ТОП 10:

Некоторых клинических формах нарушения зрения и причинах слабовидения



Наиболее распространенными формами нарушения зрения являются аномалии рефракции

К ним относятся разная степень близорукости (мио­пия), дальнозоркости (гиперметропия), дальнозоркий или близорукий астигматизм. Из других форм наруше­ния зрения можно назвать катаракту, атрофию зри­тельного нерва, альбинизм, микрофтальм (при глубо­ком нарушении зрения) и другие Наиболее распро­страненной формой нарушения зрения является бли­зорукость.

У некоторых детей нередко встречается так назы­ваемая амблиопия, развивающаяся вследствие бездей­ствия зрения при отсутствии видимых анатомических


изменений органа зрения, в частности, при содруже­ственном косоглазии.

При аблиопии затрудняется процесс рассматри­вания мелких предметов, нарушается фиксация взо­ра, восприятие формы и величины предметов. Формы амблиопии и степень снижения зрения могут быть раз­личными. Поэтому при наличии амблиопии на один или оба глаза следует принимать во внимание пониже­ние центрального и периферического зрения, состояние зрительной фиксации, поле взора и др.

При амблиопии, как правило, отмечается наруше­ние зрительной фиксации и прослеживающих функций глаза. Нарушение фиксации взора и движений глаз у слабовидящих детей при амблиопии замедляют процесс восприятия при чтении, письме, рисовании, рассматри­вании картинок, чтении географических и исторических карт. Исследования, проведенные Э. С. Аветисовым и рядом других научных работников, показали, что при проведении лечебно-восстановительной работы зритель­ное восприятие при амблиопии нормализуется.

При некоторых клинических формах нарушения зре­ния отмечается нистагм глаз. Наличие нистагма свиде­тельствует о нарушении иннервации глазных мышц, в ре­зультате чего снижается мышечный тонус, нарушается фиксация взора, отмечается неравномерность движения глаз, что затрудняет процесс восцриятия предметов и кх изображений. При нистагме ребенок затрудняется в сосредоточении зрительного внимания на рассматри­ваемых объектах. Эти затруднения особенно значи­тельны при динамическом восприятии.

Среди слабовидящих школьников очень часто встре­чаются дети с частичной атрофией зрительного нерва, с разнообразными стойкими изменениями сетчатых оболочек глаз, что указывает на перенесенные заболе­вания центральной нервной системы (менингит, менин-го-энцефалит и др.).

Как отмечалось выше, самыми распространенными формами зрительных дефектов являются аномалии ре­фракции. Высокие степени аномалии рефракции (аметро­пия) характеризуются разными изменениями размера глазного яблока. При близорукости глазное яблоко уве­личено в передне-заднем размере. При дальнозоркости передне-задний размер глазного яблока несколько мень­ше При высоких степенях аномалии рефракции возни-

2 М И Земцова 17


кают нарушения в восприятии величины предметов и изображений и оценке расстояний объектов от наблюда­теля.

При астигматизме, нередко сопровождающем бли­зорукость или дальнозоркость, вследствие неправиль­ной формы (деформации) роговой оболочки отмечает­ся неправильное преломление света У детей, страдаю-щих~астигматизмом, на сетчатке появляется искаженное изображение формы воспринимаемых предметов в верти­кальном, горизонтальном и других направлениях

Нарушения зрения в значительной мере зависят от состояния преломляющих сред глаз (роговицы, хрус­талика). Вследствие отклонений от нормы развития преломляющих сред изображения дальних предметов на сетчатке смещаются от наиболее чувствительного слоя сетчатки (в области желтого пятна). В результа­те этого глаза видят воспринимаемые предметы с большим напряжением и недостаточно отчетливо.

При близорукости в связи со слишком большим увеличением глаза в передне-заднем размере четко­го изображения на сетчатке не получается. Ребенок видит удаленные от него на известное расстояние предметы расплывчато. При близорукости отмечаются недостатки при восприятии настенных карт, таблиц, наблюдении дистантно расположенных предметов и процессов во время экскурсий, проведения практических работ на местности и др. У таких детей возникают трудности при чтении, письме, выполнении трудовых операций, восприятии изображений и т. д.

При помощи специально подобранных очков можно корригировать зрение, т. е. перемещать изображения предметов в плоскость наиболее светочувствительной части сетчатки. Тогда ребенок будет видеть предметы с достаточной отчетливостью Таким образом, рэоцрс неполноценного видения при близорукости можно нор­мализовать.

При дальнозоркости затруднено восприятие пред­метов, расположенных вблизи и вдали от глаз Дально­зоркие дети испытывают большие трудности во время за­нятий, предполагающих длительное рассматривание мел­ких объектов Такие трудности возникают, например, при чтении, письме, восприятии раздаточного материала (текстовых карточек, картинок, чертежей, географиче­ских и исторических карт и т п) Дальнозоркость мо-


жег быть корригирована путем подбора спепиальных очков, позволяющих четко различать предметы и изоб ражения.

Различают врожденные и приобретенные формы слабовидения. Наиболее распространенными формами нарушений зрения являются врожденные аномалии раз­вития органа зрения.

При врожденных формах нарушения зрения у де­тей возникают трудности в формировании непосред­ственно чувственного опыта, особенно на первых го­дах обучения в школе. У учащихся с трудом форми­руются представления об окружающей действительно­сти, жизни и труде людей, о процессах и явлениях при­роды. Представления о предметах и пространственных отношениях между ними отличаются сравнительной бедностью. Эти дети испытывают трудности при необ­ходимости ориентации в пространстве. Все это нередко затрудняет усвоение знаний, особенно по предметам политехнического цикла.

В связи с этим возникает необходимость в приме­нении учителем разных форм индивидуальной работы с такими детьми. До поступления в школу требуется серьезная подготовка таких детей к систематическому обучению в школе.

При приобретенных формах слабовидения важно учитывать, в результате каких причин и в каком воз­расте утрачено зрение Чем в более раннем возрасте наступило понижение зрения, тем более важно форми­ровать у учащихся приемы и способы использования неполноценного зрения во время занятий.

В зависимости от разной структуры дефекта, от разных клинических форм и причин нарушения зрения в той или иной степени страдают разные зрительные функции: острота центрального зрения, перифериче­ское зрение, бинокулярное зрение, цветоразличение и другие функции глаза.

Острота центрального зрения

Острота центрального зрения является основной функцией, от которой в значительной мере зависит со­стояние других функций зрительной системы. В норме острота зрения равна 1,0. Под ней понимается способ-

2* 19




 


VO1(| .500

V.0I6 D -33 3


V OJ 0-25O



V.0 3 D 16 87


Рис З Таблицы для определения


V=04 0-12 5

V-0 5 0=100


V.06 0=8 33


О


F V


 


V-0,7 0 -71*


* Ь С


V.08 ИХ If 4 О ffc *■» А


.0,9 0-555 О X A


V1 It


 


If t CXA *

остроты зрения у детей



ность глаза различать две светящиеся точки под углом зрения, равным одной минуте. Острота зрения определя­ется при помощи специальных таблиц, оптотипов и дру­гих способов проверки функций зрения. Для проверки зрения у детей используются специальные таблицы (см. рис. 3).

Следует различать, как отмечалось выше, остроту зрения для дали и остроту зрения для близи. При небольшой степени дальнозоркости (гиперметропии и ги-перметропическом астигматизме) острота зрения для близи хуже, чем острота зрения для дали.

При близорукости слабой степени (миопии и миопи-чсском астигматизме) острота зрения при работе на близком расстоянии лучше.

Повышению остроты зрения способствует ношение корригирующих очков, наличие благоприятных усло­вий освещенности, а также регламентирование зритель­ной нагрузки и др.

В настоящее время научными исследованиями ус­тановлено, что нарушение остроты зрения школьников ие является основной функцией, от которой зависит ход психического и физического развития.

Часто встречаются дети с очень низкой остротой зрения. Однако они успешно овладевают системой зна­ний и умений и не обнаруживают выраженных отклоне­ний в развитии. Вместе с этим бывают случаи, когда при' менее глубоких нарушениях зрения учащиеся зат­рудняются в овладении учебным материалом.

Острота зрения у школьников может изменяться в процессе учебной работы, как в сторону улучшения, так и в сторону ухудшения (А. И. Каплан, Н. Г. Крач-ковская, Н. В. Серпокрыл и др.). У одних учащихся б условиях школьного обучения острота зрения замет­но повышается, у других она снижается, i третьих оста­ется относительно стабильной. Снижение остроты зре­ния зависит от многих причин: от характера и клини­ческих форм нарушения зрения, от условий обучения, от режима зрительной нагрузки и др. Снижение остро­ты зрения отмечается также вследствие перенесенных болезней, переутомления, ухудшения функционального состояния центральной нервной системы и всего орга­низма, от особенностей протекания патологического процесса.


При нарушении остроты зрения до известных пре лелов (до 0,1 и ниже) у учащихся возникают значи­тельные трудности во время чтения, письма, восприя­тия изображений, ориентировки в пространстве. Уча щиеся не могут обозревать с парты написанное hj доске, узнавать географические объекты на карте, вос­принимать детали изображений на картинах и т. п.

У них возникают трудности при зрительном воспри­ятии предметов крупных размеров, расположенных на большом расстоянии от наблюдателя (здания, различ­ные сооружения и т. п.), при выполнении практических работ. Их зрительное восприятие характеризуется за­медленностью, фрагментарностью, недостатками зри­тельного анализа.

При благоприятных условиях острота зрения мо­жет не только восстанавливаться до прежнего уровня, но и в некоторых случаях повышаться. Этому в зна­чительной мере содействуют лечение, специально на­правленная коррекционно-воспитательная работа и осуществление системы мероприятий по охране и раци­ональному использованию зрения при обучении слабо­видящих детей.

Чаще всего повышение остроты зрения встречается у дальнозорких детей. У некоторых из них зрение кор­ригируется оптическими стеклами настолько хорошо, что они пользуются зрением, как и нормально видящие дети.

Огромное влияние на состояние остроты зрения, как это будет показано ниже, оказывает состояние осве­щенности школьных помещений. При достаточном уровне освещенности острота зрения повышается. При низкой освещенности острота зрения снижается. Зна­чительное влияние на состояние остроты зрения ока­зывает учебная нагрузка учащихся (исследования Е. М. Белостоцкой, В. И. Белецкой, А. Н. Гнеушевой и др.). При некоторых клинических формах нарушения зрения (при атрофии зрительного нерва, миопии с изменением глазного дна, при дальнозоркости и др ) под влиянием учебной нагрузки острота зрения, ви­димость и другие функции могут изменяться в сторону ухудшения (исследования А. Н. Гнеушевой). При ката­ракте острота зрения может оставаться неизменной в те­чение длительного времени, а после операции она повы­шается (А. И. Каплан).


Снижение остроты зрения отражается на общем са­мочувствии и работоспособности. Состояние остроты центрального зрения имеет важное значение для фор­мирования непосредственно-чувственного опыта ребен­ка. Правильность и полнота зрительного восприятия объектов находится в прямой зависимости от состоя­ния зрения. Чтобы показать зависимость точности и полноты восприятия от остроты зрения, приведем ре­зультаты изучения 38 учащихся начальных классов с разной степенью нарушения остроты центрального зрения. Детям было предложено узнать с помощью зре­ния хорошо им знакомые муляжи разных фруктов и овощей: яблоко, груша, слива, апельсин, морковь, картошка, репа. Выяснилось, что дети с остротой зре­ния от 0,01 до 0,05 правильно опознали 49% предъяв­ленных им объектов, с остротой зрения от 0,06 до 0.09—62% и, наконец, с остротой зрения от 0,1 до 0,3—75%. При предъявлении этих же объектов нор­мально видящим школьникам наблюдалось безошибоч­ное узнавание каждого из них. Некоторые первоклас­сники с глубокими нарушениями остроты зрения в пределах 0,01—0,05 при восприятии муляжей обнару­живали грубые уподобления,- ошибки и замены одного объекта другим, например, по признаку цвета муляж картошки называли грушей, репой, муляж сливы — абрикосом и т. п., в то время как нормально видящие дети, а также дети, у которых зрение хорошо корриги­руется стеклами, безошибочно узнали все предъявлен­ные им муляжи фруктов и овощей. Из этих данных мы видим, что состояние остроты зрения оказывает замет­ное влияние на правильность узнавания предметов, что нередко связано с формальным усвоением знаний.

Характер восприятия учебного материала и окру­жающих предметов зависит также от состояния дру­гих функций зрительной системы' поля зрения, биноку­лярного зрения, цветоразличения, а также от состояния двигательных функций глаза.

Большое влияние на состояние зрительной системы оказывает тяжесть и характер перенесенных заболева­ний или нарушений центральной нервной системы. При одной и той же остроте зрения, но при разных клини­ческих формах нарушения и аномалиях развития орга­на зрения зрительные возможности восприятия слабо­видящих детей различны.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-10; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.231.247.139 (0.007 с.)