессе трудовой и иных видах деятельности Все это имеет для слабовидящих особенно важное значение в связи с тем, чго у них сужены воз­можности визуального наблюдения физических, химиче­ских и других процессов и явлений действительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.005 с.)